Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Hs 129 неофициальное игровое название. Штурмовые самолёты Третьего Рейха

Одноместный двухмоторный самолет штурмовой авиации люфтваффе «Хеншель-129» был построен в 1939 году на мощностях завода «Хеншель», что в городе Шенефельде. Главным конструктором проекта был Фридрих Николаус. Штурмовик участвовал в военных действиях, происходивших на Восточном фронте, с 1942 по 1945 год. За период его производства – с 1940 по 1944 годы – с конвейера предприятия сошло 880 машин.

Помимо авиасоединений люфтваффе, штурмовик поставлялся в ВВС Венгрии и Румынии.

Хеншель-129 имел цельнометаллический фюзеляж, состоящий из носовой, центральной и хвостовой частей, соединенных между собой болтами по всему периметру. Центральная часть несла центроплан, оснащенный двигателями, находящимися в просторных мотогондолах. В передней части размещалась кабина пилота коробчатой формы, сваренная из броневых листов толщиной 12 мм по передней и задней стенке. Днище кабины было бронировано листом 14-миллиметровой толщины. Стенки кабины были защищены броней толщиной 6 миллиметров.

Все плоские стороны кабины летчика закрывались конструктивными дюралевыми обтекателями. Передняя часть обтекателя штурмовика Хеншель-129 имела значительный скос вниз, что давало хороший обзор пилоту при выполнении штурмовых атак. Передний козырек кабины был сделан из стальной обоймы с вмонтированной полусферой из бронестекла толщиной 75 мм, которое выдерживало очередь из крупнокалиберного пулемета. Сдвижной фонарь был в виде дюралевого каркаса с плексигласовым остеклением.

Силовая установка Хеншель-129 состояла из двух 14-ти цилиндровых двигателей французского производства марки «Gnome Rhome 14M» с двухрядным радиальным расположением цилиндров. Мощность каждого из них составляла 700 л.с. при скорости вращения винтов 3000 об/мин. Моторы были вариантными, с левым вращением винта или с правым. Для двухмоторного штурмовика это было очень удобно, поскольку пропеллеры вращающиеся в разные стороны обеспечивали идеальную управляемость самолета.

Каждый двигатель размещался в мотогондоле. Туда же убиралось и шасси самолета . Однако часть колеса оставалась открытой и выступала вниз, что было весьма полезным в случае аварийной посадки. Хвостовая колесная стойка не убиралась. Все колеса оснащались амортизаторами гидропневматического действия. Убирались передние колеса с помощью общей гидросистемы самолета. В случае необходимости аварийного выпуска шасси использовалась ручная гидропомпа.

Штатное вооружение «Хенкель-129» было составлено из двух пушек «Маузер MG151» калибра 20 мм с ленточной подачей боезапаса в количестве 500 патронов на каждую, одной 30-ти миллиметровой пушки «Рустсат МК» с боезапасом 80 снарядов и двух пулеметов «Рейнметалл Борзиг» калибра 7.92 мм с боевым запасом в 1000 патронов на каждый.

Hs 129 – немецкий двухмоторный одноместный штурмовик времен Второй мировой войны, созданный компанией Хеншель (Henschel). Данный самолет использовался в основном в боевых операциях на Восточном фронте с 1942 по 1945 годы. Всего Люфтваффе получило около 865 самолетов данного типа, еще какая-то часть машин была поставлена Румынии. Можно сказать, что Хеншель Hs-129 был единственным самолетом Второй мировой войны, основной задачей которого была борьба с бронетехникой противника.

В 1937 году командование Люфтваффе предложило компаниям «Фокке-Вульф», «Блом и Фосс» и «Хеншель» принять участие в конкурсе на создание нового самолета непосредственной поддержки сухопутных войск. Новый штурмовик должен был заменить своего предшественника полутороплан Hs 123. Согласно подготовленному техзаданию, которое составлялось с учетом опыта боев в Испании, предполагалось разработать маневренный, небольшой, хорошо бронированный самолет с мощным вооружением, который для обеспечения большей живучести должен был оснащаться 2-мя двигателями. Из представленных для постройки опытных образцов выбор был остановлен на проектах компаний «Хеншель» и «Фокке-Вульф». Испытания, которые проводились в 1939 году, выявили преимущества самолета разработки компании «Хеншель». В результате штурмовик Hs 129 созданный главным конструктора Ф. Николаусом в 1940 году был запущен в серийное производство под индексом Hs 129A.

Однако уже с поступлением первых серийных штурмовиков в боевые части пилоты быстро выявили его недостатки, в частности слабое бронирование, недостаточную мощность авиационных двигателей, очень плохой обзор из кабины пилота, что делало невозможным использование группового полета из-за опасности столкновения машин в воздухе. Компания «Хеншель» была вынуждена срочно вносить в конструкцию своего самолета необходимые изменения, и уже в сентябре 1941 года было начато производство новой модификации штурмовика Hs 129B, который и стал наиболее массовой моделью и основой штурмовой авиации Люфтваффе.


Оружейники заряжают 30-мм пушку MK 103 штурмовика Хеншель Hs-129

Штурмовик Hs 129В представлял собой двухмоторный одноместный свободнонесущий моноплан, обладающий низкорасположенным крылом. Фюзеляж самолета – полумонокок цельнометаллической конструкции, имеет трапециевидное сечение с гладкой работающей обшивкой. Фюзеляж штурмовика состоял из 3-х основных частей, которые были состыкованы между собой: носовой, центральной и хвостовой.

Наибольший интерес представляла носовая часть фюзеляжа, в которой находилась кабина летчика. Кабина пилота представляет собой цельный бронированный короб, который был сварен из листов стали толщиной в 6 мм. Все используемые листы были плоскими, за исключением верхнего листа, которому была придана обтекаемая форма. На боковых поверхностях бронекороба имелось 2 желоба, предназначенных для проведения стволов авиационных пушек.

Для того чтобы придать носовой части фюзеляжа машины обтекаемую форму, с боков и снизу она была прикрыта дюралюминиевыми обтекателями (съемные). По сравнению с другим известным самолетом-штурмовиком Второй мировой войны – Ил-2, у которого самой конструкции бронекапсулы была придана обтекаемая форма, обтекатели Hs 129 можно было рассматривать как лишний и достаточно обременительный для самолета балласт.

Носовая часть крепилась к центральной при помощи болтов, к центральной части фюзеляжа был пристыкован также центроплан крыла. Соединение фюзеляжа с центропланом было выполнена при помощи 2-х силовых нервюр, которые переходили в боковины фюзеляжа. В центральной части фюзеляжа находилось стрелково-пушечное вооружение и топливный бак емкостью в 200 литров. Хвостовая часть фюзеляжа штурмовика, которая несла вертикальное и горизонтальное оперение, был выполнена отъемной. Ее крепление к центральной части производилось по всему контуру при помощи болтов.

Конструкция, использованной на самолете бронекапсулы, отражала многолетний опыт компании «Хеншель» по изготовлению разнообразной бронетехники для нужд сухопутных войск, именно это производство для компании являлось основным. Главный конструктор самолета Николаус и его команда хотели обеспечить пилоту хороший обзор из кабины вниз-вперед при помощи небольших смотровых приборов по типу танковых. При этом при их применении накладывалось достаточно жесткое ограничение – расстояние между остеклением и глазами пилота не должно было быть больше 30 см.

Требования о размещении головы летчика близко к лобовому остеклению фонаря кабины привели к тому, что ноги летчика необходимо было «протянуть» в носовую часть, а желание максимально облегчить вес бронекапсулы – к низкому расположению кресла пилота. Ширина верхней части капсулы определялась лишь шириной плеч пилота – «абы пролез». Приборная доска была исключительно мала и на ней не нашлось места для установки приборов контроля двигателей, которые были вынесены на внутренние стороны мотогондол. При этом маленькие размеры сдвижного сегмента фонаря кабины очень сильно затрудняли обзор в стороны, из-за чего у пилотов возникали проблемы при полете строем и рулежке по ВПП. Об обзоре задней полусферы речи вообще не велось.

Плохой обзор с места пилота так и остался платой за сравнительно хорошую его защищенность. Прозрачная часть фонаря кабины была изготовлена из бронестекла толщиной в 75 мм. Позади летчика была установлена бронеперегородка толщиной в 6 мм. При этом низкое расположение кресла пилота в кабине являлось причиной применения очень короткой ручки управления, которая не нравилась пилотам.

Силовая установка штурмовика состояла из 2-х моторов, расположенных на специальных рамах под крылом самолета. Первоначально на штурмовике устанавливали два 12-цилиндровых двигателя Ag-410A жидкостного охлаждения производства компании «Аргус». Однако их мощности в 465 л.с. было явно недостаточно. По этой причине, когда вермахт захватил в побежденной Франции достаточное количество двигателей GR-14 французской фирмы «Гном-Рон», которые обладали большей мощностью, они сразу же были использованы для оснащения штурмовиков Hs-129 в модификации B. Двигатели GR-14 были звездообразными двухрядными 14-цилиндровыми и развивали мощность в 700 л.с. Двигатели оснащались трехлопастными винтами «Ратье», которые имели металлические лопасти диаметром в 2,6 метра. Нижние «полуцилиндры» капотов двигателей производились из штампованных листов стали толщиной в 5 мм. Броня такой же толщины прикрывала маслорадиаторы, которые были смонтированы под корневыми частями консолей.


Запас горючего самолета равнялся 610 литрам и находился в 3-х протектированных баках, из которых один емкостью в 200 литров был расположен в центральной части фюзеляжа самолета, а еще 2 бака емкостью по 205 литров в крыле с левой и правой стороны фюзеляжа. Центральный бензобак оснащался центробежной мотопомпой, которая служила для перекачивания топлива.

Стандартное вооружение штурмовика Hs-129B включало в себя 2х7,92-мм пулемета MG-17 и 2х15-20 мм пушки MG-151. Пулеметы находились в центральной части крыла вблизи бортов фюзеляжа, а пушки располагались по бортам фюзеляжа в специальных гнездах над крылом и были прикрыты обтекателями. Боезапас каждой пушки – 250 снарядов, пулеметов – 1000 патронов. Помимо этого самолет мог нести различное подвесное вооружение, в том числе 30-мм, 37-мм и даже 75-мм пушки. Управление стрельбой и перезарядка пушек были полностью электрическими. Управление стрельбой пулеметов было электрическим, перезарядка электропневматическая. Управление оружием было сосредоточено на рукоятке управления штурмовиком, имеющийся на ручке переключатель позволял вести стрельбу из всего оружия одновременно или отдельно из пулеметов или пушек.

О том насколько пилотам Hs-129 «нравился» штурмовик можно судит по следующему высказыванию одного из летчиков. «Летные характеристики штурмовика были настолько плохими, что я обеспечил себя кошмарами по ночам на долгие годы вперед! Управление рулями требовало от пилота очень больших физических усилий, по этой причине даже немного скорректировать прицел в процессе атаки получалось далеко не всегда. Коротка ручка управления самолетом почти никак не учитывала анатомическое строение летчика. Сложной была и посадка. Помимо тяжелого управления, штурмовик отличался неустойчивостью относительно всех 3-х осей во время полета в турбулентной атмосфере. Фактически у Hs-129 имеется лишь 1 плюс – это высокая вероятность, что пилот останется жив в результате жесткой посадки машины на брюхо – конструкция бронекапсулы достаточно прочна».

Проверка двигателей немецкого самолета-штурмовика Хеншель Hs 129. Достаточно редкая машина (выпущено 865 самолетов), использовалась в основном на Восточном фронте с 1942 по 1945 год

Изготовление штурмовиков Hs-129 было остановлено в сентябре 1944 года. До этого времени Люфтваффе успели получить около 870 самолетов. В условиях господства в воздухе немецкой авиации этот хорошо вооруженный и бронированный штурмовик мог оказывать существенное влияние на ход боевых действий. Но его производство велось очень медленно, так что достаточная партия из 411 штурмовиков была произведена только в 1943 году, когда советская авиация уже полностью оправилась от нанесенных ей потерь.

Основными недостатками штурмовика Hs-129В были низкая скорость и отсутствие защиты от истребительных атак с задней полусферы, из-за чего самолет становился легкой добычей советских летчиков-истребителей. Несмотря на это самолет применялся немцами до начала 1945 года, некоторое количество штурмовиков находилось также на вооружении ВВС Румынии и успело повоевать как против советских, так и против немецких войск.

Советский офицер поздравляет командира зенитной батареи, сбившей румынский штурмовик немецкого производства Hs-129B-2 лейтенанта Мунтяну (Munteanu), Номер 327 (W. Номер 141263). Перед «Крестом Михая» на фюзеляже нанесена фраза «HAI FETITO» («Давай, девчонка»). А под номером на хвосте, вероятно, личная эмблема Мунтяну - череп и наклоненая кость

Летно-технические характеристики Hs.129b-2

Размеры: размах крыла – 14,2 м., длина – 9,75 м., высота – 3,25 м.
Площадь крыла – 28,9 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 4310 кг., максимальная взлетная – 5250 кг.
Запас топлива – 610 л.
Тип двигателя – 2 ПД Gnome-Rhоne 14М 4/5, мощностью 700 л.с. каждый
Максимальная скорость – 320 км/ч.
Крейсерская скорость – 265 км/ч.
Практическая дальность – 560 км.
Практический потолок – 7500 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: стандартное: 2х20-мм пушки MG-151/20, 2х7,92-мм пулемета MG-17. Подвесное до 4-х 50-кг бомб или до 96х2-кг осколочных бомб, 1х30-мм пушка МК-101 или 4х7,92-мм пулемета MG-17.

Источники информации:
-

Основной штурмовик Люфтваффе

Ещё на заре развития авиации одним из предназначений боевого самолёта была борьба с кавалерией. В те времена, если мобильные кавалерийские соединения выходили на оперативный простор, кроме авиации противопоставить им было практически нечего. Поэтому создавая свой Hs-123, фирма Хеншель позиционировала его именно как самолёт для борьбы с прорвавшейся в тыл конницей Будённого.
Опробовать Hs-123 против кавалерии немцы смогли в Испании. Результат оправдал ожидания: были случаи, когда всего несколько самолетов обращали в панику крупные конные отряды.
Однако с появлением на поле боя наших
и спутало немцам все карты – пришлось срочно устраивать конкурс по разработке специализированного противотанкового самолёта. В конкурсе приняли участие компании Блом унд Фосс, Фоке-Вульф и Хеншель. Самым оригинальным был проект Блом унд Фосса – одномоторный асимметричный самолет с кабиной-гондолой, установленной на крыле отдельно от фюзеляжа. Проект Фоккке-Вульфа представлятл собой бронированный вариант знаменитой рамы Fw-189. Победителем же конкурса стал самолёт Hs-129 компании Хеншель.

Здесь надо отметить, что в создании воздушного истребителя танков немцы не были оригинальны – ещё в 1937 году Николай Поликарпов создал самолёт ВИТ-1 – воздушный истребитель танков с двумя пушками калибра 37 мм конструкции Б.Г. Шпитального. Каждая такая пушка весила 375 кг. Средний темп стрельбы был достаточно высоким – 189 выстрелов в минуту. Высокой была и начальная скорость снаряда – 894 м/с.
Будучи каким-то образом знаком с разработками Поликарпова, главный конструктор Hs-129 Фридрих Николаус просто-напросто заимствовал идею у нашего конструктора. И не только идею, но и общую конструктивную схему самолёта: как и ВИТ-1, Hs-129 был двухмоторным несущим монопланом. И именно по той причине, что ВИТ-1 к тому времени уже прошёл в СССР успешные испытания, командование Люфтваффе отдало предпочтение самолёту Hs-129 .
Самолет Хеншель Hs-129 представлял собой двухмоторный низкоплан с убираемым трехопорным шасси. Сечение фюзеляжа близко к треугольному. В передней бронекапсуле размещалась кабина пилот а. Днище и лобовая стенка капсулы изготовлены из бронелистов толщиной 12 мм, борта – из бронелистов толщиной 6 мм. Соединение бронелистов выполнялось сваркой. Фонарь кабины состоял из неподвижного козырька и сдвижного в направлении по полету сегмента. В козырьке из стальных полос толщиной 6 мм монтировалось лобовое бронестекло толщиной 75 мм. Голова летчика находилось на расстоянии 30 см от лобового бронестекла, от ударов об стекло голову летчика предохраняли кожаные валики. На некоторых самолетах на раме козырька фонаря кабины устанавливались зеркала заднего обзора.

Конечно, самолёт пришлось ещё доводить и доводить – опытные образцы имел и массу недостатков. Так, в полете на малых высотах Hs-129 не был устойчив, а горизонтальный полет на одном двигателе удавалось выполнить далеко не на всех режимах. Слишком близкое расположение остекления фонаря кабины к голове летчика могло привести к травмам, кроме того малое расстояние между глазами и остеклением искажало обзор. Взлетная дистанция получилась чрезмерно длинной, а скороподъемность и разгонные характеристики на взлете – не допустимо низкими. Вывод машины даже из полого пикирования требовал приложения очень больших физических усилий со стороны летчика. Усилия на ручке управления являлись чрезмерными на всех режимах полета, при пикировании с углами больше 45 градусов, самолет становился практически не управляемым. По этой причине 5 января 1940 года второй прототип на пологом пикировании сорвался в штопор и разбился.

Чтобы улучшить летные характеристики в конструкцию самолет внесли ряд изменений, к примеру оборудовали рули высоты и руль направления электрически управля­емыми триммерами. Вместо двигателей Аргус As-410А-0 на самолетах Hs-129A-l стояли моторы As-410A-l, развивавшие на частоте вращения 3100 об/мин мощность 465 л.с. Двигатель оснащался центробежным компрессором и карбюратором, автоматически контролировавшим соотношение топливовоздушной смеси. Масса сухого двигателя составляла 315 кг, топливом служил бензин с октановым числом не менее 87. Двигатель приводил во вращение двухлопастный деревянный воздушный винт диаметром 2,62 м.
Однако и эти моторы не обладали достаточной мощностью. В конце концов, на самолёты последующих серий немцы начали устанавливать моторы Гном-Рон 14М 04/05, большое количество которых немцам досталось после поражения Франции.
Несмотря на высокий приоритет программы ударного самолета поля боя, первый серийный Hs-129B-1 (W.Nr. 0151) покинул сборочную линию завода в Шёнефельде лишь в декабре 1941 г. На серийных машинах учли часть замечаний летчиков в отношении плохого обзора: увеличили площадь бокового остекления сдвижной части фонаря кабины, появилось ос­текление в верхней задней части фонаря. Остекление новой сдвижной части изготавливалось не из бронестекла, а из плексигласа. На самолетах Hs-129B-l позднего выпуска вве­ли сдвижные по полету форточки в боковом остеклении. Изменилась форма носовой части фюзеляжа, которую теперь образовывали поверхности двойной, а не одинарной как на Hs-129B, кривизны. Новый нос улучшил обзор вниз-вперед.
В январе 1942 г. было сформировано первое подразделение ударных самолетов поля боя-1. Gruppe/ Schlachtgeschwader-1, на вооружении которого состояли самолеты Hs-123 и Bf.l09E. На вооружение 4-го стаффеля этой группы, который базировался на аэродроме Липпштадт в северо-западной Германии поступили предсерийные Hs-129B-0 и первые серийные Hs-129В-1.
10 мая 1942 года на Восточный фронт прибыли первое подразделение, вооружённое Хеншелями. Штаб и две группы Schlachtgeschwader-1 находились в подчинении командования 4-го воздушного флота, действовавшего на южном участке советско-германского фронта. Летчики этой эскадры принимали участие в третьем штурме Севастополя .

Пик использования Hs-129 пришёлся на период . Самолеты Hs-129B действовали на южном фасе Курского выступа с аэродрома Микояновка, расположенного примерно в 20 км северо-западнее Харькова. Помимо люфтваффе, Хеншели-129 состояли на вооружении Fortele Aeriane Regale ale Romana (Королевские ВВС Румынии). В составе 1-го воздушного корпуса (Corpul I Aerian) имелась 8-я ударная группа (Grupul 8 Asalt), включавшая 41-ю, 42-ю и 60-ю эскадрильи. Командование 1-го румынского воздушного корпуса в оперативном отношении подчинялось штабу 4-го воздушного флота люфтваффе, хотя румыны действовали как в секторе, отведенным 4-му воздушному флоту, так и в зоне ответственности 6-го воз­душного флота.. Зимой 1943-44 г.г. численность авиационного парка IV. (Pz)/ SG-9 составляло примерно 70% от штатной, как правило боеспособными считалось порядка 50-60 штурмовиков. Серьезные проблемы возникли с пушками МК-103, это оружие не испытывалось на надежность работы в условиях низких температур. Зима показала, что на морозе пушки не работают.
В конце 1943 года из-за огромных потерь все оставшиеся "убийцы танков" на Восточном фронте были сведены в одну Противотанковую группу, обозначенную как lV.(Pz)/SG 9. Уже в составе нового подразделения штурмовики актива участвовали в попытке отражения советского наступления в начале 1944 года. Hs 129 участвовали в прикрытии эвакуации из Крыма. Отмечены штурмовики и в операциях германской армии в Белоруссии в июне 1944 года. На этом участке фронта противнику удалось собрать 67 самолетов, из которых к концу операции 22 были сбиты, а еще 21 потеряны в авариях. Потери были столь катастрофические, что воевавшие в Румынии три подразделения Хеншелей были переброшены сюда. Поэтому когда 20 августа 1944 года советские войска начали наступление в Румыния тут им могли противостоять только румынские Хеншели, а после капитуляции Румынии в ходе боев в Словакии германские экипажи Hs 129 смогли лицом к лицу встретиться со своими румынскими коллегами.

Hs-129 румынских ВВС


На 1 января 1945 года в Люфтваффе числилось всего 39 Hs-129В в трех подразделениях. Последние Hs-129 воевали в западной Польше и западной Венгрии. В ходе боев их количество стремительно уменьшалось как из-за отсутствия запчастей, так и из-за боевых потерь. Последней крупной операцией для германских Хеншелей стало . После разгрома немецких частей остатки 10.Pz/SG 9 и 14.Pz/SG 9 были сведены в сводную группу, которая ограниченно участвовала в боях в районе Вены.

Смотрите также:


Первый в мире мобильник был советский

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации


Henschel Hs.129.

Для замены состоявшего на вооружении штурмовых эскадр полутороплана Hs-123 в 1937 году командование Люфтваффе предложило фирмам «Блом и Фосс», «Фокке-Вульф», «Хеншель» и «Гота» принять участие в конкурсе на новый самолет непосредственной поддержки войск (штурмовик). Согласно техническому заданию, составленному с учетом опыта боев в Испании, предусматривалось создать небольшой, маневренный, хорошо бронированный и мощно вооруженный самолет, снабженный для большей живучести в бою двумя двигателями.

Из представленных проектов для постройки опытных самолетов были выбраны проекты фирмы «Хеншель» и «Фокке-Вульф». Проведенные в 1939 году испытания этих самолетов выявили преимущество разработанного конструктором фирмы «Хеншель» Ф. Николаусом штурмовика «Hs-129», который в 1940 году был запущен в серийное производство под обозначением «Hs-129A».

Однако с началом поступления серийных машин в летные части уже имевшие боевой опыт пилоты быстро обнаружили недостаточную мощность двигателей, слабое бронирование и настолько плохой боковой обзор из кабины, что групповой полет самолетов был просто невозможен из-за опасности столкновения в воздухе.

Фирма «Хеншель» срочно внесла в конструкцию своего самолета необходимые изменения, и уже в сентябре 1941 года началось серийное производство новой модификации Hs-129B, ставшей стандартным штурмовиком Люфтваффе во второй мировой войне. Hs-129B представлял собой одноместный двухмоторный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом. Фюзеляж: — цельнометаллический полумонокок трапециевидного сечения с гладкой работающей обшивкой. Он состоял из трех частей, стыкующихся между собой: носовой, центральной и хвостовой.

Наиболее интересной является носовая часть фюзеляжа, в которой помещается кабина пилота. Она представляет собой цельную бронированную коробку, сваренную из стальных листов толщиной 6 мм. Все листы плоские, кроме одного верхнего, которому придана обтекаемая форма. На боковых поверхностях бронекоробки выдавлены два желоба для прохода стволов пушек.

Для придания носовой части фюзеляжа обтекаемой формы бронекоробка снизу и с боков закрыта съемными дюралюминиевыми обтекателями. По сравнению с советским штурмовиком Ил-2, у которого самой бронекоробке придана обтекаемая форма, эти обтекатели можно рассматривать как довольно обременительный балласт.

Носовая часть фюзеляжа с помощью болтов соединена с центральной частью, к которой пристыкован также центроплан крыла. Соединение центроплана с фюзеляжем осуществлено за счет использования двух силовых нервюр, переходящих в боковины фюзеляжа. Б центральной части размещены бензобак емкостью 200 л и стрелково-пушечное вооружение. Хвостовая часть фюзеляжа, несущая горизонтальное и вертикальное оперение, выполнена отъемной. Крепление ее к центральной части осуществляется по всему контуру с помощью болтов.

Фонарь кабины пилота застеклен плексигласом. Б передней его части установлено гнутое бронестекло. Для предотвращения обледенения бронестекла предусмотрен обдув теплым воздухом, отводимым из масляного радиатора, установленного в передней части фюзеляжа. Задняя часть фонаря при открывании сдвигается назад по специальным направляющим, в случае аварии предусмотрен ее сброс посредством механизма аварийного сбрасывания.

Б кабине самолета были установлены необходимые контрольно-измерительные приборы винтомоторной группы и аэронавигационное оборудование. Коротковолновая радиостанция FuG-7A устанавливалась в хвостовой части фюзеляжа на специальной раме, обеспечивающей быстрое снятие и установку всех ее элементов. Силовая установка самолета состояла из двух двигателей, расположенных на моторных рамах под крылом самолета. Первоначально на самолете устанавливались два 12-цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения Ag-410A немецкой фирмы «Аргус». Их мощность, составляющая 465 л. с, оказалась недостаточной. Поэтому, когда вермахт захватил во Франции большое количество более мощных звездообразных двухрядных 14-цилиндровых двигателей GR-14 французской фирмы «Гном-Рон», они сразу же были использованы для новой модификации Hs-129B.

Запуск двигателей осуществлялся от электроинерционного стартера или вручную. Двигатели комплектовались трехлопастными винтами изменяемого шага фирмы Ратье. Управление винтами осуществлялось электроприводом, возможно было принудительное изменение шага винта, установки винта на автоматическое управление и установка винта во флюгерное положение.

Запас горючего, равный 610 л, помещался в трех протестированных баках, из которых один, емкостью 200 л, был установлен в центральной части фюзеляжа, а два других бака емкостью по 205 л — в центроплане с правой и левой сторон фюзеляжа. В центральном бензобаке была установлена центробежная мотопомпа, служащая для перекачки бензина.

Масло помещалось в двух протестированных баках, установленных в центроплане. Масляные радиаторы находились под крылом с внешней стороны мотогондолы. Управление створками радиаторов было автоматическим и осуществлялось от гидравлической системы и термостатов, установленных в трубопроводе. Для повышения живучести самолета в бою радиаторы были защищены броней, а туннель и задние створки радиаторов изготавливались из 6-мм стального листа. Самолет оборудован убирающимся шасси. Уборка и выпуск шасси осуществляются от гидравлической системы, работающей от двух гидравлических помп, установленных на моторах. Хвостовое колесо было неубирающимся.

Стандартное вооружение штурмовика Hs-129B состояло из двух пулеметов MG-17 калибра 7,92 мм и двух пушек MG-151 калибра 15-20 мм. Пулеметы расположены в центральной части крыла вблизи бортов фюзеляжа, а пушки — по бортам фюзеляжа, над крылом, в специальных гнездах, закрывающихся обтекателями, выступающими над плоскостями боковин фюзеляжа. Каждый пулемет имеет запас патронов в 1000 штук, а каждая пушка — по 500 снарядов. Управление стрельбой из пулеметов электрическое, перезарядка электропневматическая. Управление стрельбой и перезарядка пушек полностью электрические. Управление стрельбой и перезарядкой сосредоточено на ручке управления самолетом; имеющийся на ручке переключатель позволяет осуществлять стрельбу раздельно из пушек и пулеметов или из всего оружия одновременно. Прицел установлен перед козырьком летчика.

Производство штурмовика Hs-129 было прекращено в сентябре 1944 года. Всего было выпущено 870 машин. В условиях господства немецкой авиации в воздухе этот мощно вооруженный и хорошо бронированный штурмовик мог оказать существенное влияние на ход боевых действий на Восточном фронте, где в основном использовался этот самолет. Но производство его разворачивалось весьма медленно, так что достаточно большая партия в 411 машин была выпущена лишь в 1943 году, когда советская авиация уже оправилась от понесенных ею в 1941 году потерь.

Главные недостатки Hs-129В — низкая скорость и отсутствие защиты от атак с задней полусферы сделали самолет легкой добычей для советских истребителей. Тем не менее штурмовики Hs-129B использовались Люфтваффе до начала 1945 года. Некоторое количество Hs-129B состояло также на вооружении королевских ВВС Румынии.

В мае 1942 г. на сборочной линии завода в Шёнефельде самоле­ты модификации «В-1» сменили Hs-129В-2. С декабря 1941 г. помай 1942 г. завод построил 50 Hs-129B-1 (W.Nr. 0151-0200). Переход на новую модель не вызвал серьезной пере­стройки производства, так как само­леты варианта «В-2» отличались от предшественников только топливной системой: в топливопроводе между фильтром и топливным насосом был установлен регулятор давления, а в крыльевых топливных баках появи­лись дренажные отверстия для пре­дотвращения разрыва полностью заправленных баков от расширения горючего в условиях жары. Топлив­ная система подвергалась доработ­кам и в ходе серийного выпуска Hs-129В-2.

Внешне самолеты Hs-129B-2 первых выпусков ничем не отлича­лись от Hs-129B-l. По ходу серийно­го производства в конструкцию Hs-129В-2 вносились изменения, учиты­вавшие пожелания летчиков-фронто­виков. Начиная с самолета W.Nr. 0301 изменилась форма носовой час­ти фюзеляжа. Самолет W.Nr. 0331 и машины более позднего выпуска обо­рудовались бензиновыми обогрева­телями кабины летчика, обогрева­тель располагался в носовой части фюзеляжа. Бросающимся в глаза вне­шним отличием самолетов, оборудо­ванных печками, стала большая дыра воздухозаборника в носовой части фюзеляжа. Из-за установки обогре­вателя в сторону правого борта был смещен фотокинопулемет Rb-24.

Начиная с самолета W.Nr. 0351 некоторые Хеншели Hs-129 ста­ли оснащаться оборудованием для буксировки десантных планеров DFS-230. Оборудование монтирова­лось в хвостовой части фюзеляжа.


Хеншель Hs-129 В-2 заложил крутой вираж на малой высоте над аэродромом базирования, Восточный фронт. На самолетах модели «В-2» стали устанавливать короткие выхлопные патрубки, снижавшие вероятность перегрева двигателей. На этом самолете – крыло с прямыми передней и задней кромками, которые ввели в целях снижения трудоемкости производства.



Летчик проверяет работу двигателей своего Hs-129B-2 перед очередным боевым вылетом, Восточный фронт. Нос фюзеляжа штурмовика окрашен желтой краской (RLM27, FS33637), перед козырьком фонаря кабины нанесена черная антибликовая полоса. Обратите внимание на рамочную антенну радиокомпаса, установленную на фюзеляже за кабиной летчика.



Собственные имя давались штурмовикам Hs-129 крайне редко. На снимке – самолет с таким именем: «Mulle». Название машины написано белой краской на фоне желтого носа фюзеляжа. Обратите внимание на смонтированный перед козырьком кабины пилота прицел Реви С/С 12, в тесной кабине место для установки прицела не осталось. На некоторых штурмовиках (в том числе и на этом) на козырьке кабины монтировали зеркало заднего обзора.


Не удалось установить, начи­ная с какого самолета вместо длин­ных выхлопных патрубков двигате­лей стали монтироваться короткие. В ходе серийного производства изме­нилось крепление к фюзеляжу натяж­ной проволочной радиоантенны -вместо мачты, конец антенны стал крепится к небольшому изолятору, смонтированному в верхней части фюзеляжа. Часть машин была уком­плектована радиополукомпасами, имевшими характерные круглые ра­мочные антенны. Зеркало заднего обзора на переплете фонаря кабины первоначально устанавливалось только на машинах, оснащенных буксировочным оборудованием, однако позже его стали монтировать почти на всех штурмовиках, в том числе си­лами техников и на машинах ранних выпусков. Посадочная фара под левой плоскостью крыла имелась только на самолетах ранних выпусков.

Первоначально воздухоза­борник карбюратора, расположен­ный под двигателем был круглой формы, в ходе серийного производ­ства его заменили воздухозаборни­ком коробчатой формы с встроенным фильтром механических частиц.

Начиная с середины 1943 г. в люфтваффе ввели новую шестизнач­ную систему заводской нумерации самолетов. За фирмой Хеншель были закреплены Werke Nummern серий 140000, 141000 и 162000, последняя серия - за Hs-129B-3.

К варианту Hs-129B-2 подхо­дили все варианты вооружений «по­левой модернизации», разработан­ные для Hs-129B-1, однако самолеты чаще всего применялся в качестве истребителя танков, поэтому в наи­большей мере были востребованы подвесные 30-мм пушки. В обозначе­ниях самолетов, оснащенных комп­лектами Rustsatz, наблюдается изве­стная путаница, тем не менее ниже приведены наиболее распространен­ные примеры:



В носовой части фюзеляжа штурмовика Hs-129 размещалась бронекапсула, защищавшая летчика от обстрела. Толщина бронекорпуса варьировалась от 6 до 12 мм. Круглые отверстия в лобовой стенке бронекапсулы предназначены для подсоединения воздуховодов системы обогрева кабины. На снимке – бронекапсула штурмовики Hs-129B-2 W.Nr. 0385, захваченного американцами в Северной Африке в 1943 г. Самолет был испытан в США, после чего утилизирован. Бронекапсула каким-то образом уцелела и, в конечном итоге, попала к австралийскому частному коллекционеру Мартину Меднису.


Изображения почетного знака вермахта «За штыковую атаку» пользовалось большой популярностью у летчиков Hs-129, на этом Hs-129 изображение знака нарисовано белой краской на фюзеляже перед стеклом фонаря кабины. Небольшое отверстие в передней части фюзеляжа сделано для объектива фотокинопулемета, большой – воздухозаборник системы отопления кабины. Обе «дыры» введены в конструкцию штурмовика начиная с самолета W.Nr.0331.


Hs-129B-2/R1 - оснащен бом­бодержателями под фюзеляжем и под обеими плоскостями крыла, макси­мальные вариант бомбовой нагруз­ки: четыре контейнера АВ-24 под фю­зеляжем и по одному контейнеру АВ-24 под каждой плоскостью крыла.

Hs-129B-2/R2 - вариант с подфюзеляжной установкой 30-мм авто­матической пушки МК-101 (с лета 1943 г. МК-103) с боекомплектом в 100 снарядов. Пушка МК-103 пред­ставляла собой дальнейшее развитие орудия МК-101, МК-103 имела более высокую начальную скорость снаря­да и более настильную траекторию.

HS-129B-2/R3 - вариант, воо­руженный пушкой ВК-3,7 с боеком­плектом из 12 снарядов. Пушка ВК-3,7 представляла собой модификацию зенитного орудия Flak-3,7 ка­либра 37 мм. При установки комп­лекта R3 снимались штатные фюзе­ляжные пулеметы штурмовика.



Hs 129B-1




Hs 129B-0


Ранний Hs 129B-1



Детали кабины



Hs 129В-3 с 75-мм пушкой ВК


B-2/R2 – 30mm kanon МК 103 30mm cannon



B-1/R4-4 х ETC 50


B-1 /R2 – 30mm kanon MK 101 30mm



Вариант мотогондолы с круглым воздухозаборником В-0 и ранних В-1



Hs 129B-2


Орудиями ВК-3,7 вооружа­лись немногие штурмовики, посколь­ку более легкие пушки МК-103 име­ли больший боекомплект и больше подходили для борьбы с танками. Кроме того, существовал определен­ный дефицит 37-мм пушек, которые в первую очередь шли на вооружение противотанковых Ju-87G, по две пушки на один самолет). О боевом применении Hs-129B-2/R3 сведений не имеется.

Штурмовики, вооруженные пушками ВК-7,5 калибра 75 мм по­лучили обозначение Hs-129B-3, одна­ко встречалось и обозначение Hs-129B-2/R4.



Кабина штурмовика Hs-129 была чрезвычайно тесной, при закрытом фонаре голова летчика с трудом помещалась внутри. Близкое к треугольному сечение фюзеляжа было выбрано для упрощения технологии производства, снижению трудоемкости технологических процессов в военное время придавалось огромное значение. Две автоматические пушки MG-151/ 20 калибра 20 мм установлены в верхней части фюзеляжа, два 7,92-мм пулемета MG-17 монтировались под пушками.



Летчик Хеншеля Hs-129B-1 закрыл фонарь кабины, через мгновенье самолет пойдет на взлет. Форма фонаря кабины оставалась неизменной на всех модификациях Hs-129. Обратите внимание на нанесенные на боковое остекление фонаря линии, которые облегчали летчику выдерживание угла пикирования. Линии нанесены под углами 10, 20 и 30 градусов к горизонту.



Лейтенант Леонид Сотропа Королевских ВВС Румынии пристегивает привязные ремни. Летчик готовится к вылету на боевое задание. Обратите внимание на металлический щиток с уголками, установленный перед козырьком фонаря кабины рядом с прицелом Реви, которые помогали летчику удерживать самолет на пикировании в горизонте.


Наиболее интересным проти­вотанковым оружием, из числа ис­пользовавшихся на Hs-129B были безоткатные «специальные устрой­ства» - Sondergerat SG-113A «Forstersonde». Три таких самолета поступили в испытательный центр Тарновитц. Устройство SG-113A представляло собой шесть стволов калибра 77 мм. обращенных дулами вниз под углом 15 град, к вертикали. Каждый ствол снаряжался сдвоен­ным зарядом, один из которых ком­пенсировал отдачу при выстреле. Снаряд калибра 77 мм из мягкой ста­ли имел сердечник из твердого спла­ва диаметром 45 мм. Оружие в тео­рии приводилось в действие автома­тически по сигналу Т-образного магнитомера, смонтированного на штанге в передней части фюзеляжа самолета. Предполагалось, что в по­лете на высоте 5-15 м над землей магнитомер будет способен обнаружи­вать крупные металлические объек­ты - танки. Никаких сведений об ис­пользовании вооруженных подоб­ным образом самолетов на фронтах не сохранилось.

Начиная с осени 1942 г. посто­янно росло не только количество рус­ских танков, но улучшалось и их ка­чество. Новые варианты KB и Т-34 превосходили по своим характерис­тикам немецкие PzKpfw.III и PzKpfw.IV.

Новые модели русских танков создали проблемы для летчиков под­разделений Panzerjager: снаряды пу­шек МК-101 не пробивали ни 75-мм лобовую броню KB, ни лобовую бро­ню толщиной 45 м танка Т-34. В штаб люфтваффе поступил рапорт следу­ющего содержания: - во многих случаях пушка МК-101 оказывается не эффектив­ным оружием. Часто танки против­ника продолжают движение даже после нескольких прямых попаданий 30-мм снарядами. Необходимо воо­ружить самолеты Hs-129 более мощ­ным оружием, способным поражать вражеские танки с одного-двух выс­трелов.


Летчик штурмовика Hs-129 В-2 подает сигнал наземному персоналу о своей готовности к взлету. Передняя часть бокового остекления фонаря кабины Hs- 129 выполнялась сдвижной по направлению полета. Обратите внимание на зеркало заднего вида, закрепленное на козырьке фонаря кабины.



Кабины штурмовиков Hs-129B-2 поздних выпусков и Hs-129B-3 практически не отличались друг от друга. На приборной доске расположены основные пилотажно-навигационные приборы и индикаторы состояния оружия, приборы контроля двигателей смонтированы на внутренних сторонах мотогондол. Ручка управления (на снимке) несколько отклонена к левому борту. Интерьер кабины окрашен в черно-серый цвет (RLM66, FS36081).


Попытки бомбардировки бо­евых порядков танковых подразделе­ний бомбами крупного калибра ус­пеха не имели из-за недостаточной точности бомбометания.

Для отработки тактики и тех­ники борьбы с танками было сфор­мировано экспериментальное под­разделение «Versuchskommando fur Panzerbekampfung», на вооружение которого поступили оснащенные двумя пушками ВК-3,7 самолеты Ju-87G; Ju-88P, оснащенный противо­танковым орудиям Рак-40 в подфюзеляжной гондоле; Мессершмитт Bf.HO с одной 37-мм пушкой под фюзеляжем и несколько Hs-129B. В апреле 1943 г. Versuchskommando направили на Восточный фронт. Из четырех типов противотанковых са­молетов лучше всего проявили себя Ju-87G и Hs-129B, в то время как Ju-88Р и мессершмитт на роль истреби­телей танков явно не годились. В ходе боев на Кубани самолеты Versuchskommando fur Panzerbekampfung уничтожили в ус­тье Дона более 1000 единиц плавс­редств.

Изначально тактику исполь­зования истребителей танков ограни­чивал приказ верховного командова­ния люфтваффе атаковать бронетех­нику противника только на марше к линии фронта. Силами личного со­става Versuchskommando fur Panzerbekampfung были отработаны приемы тесного взаимодействия пи­кирующих бомбардировщиков и ис­требителей танков, позволявшие на­носить удары по танкам непосред­ственно на поле боя. Versuchskommando fur Panzer­bekampfung было расформировано 17 июня 1943 г.



В кабине штурмовика сидит один из лучших пилотов Hs-129 гауптман Рудольф Руффер. Обратите внимание на установленный на спинке кресла бронезаголовник толщиной 6 мм. Кожаная обшивка вдоль рамы козырька кабины предохраняла голову летчика от ударов при резком маневрировании или грубых посадках.


Конструкция кресла пилота



Оружейники заправляют 100-снарядную ленту к 30-мм пушке МК-103, подвешенной под фюзеляжем штурмовика Hs-129. Прямоугольный дульный тормоз уменьшал силу отдачи пушки при стрельбе. Снаряды пушки МК-103 пробивали броню толщиной до 75 мм с дистанции 300 м.


В составе 4-го воздушного флота в Хортице в феврале 1943 г. была сформирована «Jagdkommando Weiss», в состав которого вошли под­разделения, вооруженные самолета­ми Hs-129B. Командиром Jagdkommando Weiss был назначен кавалер Рыцарского креста с дубовы­ми листьями подполковник Отто Вейсс. Через короткое время из Jagdkommando Weiss выделилось «Fuhrer fur Panzerjagdstaffeln» (FuPz), в этом соединение были сконцентри­рованы все отдельные стаффели, во­оруженные штурмовиками Hs-129B. Идея заключалась в массированном использовании противотанковых са­молетов на узком участке фронта. В период битвы на Курской дуге под началом командира FuPz гауптмана Бруно Мейера имелось четыре стаффеля Hs-129B, большинство истреби­телей танков были вооружены новы­ми пушками МК-103.

Операция «Цитадель» нача­лась 5 июня 1943 г. в 3 ч 00 мин утра. Самолеты Hs-129B действовали на южном фасе Курского выступа с аэродрома Микояновка, располо­женного примерно в 20 км северо-за­паднее Харькова.

Через три дня после начала операции немецкие войска продвину­лись в глубь советской обороны на 40 км и вышли на южном фасе дуги на подступы к Белгороду. На рассве­те 8 июля группа Hs-129B во главе с самим Мейером обнаружила боль­шое количество советских танков, внезапно атаковавших незащищен­ный восточный фланг II танкового корпуса СС генерала Хауссера. Мейер вызвал из Микояновки подкреп­ление, а сам немедленно возглавил атаку на вражескую бронетехнику. Через 15 минут к месту боя подошли 16 истребителей танков гауптмана Матушека из 4./Sch.G-2, за ними -самолеты из 8./Sch.G-2 обер-лейтенанта Освальда, 4./Sch.G-l обер-лейтенанта Дорнемана и 8./Sch.G-l лейте­нанта Орта. Хеншели висели над по­лем боя непрерывно: один стаффель атаковал, второй возвращался в Микояновку, третий - пополнял запасы топлива и боекомплекта, четвертый в это время находился на маршруте к точке выхода в атаку. Удары Hs-129В по танкам сопровождались на­летами Фокке-Вульфов Fw-190, воо­руженных осколочными бомбами SD-2, очень эффективным противо­пехотным оружием. Хеншели стара­лись атаковать танки со стороны кор­мы или бортов, где броня имела мень­шую, чем в лобовой части толщину. Менее чем за час большая часть тан­ков была приведена в небоеспособ­ное состояние. Советская контрата­ка во фланг танкового корпуса СС захлебнулась. Без единой потери люди Мейера вывели из строя более 80 русских танков и других единиц боевой техники. Впервые воздушные истребители танков люфтваффе суме­ли без помощи подразделений вер­махта стабилизировать ситуацию на земле. Командование II танкового корпуса СС выразило благодарность летчикам:


Оберфельдфебель люфтваффе фиксирует ствол 30-мм пушки МК-103. Данная процедура уменьшает вибрацию длинного ствола в полете. Обратите внимание на черное пятно от пороховых газов на нижней поверхности фюзеляжа. Пушки МК-103 чаще всего монтировались на штурмовики непосредственно на заводе фирмы Хеншель при изготовлении самолетов, а не в полевых условиях.



Механик люфтваффе позирует на фоне вооруженного мощной 37-мм пушкой ВК-3,7 (Bordkanone). Ствол пушки снабжен пламегасителем, чтобы яркие вспышки выстрелов не слепили пилота. На оснащенных 37-мм пушками самолетах фюзеляжные пулеметы калибра 7,92 мм демонтировались.


Впервые в военной истории вражеская танковая бригада была уничтожена авиацией без какой бы то ни было помощи наземных войск.

В ходе операции «Цитадель» самолеты люфтваффе совершили 37 421 боевой вылет, сбили 1735 само­летов противника, в то время как соб­ственные потери составили 64 маши­ны. На войска Красной Армии было сброшено 20 000 т бомб, уничтожено 1100 танков и 1300 других единиц советской боевой техники.

Согласно приказу от 18 октяб­ря 1943 г. изменялась организация и система обозначений подразделений штурмовиков и пикирующих бом­бардировщиков люфтваффе. Stukageschwadern переименовыва­лись в Schlachtgeschwadern, старые Sch.G-1 и Sch.G-2 были расформиро­ваны и послужили базой для созда­ния новые частей истребителей танков. Приказом от того же 18 октября 1943 г. создавалась новое соединение - IV. (Panzer)/Schlachtgeschwader-9 и изменя­лись обозначения подразделений: FuPz на Stab IV. (Pz)/SG-9 4.(Pz)/Sch.G-l на 10.(Pz)/SG-9 8.(Pz)/Sch.G-l на ll.(Pz)/SG-9 4.(Pz)/Sch.G-2 на 12.(Pz)/SG-9 8.(Pz)/Sch.G-2 на 13.(Pz)/SG-9 Panzerjagerstaffell/JG-51 на 14.(Pz)/SG-9 Под командованием Бруно Мейера IV.(Panzer)/Schlacht-geschwader-9 стала «пожарной ко­мандой», которую перебрасывали с одного угрожаемого участка Восточ­ного фронта на другой.



Рабочие завода фирмы Хеншель монтируют под фюзеляжем Hs-129 В гондолу для 37-мм пушки Рейнметалл Flak-18. Ствол орудия пока не установлен. Зенитная пушка Рейнметалл Flak-18 после летных испытаний на самолете Hs-129B получила обозначение ВК-3,7.



Гондола и ствол 37-мм пушки ВК-3,7 могли демонтироваться для облегчения технического обслуживания орудия. Боекомплект к пушке состоял из 12 бронебойных снарядов. Пушками ВК-3,7 вооружались также пикирующие бомбардировщики Ju-87G.



На самолетах модификации Hs-129B- 1 использовались те же самые двигатели Гном-Рон 14М, что и на более поздних вариантах Hs-129B-2 и Hs- 129В-3, однако воздухозаборники системы охлаждения моторов различались. На Hs-129B-1 стояли круглые вохдухозаборники с встроенными фильтрами механических частиц. Фильтры оказались неэффективными и на машинах более поздних модификациях их конструкцию изменили. На левой плоскости крыла установлен двигатель 14М-04, воздушный винт которого вращался против часовой стрелки, на правой – стандартный 14М-05, винт которого вращался по часовой стрелке. Под фюзеляжем подвешена гондола с 30-мм автоматической пушкой МК-101.



Ha Hs-129B-2 была изменена конструкция воздухозаборников системы охлаждения двигателей и смонтированных в них фильтров механических частиц. Двигатели самолетов модификации В-2 также получили новые, более короткие, выхлопные патрубки, снижавшие вероятность перегрева мотора. В нижней части мотогондолы была установлена броня толщиной 5 м. Все же эти усовершенствования не позволили решить проблему низкой надежности двигателей Гном-Рон 14М, эти моторы оставались «узким местом» самолета на протяжении всей его карьеры.


Hs 129В-0/В-1/В-2


Hs 129В-2(поздние)/В-3


Помимо люфтваффе, Хеншели-129 состояли на вооружении Fortele Aeriane Regale ale Romana (Королевские ВВС Румынии). В со­ставе 1-го воздушного корпуса (Corpul I Aerian) имелась 8-я ударная группа (Grupul 8 Asalt), включавшая 41-ю, 42-ю и 60-ю эскадрильи. Ко­мандование 1-го румынского воз­душного корпуса в оперативном от­ношении подчинялось штабу 4-го воздушного флота люфтваффе, хотя румыны действовали как в секторе, отведенным 4-му воздушному флоту, так и в зоне ответственности 6-го воз­душного флота..

Зимой 1943-44 г.г. числен­ность авиационного парка IV. (Pz)/ SG-9 составляло примерно 70% от штатной, как правило боеспособны­ми считалось порядка 50-60 штурмо­виков. Серьезные проблемы возник­ли с пушками МК-103, это оружие не испытывалось на надежность работы в условиях низких температур. Зима показала, что на морозе пушки не работают.

В первой половине 1944 г. лет­чики IV.(Pz)/SG-9 добились экстра­ординарных успехов, а индивидуаль­ные счета отдельных пилотов превы­сили 50 уничтоженных танков про­тивника. Командир 10.(Pz)/SG-9 гауптман Руффер дважды был отмечен в приказа высшего командования су­хопутных войск.:

13 марта в районе восточнее Тернополя... действия Schlachtflieger-staffel гауптмана Руффера заслужива­ют самой высокой оценки.

От 13 апреля 1944 г.: над Се­верным Крымом и в районе северо-восточнее Феодосии летчики Schlachtfliegerstaffeln за два дня унич­тожили 82 танка противника, особен­но отличилось подразделение гаупт­мана Руффера.

1 мая 1944 г. состоялся «юби­лейный» 10 000-й боевой вылет штур­мовиков IV. (Pz)/SG-9 Бруно Мейера.

27 декабря 1943 г. ll.(Pz)/SG-9 была отведена с фронта на отдых в тыл, на аэродром Удетфильд, а 20 января 1944 г. ее преобразовали в Erprobungskommando-26 - эскпериментально-испытательное подразде­ление, предназначенное для отработ­ки различных вариантов вооружения самолетов Hs-129.

Для Hs-129 были разработаны различные системы противотанково­го вооружения, в том числе неуправ­ляемые ракеты Werfer Granate моде­лей W.Gr.21 (калибра 210 мм) и W.Gr.28 (калибра 280 мм); специали­зированные противотанковые неуп­равляемые ракеты «Panzerblitz-1» калибра 70 мм и «Panzerblitz-2» калиб­ра 55 мм; подвесной огнемет Gero. Часть из этих систем проходила лет­ные испытания, часть - не пошла дальше чертежей.

В 1942 г. на бомбардировщик Ju-88 установили сухопутную проти­вотанковую пушку PaK-40L калибра 75 мм. Ее авиационный вариант от­личался наличием электропневмати­ческого заряжения из рассчитанного на 12 снарядов магазина револьвер­ного типа и установкой на срезе ство­ла большого дульного тормоза. Мо­дифицированный вариант получил обозначение ВК-7,5.

В начале 1944 г. было приня­то решение о вооружении пушкой ВК-7,5 самолета Hs-129. В мае на стандартном Hs-129B-2 (W.Nr. 141258) был установлен деревянный макет гондолы с орудием. Самолет направили в испытательный центр Травемюнде. Крупногабаритный на­плыв в нижней части фюзеляжа само­лета существенно менял его аэроди­намику. Для исследования поведения воздушного потока заднюю часть Hs-129В-2 W.Nr.141258 окрасили в чер­ный цвет и обклеили узкими ленточ­ками для визуализации потока. Ис­следования поведения самолета «ухуд­шенной» аэродинамики проводились на различных режимах полета, по их результатам было решено готовить се­рийное производство Hs-129B, воору­женных пушками ВК-7,5.

В разных источниках приво­дятся различные обозначения Хеншелей 129 с 75-мм пушками: Hs-129B-3/ Wa (Wa, Waffentrager - носитель во­оружения), Hs-129B-2/R4.



Хеншель Hs-129B-2 (красная «D», W.Nr. 141859) готов к очередному боевому вылету на охоту за русскими танками. Под фюзеляжем подвешена 30-мм автоматическая пушка МК-101. На фюзеляже видна рамочная антенна радиокомпаса, обратите внимание на проволочную натяжную антенну приемо-передающей радиостанции.



Оружейник люфтваффе заправляет в магазин 125-снарядную ленту к 20-мм бортовой пушке MG-151/20 штурмовика Hs-129B-2 из 10.(Pz)SG-9. Створка отсека вооружения откинута вверх. За цвет своей формы механики люфтваффе получили прозвище «негры». На голове «негра» одет меховой шлем – не последняя по важности вещь в условиях крутой русской зимы.



Техническое обслуживание штурмовика Hs-129B-2 белая «К», Восточный фронт, Украина, начало 1944 г. Один техник заливает горючее в крыльевой топливный бак правой плоскости, оружейники заняты боекомплектом к 20- мм пушке MG-151/20. Самолет принадлежал 10.(Pz)SG-9.


В июле 1944 г. «живые» пуш­ки установили на три эксперимен­тальных самолета Hs-129B-3 (W.Nr. 162033, 162034 и 127035), которые в августе поступили в Тарневитц, в Erprobungskommando-26, для обстре­ла на полигоне трофейный русских танков. Испытания завершились в сентябре с положительными резуль­татами, после чего самолеты напра­вили на Восточный фронт.

Крупноразмерный магазин пушки ВК-7,5 занимал всю централь­ную часть фюзеляжа Хеншеля, не со­ставляя места казенным частям пу­шек MG-151, которые пришлось демонтировать. В ряде источников го­ворится о том, что Hs-129B-3 не име­ли и пулеметного вооружения, одна­ко, скорее всего, пулеметы все же ос­тавили, так как они не мешали раз­мещению боекомплекта к 75-мм ору­дию. Согласно техническому описа­нию, составленному штабом люфтваф­фе, вооружение состояло из одной пуш­ки ВК-7,5 калибра 75 мм и двух пуле­метов MG-17 калибра 7,92 мм.

На первых трех Hs-129B-3 сто­яли прежние прицелы Реви, на маши­нах более позднего выпуска стали монтировать более совершенные те­лескопические прицелы ZFR-3. По завершению летных испытаний трех прототипов начался выпуск самоле­тов Hs-129B-3 на заводе в Берлин-Йоханнестали. Из-за тесноты производ­ственных помещений, отстрел пушек на готовых самолетах производился через открытые окна заводского цеха по установленным на летном поле аэродрома мишеням. Отстрел ору­жия в воздухе производился на поли­гоне Дипензее, после чего самолеты направляли на Восточный фронт в стаффели 10.(Pz..)/SG-9 и 14.(Pz..)/ SG-9. На фронте вооруженные 75-мм пушками Хеншели добились впечат­ляющих результатов, имея возмож­ность поражать даже тяжелые танки ИС. Летчики прозвали Hs-129B-3 «Buchsenoffner» - консервный нож. Конструкцией Hs-129B-3 был предус­мотрен аварийный сброс гондолы 75-мм пушкой.



Механик работает с бортовой радиостанцией FuG-16Z самолета Hs-129B-2, Восточный фронт, начало 1944 г. Радиостанция устанавливалась в центральной части фюзеляжа, непосредственно за пушкой MG-151/20. Летчик штурмовик должен был постоянно иметь надежную связь с землей, чтобы вовремя получать команды наведения.



Один самолет Hs-129C-l/V-l (W.Nr.220001) был вооружен установленной под фюзеляжем 75-мм пушкой ВК-7,5. Обратите внимание на дырчатый дульный тормоз, установленный на ствол орудия. Для сохранения массы самолета в разумных пределах с этой машины были сняты обе фюзеляжные пушки и оба пулемета.



Этот Хеншель (Hs-I29B-3, W.Nr. 162053) брошен на аэродроме в последние месяцы войны то ли из-за технических неисправностей, то ли по банальной причине нехватки топлива. Самолет был захвачен в качестве трофея советскими войсками зимой 1944-45 г.г. Это единственная известная фронтовая фотография Hs-129, вооруженного 75-мм пушкой ВК-7,5.



Подфюзеляжная гондола с 75-мм пушкой ВК-7,5 со снятым обтекателем (самолет Hs-129B-3 W.Nr. 162053). Пушка представляет собой доработанное противотанковое орудие вермахта PaK-40L. Авиационный вариант противотанковой пушки был оснащен электропневматическим механизмом перезаряжения, который обеспечивал скорострельность 40 выстрелов в минуту. Боекомплект размещался в установленном в фюзеляже магазине револьверного типа, рассчитанном на 16 снарядов. Всего 75- мм пушками было вооружено 23 штурмовика, самолет Hs-129 В-3 W.Nr. 162053 был захвачен советскими войсками в начале 1945 г.




Прицел ZFR ЗВ




Хеншель Hs-129B-2 W.Nr. 0224 «DE+ZR» был оснащен прицелом Реви 5 заднего обзора, снимок сделан в Рехлине в 1943 г. Данный прицел предлагался для установки на самолеты модификации «С», которые планировалось вооружить двумя стреляющими в заднюю полусферу 7,92-мм пулеметами MG-17. На данном Хеншеле устанавливались двигатели Изотта-Фраскини «Дельта» RC-15/ 48, проблемы с силовой установкой привели к прекращению летных испытаний самолета летом 1944 г.



Союзные войска обнаружили этот Hs-129 В-2 весной 1945 г.на аэродроме Авиационного исследовательского института в Фолькенроде, земля Бранденбург. Экспериментальный образец вооружен установленными вертикально в фюзеляже противотанковыми мортирами SG-113A «Forstersonde». Детальной информации по данной машине обнаружить не удалось. Обратите внимание на открытый люк доступа к радиостанции и обмотанное парашютом вертикальное оперение. Сдвижной сегмент фонаря кабины удален.


Длина пушки ВК-7,5 - 6,165 м, масса всей установки - 450 кг, масса снаряда 6,8 кг, скорострельность 30 выстрелов в минуту. Как правило, за один заход летчик успевал выпустить не более четырех снарядов, но чтобы вывести танк из строя порой хвата­ло и одного выстрела из 75-мм пуш­ки Hs-1298-З. Характеристики ору­дия позволяли поражать танки с ди­станции порядка 500 м. На дистанции 1000 м бронебойной снаряд пробивал установленную под углом 90 град к траектории полета бронеплиту тол­щиной до 130 мм.

До прекращения выпуска Hs-129В в сентябре 1944 г. было изготов­лено примерно 25 машин с 75-мм ору­диями, известно так же, что в вари­ант «В-3» переоборудовали несколь­ко Hs-1298-2.

Самолеты Hs-129 В воевали на Восточном фронте вплоть до завер­шения войны, но в последние воен­ные месяцы их количество резко уменьшилось, в январе 1945 г. неко­торые подразделения SG-9 были пе­ревооружены Фокке-Вульфами 190, оснащенными противотанковыми ракетами Panzerblitz.

Последним аэродромом, на ко­торый базировались Хеншели-129 стал Зельвег, расположенный в окрестнос­тях австрийского города Клагенфурт. Из-за нехватки горючего самолеты не сделали из Зельвега ни одного боево­го вылета. Немцы успели до капитуля­ции уничтожить все штурмовики, что­бы они не достались в руки союзников. Часть личного состава ушла на терри­торию Чехословакии, где попала в плен к Красной Армии.

В течение непродолжительного промежутка времени Hs-129 воевали на Западном фронте. На отражение высадки союзников в Нормандии в июне 1944 г. немцы бросили все спо­собные подниматься в воздух самоле­ты, в том числе и из учебно-трениро­вочных подразделений. Среди после­дних был и один стаффель, укомплек­тованный штурмовиками Hs-129-SG-101. Стаффель. SG-101 был единствен­ным подразделением люфтваффе, го­товившем летчиков Hs-129. Подразде­ление базировалось в парижском аэро­порту Орли, на вооружении имелись машины моделей «А» и «В».

В ходе боев в Нормандии стаффель действовал по британским силам вторжения, базируясь на аэродроме Кан-Карпикю. После взятия аэродрома, американцы захватили на летном поле один исправный Hs-129, судьба этого самолета не известна.

Союзники уже имели возмож­ность близко познакомиться с творе­нием Николауса: в Северной Афри­ке британцы захватили два штурмо­вика из 4./Sch.G-2. Один самолет по­лучил легкие повреждения при вы­нужденной посадке. Он был отправ­лен в Великобританию, 27 июля 1943 г. трофей доставили в Коллиуистон, где самолет передали звену No. 1426, за которым числились многие тро­фейные самолеты.



Союзные войска обнаружили этот Hs-129B-2 весной 1945 г.на аэродроме Авиационного исследовательского института в Фолькенроде, земля Бранденбург. Экспериментальный образец вооружен установленными вертикально в фюзеляже противотанковыми мортирами SG-113A «Forstersonde». Детальной информации по данной машине обнаружить не удалось. Обратите внимание на открытый люк доступа к радиостанции и обмотанное парашютом вертикальное оперение. Сдвижной сегмент фонаря кабины удален.



Штурмовик Hs-129B-2 желтая «G» принадлежал II./Sch.G.l, снимок сделан летом 1942 г. Штурмовик вооружен подфюзеляжной 30-мм автоматической пушкой МК-101, которые появились на вооружении Хеншелей в июне 1942 г. Под правой плоскостью крыла подвешена 50-кг бомба SC-50. Для борьбы с советскими танками летчики Hs-129B предпочитали использовать 30- мм пушки, а не бомбы.



Механик помогает летчику занять место в кабине штурмовика Hs-129B- 2 перед боевым вылетом, аэродром в русской степи, лето 1942 г. Двое механиков пытаются запустить левый двигатель ручным инерционным стартером. Второй мотор также предстоит запускать ручным стартером.



Знаменитой истребительной эскадре люфтваффе JG-51«.Мёльдерс» был придан противотанковый стаффель (13.(Pz.)/JG- 51), вооруженный штурмовиками Hs-129B. Самолеты стаффеля имели цветные бортовые номера, в данном случае цифра «4» скорее всего написана красной краской. Обычно в штурмовых стаффелях самолеты различались по индивидуальным буквам- литерам. Штурмовик окрашен во временный зимний камуфляж белого цвета, Россия, конец 1942 г. Обратите внимание на чехлы, которыми укрыты не только двигатели, но передняя часть фюзеляжа самолета.



Снимок самолета Hs- 129В-2 из 4./Sch.G.2 сделан на передовом аэродроме в Северной Африке в конце 1942 г. Самолет несет отличительные признаки авиации держав Оси, действовавшей на Средиземноморском театре военных действий – белый нос фюзеляжа, белые законцовки на нижних поверхностях плоскостей крыла и белое кольцо-полосу вокруг хвостовой части фюзеляжа. 3/4 поверхности (сектор) коков воздушных винтов окрашено в черный цвет, 1/4 – в белый.



Пара штурмовиков Hs-129B-2 выруливает на взлет, Ливия. Обратите внимание на очень широкую белую полосу на фюзеляже левого самолета, в то же время нос этой машины в белый цвет не окрашен. Оба самолета окрашены по пустынной камуфляжной схеме люфтваффе (светло-голубой низ RLM78, верхние и боковые поверхности окрашены в желто-песочный цвет RLM65, по которому разбросаны пятна оливково-зеленого цвета RLM80); расположение пятен камуфляжа на самолетах не идентично.



Штурмовик Hs-129B-2 (красная «S» W.Nr. 140508) из 8.(Pz.)/Sch.G-l готов к взлету, Крым, середина 1943 г. Летчики закрывали фонари кабин в теплое время года только при начале движения самолета. На руле направления видны две отметки об уничтоженных танках. Самолет Hs-129B-2 красная «S» W.Nr. 140508 был сбит советской зенитной артиллерией 16 июля 1943 г.


Оберлейтенант Рудольф-Гейнц Руффер довольно взирает на богато украшенный отметками об уничтоженных танках руль направления своего Ks-129B-2 красная «G». Механик только что изобразил на руле еще один «танчик». Все поверхности управления штурмовика Hs-129 (руль направления, рули высоты, элероны) имели металлический каркас с матерчатой обшивкой. Руффер не вернулся из боевого вылета 16 июля 1944 г., тогда он имел звание гауптмана, а на его счету числилось более 80 уничтоженных советских танков.


«Североафриканский» Hs-129 в Королевских ВВС получил регист­рационный бортовой код NF756, машину перекрасили по камуфляж­ной схеме RAF и нанесли британские опознавательные знаки. Первые по­леты на отремонтированном Хеншеле выполнил флайт-лейтенант Форбис. Не смотря на хорошее техничес­кое состояние моторов, добиться их надежной работы британцам (так же как и немцам, кстати) никак не уда­валось. 8 ноября 1943 г. полеты по программе летных испытаний пре­кратили, а 1 ноября 19425 г. машину сдали на хранение в Силэнд.

Кроме самолета NF756 союз­ники захватили еще несколько штур­мовиков Hs-129. По крайней мере, одну машину доставили в США, где она вместе с другими трофеями про­ходила летные испытания на авиаба­зе Фримэн Филд. Этот самолет полу­чил регистрационный номер ВВС США FE-4600, машину утилизирова­ли в 1954 г. в аэропорту Чикаго-О"Хари. В настоящее время передняя часть фюзеляжа данного Хеншеля находится в Австралии в частной коллекции.

Несколько Hs-129 захватили войска Красной Армии, один из них демонстрировался в 1943 г. на выс­тавке трофеев в Парке культуры и отдыха имени Горького в Москве.

Николаус предпринимал по­пытки заменить ненадежные моторы Гном Рон, как вариант рассматрива­лась возможность установки на Hs-129В итальянских двигателей Изотта-Фраскини «Дельта» RC-16/48. Двигатель воздушного охлаждения «Дельта» RC-16/48 на высоте 5300 м развивал мощность 840 л.с.

Проект самолета с итальянс­кими моторами получил шифр Hs-129С, вооружение варианта Hs-129C-1 должно было состоять из двух 30-мм пушек МК-103, установленных в дистанционно управляемых турелях под фюзеляжем. Макет Hs-129C про­шел серию продувок в аэродинами­ческих трубах, однако крест на про­екте поставили сложности с отработ­кой двигателей «Дельта» RC-16/48. До стадии изготовления прототипа работы над Hs-129C так и не дошли.

Один Hs-129 использовался как платформа для испытания катапульти­руемых кресел, кроме того, существо­вало несколько проектов переноса бронекабины штурмовика Николауса на самолеты Ju-188 и Гота-229.

О том насколько летчикам «нравился» Hs-129 дает представле­ние небольшая цитата из воспомина­ний пилота люфтваффе: - Летные характеристики са­молета были настолько плохими, что я обеспечил себя ночными кошмара­ми на долгие годы! Управление ру­лями требовало очень больших фи­зических усилий, из-за этого немно­го скорректировать прицел в ходе выполнения атаки удавалось далеко не всегда. Короткая ручка управле­ния совершенно не учитывала анато­мическое строение человека, вывод машины даже из пологого пикирова­ния представлял собой мучительный процесс. Посадка также не была лег­ким делом. Помимо тяжелого управ­ления, самолет отличался неустойчи­востью относительно всех трех осей при полете в турбулентной атмосфе­ре. Фактически у этого самолета имелся только один плюс - высокая вероятность остаться в живых при посадке на брюхо - бронекапсула имела очень прочную конструкцию.

С другой стороны самолет отлично проявил себя в качестве ис­требителя танков. Вполне возможно, что львиную часть проблем Хеншеля-129 можно было решить заменив ненадежные и маломощные француз­ские двигатели.



Штурмовик Hs-129В (CI+TI) проходит на малой высоте над германским аэродромом. Над полем боя штурмовики обычно действовали на высотах 15-18 м. Иногда самолеты с целью достижения внезапности заходили в атаку ниже верхушек крон деревьев.



Гауптман Рудолъф-Гейнц Руффер позирует на фоне Hs-129B-2 (белая «J» IV. Nr. 141749) позднего выпуска, аэродром в Румынии. Поверх обычного летного комбинезона на Руффере одет спасательный жилет, так как полеты приходилось выполнять над акваторией Черного моря. На шее летчика виден Рыцарский крест, врученный ему в Бакау 9 июня 1944 г. Руффер был сбит над Польшей 16 июля 1944 г. Обратите внимание – нос самолета не окрашен в желтый цвет.



Штурмовик Hs-129B-2 W.Nr. 141279 был подбит огнем советской зенитной артиллерии и совершил вынужденную посадку на территории, контролируемой Красной Армией. Самолет принадлежал Королевским ВВС Румынии, хотя и несет маркировку люфтваффе – румынские опознавательные не успели нанести до последнего боевого вылета данной машины. Когда Хеншель подбили, в его кабине находился немецкий советник румынских ВВС лейтенант люфтваффе Эберхард Шмалль. Шмаллю крупно повезло – от плена его спас стафф сержант Константин Георгеску. Георгеску посадил свой Hs-129 рядом с разбитой машиной Шмалля, после чего последний сумел втиснуться в самолет румына. Штурмовик взлетел па глазах у русских.


| |
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!