Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Идеология фашизма. Определение

“Фашизм – идейно-политическое течение, возникшее в 1919 г. в Италии и Германии и выражавшее интересы наиболее реакционных и агрессивных слоев как крупной, так и средней и мелкой буржуазии. Идеология фашизма включает идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой, “классовой гармонии” (теории “народного сообщества” и “корпоративности”), вождизма (“фюрерства”), всевластия геополитики (борьба за жизненное пространство). Для фашизма характерны автократический политический режим, применение крайних форм и средств подавления демократических прав и свобод, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, всеохватывающий контроль над общественной и личной жизнью, опора на националистические идеи и социально-демагогические установки. Внешняя политика фашизма – политика империалистических завоеваний”3.

Когда 23 марта 1919 г. в одном из помещений Ассоциации торговцев и лавочников Милана собралось несколько десятков человек самых разнообразных политических взглядов и ориентации – республиканцев, социалистов, анархистов, не поддающихся классификации бунтарей и бывших солдат во главе с недавним солдатом и начинающим журналистом Бенито Муссолини – и назвали себя фашистами (от ит. fascio – связка, объединение; “фасции” ликторов – символ власти в Древнем Риме), никто не мог представить, что этим собранием положено начало идейно-политическому движению, а затем и политическому режиму, который стал черным знаком XX в.

Фашизм не был злым умыслом одиночек или масс людей, хотя люди-одиночки встали во главе его, а массы поддержали их. Фашизм возник, по выражению французского политолога Шанталь Мийон-Дельсоля, из той обширной туманности, которая образовалась после Первой мировой войны, словно шлейф пыли, во всех без исключения странах Европы и даже за ее пределами. Фашистская идеология была своеобразной реакцией на всесторонний кризис общества: экономический и социальный кризис вследствие дегуманизации труда и массового переселения людей из деревень в города; политический кризис в результате неприспособленности новых демократических режимов, а также злоупотреблений и коррупции в демократических государствах; интеллектуальный и духовный кризис, порожденный современным радикализмом и размыванием религиозных и моральных ценностей4. Однако не везде он пришелся ко двору. Ответом на вызов времени в США, например, стал “новый курс” президента Рузвельта.

В странах, потерпевших поражение в Первой мировой войне, и прежде всего в Германии, были дополнительные причины для возникновения фашизма. Одной из них было чувство унижения, которое испытывала нация в связи с выплачиваемой репарацией странам-победительницам за причиненный им ущерб, что в официальной пропаганде и на бытовом уровне в те годы расценивалось не иначе как “величайший позор” германской нации, который можно смыть только новой кровью. Зазвучали идеи, лозунги, учения, что Германия “превыше всего” и “превыше всех”. Фашистские лидеры успешно использовали этот момент, сознательно подогревали реваншистские настроения.

Основываясь на исследованиях по электоральной социологии, американский ученый С.М. Липсет составил портрет-робот избирателя, поддержавшего в 1932 г. в Германии нацистов; самодеятельный представитель средних классов, проживающий на ферме или в небольшом поселении, протестант, ранее голосовавший за какую-то центристскую или регионалистскую партию, враждебно относящийся к крупной промышленности. Пройдет немного времени, и не только тысячи обывателей, описанных Липсетом, но и многие тысячи других представителей немецкого народа превратятся в отзывчивую на фашистскую пропаганду массу.

Фашизм как идеология есть крайне эклектичная система взглядов. К тому же при наличии общих черт он многолик, несет на себе какие-то национальные особенности. Истории XX в. известны разные фашизмы: итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, португальский фашизм диктатора Салазара (до 1974 г.), испанский фашизм генерала Франко (до 1975 г.) и др. Каждый из национальных вариантов отличается заметным своеобразием в идеологии.

Так, для национал-социализма характерна идеализация биологических законов и попытка перенести на общество право сильного, царящее в природе. Фашизм восхищается законом природы, в соответствии с которым можно оправдать власть сильного над слабым. Ценностью здесь является элитарно-иерархический принцип, согласно которому одни рождены повелевать, а другие подчиняться. В данной идеологии всячески восхваляется война, которая ведет к сплочению нации, оправдываются территориальные притязания к другим народам, поощряется империализм как завоевание “жизненного пространства” для переселенной страны. Германский национал-социализм отвергал процесс модернизации и мечтал об “аграрной стране Германии”. Вождизм (принцип фюрерства) означал единство государства, воплощенное в вожде. Всячески превозносился принцип всевластия государственной машины и корпоративного государства. Главным отличием национал-социализма в семействе фашистских идеологий стало наличие в ней теории заговора западных плутократий и большевизма как орудий мирового еврейства против Германии. А также теория о непреодолимости неравенства рас и наций и мировом господстве арийской расы, отождествляемой с германской нацией.

Так, книга Гитлера “Моя борьба” круто замешана на национализме и расизме. Гитлер говорил о немцах как о высшей, избранной нации. Только немец по своей природе является истинным человеком, наиболее типичным представителем человечества; только немецкий народ сумел сохранить свою первозданную чистоту языка и крови. Еще в XII в. в Германии возникла теория, согласно которой Адам и Ева говорили на немецком языке. Язык германцев появился раньше языка других народов, он чист, тогда как другие языки представляют собой смесь разнородных элементов.

“Реализация расистских концепций в расистском государстве, – писал Гитлер, – позволит нам вступить в период процветания: вместо улучшения породы собак, лошадей или кошек люди займутся улучшением собственной породы; в эту эпоху истории человечества одни, познав истину, молча совершат акт самоотречения, другие с радостью принесут себя в дар нации. Немецкий народ не имеет иного будущего, кроме мирового господства”5. Истинное отношение к немецкому народу он выразил в январе 1942 г. после поражения под Москвой: “Если немецкий народ не готов сражаться для своего выживания, что ж, тогда он должен исчезнуть”6.

В отличие от немецкого национал-социализма, стремившегося создать “тысячелетний рейх”, итальянский фашизм спекулировал на идее воссоздания Великой Римской империи. В 1936 г. Муссолини объявил всем итальянцам о великом историческом событии – завоевании итальянскими войсками африканской страны Абиссинии. “У Италии есть империя!” – возвестил он. Режим Муссолини, помня о дохристианском Риме, имитировал режим цезарей и времена язычества.

Одна из основных идей итало-фашизма – идея корпоративного государства. “Наше государство не является ни абсолютным, ни тем более абсолютистским, отстраненным от людей и вооруженным только непреложными законами, какими и должны быть законы. Наше государство – это органическое, человечное государство, самым тесным образом связанное с реальной жизнью”, – писал Муссолини в книге “Корпоративное государство”7. В корпоративной системе экономика организована в контролируемые государством ассоциации труда и капитала, все трудятся “в согласии” с помощью однопартийной диктатуры. Корпоративная система исходит из того, что человек может выразить себя как гражданин, только будучи членом группы. Муссолини ввел в политический язык понятие тоталитаризма, когда сказал, что фашистское государство тоталитарно, т.е. не допускает никакой ассоциации или ценностей, кроме себя.

В семействе фашистских идеологий несколько особняком стоит идеология, связываемая с именем Антониу Салазара – португальского диктатора, правившего страной с 1932 г. до конца 60-х гг. Чтобы представить себе ситуацию в стране до Салазара, достаточно сказать, что с момента провозглашения республики в 1910 г. и до военного мятежа 1926 г., т.е. за 16 лет, в Португалии произошло 16 переворотов.

Салазар был профессором Коримбского университета. Ввиду бедственного положения страны ему были предложены чрезвычайные полномочия. Используя их, ему удалось постепенно добиться оздоровления экономики. “Один из моих принципов, которому я всегда следую, – отмечал он, – заключается в следующем: никто не может оспаривать правоту главы государства, что означает, что в урегулировании политических проблем есть только один верховный арбитр, чье просвещенное решение является обязательным для всех”.

Фашизм – сложное явление, обусловленное многими факторами. Но в известном смысле можно сказать, что фашизм приходит и уходит не только в силу наличия или отсутствия этих факторов, но и вместе с личностью того политического лидера, который становится его символическим выражением.

Что такое фашизм? Это собирательное название идеологий, крайне правых политических течений и взаимосоответствующий им принцип правления диктаторского типа. Фашизм, определение которому мы дали выше, характеризуется шовинизмом, ксенофобией, мистическим вождизмом, антикоммунизмом, милитаристским национализмом, презрением к либерализму и выборной демократии, верой в естественную социальную иерархию и верховенство элиты, этатизмом и в ряде случаев геноцидом.

Этимология, определение понятия

Слово «фашизм» в переводе с итальянского «fascio» означает «союз». К примеру, политическая партия Б. Муссолини, отличавшаяся своими радикальными взглядами, называлась «Союз борьбы» (Fascio di combattimento). Слово «fascio», в свою очередь, произошло от латинского «fascis», что переводится как «пучок» или «связка». В древности оно использовалось для обозначения символа власти магистрата - фасции (связки прутьев с воткнутым в нее топором), являвшегося характерным знаком ликторов - почетной стражи высших магистратов римлян. При этом фасции наделяли своего обладателя правом применять силу от имени всего народа, и даже проводить смертную казнь. Изображение связки прутьев с топором сейчас можно увидеть даже на эмблеме, принадлежащей Федеральной службе судебных приставов РФ. Кроме того, фасции присутствуют в символах власти многих государств мира.

Что такое фашизм в узком историческом смысле? Это массовое движение политического характера. Оно существовало в 1920-е - 1940-е гг. А в какой стране возник фашизм? В Италии.

Что касается всемирной историографии, под фашизмом понимают также ультраправые политические направления в странах третьего мира, португальский режим Нового государства, франкизм.

Что такое фашизм, если рассматривать данное явление через призму историографии стран СНГ, РФ и СССР? Кроме всего вышеперечисленного, это еще и немецкий национал-социализм.

В настоящее время выделяется как минимум четыре направления трактовки рассматриваемого явления:

Стандартное советское определение;

Фашизм как западная форма экстремизма;

Толкование термина, включающее широчайший спектр националистических и авторитарных направлений;

Дефиниция фашизма как правоконсервативного революционизма.

Кроме того, фашизм, определение которого мы подробно рассматриваем, трактуется некоторыми авторами как патологическое отклонение в индивидуальном и/или общественном сознании, имеющее психофизиологические корни.

Как отмечала американский философ Хана Арендт, главным признаком этого явления следует считать формирование культа ненависти к внешнему либо внутреннему врагу, подпитываемого мощной пропагандистской машиной, при необходимости прибегающей ко лжи в целях обеспечения должного эффекта.

Характерные черты

При фашистском режиме наблюдается укрепление регулирующих функций государства не только в экономике, но и в идеологии. При этом правящая верхушка активно создает систему общественных объединений и массовых организаций, инициирует насильственные способы подавления инакомыслия, не принимает принципы политического и экономического либерализма. Основные признаки фашизма следующие:

Этатизм;

Национализм;

Традиционализм;

Экстремизм;

Милитаризм;

Корпоративизм;

Антикоммунизм;

Антилиберализм;

Некоторые черты популизма.

Нередко вождизм;

Заявления о том, что главная опора - широкие народные массы, которые не относятся к правящему классу.

О том, что такое фашизм, высказывал свои мысли И. В. Мазуров. Он отмечал следующее: данное явление неверно сравнивать с авторитаризмом, поскольку это исключительно тоталитаризм.

Истоки

В какой стране возник фашизм? В Италии. Курс на авторитарную националистическую политику взял в 1922 году премьер-министр страны Бенито Муссолини. Он был сыном кузнеца, бывшим социалистом, носившим официальный титул «дуче» (переводится с итальянского как «вождь»). Муссолини оставался у власти вплоть до 1943 года. Все это время диктатор претворял свои националистические идеи в жизнь.

В 1932 году он впервые опубликовал «Доктрину фашизма». Ее можно было прочесть в четырнадцатом томе энциклопедии Enciclopedia Italiana di scienze, lettere ed arti. Доктрина служила введением к статье под названием «Фашизм». В своем труде Муссолини сообщал о разочарованности в прошлых курсах, в том числе и в социализме (несмотря на то, что был активным его поборником на протяжении долгого периода). Диктатор призывал к поиску новых идей, убеждая всех в том, что если девятнадцатый век был периодом индивидуализма, то двадцатый будет эпохой коллективизма, а следовательно, и государства.

Муссолини долгое время пытался вывести рецепт народного счастья. В процессе он сформулировал такие положения:

Фашистские идеи о государстве всеобъемлющи. Вне данного течения просто не существует ни человеческих, ни духовных ценностей. Фашизм истолковывает, развивает и направляет всю деятельность людей.

Сбрасывать со счетов причины возникновения и развития профсоюзного движения и социализма не стоит. Следует придавать определенное значение корпоративному устройству государства, при котором за координацию и гармонизацию расходящихся интересов отвечает действующая власть.

Фашизм является абсолютной противоположностью либерализму как в экономике, так и в политике.

Государство должно управлять всеми областями жизнедеятельности народа посредством корпоративных, социальных и образовательных институтов.

Фашизм в России неприемлем. Именно поэтому в июне 2010 года указанный труд Муссолини был признан экстремистским. Об этом в Кировском районном суде Уфы было вынесено соответствующее решение.

Особенности идеологии

В какой стране возник фашизм? В Италии. Именно там были впервые озвучены идеи об отрицании демократических ценностей, о превосходстве одной нации над всеми остальными, об установлении культа вождя, об оправданности террора и насилия с целью подавления инакомыслящих, а также о том, что война является нормальным средством решения межгосударственных споров. Нацизм и фашизм в этом плане следуют рука об руку. При этом первый является лишь одной из многочисленных разновидностей второго.

Национал-социализмом (нацизмом) называют официальную политическую идеологию Третьего рейха. Ее идея заключалась в идеализации арийской расы. Для этого использовались элементы социал-демократии, расизма, антисемитизма, шовинизма, социального дарвинизма, принципы «расовой гигиены» и установки демократического социализма.

Нацизм и фашизм основывались на теории о расовой гигиене. Согласно ей люди подразделялись на представителей так называемой высшей расы и низших элементов. Провозглашалась необходимость производить соответствующий отбор. Идеология фашизма культивировала идею о том, что существование истинных арийцев необходимо поддерживать всеми силами. При этом воспроизводство всех неугодных нужно было предотвращать. Согласно фашистским принципам, обязательной принудительной стерилизации подвергались люди, страдающие от эпилепсии, алкоголизма, слабоумия и наследственных болезней.

Особое распространение получили идеи расширения «жизненного пространства». Они реализовывались посредством военной экспансии.

Германия

Организационная база первой фашистской партии была сформирована в 1921 году. Она основывалась на «фюрер-принципе», предполагавшем неограниченную власть вождя. Главными целями образования данной партии были следующие: максимальное распространение фашистской идеологии, подготовка особого террористического аппарата, способного подавлять силы демократов и антифашистов, и, конечно же, последующий захват власти.

Фашизм в Германии в 1923 году перешел на новый уровень. Приверженцы рассматриваемой идеологии предприняли первую прямую попытку захвата государственной власти. Это событие известно в истории как «Пивной путч». Тогда планы фашистов провалились. По этой причине тактика борьбы за власть была скорректирована. В 1925 г. стартовала так называемая битва за рейхстаг и образовалась массовая база фашисткой партии. Уже через три года измененная тактика принесла первые серьезные плоды. Результатом работы стало получение двенадцати мест в рейхстаге. А в 1932 году фашистская партия была в абсолютном большинстве по числу мандатов.

Тридцатого января 1933 г. история фашизма пополнилась еще одним немаловажным фактом: Адольфу Гитлеру был доверен пост рейхсканцлера страны. Он пришел к власти в статусе главы коалиционного правительства. Гитлера поддерживали самые разные слои общества. Ему удалось выстроить широчайшую социальную базу благодаря тем людям, у которых после поражения Германии в войне просто ушла почва из-под ног. Громадная агрессивная толпа чувствовала себя обманутой. Вместе с имуществом большинство населения страны потеряло и жизненные перспективы. В такой ситуации Гитлер умело воспользовался психологической и политической неустроенностью людей. Он обещал разным социальным слоям именно то, в чем они на тот момент больше всего нуждались: рабочим - трудоустройство и хлеб, монархистам - восстановление желаемого уклада, промышленникам - достаточно военных заказов, рейхсверу - укрепление позиций в связи с обновленными военными планами. Жителям страны намного больше пришлись по душе националистические призывы фашистов, а не социал-демократические или коммунистические лозунги.

Когда в стране стал главенствовать немецкий фашизм, произошла не просто смена кабинета. Начали планомерно разрушаться все институты государства буржуазно-парламентского типа, а также всех демократических достижений. Стал возводиться террористический антинародный режим. Поначалу активно проводились антифашистские демонстрации, однако они стремительно подавлялись.

Своего апогея рассматриваемое движение достигло в годы Второй мировой. В тот период в фашистских лагерях было уничтожено одиннадцать миллионов неугодных режиму людей. Советскому Союзу отводится главенствующая роль в разгроме жестокой системы.

Освобождение Европы от фашизма

Для того чтобы сбросить нацистские узы с оккупированных государств, в 1944 и 1945 годах советские вооруженные силы успешно провели несколько крупных стратегических операций наступательного характера. В них принимали непосредственное участие войска одиннадцати фронтов. Кроме того, были привлечены четыре флота, пятьдесят общевойсковых, шесть танковых и тринадцать воздушных армий. Не меньший вклад внесли три армии и один фронт ПВО. Число задействованных бойцов достигало 6,7 миллиона человек. В этот же период укреплялись антифашистские национальные движения, причем не только в оккупированных странах, но даже в Германии.

Наконец на европейской территории произошло открытие долгожданного второго фронта. Фашисты, зажатые в тиски активными боевыми действиями, стремительно утрачивали силы для дальнейшего сопротивления. Однако основная часть ударных войск была по-прежнему сосредоточена на рубеже советско-германского фронта, являвшегося главным. С августа 1944-го по май 1945-го были проведены крупнейшие наступательные операции. Они сыграли решающую роль в деле освобождения европейских государств от фашистских захватчиков. В результате советская армия частично или полностью очистила от врага территорию десяти стран в Европе и двух - в Азии. Двести миллионов человек, в числе которых были болгары, румыны, венгры, поляки, югославы, чехословаки, австрийцы, датчане, немцы, корейцы и китайцы, избавились от врага.

Миллионы людей боролись и отдавали свои жизни ради того, чтобы никогда больше не звучала с трибун пропаганда фашизма, чтобы стереть с лица земли остатки кровавой диктатуры, человеконенавистнической идеологии, нацизма и расизма. Этой цели удалось достичь в 1945 году.

Миллионы погибших

Каждый год во второе воскресенье сентября в РФ отмечается Международный день памяти жертв фашизма. В большинстве стран мира чтят погибших от рук кровавых идеологов. Этот день учредили еще в 1962 году. Главная цель, с которой регулярно вспоминаются жертвы фашизма, - не допустить повторного распространения фашистских либо иных человеконенавистнических идей.

Современное положение дел

Считается, что фашизм сегодня реинкарнируется в некоторых западных государствах. Это объясняется потребностью крупных капиталов посредством захвата западноевропейских территорий получать недорогую рабочую силу и новые сырьевые ресурсы. В связи с этим правящие коалиции и Штатов, и Евросоюза не препятствуют оживлению фашистских традиций, несущих ненависть к русскому миру.

Примечателен тот факт, что двусмысленность при обсуждении рассматриваемого явления наблюдается до сих пор. Понятие фашизма признано одним из ключевых в двадцатом столетии. Оно имеет свою историю и, что несомненно, повлияло на ход современной истории.

Если принимать во внимание множество фашистских движений и режимов, становится понятным преобладание утверждения о том, что единой теории о возникновении указанного направления не существует. Для четкого определения исследуемого явления очертим главные признаки фашизма: это идеология, базирующаяся на шовинистских, антисоциалистических, антилиберальных и консервативных взглядах. Особое значение при этом имеют оккультные, мифологические антисемитские и романтические идеи вкупе с элементами воинственной политической культуры. Благодатной почвой для появления фашистских партий считаются капиталистические системы и общества, находящиеся на так называемом переходном этапе. При этом подобные течения не развиваются в пределах социализма.

Изучение фашизма в его классическом понимании в настоящее время достигло фазы баланса, синтеза и систематизации. Однако этого нельзя сказать об исследованиях современных течений - праворадикального экстремизма и фашизма. Процесс существенно осложняется полным хаосом в предметном разграничении и в терминологии. При этом используются самые разные понятия, в числе которых неонацизм, неофашизм, правый популизм, экстремизм…

Прошлое и настоящее

Чем отличаются взгляды классических фашистов и современных европейских ультраправых? Попытаемся ответить на этот непростой вопрос. Итак, фашизм характеризуется авторитарным национализмом, ратующим за охрану корпоративно-сословной версии мелкобуржуазного капитализма. Он контролирует милитаристскую партию и вооруженные отряды. Неизменный атрибут - харизматичный вождь. Что касается нынешних ультраправых, они резко критикуют космополизм и говорят об упадке современного социума, так же не допускают смешения рас и народов, культивируют миф о просветительской традиции. Представленные выше базовые идейные образцы щедро сдабриваются местными предрассудками и колоритом.

Фашизм все еще непомерно опасен для цивилизованного общества. Несмотря на то что изначально он был итальянско-немецко-японским проектом, подобными идеями оказались заражены многие другие государства. Сведения о Второй мировой войне красноречиво это подтверждают.

Как нам хорошо известно из школьных учебников истории, на немцев возложена ответственность за уничтожение шести миллионов лиц еврейской национальности. Другие народы тоже пострадали, однако о них, как правило, вспоминают реже. При этом общество недостаточно информировано о том, что представители некоторых наций, воодушевленные кровавыми идеями, не только помогали фашистам реализовывать свою страшную миссию, но и под их защитой достигали собственных мрачных политических целей. Не все сегодня открыто могут говорить о том, что определенная часть украинцев, латышей, венгров, эстонцев, литовцев, хорватов и румын принимала непосредственное участие в жесточайших злодеяниях. Для подтверждения этого факта достаточно обратиться к истории. Так, для хорватов фашизм стал широко поддерживаемой национальной идеей и базой формирования политического курса. То же самое можно сказать и об эстонцах.

Бесспорным является тот факт, что холокост не был бы реализован без Гитлера, Гиммлера и некоторых других немцев. Тем не менее, как утверждает гамбургский историк М. Вилд, они не смогли бы самостоятельно уничтожить великое множество европейских евреев. В этих целях им, несомненно, оказывалась серьезная помощь извне.

США остались в стороне

Фашизм в России - явление однозначно отрицательное. С ним борются на разных уровнях. Однако не все игроки мировой политической арены поддерживают стремление искоренить кровавые идеи.

Двадцать третьего декабря 2010 года полпреды РФ представили Резолюцию в Генеральной Ассамблее ООН. В этом документе звучал призыв к борьбе с прославлением фашизма. Резолюция была поддержана ста двадцатью девятью странами. И только Америка выступила против ее подписания. Комментариев СМИ и официальных лиц США по этому поводу не поступало.

Заключение

В приведенной выше статье мы ответили на вопрос о том, в какой стране возник фашизм. Кроме того, были рассмотрены характерные признаки этого явления, особенности идеологии и последствия влияния человеконенавистнических идей на ход всемирной истории.


Причины возникновения идеологии фашизма

Возникновение фашистской идеологии в Италии и Германии первой половины ХХ в. имеет ряд общих оснований, которые обусловили становление тоталитарных режимов в этих странах на базе разработанной их идеологами фашистской доктрины. В этот период сложились предпосылки, которые способствуют появлению и упрочению фашизма. В первую очередь таковой предпосылкой стал общенациональный кризис, вызванный послевоенной разрухой, затрагивающий все общественные слои и группы и обостряющий социальные, в том числе межэтнические, противоречия. На это накладывается ослабление реальной власти либерально-демократического государства, его неспособность предложить и реализовать эффективные меры вывода общества из кризиса. Усугубило ситуацию применение властью, позиционирующей себя в качестве демократической, мер жёсткого характера. «Медлительность либеральной политики вызывала растущее недовольство. К этому добавлялось справедливое возмущение теми, кто, прикрываясь либеральными фразами, отстаивал антиобщественные привилегии». Возникло недоверие граждан к политическим институтам. На уровне массовой психологии возникло чувство потери социальной безопасности, зачастую перерастающее в агрессию по отношению к государству в целом.

Не последнюю роль играло ослабление международных позиций страны как в случае с Италией, потерявшей свою былую роль в политических процессах Европы, так и в случае с Германией, вынужденной подписать Версальский мирный договор, травмировавший национальное сознание немцев. Деятельность левых партий (коммунистической, социал-демократической) устрашала революционной перспективой не только крупный капитал, но и средние слои общества.

Во главе фашистского движения стояли искусные лидеры-демагоги, умело играющие на общественных противоречиях, манипулирующие массой, обещающие вывести страну из кризиса посредством быстрых и решительных действий. Харизматические способности таких лидеров зачастую решали многие вопросы, на которые он мог ответить понятно доступно и однозначно: «Чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности». Невозможно переоценить тот факт, что материальная поддержка крупной буржуазии устраняла многие трудности, встающие на пути к власти для фашистской партии.

Кризис общественного сознания, разочарование масс в либеральных и демократических ценностях заставили обращаться людей не к рациональному решению проблемы в рамках либеральной демократии, а воззвать к эмоциям, чувствам и поиску иррационального выхода из катастрофической ситуации.

Применительно к Германии возможно чётко обозначить основополагающие причины, приведшие к установлению фашизма:

Монополистическая буржуазия нашла в фашизме желанный выход из острой политической ситуации, созданной экономическим кризисом;

Мелкая буржуазия, определённая часть крестьянства видели в демагогических обещаниях гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом;

Рабочий класс Германии оказался расколотым на две рабочие партии, каждая из которых была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм.

Как для Германии, так и для Италии значительную роль сыграла общая нестабильность, питающая националистические, милитаристические и реваншистские настроения. Так же следует обратить внимание на сложность международной ситуации в этот период. Она характеризовалась недооценкой ведущими державами мира фашистской угрозы, попустительством агрессору, противоречиями на международной арене. Франция была заинтересована в сохранении Версальской системы и стремилась для этой цели создать блок европейских государств. Англия и США склонялись к восстановлению германского военно-экономического потенциала, рассчитывая не допустить французскую гегемонию на континенте и, главное, направить агрессивные устремления германского фашизма на восток с перспективой войны между Германией и СССР.

Не стоит недооценивать и психологическую подоплёку фашистской идеологии. Пожалуй, именно она сыграла значительную роль в укреплении духа «праведности» фашизма среди малообразованных людей и маргиналов. «Кроме проблемы экономических и социальных условий, способствовавших возникновению фашизма, существует и проблема человека как таковая, которую также нужно понять». Сущность данной предпосылки возникновения фашистской идеологии заключается в том, что человек, будучи в нестабильном, но относительно свободном состоянии, готов поступиться этой самой свободой для того, чтобы получить гарантию “завтрашнего дня”. Порядок и устойчивость человек в эпоху кризиса готов купить за свободную волю и совесть.

Одновременное наличие всех этих факторов и их сплетение позволило фашистской идеологии приобрести широкий размах в Европе в 1920-30-х гг. Результаты же частичной реализации доктрины фашизма ужасают − подавление личности, тотальный государственный контроль, война, репрессии, концлагеря и миллионы человеческих жертв.

Понятие фашизма и его базовые идеологические принципы

Фашизм (от итальянского fascio-пучок, связка, объединение) − праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Является одной из основных разновидностей тоталитаризма, однако вполне терпим к частной собственности. Его отличают шовинистский национализм, антисемитизм, расизм и агрессивность во внешней политике.

«Классические» образцы фашизма − это итальянский фашизм и немецкий нацизм. Главное отличительное качество фашизма − воинствующий антикоммунизм, а также социальная и националистическая демагогия. При всей сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Фашизм − непосредственная реакция всего антипролетарского фронта на возможную социалистическую революцию в условиях развала или кризиса буржуазного государства, раскола в господствующем классе, социальной истерии во всех слоях общества. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась.

При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического строя. К власти приходит самая реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим произвола и беззакония. Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового капитала. Отличает фашизм от прочих тоталитарных режимов, прежде всего, проповедь «национального социализма», при котором также ликвидируется буржуазная демократия, но делается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами. Это связано с тем, что понимание социализма у фашистов было весьма специфическим. Муссолини видел в нем великий акт разрушения, а Гитлер − полную приверженность идеям нации. Фашисты делали упор на популярные в 1920-30-х гг. идеи социализма в основном исходя в основном из демагогических соображений.

К базовым принципам фашистской идеологии можно отнести следующие фундаментальные положения:

· Консервативная революция, сущность которой заключается в ликвидации либерального порядка, который привёл страну в состояние экономического кризиса и пролетарско-революционной ситуации. Консервативная революция − путь, по которому страна вернётся к своему былому историческому величию. Фашистская революционность, особая, исходящая из необходимости «порядка, дисциплины, повиновения моральным заповедям Отечества».

· Тоталитарное государство. Муссолини заявил, что партия, которая управляет тоталитарно − «новый факт в истории», аналогии и сравнения здесь неуместны. Государство подчиняет себе общество, уничтожает его гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизни вплоть до частных (даже интимных) отношений.

· Идея нации. Национальное возрождение возможно только в рамках тоталитарного государства, в котором национальные интересы являются определяющими. Нация «абсолют», единое целое. «Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи, то есть к империи; хранит для будущих веков имена погибших за его неприкосновенность и во имя повиновения его законам; ставит примером и возвеличивает для будущих поколений вождей, увеличивших его территорию; гениев, его прославивших».

· Идея «нового порядка». Установление порядка национального процветания и социальной справедливости требует формирование и «нового» человека, преданного «всем сердцем» государству и нации.

· Отрицание классового антагонизма. Фашисты утверждали, что это идея борьбы и соперничества классов не более чем выдумка либералов, «раздутая» марксистами. Идея классовости в своей сущности противоречит идее единства немецкой нации.

· Антипарламентаризм и антимногопартийность. С точки зрения фашистской идеологии парламентаризм приводит к негативным последствиям для общества, т.к. разделения государственной власти между группами «мошенников», которые стараются реализовать свои частные интересы, вызывают политическую нестабильность. Одновременно настоящими интересами нации грубо пренебрегают. «Нет ни одного принципа, столь же лживого, как парламентаризм» − писал Гитлер. Может быть лишь одна партия, которая сливается с нацией в единое движение и монополизирует власть, остальные должны быть запрещены и уничтожены.

· Запрет профсоюзов. Профсоюзы выражают интересы исключительно рабочего класса, но рабочие, в первую очередь, граждане своей страны. Они обязаны сотрудничать с согражданами, которые не являются рабочими, и не могут допускать выступления против своих же соотечественников.

· Антикоммунизм. Борьба с коммунистами проходила как непосредственно на территории фашистских государств (где коммунистические партии уничтожались и запрещались), так и имела интернациональную направленность, в первую очередь на «родину коммунизма» в СССР. Нацисты частично определили свои намерения и задачи по поводу этой страны в политическом, идеологическом и стратегическом документе − «Drag Nach Osten» . Своё отношение и взгляд на коммунистов А. Гитлер выразил так: «Буквально всё затаптывали они в грязь …Нацию, поскольку та считалась порождением капиталистических классов; Отечество, поскольку считали его орудием буржуазии для эксплуатации рабочего класса; власть закона − поскольку для них это был средство держать пролетариат в узде; религию, которую считали средством одурманивания народа для последующего закабаления; мораль − как символ тупой и рабской покорности».

· Непризнание Версальской системы. Согласно Версальскому мирному договору вводился запрет иметь армию, обязательства выплаты репараций, введения демилитаризованной зоны. Нацисты сначала этими требованиями пренебрегли, а затем и нарушили их. Франция и Англия позволили Германии такой поведение и не оказали противодействия, надеясь направить нарастающую агрессию на СССР.

· Национализм, расизм, антисемитизм. Фашисты выработали радикальную степень национализма, суть которой в том, что нация «сильная духом и волей» обязана подчинять себе другие нации и увеличивать собственное жизненное пространство. Вводились такие понятия как «чистота крови», «высшая раса», на основании которых строились планы по всемирному господству и превращению части рас в рабов: «эти народы имеют одно-единственное оправдание своего существования - быть полезными для нас в экономическом отношении», остальные подлежали истреблению. Идеологический антисемитизм выразился на практике массовым геноцидом евреев − Холокостом, т.к. евреи были признаны «источником капитализма, марксизма» и обвинены во всех негативных их проявлениях (безработице, инфляции, революции): «Если евреи с помощью своей марксистской веры завоюют народы мира, венцу ему станет погребальный венок для человечества» − считал Гитлер, а также указывалось на стремление евреев «денациализировать, за счёт вырождения» представителей «высшей расы». Таким образом, очевидно, что принципы национализма, расизма и антисемитизма неотделимо срослись и перевоплотились в понятие совершенно новое и ультрарадикальное.

· Экспансионизм. С первых дней власти фашисты и нацисты стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской и итальянской нации господство над всем миром. Наращивание военной мощи происходило огромными темпами. Милитаризация заполняла все сферы жизни. Идея войны как проявления силы нации, и её предназначения абсолютно чётко прослеживается в выступлениях и Гитлера, и Муссолини. «Война − признак жизненной силы нации, смысл истории» провозгласил в своей «Доктрине фашизма» дуче. А фюрер в «Майн Кампф» написал: «Кто хочет жить тот должен бороться; кто не желает бороться в этом мире, где вечная борьба является законом жизни, не имеет права на существование».

· Коммунитарианизм. Смысл данной идеи заключается в том, что индивид и общество совершенно не разделимы, а государство-это и есть общество, соответственно не существует прав и интересов личности вне государства. Все интересы индивид может и должен реализовать только через коммунитарное, общее. Для осуществления такого подхода нужно начать воспитывать «нового человека», интересы которого будут совпадать с интересами нации и государства. В первую очередь, коммунитарианизм обращается к экономической сфере, где общенациональные цели в экономики должны разделяться каждым индивидом, направляясь и подчиняясь лидеру партии.

· Вождизм. Фашизм построен на харизматическом принципе − на вождизме. Верховенство фюрера, дуче есть «воплощение расового национального и народного духа». Вождь обладает неограниченной властью. Он символ величия и единства нации. Около вождя сплачиваются социальные группы, благодаря чему он умело манипулирует и руководит ими для мобилизации нации и решения острых проблем.

Подводя итог этой главе, следует отметить, что фашистская идеология имеет ряд специфических черт, которые в совокупности позволяют определить её следующим образом: во-первых, это наличие четкого различения идеологии правящих верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась, в том числе, и биологическими аргументами. Во-вторых, фашизму свойственны воинствующий иррационализм, предельное упрощение лозунгов и идеологических клише. В-третьих, он был построен на харизматическом принципе - на вождизме. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии), обладающий неограниченной властью, есть воплощение расового, национального и народного духа. Четвертая характеристика этой идеологии - культ силы, абсолютизация силового фактора в истории, отрицание гуманизма. В сочетании с расизмом культ насилия стал одной из причин развязывания самой кровопролитной войны в истории человечества



Фашизм (итал. fascismo, fascio – пучок, связка, объединение) – политическое и идеологическое течение, возникшее в Западной Европе в период кризиса капиталистического (индустриального) общества в 30-е гг. xx в. и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил. Отрицает как либерально-демократические, так и эгалитарно-социалистические ценности, является одной из разновидностей тоталитаризма. Политические аспекты идеологии фашизма содержатся в работах известных функционеров итальянского и германского фашизма А. Рокко и А. Розенберга , а также руководителей фашистского движения А. Гитлера («meine kampf» – «Моя борьба») в Германии и Б. Муссолини в Италии.

Основные идеи фашизма:

– необходимость применения крайних форм насилия для подавления инакомыслия и оппозиции;

– антикоммунизм;

– шовинизм, расизм – теория расового неравенства и превосходства соответствующей расы, антисемитизм;

– националистические геополитические концепции;

– широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики;

– всевластие государственной машины, государственного аппарата («теория тотального государства»);

– максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей; способность путем националистической и социальной демагогии политически активизировать население;

– вождизм – принцип фюрерства национал-социалистической организации;

– захватническая и агрессивная внешняя политика.

Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Фюрер является одновременно выразителем и олицетворением расового, национального и народного духа. От него исходит сила государства, он наделяет определенными полномочиями нижестоящих вождей.

Идеология фашизма отождествляет общество с нацией, а нацию – с государством. Интересы государства неизмеримо выше интересов отдельных индивидов, групп и организаций. Мощь фашистского государства зависит от духовного единства масс, которое следует охранять любыми средствами. Кроме фашистской партии – единственного носителя власти и судеб государства, не имеют права на существование никакие другие партии с их межпартийной борьбой. Любые демократические движения и организации, как и проявление свободомыслия, при фашизме строго запрещались. Чтобы бороться с инакомыслием, в фашистских государствах использовались развитые полицейские силы, специальные военизированные организации, тотальная система слежки и контроля, концентрационные лагеря, в которых были уничтожены многие десятки тысяч демократов, деятелей культуры и противников фашизма, миллионы евреев, славян и просто представителей «неарийского» населения.

Вторая мировая война , развязанная фашистскими государствами – Германией, Италией и другими, принесла величайшие бедствия народам мира. В ее ходе погибло более 50 млн человек. Разгром в 1945 г. фашистской Германии и ее союзников силами антигитлеровской и антифашистской коалиции нанес решающий удар по фашизму и содействовал возрождению демократических государств.

Фашизм (от итальянского fascio-пучок, связка, объединение) ? праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Является одной из основных разновидностей тоталитаризма, однако вполне терпим к частной собственности. Его отличают шовинистский национализм, антисемитизм, расизм и агрессивность во внешней политике .

«Классические» образцы фашизма? это итальянский фашизм и немецкий нацизм. Главное отличительное качество фашизма? воинствующий антикоммунизм, а также социальная и националистическая демагогия. При всей сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Фашизм? непосредственная реакция всего антипролетарского фронта на возможную социалистическую революцию в условиях развала или кризиса буржуазного государства, раскола в господствующем классе, социальной истерии во всех слоях общества. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась .

При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического строя. К власти приходит самая реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим произвола и беззакония. Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового капитала. Отличает фашизм от прочих тоталитарных режимов, прежде всего, проповедь «национального социализма», при котором также ликвидируется буржуазная демократия, но делается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами. Это связано с тем, что понимание социализма у фашистов было весьма специфическим. Муссолини видел в нем великий акт разрушения , а Гитлер? полную приверженность идеям нации . Фашисты делали упор на популярные в 1920-30-х гг. идеи социализма в основном исходя в основном из демагогических соображений.

Итак, к базовым принципам фашистской идеологии можно отнести следующие фундаментальные положения:

· Консервативная революция, сущность которой заключается в ликвидации либерального порядка, который привёл страну в состояние экономического кризиса и пролетарско-революционной ситуации. Консервативная революция? путь, по которому страна вернётся к своему былому историческому величию. Фашистская революционность, особая, исходящая из необходимости «порядка, дисциплины, повиновения моральным заповедям Отечества» .

· Тоталитарное государство. Муссолини заявил, что партия, которая управляет тоталитарно? «новый факт в истории», аналогии и сравнения здесь неуместны. Государство подчиняет себе общество, уничтожает его гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизни вплоть до частных (даже интимных) отношений .

· Идея нации. Национальное возрождение возможно только в рамках тоталитарного государства, в котором национальные интересы являются определяющими. Нация «абсолют», единое целое. «Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи, то есть к империи; хранит для будущих веков имена погибших за его неприкосновенность и во имя повиновения его законам; ставит примером и возвеличивает для будущих поколений вождей, увеличивших его территорию; гениев, его прославивших» .

· Идея «нового порядка». Установление порядка национального процветания и социальной справедливости требует формирование и «нового» человека, преданного «всем сердцем» государству и нации.

· Отрицание классового антагонизма. Фашисты утверждали, что это идея борьбы и соперничества классов не более чем выдумка либералов, «раздутая» марксистами. Идея классовости в своей сущности противоречит идее единства немецкой нации.

· Антипарламентаризм и антимногопартийность. С точки зрения фашистской идеологии парламентаризм приводит к негативным последствиям для общества, т.к. разделения государственной власти между группами «мошенников», которые стараются реализовать свои частные интересы, вызывают политическую нестабильность. Одновременно настоящими интересами нации грубо пренебрегают. «Нет ни одного принципа, столь же лживого, как парламентаризм» ? писал Гитлер . Может быть лишь одна партия, которая сливается с нацией в единое движение и монополизирует власть, остальные должны быть запрещены и уничтожены.

· Запрет профсоюзов. Профсоюзы выражают интересы исключительно рабочего класса, но рабочие, в первую очередь, граждане своей страны. Они обязаны сотрудничать с согражданами, которые не являются рабочими, и не могут допускать выступления против своих же соотечественников.

· Антикоммунизм. Борьба с коммунистами проходила как непосредственно на территории фашистских государств (где коммунистические партии уничтожались и запрещались), так и имела интернациональную направленность, в первую очередь на «родину коммунизма» в СССР. Нацисты частично определили свои намерения и задачи по поводу этой страны в политическом, идеологическом и стратегическом документе? «Drag Nach Osten» . Своё отношение и взгляд на коммунистов А.Гитлер выразил так: «Буквально всё затаптывали они в грязь …Нацию, поскольку та считалась порождением капиталистических классов; Отечество, поскольку считали его орудием буржуазии для эксплуатации рабочего класса; власть закона? поскольку для них это был средство держать пролетариат в узде; религию, которую считали средством одурманивания народа для последующего закабаления; мораль? как символ тупой и рабской покорности» [цит. по: 9, с.284].

· Непризнание Версальской системы. Согласно Версальскому мирному договору вводился запрет иметь армию, обязательства выплаты репараций, введения демилитаризованной зоны. Нацисты сначала этими требованиями пренебрегли, а затем и нарушили их. Франция и Англия позволили Германии такой поведение и не оказали противодействия, надеясь направить нарастающую агрессию на СССР .

· Национализм, расизм, антисемитизм. Фашисты выработали радикальную степень национализма, суть которой в том, что нация «сильная духом и волей» обязана подчинять себе другие нации и увеличивать собственное жизненное пространство. Вводились такие понятия как «чистота крови», «высшая раса», на основании которых строились планы по всемирному господству и превращению части рас в рабов: «эти народы имеют одно-единственное оправдание своего существования -- быть полезными для нас в экономическом отношении» [цит. по: 9, с.58], остальные подлежали истреблению. Идеологический антисемитизм выразился на практике массовым геноцидом евреев? Холокостом, т.к. евреи были признаны «источником капитализма, марксизма» и обвинены во всех негативных их проявлениях (безработице, инфляции, революции): «Если евреи с помощью своей марксистской веры завоюют народы мира, венцу ему станет погребальный венок для человечества» [цит. по: 9,с.12] ? считал Гитлер, а также указывалось на стремление евреев «денациализировать, за счёт вырождения» представителей «высшей расы». Таким образом, очевидно, что принципы национализма, расизма и антисемитизма неотделимо срослись и перевоплотились в понятие совершенно новое и ультрарадикальное.

· Экспансионизм. С первых дней власти фашисты и нацисты стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской и итальянской нации господство над всем миром. Наращивание военной мощи происходило огромными темпами. Милитаризация заполняла все сферы жизни. Идея войны как проявления силы нации, и её предназначения абсолютно чётко прослеживается в выступлениях и Гитлера, и Муссолини. «Война? признак жизненной силы нации, смысл истории» [цит. по: 31, с.203] провозгласил в своей «Доктрине фашизма» дуче. А фюрер в «Майн Кампф» написал: «Кто хочет жить тот должен бороться; кто не желает бороться в этом мире, где вечная борьба является законом жизни, не имеет права на существование» [цит. по: 9, с.193].

· Коммунитарианизм. Смысл данной идеи заключается в том, что индивид и общество совершенно не разделимы, а государство-это и есть общество, соответственно не существует прав и интересов личности вне государства. Все интересы индивид может и должен реализовать только через коммунитарное, общее. Для осуществления такого подхода нужно начать воспитывать «нового человека», интересы которого будут совпадать с интересами нации и государства. В первую очередь, коммунитарианизм обращается к экономической сфере, где общенациональные цели в экономики должны разделяться каждым индивидом, направляясь и подчиняясь лидеру партии .

· Вождизм. Фашизм построен на харизматическом принципе? на вождизме. Верховенство фюрера, дуче есть «воплощение расового национального и народного духа». Вождь обладает неограниченной властью. Он символ величия и единства нации. Около вождя сплачиваются социальные группы, благодаря чему он умело манипулирует и руководит ими для мобилизации нации и решения острых проблем.

Подводя итог этой главе, следует отметить, что фашистская идеология имеет ряд специфических черт, которые в совокупности позволяют определить её следующим образом: во-первых, это наличие четкого различения идеологии правящих верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась, в том числе, и биологическими аргументами. Во-вторых, фашизму свойственны воинствующий иррационализм, предельное упрощение лозунгов и идеологических клише. В-третьих, он был построен на харизматическом принципе - на вождизме. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии), обладающий неограниченной властью, есть воплощение расового, национального и народного духа. Четвертая характеристика этой идеологии - культ силы, абсолютизация силового фактора в истории, отрицание гуманизма. В сочетании с расизмом культ насилия стал одной из причин развязывания самой кровопролитной войны в истории человечества .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!