Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

II. Наблюдения за жизнью птиц зимой

Лабораторная работа № 1

Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.

Цель: знакомство с многообразием водных простейших

Оборудование: готовые микропрепараты «Инфузория-туфелька», «Эвглена зеленая», «Амеба обыкновенная», микроскоп, таблицы.

Ход работы.

  1. Рассмотрите микропрепараты под микроскопом.
  2. Определите форму тела, величину и окраску простейшего.

Оформление результатов:

зарисуйте инфузорию, амебу, эвглену и обозначьте основные части.

Сделайте вывод:

заполните таблицу «Сравнительная характеристика простейших».

Лабораторная работа № 2

Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Цель: изучение внешнего строения дождевого червя на натуральном объекте, знакомство с многообразием кольчатых червей.

Оборудование: чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа, таблицы.

Ход работы.

  1. Рассмотрите тело дождевого червя.

Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность тул о вища.

Найдите передний и задний концы тела, поясок.

Определите, на каких сегментах тела находится поясок.

  1. Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.
  1. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она - сухая или влажная? Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?
  1. Рассмотрите рисунки кольчатых червей. Какие представители относятся к классу кольчецов?

Оформление результатов:

зарисуйте дождевого червя с обозначением переднего, заднего концов тела, члеников и пояска.

Сделайте вывод, ответив на вопрос.

Каковы приспособления дождевого червя к условиям жизни в почве?

Лабораторная работа № 3

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Цель : изучение внешнего строения представителей ракообразных.

Оборудование: ручная лупа, микроскоп, культуры да ф ний, циклопов, ракушковых рачков; влажные препараты: раки, кр е ветки и др.

Ход работы.

  1. Рассмотрите с помощью лупы живых ракообразных в пробирках. Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.
  1. Рассмотрите микропрепараты под микроскопом. Отметьте сходство и различие во внешнем строении тела, в характерных движ е ниях, окраске.
  1. Сравните между собой крупных ракообразных: креветок и раков. Выявите сходство и различие во внешнем строении.

Оформление результатов:

зарисуйте контуры тела рака и дафнии с обозначением видимых органов и частей тела.

Обоснуйте вывод о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу в типе членистоногих.

Лабораторная работа № 4

Изучение представителей отрядов насекомых.

Цель: знакомство с представителями отрядов насекомых.

Оборудование: коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вр е дителей леса, сада, огорода, продовольственных запасов и другие из имеющихся в школе.

Ход работы.

1. Рассмотрите предлагаемые коллекции.

Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обр а тив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число крыльев, усиков, глаз.

Отметьте, каковы их местные названия, каково их значение в природе и жизни человека.

  1. Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относ я щихся к каждому отряду. Дополните его списком местных видов, хорошо вам известных.
  1. Рассмотрите вредителей различных культур или продовольстве н ных запасов. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспо м ните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе.

Оформление результатов:

Заполните таблицу.

Лабораторная работа № 5

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Цель: изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб.

строение и передвижение рыб

Оборудование: демонстрационные аквариумы (2-3 шт.), аквариумные рыбы. Ми к роскопы, чешуя карпа.

Ход работы.

1. Рассмотрите внешний вид плавающих рыб в аквариуме.

Отметьте, какова форма тела рыб; равномерно ли окрашено тело рыб; видна ли боковая линия; каково расположение рта; имеется ли чешуя.

Обратите внимание на расположение парных и непарных плавников;

на характер движения плавников, когда рыба стоит на месте; когда движется (лучше смотреть сверху); на синхронность движения рта и жабе р ных крышек; существует ли связь между ними; каково отношение ос о бей разных видов к резкому взмаху рукой у стекла, стуку по стеклу; каковы характер и скорость передвижения рыб в момент испуга.

  1. Рассмотрите чешую рыбы под микроскопом.

Оформление результатов:

зарисуйте контуры тела рыбы и подпишите части тела.

Сделайте вывод , ответив на вопрос.

В чем выражается приспособление внешнего строения рыбы к жизни в воде?

Лабораторная работа № 6

Изучение внешнего строения птиц.

Цель: изучение внешнего строения птиц и их перьев.

Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, лупа ручная, микроскоп.

Ход работы.

  1. Рассмотрите чучело птицы.
  2. Найдите голову. Какие органы расположены на голове?
  3. Найдите конечности. Сколько их, что они собой представляют?
  4. Рассмотрите покровы тела.
  5. Рассмотрите каждый вид пера. Рассмотрите их под лупу. Чем отличается пуховое перо от контурного?

Оформление результатов:

зарисуйте чучело птицы, запишите название; подпишите части туловища; зарисуйте виды перьев и обозначьте их.

Сделайте вывод :

Какие особенности строения птиц позволяют считать, что они произошли от пресмыкающихся?

Лабораторная работа № 7

Изучение особенностей различных покровов тела.

Цель: систематизирование знаний о покровах тела, начиная с простейших и включая покров тела млекопитающего.

Оборудование: микропрепараты: «Эвглена зеленая», «Амеба», «Инфузория-туфелька», «Гидра», «Планария», «Муха», «Комар», таблицы «Покровы тела хордовых», «Покровы тела рыб», «покровы тела птиц», чучела птиц, животные из уголка живой природы (червь дождевой, моллюск, ракообразное, насекомое, рыба, черепаха, птица, млекопитающее); чешуя карпа, перо, шерсть, к о жа, волос, рог, микроскоп.

Ход работы.

1. Внимательно рассмотрите предложенных вам животных, вначале
невооруженным глазом, затем - с помощью лупы.

Выявите сходство и различия в покровах различных животных. Отметьте особенности окраски, эластичности, подвижности покровов различных животных.

2. Рассмотрите микропрепараты под микроскопом. Какое строение они имеют? Какую функцию выполняет оболочка простейших? Какие клетки образуют покров тела планарии?

3. Рассмотрите ракообразного или насекомого (лучше, если это
рак или жук), рассмотрите их покровы невооруженным глазом и с
помощью лупы.

Отметьте прочность хитинового покрова; особенности покровов член и стоногих по сравнению с червями и моллюсками.

4. Рассмотрите тело рыб, покрытое чешуей, панцирь черепахи. Отметьте сходство в строении чешуйки рыбы и щитка панциря черепахи; наличие годичных колец, плотность и прочность этих покровов; различия в покровах тела у рыб и черепахи.

Оформление результатов:

Заполните таблицу.

Лабораторная работа № 8

Изучение стадий развития животных и определение их возраста

Цель: определение возраста животных.

Оборудование: лупы; раковины двустворчатых моллюсков, чешуя карпа, раствор н а шатырного спирта, вата.

Ход работы.

Определите возраст у двустворчатого моллюска по раковине, а у рыбы - по чешуе.

Найдите на раковине двустворчатого моллюска годичные кольца и подсчитайте их число; на чешуе карпа, предварительно протертой нашатырным спиртом, найдите годичные кольца и подсчитайте с пом о щью лупы их число.


Морозова Татьяна Васильевна. Учитель биологии

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мулымская средняя общеобразовательная школа.

Аннотация

Лабораторные занятия с живым материалом должны явиться одним из основных моментов изучения зоологии в школе. Как правило, их следует ставить в начале каждой серии уроков, посвященных знакомству с новой группой животных (простейшие, круглые черви, кольчатые черви, моллюски, низшие ракообразные, речной рак, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Использование местных природных объектов является эффективным средством развития познавательной и творческой деятельности, влияющим на усвоение программных и краеведческих знаний и развитие исследовательских начал.

Настоящий практикум включает 16 лабораторных работ по разделу «Животные», которые могут проводиться при изучении базового курса, охватывая большинство его тем.

Порядок лабораторных работ соответствует логике и уровню изложения учебного материала в учебнике (Биология. Животные. 7 класс. / В.В.Латюшин, В.А.Шапкин.- М.:Дрофа, 2011).

Лабораторная работа не всегда должна занимать целый урок, она может быть рассчитана и на часть урока и проводиться как его фрагмент.

Инструкция по технике безопасности

При проведении лабораторных работ по зоологии

I. Общие требования

1. Быть внимательным, дисциплинированным, осторожным, точно выполнять указания учителя.

2. Не вскакивать, не прыгать, не делать резких движений.

3. Располагать приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держать на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении работы.

II. Требования при работе с живыми объектами.

1. Прежде чем приступить к лабораторной работе с живым объектом, внимательно выслушайте

объяснения и задание учителя.

2. Перед изучением объекта, прочитайте задание. Рассмотрите объект, который находится в сосуде.

3. Без разрешения учителя не берите этот объект в руки.

4. При работе с живым объектом соблюдайте осторожность, не сдавливайте и не травмируйте живой

5. Выполнив наблюдение за живым объектом, положите его обратно в сосуд или

емкость, где содержался живой объект.

6. Окончив работу, приведите в порядок рабочее место: соберите инструктивные карточки и вытрите

лабораторный стол.

7. Вымойте руки с мылом и вытрите насухо полотенцем.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.

Тема: Изучение представителей простейших

Цель: рассмотреть особенности строения и процессы жизнедеятельности различных

простейших и сравнить их между собой.

Оборудование: культуры: инфузории - туфельки, амёбы, сувойки, эвглены зелёной,

микроскопы, предметные стёкла, кусочки ваты, пипетки.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Приведите микроскоп в рабочее положение. Для этого поставьте микроскоп

штативом к себе на расстоянии 5-8 см от края стола, с помощью зеркала

направьте свет в отверстие предметного столика.

2.Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки

поместите каплю культуры; положите в капельку несколько волокон ваты,

накройте её покровным стеклом.

3.Положите микропрепарат на предметный столик и с помощью винта плавно

опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии,

близком от препарата.

4.Найдите в поле зрения представителя простейших. Для этого с помощью

винта медленно регулируйте положение тубуса до тех пор, пока не появится

чёткое изображение простейшего на препарате.

5.Определите форму тела туфельки, рассмотрите её передний (тупой) и задний

(заострённый) концы тела, предротовое углубление.

6.Пронаблюдайте за передвижением простейших и сделайте вывод о роли

жгутиков и ресничек в передвижении простейших.

7.Зарисуйте увиденных простейших в тетради и подпишите поподробнее

увиденные вами их части тела.



Эвглена Амёба Инфузория - Сувойки Бурсария

Зелёная обыкновенная туфелька

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.

Тип Круглые черви

Представители: свободноживущие нематоды, коловратки.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите без увеличительных приборов культуру

свободноживущих нематод, выращенную на белом хлеб.

Опишите этих червей: их число, размеры, окраску, характер

движения.

2.На влажном препарате аскарид найдите самца и самку.

Отметьте, вчём их различие, в чём сходство с теми круглыми

червями, которыхвы только что рассматривали.

3.Поместите несколькихживотных из культуры коловраток в каплю

воды и рассмотритепри малом увеличении микроскопа. Отметьте сходство и различие

во внешнем строении тела, в характерных движениях, окраске.

4.Пронаблюдайте за передвижением коловраток и сделайте вывод о роли

ресничек при движении и питании коловраток.

5.Зарисуйте коловраток в тетради (несколько видов) и подпишите увиденные

вами части её тела.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.

Ход работы.

ЗАДАНИЕ I.

1.Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму тела, окраску, размеры,

сегментированность туловища. Найдите передний и задний концы тела, поясок.

2.Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно

проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего

к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью

лупы прикосновение щетинок на теле червя.

3.Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная?

Сделайте вывод о значении такой кожи и щетинок для жизни червя в почве.

ЗАДАНИЕ II.

1.Поместите пиявку стеклянную банку, заполненную водой.

2.При помощи лупы рассмотрите внешний вид пиявки. Обратите внимание

на форму и окраску тела, число и расположение присосок. Постарайтесь

измерить длину пиявки в её спокойном состоянии.

3.Рассмотрите и опишите устройство рта у присосавшейся к стеклу пиявки.

4.Попытайтесь мягкой кисточкой сбросить пиявку в воду со стенки банки.

5.Понаблюдайте за перемещением пиявки в банке с водой.

Опишите движение пиявки.

6.Выявите другие (помимо плавания) способы передвижения пиявки.

ЗАДАНИЕ III.

1.Рассмотрите с помощью лупы трубочника.

Отметьте окраску тела, размеры, форму тела. Найдите передний и задний

конец тела. Отметьте наличие щетинок.

2.Обратите внимание на особенности поведения трубочника (держатся вместе

или одиночно).Дотроньтесь до трубочника кисточкой. Отметьте его реакцию.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.

Ход работы

Задание I.

1.Рассмотрите предложенные вам раковины моллюсков. Разделите их на группы:

брюхоногих и двустворчатых.

2.У брюхоногих отметьте:

- наличие и отсутствие симметрии_______________________________________________

Вправо или влево закручена раковина___________________________________________

Имеется ли разница в числе завитков____________________________________________

Окраска ____________________________________________________________________

Размеры ____________________________________________________________________

Наличие выростов (бугорки, шипы т.д)__________________________________________

- перечислите из них виды, встречающиеся в нашей области _________________________

3. У двустворчатых моллюсков опишите:

- наружный слой створок раковин ____________________________________

Внутренний слой раковины ________________________________________

Количество лет ___________________________________________________

Форма раковин ___________________________________________________

Окраска __________________________________________________________

размеры_________________________________________________________

4.Перечислите виды местных моллюсков.

ЗАДАНИЕ II.

1.Рассмотрите водных брюхоногих моллюсков: катушку и прудовика.

Сравните их строение и запишите результаты: Таблица

2.Понаблюдайте за моллюсками, ползающими по стеклу.

Опишите характер перемещения______________________________________________

Понаблюдайте, поднимается ли моллюск к поверхности воды______________________

Если поднимается, то отметьте, через сколько минут подъем повторяется ____________________________________________________________________________

Наличие ноги________________________________________________________________

Наличие щупальцев на ноге____________________________________________________

Площадь подошвы ползающего моллюска_______________________________________

ЗАДАНИЕ III.

Наблюденияза наземными моллюсками.

1.Проведите наблюдения за голым слизнем, используя лупу.

Отметьте следующее:

- наличие раковины_____________________________________________

Наличие большого количества слизи на теле__________________________

Симметрия тела _________________________________________________

Отделы тела_____________________________________________________

Волнообразные сокращения мускулатуры подошвы____________________

Сколько щупалец на голове_____________________________________________

Наличие и вид ротового отверстия_______________________________________

2.Поместите к слизням кусочки капусты и томатов.

Наблюдайте:

Скорость перемещения _________________________________________________

Какую пищу предпочитают _____________________________________________

3.Используя лупу, проведите наблюдение за улиткой.

Наличие раковины _________________________________________

Симметрия тела____________________________________________

Наличие ноги с тёркой ______________________________________

Где держатся моллюски (на растениях, на земле, на стекле)

Дотроньтесь до моллюска мягкой кисточкой. Опишите реакцию моллюска.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы по работе (о приспособлениях моллюсков к обитанию в различной среде, о строении, о передвижении) ___________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.

Тип Членистоногие

Представители: дафнии, циклопы, речной рак, креветка.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

I.Внешний вид рака.

1.Какую окраску имеет тело живого рака? Сравните (на ощупь) твёрдость его покрова с

покровом дождевого червя.

II.Головогрудь.

2.Найдите головогрудь и борозду (шов) между головой и грудью. Выясните соединение.

Какие органы находятся на головогруди рака (усики, глаза, ротовые органы,

ходильные ноги, их количество и строение)?

3.Осмотрите головогрудь и бока (под ногами) рака. Найдите щель, ведущую в жаберные

III. Брюшко

4. Сосчитайте количество члеников брюшка. Найдите ножки и сосчитайте их количество.

Сравните их с ходильными. Найдите хвостовой плавник и заднепроходное отверстие.

Какой вывод вы сделаете о роли конечностей?

IV.Рассмотрите с помощью лупы живых ракообразных в пробирках.

5.Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.

6.Поместите по очереди нескольких животных из культуры в каплю воды и рассмотрите

их при малом увеличении микроскопа. Отметьте сходства и различия во внешнем

строении тела, в характерных движениях, окраске.

7.Сравните между собой крупных ракообразных: креветок и раков.

Выявите сходство и различие во внешнем строении.

8.Обоснуйте вывод о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу в

типе членистоногих.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

Отряд таракановые

Представитель: рыжий таракан.

Ход работы

ЗАДАНИЕ I.

1.Рассмотрите покров тела, его прочность, окраску, размер

2.Отметьте, насколько свободные движения может производить

голова животного.

3. Рассмотрите, какие органы чувств находятся на голове:

найдите членистые усики и глаза, отметьте их количество.

4. Положите на стеклянную палочку кусочек тыквы и

поднесите его ко рту рыжего таракана, подробно опишите,

как ощупав его ротовыми щупиками, он облизывает и грызёт их.

5. Под лупой рассмотрите ноги насекомого, подвижность их

сочленений, лапки с присосками и щетинками. Отметьте для

себя, что на лапках тараканы переносят микробы, в том числе

и болезнетворные.

6. Рассмотрите брюшко таракана и определите пол насекомого.

7. Рассмотрите и отметьте в таблице тип ротового аппарата.

Отряд прямокрылые

Представитель: сверчок полевой.

ЗАДАНИЕ II.

1.Рассмотрите особенности крыльев и надкрыльев, сравните

их длину и окраску.

2.Сравните длину передних и задних ног, пронаблюдайте за

передвижением и отметьте тип движения.

3.Рассмотрите строение ротового аппарата при помощи лупы.

4.Рассмотрите усики, отметьте их количество, пронаблюдайте

их движение, сделайте вывод об их значении.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

(продолжение)

Отряд жуки.

Представитель: майский жук.

Ход работы

I.ЛИЧИНКА

ЗАДАНИЕ I.

1.Рассмотрите личинку, форму тела, окраску, длину.

2.Рассмотрите червеобразное тело, разделённое на членики.

Подсчитайте количество грудных и сколько их на брюшке

(грудные членики с конечностями).

3. Подсчитайте сколько на груди личинки членистых ножек

и сколько их пар. Предложите тип передвижения (ползающий,

прыгающий, летающий).

4. Найдите на члениках брюшка - овальные дыхательные отверстия,

через которые воздух поступает в трахеи личинки?

II. ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ

ЗАДАНИЕ II.

1. Рассмотрите форму тела, окраску, длину, покров.

2. Рассмотрите и отметьте на голове число глаз, усики,

найдите мощные ротовые придатки.

3. Возьмите кусочки пищи (хлеб) и осторожно на

палочке поднесите её ко рту майского жука - определите тип

ротового аппарата.

4. Рассмотрите три пары конечностей, какого типа конечности

(плавательные, ходильные).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

(продолжение)

Отряд Двукрылые

Представитель: комар –дергун

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1. Рассмотрите в лупу личинку комара (дергуна), её голову с глазами и ротовыми придатками, грудь с пучком щетинок, отметьте, как она передвигается в воде.

2. Найдите членистое брюшко с дыхательной трубочкой на конце.

3. Отметьте, как плавает личинка. Если удастся пронаблюдать, как она дышит в воде,

проследите, поднимается ли она к поверхности воды.

4. Отметьте на конце брюлека- раздвоенный отросток- предположите чем он служит у личинки?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7.

Класс Рыбы

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в банке с водой, определите её

форму тела и объясните, какое значение имеет такая форма в жизни рыбы.

2.Рассмотрите покровы тела рыбы. Объясните, какое значение имеет чешуя

в жизни рыбы.

3.Определите окраску рыбы на брюшной и спинной сторонах её тела.

Объясните значение разной окраски брюшной и спинной сторон тела рыбы.

4.Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост.

5.На голове рыбы найдите глаза и ноздри. Определите, какое значение они

имеют в жизни рыбы. Есть ли веки? Есть ли органы слуха?

Постучите по стеклу банки и установите, слышит ли рыба.

6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные и непарные плавники.

Объясните, их значение в жизни рыб. Понаблюдайте за работой плавников

при передвижении рыбы в воде.

7.Найдите боковую линию. Ознакомьтесь по рисунку и тексту учебника с

строением и значением её.

8.Рассмотрите форму головы. Как она переходит в туловище?

9.Найдите жаберные крышки. Пронаблюдайте дыхательные движения -

попеременное открывание и закрывание рта и жаберных крышек.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8.

Ход работы

Задания:

Рассмотрите на живых лягушках, помещенных в стеклянные банки, особенности их внешнего строения и передвижения.

1.Рассмотрите форму тела лягушки, обратите внимание на укороченное тело, лишённое

хвоста, сплюснутость тела сверху вниз, отсутствие шеи. Сравните с формой тела рыб.

В чём сходство и различие?

2.Опишите внешний вид каждой пары конечностей. Сравните эти конечности по

величине и деталям строения. В чём сходство и различие? С какими органами

передвижения можно сравнить конечности лягушки? Как отличить резкое отличие

конечностей лягушки от плавников рыб?

3.Рассмотрите передвижение лягушки на суше. Какая пара конечностей выполняет

ведущую роль? Какова роль второй пары конечностей?

4.Рассмотрите передвижение лягушки в воде. Какая пара конечностей выполняет

ведущую роль? Какие у неё есть для этого приспособления?

5.Подсчитайте число пальцев на передних и задних конечностях. Сравните их по

величине. На каких конечностях сильнее развита мускулатура? С чем это связано?

6.Рассмотрите кожный покров лягушки. Одинакова ли окраска кожи на спине и на

брюшной стороне. Какое это имеет значение? Обратите внимание на слизь, которая

выделяется кожными железами. Каково значение слизи? Сравните с покровами тела

7.Какие приспособления во внешнем строении лягушки способствуют жизни её на суше

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Возьмите ящерицу в руки спинной стороной вверх.

Рассмотрите её тело. Какой оно формы? Вспомните отделы тела лягушки.

Как соединяется голова с туловищем у ящерицы и лягушки?

2. Найдите конечности. Как они развиты? Сравните длину передних и задних

конечностей. Из скольких отделов они состоят? Сколько пальцев в кисти и стопе?

Чем они оканчиваются? Что общего в строении конечностей ящерицы и лягушки?

Какие различия? Чем их можно объяснить?

3. Пользуясь лупой, рассмотрите покровы туловища и конечностей со спинной стороны.

Обратите внимание на форму чешуй. Рассмотрите покровы головы и брюха. Найдите

на них роговые щитки. Одинаковые чешуйки на различных частях тела? Вспомните

строение кожи лягушки.

Чем объяснить различия в строении кожных покровов у ящерицы и лягушки?

4.Рассмотрите голову. Найдите рот; парные ноздри; сзади ноздрей по бокам

головы- глаза. Сосчитайте количество век, (пользуясь препаровальной иглой). На

заднем конце головы найдите слуховые отверстия. Найдите и рассмотрите в лупу (на

верхней поверхности головы по средней линии) непарный теменной глаз.

5. Какие черты внешнего строения ящерицы говорят о её наземном существовании?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10.

Тема: Изучение представителей класса птицы .

Цель: найти во внешнем строении птицы черты приспособленности к полёту.

Оборудование : живой объект - живая птица.

Класс Птицы.

Представитель: любая птица.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите внешний вид птицы. Установите, из каких отделов состоит тело птицы.

Обратите внимание на характерные особенности внешнего строения птицы:

перьевой покров, веретенообразная форма тела, наличие хвоста и перьев.

2.Рассмотрите голову птицы. Какие органы расположены на ней? Какое значение имеет

подвижная шея?

3.Рассмотрите передние конечности птицы? Какой вид они имеют? Каким органам

наземных позвоночных соответствуют крылья птиц? Найдите в крыле отделы,

характерные для передних конечностей позвоночных животных.

4.Рассмотрите ноги птицы. Чем они покрыты? Сколько пальцев на ногах?

Чем они оканчиваются?

5.Рассмотрите расправленные крылья и хвост. Обратите внимание на большую

летательную поверхность, лёгкость и прочность этих органов. Одинаковы ли

по внешнему виду различные перья крыла и хвоста.

6.Обратите внимание на черепицеобразное расположение покровных перьев.

Сравните с расположением чешуи на теле рыбы. Какое значение имеет такое

расположение перьев?

7.Есть ли разница во внешнем виде маховых, рулевых и покровных перьев?

С чем это связано?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11.

Тема: Изучение представителей класса млекопитающие .

Цель: раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих.

Оборудование : живые объекты – домашние животные: кролик, кошка, собака и другие

животные.

Класс Млекопитающие.

Представитель: домашний кролик.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите внешний вид млекопитающего. Установите, из каких отделов состоит тело

Обратите внимание на характерные особенности внешнего строения кролика:

волосяной покров, вытянутая форма тела, наличие хвоста.

2.Опишите строение и значение волосяного покрова (длинные волосы –ость, короткие -

подшерсток) в связи с их функциональным значением.

Отметьте, когда происходит линька и как при этом меняется волосяной покров.

3.Найдите вибриссы. Что собой представляют? Где они располагаются? Каково их

значение?

Какие производные эпидермиса, кроме волос, имеются у млекопитающих?

Каково значение этих образований?

4.Укажите наличие желёз на коже млекопитающего и раскройте их значение.

5.Рассмотрите голову. Какие органы чувств расположены на ней и каково их

значение? Выяснить роль органов чувств в ориентировке кролика.

6.Рассмотрите передние и задние конечности кролика. Как расположены конечности по

отношению к туловищу? Каково значение такого расположения в жизнедеятельности

Отметьте способ передвижения кролика.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Внимательно рассмотрите предложенных вам животных, вначале невооруженным

глазом, затем - с помощью лупы.

Выявите сходство и различия в покровах различных животных.

Отметьте особенности окраски, эластичности, подвижности покровов различных

животных.

2. Поместите на стекло или лист бумаги дождевого червя или брюхоногого моллюска.

Обратите внимание на влажный след, оставляемый этими животными при движении;

покрытую слизью кожу; раковину моллюска, её прочность, внешнюю и внутреннюю

поверхность, окраску.

3. Возьмите в руки насекомого (лучше, если это будет жук), рассмотрите их покровы

невооруженным глазом и с помощью лупы.

Отметьте прочность хитинового покрова; особенности покровов членистоногих по

сравнению с червями и моллюсками.

4. Рассмотрите тело рыб, покрытое чешуёй, панцирь черепахи.

Отметьте сходство в строении чешуйки рыбы и щитка панциря черепахи;

наличие годичных колец, плотность и прочность этих покровов; различия в покровах

тела у рыб и черепахи.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите животных, находящихся перед вами.

Отметьте, как перемещаются животные; каков характер их движений.

Выявите, какие приспособления, органы, части тела участвуют в перемещении

животного; как меняется характер движения при испуге или прикосновении.

среде обитания.

2. Наблюдайте за животными, изменяя условия среды.

Определите характер движения животного;

Способность менять способы движения;

Число способов передвижения для каждого объекта.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1. Проведите наблюдения за животными, находящимися перед вами.

Отметьте, с какой частотой открываются у рыб жаберные крышки;

Как взаимосвязаны движения жаберных крышек и ротового отверстия;

Есть ли видимые дыхательные движения у земноводных (жабы, лягушки),

рептилий (черепахи, ящерицы), птиц и млекопитающих.

2. Заставьте животных 2 -3 минуты интенсивно двигаться. Повторите наблюдения.

Отметьте, изменились ли интервал и частота движений, связанных с дыханием;

изменился ли характер дыхательных движений?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Прикоснитесь или попытайтесь прикоснуться к животному. Объясните ответную

Отметьте: как реагирует дождевой червь на прикосновение;

Какова реакция моллюска, если слегка ударить по егораковине палочкой;

Каково поведение насекомых и ракообразных, когда к ним приближается палочка;

Позволяют ли прикоснуться к себе рыбы, земноводные, пресмыкающиеся;

Как ведут себя животные, когда к ним приблизить дольку чеснока или лука.

2.Сформулируйте вывод на основании изучения реакций животных на раздражения:

наблюдали ли вы пассивные или активные реакции, попытки

защиты, агрессии?

3.Каково значение этих реакций в жизни животных?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 16.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

Таблица

Лабораторные работы по биологии 7 класс

«Животные» (В.В.Латюшин, В.А.Шапкин)

Практическая работа №1

«Наблюдение за ростом и развитием животных»

Цель: наблюдение за ростом и развитием животных на примере котят

Оборудование: кошка с новорожденными котятами.

Ход работы

Проведите наблюдения за новорожденными котятами. Выясните, на какой день после рождения у них открываются глаза и как после этого изменяется поведение котят. Наблюдайте за тем, как изменяется отношение кошки к котятам по мере их роста. Отметьте, когда котята становятся вполне самостоятельными.
Наблюдайте за игрой котят. Проследите, начинают ли котята играть сами или первоначально их побуждает к этому мать. Установите, с какого возраста они преследуют движущийся предмет (бумажку на ниточке).

Практическая работа №2

«Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных НСО»

Цель: наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных на примере птиц Купинского района Новосибирской области.

Оборудование: птицы родного края

Ход работы

I. Наблюдения за жизнью птиц осенью

Установите осенью точные даты:

а) первых песен молодых самцов;
б) появления первых стай уток, журавлей, гусей;
в) появления стай грачей, скворцов.

Отметьте состав стай, их численность, соотношение полов, количество молодых и старых (по оперению); направление их передвижений в течение всей осени.
Запишите результаты наблюдений в тетради.

II. Наблюдения за жизнью птиц зимой

Каких зимующих птиц вы знаете?
Научитесь узнавать на снегу следы вороны, галки, сороки, устанавливать по ним, что делали птицы.
Понаблюдайте за птицами в мороз, оттепель, перед снегопадом. Установите связь их поведения с погодой.
Выкладывая ежедневно корм в кормушку около своего дома (всегда в определенные часы), проследите, как скоро воробьи и синицы начнут прилетать на кормление в это время, будут ли требовать еды, вся ли стайка появится сразу или сначала разведчики.
Зарисуйте следы и запишите результаты наблюдений в тетради.

III. Наблюдения за прилетом птиц весной

Установите весной точные даты:

а) появления первых грачей, скворцов;
б) пролета первых стай уток, журавлей, гусей;
в) первых песен скворца, кукушки.

Наблюдения за выкармливанием птенцов декоративными птицами (попугайчиками, канарейками)

Отметьте дату начала насиживания яиц. Наблюдайте за птицами во время насиживания (кто насиживает яйца, как питаются птицы в это время). Отметьте день появления птенцов. Как изменилось после этого поведение родителей?
Установите частоту кормления птенцов в течение часа. Отметьте дату вылета птенцов из гнезда.
Запишите результаты наблюдений в тетради.

Лабораторная работа № 3

«Изучение внешнего строения млекопитающего»

Цель: изучить особенности внешнего строения млекопитающего.

Оборудование: домашние животные иличучела млекопитающих, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих.

Ход работы

Рассмотрите любое наземное млекопитающее – собаку, кошку, кролика и др. Выясните, на какие отделы можно разделить тело млекопитающего. Вспомните, у каких изученных нами позвоночных животных имеются такие же отделы тела. По каким признакам млекопитающих можно отличить от других животных?
Как передвигается млекопитающее? Рассмотрите конечности. Сосчитайте пальцы на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах?
Какие органы расположены на голове млекопитающего? Какие из этих органов отсутствуют у других позвоночных животных?
Выясните, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли волосяной покров? На каких местах волосяной покров отсутствует? Какова его основная функция?
Установите функции, характерные для каждого типа волос, покрывающих тело млекопитающих. Для этого используйте приведенные ниже данные. Результаты отразите в таблице.

1. Длинные, прочные, жесткие остевые волосы.
2. Подпушь, или подшерсток – мягкие, густые, короткие волосы.
3. Длинные, крупные, чувствующие волосы, в основании которых располагаются нервные волокна, воспринимающие соприкосновение с посторонними предметами.
А. Выполняют функцию органов осязания.
Б. Хорошо сохраняют тепло, так как между волосами этого типа задерживается много воздуха.
В. Предохраняет кожу от повреждения.

Сформулируйте и напишите в тетради вывод об особенностях внешнего строения млекопитающих.

Лабораторная работа № 2

«Изучение внутреннего строения млекопитающего»

Цель: изучить особенности внутреннего строения млекопитающего.

Оборудование: рисунки и таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки», « Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение кролика», «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных».

Ход работы

1. Выявить особенности внутреннего строения млекопитающего на примере собаки или кролика.
Найдите на рисунках учебника, таблице органы пищеварительной системы млекопитающего; какие отделы присутствуют, какова их последовательность, учитывая, что млекопитающее это хордовое животное.
2. Найдите на рисунках учебника и таблице органы дыхательной системы. Объясните, какие особенности строения легких способствуют быстрому насыщению крови кислородом.
3. Найдите на рисунках учебника и таблице органы кровеносной системы. Внимательно рассмотрите схему строения сердца. Как отразилось на обмене веществ появления четырехкамерного сердца. Пользуясь схемой кровообращения, определите, в каком желудочке начинается большой круг кровообращения, малый круг кровообращения. В каких отделах сердца течет артериальная кровь, а в каких венозная.
4. Найдите на рисунках учебника и таблице органы выделительной системы. Какую функцию они выполняют?
5. Заполните таблицу

6. Сделайте вывод, какие усложнения произошли в строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?

Практическая работа №3

«Наблюдение за поведением животных»

Цель: изучить поведение животных на примере кошки, собаки и др.

Оборудование: домашние животные

Ход работы

1. Выясните, как эти звери реагируют на запахи и звуки. Заполните таблицу

2. Выработайте у кошки, собаки или др. условные рефлексы: на время кормления.
3. Неделю кормите животное 2 раза в день в одно и то же время. По истечению этого срока, не давайте пищу животному в установленное время. Понаблюдайте за реакцией животного и сделайте выводы.
4. Результаты наблюдений запишите в тетради.

Лабораторная работа №3

«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»

Цель : изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука; познакомиться с многообразием членистоногих.

Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.

Ход работы

I. Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука

1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.

2. На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.
3. Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики – органы осязания, обоняния, глаза - органы зрения и ротовые органы.
4. Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.
5. На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару – перепончатые крылья.
6. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.
7. Зарисуйте майского жука

II. Знакомство с многообразием членистоногих.

1. Составьте таблицу «Особенности строения классов членистоногих».

2. Выявите признаки сходства и различий.

Лабораторная работа №4

«Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: окунь или рыбки из аквариума, рисунки с изображением разных видов рыб.

Ход работы

1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой или в аквариуме, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую. Зарисуйте. Определите по чешуе возраст рыб. Как вы это сделали?

3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.
5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.
6. Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.

Лабораторная работа №5

«Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

Цель: изучить особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Оборудование: ванночка, лягушка или влажный препарат, макет, рисунки с изображением лягушки.

Ход работы

1. Рассмотрите тело лягушки, найдите на нем отделы тела.
2. Рассмотрите покровы тела.
3. Рассмотрите голову лягушки, обратите внимание на ее форму, размеры; рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни лягушки.
4. Рассмотрите туловище лягушки, определите его форму. На туловище найдите передние и задние конечности, определите их местоположение.
5. Зарисуйте внешний вид лягушки, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на земле. Вывод запишите в тетрадь.

Лабораторная работа №6

«Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

Цель: изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: набор перьев, чучело птицы, лупа или живая птица, рисунки с изображением птиц.

Ход работы

1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.

4. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.
5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.
6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

7. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.
8. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради.

Практическая работа № 4

«Определение принадлежности животных к определенной систематической группе»

Цель: научиться определять принадлежность животных обитающих в НСО к определенной систематической группена примере беспозвоночных.

Оборудование : карточки для определения беспозвоночных животных.

Ход работы

1. Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и занесите название отряда в таблицу.

Определительная таблица отрядов насекомых

1)Крыльев одна пара. Задняя видоизменена в жужжальца отряд Двукрылые
– Крыльев две пары……………………………………………………………………………2
2) Крылья обеих пар перепончатые…………………………………………………………..3
– Передняя и задняя пары крыльев отличаются друг от друга строением…………………7
3) Крылья прозрачные………………………………………………………………………... 4
– Крылья непрозрачные, густо покрытые чешуями; ротовые органы в виде спирально
закручивающегося хоботка……………………………… отряд Чешуекрылые (бабочки)
4) Передние и задние крылья приблизительно одинаковой длины…………………………5
– Передние и задние крылья различной длины………………………………………………6
5) Крылья богаты жилкованием; голова с большими глазами и короткими усиками;
грызущий ротовой аппарат; удлиненное тонкое брюшко (его длина превосходит ширину
в 5-10 раз) ………………………………………………………. отряд Стрекозы
– Ветви жилок у края крыльев явственно раздвоены; усики расположены между глазами
……………………………………………………… отряд Сетчатокрылые
6) Задняя пара крыльев сцеплена с передней и меньше ее, в состоянии покоя крылья
складываются вдоль тела, часто имеют жало………………… отряд Перепончатокрылые
– Задняя пара крыльев часто значительно короче передней; тело удлиненное с мягкими покровами;
ротовые органы редуцированы; брюшко, кроме пары длинных многочленистых церков,
часто имеет сходный с ними непарный хвостовой придаток; во взрослом состоянии
живет от нескольких часов до нескольких дней………………………………отряд Поденки
7) Передняя пара крыльев превратилась в непрозрачные твердые надкрылья, лишенные
явственного жилкования; в покое надкрылья складываются с образованием продольного шва
…………………………………………………………….. отряд Жесткокрылые (жуки)
– Передняя пара крыльев иного строения……………………………………………………8
8) Передняя пара крыльев превращена в полунадкрылья с перепончатой вершинной частью
и более плотной кожистой остальной; в покое крылья сложены на спине обычно плоско
…………………………………………………..отряд Полужесткокрылые (клопы)
– Крылья подразделены на более плотные кожистые удлиненные надкрылья и широкую,
веерообразно складывающуюся заднюю пару …………………… ….отряд Прямокрылые

2. Сравните насекомых между собой по признакам, указанным в таблице.

Признаки для сравнения

Название отряда

Тип усиков

Тип ротового аппарата

Число крыльев

Особенности строения крыльев

Тип конечностей

Особенности строения головы

Особенности строения груди

Особенности строения брюшка

3. Выявите признаки сходства во внешнем строении насекомых.

Карточки к практической работе №4

Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и занесите название отряда в таблицу.

Карточка №0

Карточка №1

Карточка №2

Насекомые отряда ________________________________?

Карточка №3

Насекомые отряда ________________________________?

Карточка №4

Насекомые отряда ________________________________?

Карточка №5

Насекомые отряда ________________________________?

Карточка №6

Насекомые отряда ________________________________?

Карточка №7

Насекомые отряда ________________________________?

Карточка № 8

Насекомые отряда ________________________________?

Карточка № 9

Насекомые отряда ________________________________?

Лабораторная работа №7

«Выявление приспособлений у животных к среде обитания НСО»

Цель: изучить особенности приспособлений у животных НСО к среде обитания.

Оборудование: рисунки животных различных мест обитаний.

Ход работы

1. Определите среду обитания животных, предложенных вам на рисунках.
2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
3. Заполните таблицу

4. Сделайте вывод о возможных приспособлениях животных к условиям среды.

Лабораторная работа №8

«Распознавание домашних животных»

Цель: научиться распознавать домашних животных, выявить их значимость для человека.

Оборудование: рисунки домашних и диких животных.

Ход работы

Из перечня(1-15) выберите номера тех рисунков, на которых изображены домашние животные. Заполните таблицу.

Лабораторная работа №9

«Распознавание животных разных типов»

Цель: научиться распознавать многоклеточных животных разных типов по внешнему строению.

Оборудование: рисунки животных.

Ход работы

1. Рассмотрите рисунки представителей многоклеточных животных, определите их название и принадлежность к типу. Заполните таблицу.

2. Проклассифицируйте одного из представителей.

Вид – домашняя собака
Род –
Семейство –
Отряд –
Класс –
Тип –
Царство –

Лабораторная работа №10

«Распознавание органов и систем органов у животных»

Цель: научиться распознавать системы органов, органы их составляющие у животных.

Оборудование: рисунки систем органов животных.

Ход работы

1. Рассмотрите рисунки, определите, под каким номером показана определённая система, занесите в таблицу.

Название систем Органы их составляющие Функции
Опорно-двигательная
Кровеносная
Дыхательная
Выделительная
Половая
Нервная
Эндокринная
А – сердце и сосуды
Б – Яичники и семенники
В – Скелет и мышцы
Г – Желудок, кишечник, …
Д – Почки, мочевой пузырь, …
Е – Железы, выделяющие гормоны
Ж – Трахеи, жабры, лёгкие, …
З – Головной и спинной мозг, нервы
1 – Поступление в организм кислорода, удаление углекислого газа.
2 – Опора, защита внутренних органов, движение.
3 – Удаление жидких продуктов обмена веществ.
4 – Размножение
5 – Транспорт веществ в организме.
6 – Переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь
7 – Координация и регуляция деятельности организма.

2. Найдите соответствие: название систем – органы их составляющие – и их функции.

Опорно-двигательная система
Кровеносная система
Дыхательная система
Выделительная система
Половая система –
Нервная система
Эндокринная система –

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!