Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Хозяйственное использование зоны степей. Использование человеком степи Хозяйственное использование зоны степей

Типы степей. Горные (криоксерофильные) Горные (криоксерофильные) Луговые или разнотравные (мезоксерофильные) Луговые или разнотравные (мезоксерофильные) Настоящие (ксерофильные) Настоящие (ксерофильные) Сазовые (галоксерофильные) Сазовые (галоксерофильные) Пустынные (суперксерофильные) Пустынные (суперксерофильные)




















СтепьСтепьЛесостепьЛесостепь Степь- самая преобразованная человеком природная зона. Степь- самая преобразованная человеком природная зона. Континентальный климат Континентальный климат Коэффициент увлажнения на севере 0,6; на юге 0,3. Коэффициент увлажнения на севере 0,6; на юге 0,3. Осадки от 250 до 450 мм в год. Осадки от 250 до 450 мм в год. Безлесье, но встречаются урёмы 1. Безлесье, но встречаются урёмы 1. Увеличенное количество засушливых лет. Увеличенное количество засушливых лет. Тёмно-каштановые почвы. Тёмно-каштановые почвы. Степень распаханности не достигает 70-80%. Степень распаханности не достигает 70-80%. Средняя температура зима: от -0 0 С до С; лето: от С до С. Средняя температура зима: от -0 0 С до С; лето: от С до С. Лесостепь- природная зона, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков. Лесостепь- природная зона, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков. Умеренный климат. Умеренный климат. Коэффициент увлажнения на севере 1; на юге 0,6. Коэффициент увлажнения на севере 1; на юге 0,6. Осадки от 300 до 450 мм. Осадки от 300 до 450 мм. Наличие полей и лесополос. Наличие полей и лесополос. Бурые лесные и дерново- подзолистые почвы. Бурые лесные и дерново- подзолистые почвы. Степень распаханности 80%. Степень распаханности 80%. Средняя температура зима: от С до С; лето: от С до С. Средняя температура зима: от С до С; лето: от С до С. Чем степи отличаются от лесостепей?


Внутренние воды. Собственная речная сеть степей и лесостепей редкая и маловодная. Собственная речная сеть степей и лесостепей редкая и маловодная. Грунтовые воды залегают глубоко, поэтому они практически не участвуют в питании рек. Грунтовые воды залегают глубоко, поэтому они практически не участвуют в питании рек. Летом реки мелеют, что в значительной мере затрудняет водоснабжение населения и судоходство даже на крупных реках. Летом реки мелеют, что в значительной мере затрудняет водоснабжение населения и судоходство даже на крупных реках. Население редкоочаговое, в связи с тем, что грунтовые воды залегают глубоко. Население редкоочаговое, в связи с тем, что грунтовые воды залегают глубоко. Колодцы копают на глубину м, т.к. на водораздельных пространствах водоснабжение затруднено. Колодцы копают на глубину м, т.к. на водораздельных пространствах водоснабжение затруднено.


Проблемы степи и лесостепи. Влажные годы в лесостепи чередуются с засушливыми. Влажные годы в лесостепи чередуются с засушливыми. Летом дуют горячие и сухие ветры- суховеи, которые наиболее губительны для культурных растений. Ветровая эрозия. Летом дуют горячие и сухие ветры- суховеи, которые наиболее губительны для культурных растений. Ветровая эрозия. Почвообразующие породы лёссы и лёссовидные суглинки легко поддаются размыву. Почвенная эрозия. Длительная распашка почв привела к их истощению. Почвообразующие породы лёссы и лёссовидные суглинки легко поддаются размыву. Почвенная эрозия. Длительная распашка почв привела к их истощению. В рельефе преобладают эрозионные формы: речные долины, балки и овраги. В рельефе преобладают эрозионные формы: речные долины, балки и овраги. Речная сеть редкая и маловодная. Водная эрозия. Речная сеть редкая и маловодная. Водная эрозия. Глубокое залегание грунтовых вод. Глубокое залегание грунтовых вод. В степях большой вред сельскому хозяйству наносят грызуны. Они уничтожают значительную часть урожая, наносят вред лесопасадкам. В степях большой вред сельскому хозяйству наносят грызуны. Они уничтожают значительную часть урожая, наносят вред лесопасадкам. Вырубка лесов. Вырубка лесов.


Решение проблем. Проводят агротехнические мероприятия по борьбе с засухой и почвенной эрозией. Проводят агротехнические мероприятия по борьбе с засухой и почвенной эрозией. Почвы хорошо «отзываются» на внесение удобрений, в связи с их истощением. Почвы хорошо «отзываются» на внесение удобрений, в связи с их истощением. Положительную роль играют степные блюдца: после снеготаяния и дождей пополняют запасы грунтовых вод и ослабляют смыв почвы. Положительную роль играют степные блюдца: после снеготаяния и дождей пополняют запасы грунтовых вод и ослабляют смыв почвы. Ведётся борьба с сусликами. Ведётся борьба с сусликами.


Выводы. Лесостепи и степи –наиболее изменённые человеком природные зоны. Практически все природные ландшафты преобразованы, а участки нетронутой природы можно встретить только в заповедниках. Благоприятный климат, плодородные почвы стали причиной активного сельского хозяйства. Однако сильнейший антропогенной пресс на природу имеет и негативную сторону. Овраги и балки, эти язвы на теле Земли, стали неизбежной составной частью степных ландшафтов. Лесостепи и степи –наиболее изменённые человеком природные зоны. Практически все природные ландшафты преобразованы, а участки нетронутой природы можно встретить только в заповедниках. Благоприятный климат, плодородные почвы стали причиной активного сельского хозяйства. Однако сильнейший антропогенной пресс на природу имеет и негативную сторону. Овраги и балки, эти язвы на теле Земли, стали неизбежной составной частью степных ландшафтов.



Это самые непригодные для хозяйства области России. Почва здесь представлена вечной мерзлотой и покрыта льдом. Поэтому здесь невозможно ни животноводство, ни растениеводство. Имеется здесь лишь рыбная ловля.

Рис. 1. Наиболее непригодная для ведения хозяйства природная зона – Арктическая пустыня

Тундра и лесотундра

Природные условия не намного лучше, чем в полярных пустынях. В тундре проживают лишь коренные жители. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Какие изменения внес сюда человек? Почва этих районов богата газом и нефтью. Поэтому здесь активно ведется их добыча. Это приводит к значительному загрязнению окружающей среды.

Лесная зона

Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь распространён растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют процветать различным видам хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, деревообрабатывающей промышленностью. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.

Рис. 2. В мире происходит активная вырубка лесов

Лесостепи и степи

Эти природно-хозяйственные зоны отличаются тёплым климатом и недостаточным количеством осадков. Почва здесь самая плодородная, а животный мир очень разнообразный. В этих районах наиболее всего процветает земледелие и животноводство. Здесь выращивается различные сорта овощей и фруктов, злаковых культур. Активно добывается уголь и железная руда. Это приводит к искажению рельефа и уничтожению некоторых видов животных и растений.

Полупустыни и пустыни

Здесь не самые благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Климат жаркий и сухой. Почва пустынная, не плодородная. Основной вид хозяйственной деятельности в пустынях – животноводство. Население здесь разводит овец, баранов, лошадей. Необходимость пасти животных приводит к окончательному исчезновению растительности.


Рис. 3. Животноводство в пустыне

Субтропики и тропики

Этот регион наиболее сильно подвергся изменениям вследствие человеческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно здесь зарождались цивилизации и использование этих местностей происходит уже очень давно.

Источник: obrazovaka.ru

Пояснительная записка.

“… Прекрасный ландшафт имеет
такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать
влиянию педагога…”
К.Д. Ушинский

Учащиеся должны понимать целостность природы: человек не отделен от природы, а является ее составной частью. Уроки географии должны показывать, что человеческая культура формируется и развивается в определенной географической среде, которая влияет на них, направляет и сама меняется под их воздействием.


Уроки должны помогать связывать материальные и духовные события в жизни человечества с определенной географической обстановкой и способствовать гуманизации географии. Становление экологически образованной личности предполагает непрестанное сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы. Поэтому познание природы будет более доступно и интересно если использовать интеграцию . На данном уроке, при формировании образа степи, используются знания полученные на уроках литературы, биологии, изобразительного искусства, истории. Использование художественной литературы, репродукций картин русских художников позволит направить на формирование художественно– образного мышления, развить эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту. Интеграция этих предметов будет способствовать целостному восприятию изучаемой темы, позволит увидеть учащимся взаимосвязь разных дисциплин, повысит интерес к изучаемому материалу, превратит учебный труд в процесс творческого познания.

На данном уроке целесообразно применить групповую форму работы, которая обеспечит учет индивидуальных особенностей учащихся, будет способствовать формированию у них навыков сотрудничества, общения. Для проведения этого урока потребуется подготовительный период. Класс необходимо разделить на пять групп – это специалисты в определенных областях (климатологи, ботаники, зоологи, почвоведы, экологи). Каждая группа получит карточку– задание для проведения своего мини-исследования. Результат поисковой деятельности группы оценивается другими группами (взаимоконтроль) с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно).


Проверка степени усвоенности нового материала проводится с учетом уровня подготовленности учащихся в классе: предлагаются и простые задания и вопросы повышенного уровня (составить цепочку причинно– следственных связей). Материал урока рассчитан на учащихся с разными формами восприятия: визуалов и аудиалов.

Цель данной работы : описание интегрированного урока географии по теме “Природно-хозяйственные зоны России. Степи.”

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Использовать интеграционный подход к проведению уроков географии.
  3. Применить групповую, индивидуальную и фронтальную форму работы для повышения эффективности урока.
  4. Показать возможности уроков географии для воспитания у учащихся любви к Родине и патриотизма.

Конспект урока.

  1. Формирование у учащихся понятия о природной зоне степи.
  2. Совершенствование умения учащихся сопоставлять карты и составлять комплексную характеристику природных зон.
  3. Формирование чувства любви к Родине.

Задачи:

  1. Углубить знания о закономерностях размещения природных зон;
  2. Сформировать образ степи;
  3. Изучить особенности компонентов в степной зоне;
  4. Оценить влияние хозяйственной деятельности людей на степи;
  5. Формировать умение сопоставлять карты;
  6. Составлять комплексную характеристику природной зоны;
  7. Формировать умение рефлексировать свою деятельность;
  8. Возбудить у учащихся интерес к содержанию учебного материала, пробудить чувство патриотизма, увидеть красоту русской природы, вызвать стремление сберечь ее.

Тип урока – интегрированный урок.

Технологии – внутригрупповая дифференциация.

Методы
– частично-поисковый;
– наглядно-иллюстративный;
– словесный;
– практический.

Форма работы – групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: физическая карта, карта природных зон России, отрывки из художественных произведений, картины со степными пейзажами.

I. Подготовительный этап.

На предыдущем уроке класс делится на 5 групп– климатологи, ботаники, зоологи,

Почвоведы, экологи. Каждой группе дается карточка – задание. (Приложение 1) ..

Одному ученику (по его желанию) дается задание – подготовить сообщение

“Образ степей в произведениях русских художников”.

II. Организация деятельности на уроке.

1. Организационный момент.

Называется тема урока и цели урока. Ученики записывают тему в тетрадь. На доске эпиграф.

Ой, ты, степь широкая моя
Степь, да степь – раздольные края.
Все твои дороженьки – пути
Трудно солнцу за день обойти
Русская народная песня


Вступительное слово учителя о закономерной смене лесной зоны лесостепью и степью. Так как лесостепи почти не осталось из-за распаханности, то речь пойдет о степи. Урок у нас будет интегрированным, для составления комплексной характеристики зоны степи вы будите использовать знания приобретенные на уроках литературы, изобразительного искусства, биологии и истории.

По какому плану мы изучаем природную зону? (Называются пункты плана. )

В какой последовательности происходит смена природных зон в России с севера на юг?

2. Создание образа степи.

1) Каждый ученик получает отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”.

Предполагаемые ключевые слова:
широкая, бесконечная, раздольная, разнотравная,
однообразная, душная и унылая, знойная, много птиц и насекомых.

В ходе фронтальной беседы подводим итог – Какая же основная черта степей?

Простор.

2) Перед вами лежит стихотворение Суркова И.З. Какие здесь ключевые слова которыми изображается степь?


Читается стихотворение.

Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.

Нестерпимою жарой
Воздух так пышет
Как шумит трава густая
Только ухо слышит

Едешь, едешь – степь да небо
Степь, все степь, как море…
И взгрустнется поневоле
На таком просторе

И.З. Сурков

3) Фронтальная беседа: А в каких еще изученных вами произведениях вы встречали описание степи?

Гоголь “Тарас Бульба”.
Тургенев “Бежин луг”.
Фет, Тютчев.

4) Не только писатели и поэты, но и художники воспевали степь…Усков Дима подготовил сообщения “Образ степи в произведениях русских художников”.

Выступление ученика с приготовленным сообщением.

5) У многих русских писателей, поэтов, художников степь вызывала чувство восторга, восхищения и становилась источником вдохновения.

Почему русские писатели и художники так любят степь?

Она со своими просторами отражает суть русского характера.


Известный русский историк Василий Осипович Ключевский доказал, что природа оказывает влияние не только на форму хозяйства, но и на психологию населяющих территорию людей. Она формирует характеры.

Какие, на ваш взгляд, черты русского национального характера сформировались под воздействием степных просторов?

Широта души, вольность, удаль, выносливость, стремительность, нетерпимость.

Почему в лесной зоне деревни небольшие, а в степях населенные пункты-станицы– достигают несколько тысяч человек?

В степи до самого горизонта простирается плоская равнина, которой кажется нет конца и края. Человек чувствует себя затерявшимся в этом бесконечном пространстве. Но здесь чернозем а это избыток продуктов. Наверное поэтому люди размещались тысячными селами– станицами по берегам рек, а реки ведут к морям. а это торговые пути.

3. Работа по карте (фронтальная беседа).

– Используя карту природных зон определите географическое положение зоны степей?
– Какие субъекты РФ находятся в пределах этой зоны?
– Какие крупные города расположены в зоне степей?

4. Организация работы класса по группам, для выявления особенностей степей.

Каждая группа поочередно выступает с результатами своей поисковой деятельности, формулирует тезисы, которые все ученики записывают в таблицу.


Для оценивания работы группы осуществляется взаимоконтроль с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно).

III. Проверка усвоения нового материала.

Проверка усвоения нового материала осуществляется с учетом уровневой деффиренциации 1. В ходе викторины “ Заморочки из бочки” направленной на проверку усвоения основного содержания на трех уровнях:

  • на уровне восприятия. осмысления и запоминания;
  • на уровне применения знании по образцу;
  • на уровне применения знаний в новой ситуации.

Выполнение викторины носит соревновательный характер между группами. Оценивание осуществляется в результате взаимоконтроля с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно). Результат добавляется к уже имеющимся результатам работы в группах.


2. В процессе составления причинно– следственной цепочки и выполнения тестовых заданий.

Задание для лидеров в группах: Составить причинно– следственную цепочку из следующих утверждений:

А) Растительность однолетние травы;
Б) Находится на юге России;
В) Главная житница страны;
Г) Животные – грызуны, насекомые, копытные, птицы;
Д) Почвы – черноземы;
Е) Зима холодная, лето жаркое, увлажнение недостаточное.

(Контроль проводится учителем по пятибалльной системе.)

Задание для других участников групп: выполнить тестовые задания по теме “Степи”.

(Работа выполняется обучающимися индивидуально на бланках ответов. Оценивание осуществляется в ходе самоконтроля – сравнение своих ответов с эталоном на доске.)

IV. Подведение итогов урока.

1. Ответы на вопросы учителя (фронтальная работа).

Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Чем понравился вам урок?

V. Домашнее задание.

Для всех обучающихся: § 35, на контурной карте отметить зону степей.

Индивидуально: найти дополнительный материал о заповедниках зоны степей.

Приложение 2 .

Приложение 3 .

Заключение.

Современный урок – это урок, когда учащийся может сказать:

“Я сам под руководством учителя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы”.

Данный урок – один из вариантов, направленный не на простое запоминание, а на интеллектуальную деятельность учащихся. Тип урока – интегрированный. Интеграция предметов способствует целостному восприятию изучаемой темы, позволяет увидеть учащимся взаимосвязь разных дисциплин, повышает интерес к обучению, расширяет кругозор. Использование художественной литературы на данном уроке способствовали воспитанию художественного вкуса. Использование репродукций картин русских художников позволило направить урок на формирование художественно– образного мышления, развитие эстетического вкуса, умение воспринимать, понимать и любить красоту. Используя знания биологии были сделаны выводы о приспособлении растений и животных в зоне степи и составлены цепи питания. На данном уроке была использована групповая форма работы в сочетании с работой над творческими заданиями. Каждая группа(“климатологи”, “биологи”, “зоологи”, “почвоведы”, “экологи ”) работала над своим творческим заданием. Отдельные фрагменты урока приготовлены учащимися в виде мультимедийной презентации. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным – современное образование требует от школы, а значит от учителя сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту, оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения. При подготовке групп учитывались индивидуальные особенности обучающихся. Задания были предложены как в устной так и в письменной форме, что позволило максимально задействовать учащихся с разными формами восприятия. Подготовка групп базировалась на технологии внутригрупповой дифференциации – учащиеся получили задания разного уровня сложности. Данная технология была использована и при проверке усвоенности нового материала. На данном уроке формировалось умение рефлексировать свою деятельность. Для оценки результативности урока использовался самоконтроль и взаимоконтроль. Красной нитью через все содержание урока проходит идея воспитания патриотизма, обращение к отеческому наследию, уважению и гордости за землю на которой живешь.

Уйбатская степь России

Почва российских степей - в значительной степени чернозём, лежащий чаще всего на толще лессовидных глин со значительным содержанием извести. Этот чернозём в северной полосе степи достигает наибольшей мощности и тучности, так как содержит иногда до 16 % гумуса. К югу чернозём беднеет гумусом, делается светлее и переходит в каштановые почвы, а затем совершенно сходит на нет.

Климат степи

Климат на территории российских степей - умеренно континентальный , зима - холодная, солнечная и снежная, а лето - жаркое и сухое. Средняя температура января - −19 °C, июля - +19 °C, с типичными отклонениями до −35 °C и +35 °C. Климат степей также отличается большой продолжительностью безморозного периода , большими среднегодовыми и среднемесячными температурами. Осадков здесь выпадает мало - от 300 до 450 мм. Часто дуют горячие сухие ветры - суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успеваю напоить почву, потоками стекает в низины.

Растительный мир

Растительность состоит главным образом из злаков , растущих маленькими пучками, между которыми видна голая почва. Более всего распространены различные виды ковыля , особенно ковыль перистый с шелковистыми белыми перистыми остями . Он нередко покрывает сплошь большие пространства. На очень тучных степях развиваются виды ковыля, отличающиеся гораздо большими размерами. На сухих же бесплодных степях растёт более мелкий ковыль. После ковыля самую важную роль играют различные виды рода Тонконог (Koeleria ). Они встречаются всюду в степи, но особенную роль играют к востоку от Уральских гор, некоторые виды представляют собой прекрасный корм для овец.

Запас растительной массы в степях значительно меньше, чем в зоне лесов.

Животный мир

Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям, животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Так же, как и в пустыне, степь характеризуется высокой засушливостью, лишь немногим меньше, чем в пустыне. Животные активны летом, преимущественно ночью. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остается влага после зимы. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу; из грызунов - строящие сложные норы (суслики , сурки , слепыши) и прыгающие виды (тушканчики). Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны для степи степной орёл , дрофа , степной лунь , степная пустельга , жаворонок . Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.

Почвы

Хомутовская степь. Табун лошадей пасётся в условиях воли

Климат степей отличается большой сухостью, поэтому земли степей страдают от недостатка влаги. В связи с плодородием земли здесь находится много пашней и мест для выпаса скота, поэтому степи страдают. Почва в степи - чернозём, лежащий чаще всего на толще лёссовидных глин, со значительным содержанием извести. Этот чернозём в северной полосе степи достигает наибольшей мощности и тучности, так как содержит иногда до 16 % гумуса. К югу чернозёма становится меньше, он делается светлее и переходит в каштановые почвы, а затем совершенно сходит на нет.

Хозяйственная деятельность человека в степной зоне ограничена природными условиями. В зоне степи распространены такие виды хозяйственной деятельности, как скотоводство и земледелие. В основном в степях выращивают овощи, злаковые и бахчевые культуры, но, зачастую, для получения полноценного урожая требуется дополнительное орошение. На территории степи также разводят крупнорогатый скот мясомолочных пород, овец и лошадей. Большинство селений распространены вдоль водоемов - рек или искусственных прудов.

Степь - отличная местность для занятия сельским хозяйством , как для растениеводства , выращивания таких культур как пшеница, кукуруза, подсолнечник, так и для пастбищного животноводства , благодаря наличию трав. В степных районах традиционно развита сельскохозяйственная деятельность.«Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою! Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем! Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Как происходит использование степи человеком, Вы узнаете из этой статьи.

Использование человеком степи

Что такое степь?

Степь – это природная зона, которая расположена в умеренном и субтропическом поясах Земли. Ее главная черта – практически полное отсутствие древесной растительности. Это обусловлено небольшим количеством осадков, обычно 250-500 мм в год. Как правило, степи располагаются во внутренних районах материков, так как их формирование происходило под влиянием сильной континентальности климата. Степи занимают огромные пространства Северной Америки и Евразии, восточную часть южноамериканского субтропического пояса (здесь они именуются пампой), берег Атлантического океана.

Зона степей: использование человеком

Хозяйственное использование степи происходит самым активным образом. В зоне располагаются самые важные области земледелия в мире. Ее почвы являются наиболее плодородными на планете. Среди них черноземы степей Южной Сибири и Восточной Европы, коричневые почвы Америки. Единственная проблема, с которой сталкиваются фермеры – это недостаток влаги, невозможность в зимний период выращивать растения. Степь является отличной местностью для выращивания сельскогосподарственных растений: кукуруза, пшеница, подсолнечник, а также баклажаны и фрукты.

Возможность использования ресурсов степи человеком состоит в разработке залежей полезных ископаемых. Соленые озера Ульжай, Эбейты и Медетской группы богатые на запасы лечебных грязей, минеральных солей, рапы. Они активно используются в здравницах региона для бальнеологических целей. В озерах степи добывается миллионы тонн солей в год. Это и поваренная соль, сода, глауберову соль (мирабилит). Из озерного ила делают медицинские средства для лечения нервных и кожных заболеваний, костного туберкулеза и ревматизма.

ПРИРОДА УКРАИНЫ

§ 54. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЗОНЕ СТЕПЕЙ

Какие природные богатства есть на территории зоны степи нашей страны?

1. На карте природных зон Украины найдите и прочитайте названия крупных городов в пределах зоны степи. 2. На физической карте Украины (см. форзац 2) определите, какие полезные ископаемые есть на территории природной зоны степи.

Какой хозяйственной деятельностью могут заниматься люди в зоне степи?

Месторождения каменного угля, железной и марганцевой руд, плодородные черноземы - это основные природные богатства степи.

Больше всего месторождений каменного угля сосредоточены в Донецкой и Луганской областях.

Уголь залегает здесь на значительной глубине, поэтому для его добычи строят шахты (рис. 184, 185).

Рис. 184. Угледобывающая шахта

Рис. 185. Добыча угля

На металлургических комбинатах из железной руды выплавляют чугун и сталь для машиностроительной промышленности.

Во всех крупных городах зоны степей работают машиностроительные заводы, на которых производят станки, тепловозы, корабли, тракторы, комбайны, автомобили.

На всей территории степной зоны люди занимаются сельским хозяйством, в частности земледелием. Издавна люди обрабатывают плодородные черноземы. Чтобы растения не погибли от засухи, поля орошают (рис. 186).

Рис. 186. Полив поля дощувальною машиной

Орошение позволяет выращивать не только пшеницу, ячмень, кукурузу, подсолнечник, а и такую теплолюбивую и вологолюбну растение, как рис.

Рис. 187. Подсолнечное поле

Рис. 188. Рисовое поле

Только в зоне степи, где много света и тепла, выращивают бахчевые культуры: арбузы и дыни (рис. 189).

Большие площади в зоне степей отведены под виноградники (рис. 190) и сады, в которых выращивают черешни, вишни, сливы, персики, абрикосы, виноград.

Рис. 189. Бахча

Рис. 190. Виноградник

Растительность степей - хороший корм для домашних животных. Поэтому здесь содержат коров, свиней, овец, птиц. В водоемах разводят рыбу и водоплавающих птиц.

Плодородные черноземы, месторождения каменного угля, железной и марганцевой руд - это природные богатства зоны степи. Здесь занимаются добычей каменного угля и железной руды, выплавке чугуна и стали, производством машин и станков. На плодородных черноземах выращивают культурные растения, занимаются разведением домашних животных.

1. Какие природные богатства есть в зоне степи? 2. Что производят на промышленных предприятиях зоны степей? 3. Какие культурные растения выращивают в зоне степи? 4. Каких домашних животных разводят в степи?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!