Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Города рядом с равенной. Равенна – город вековой истории и дань христианской веры

Будучи народом закаленным и суровым, никогда не искали легких путей - в том числе и при постройке своих городов. Равнина ? Ни в коем случае. Архипелаг небольших полузатопленных морем островков, изрезанных естественными каналами? Да! Тем более что непосредственная близость побережья создавала прекрасные предпосылки для создания флота. Кто бы мог подумать, что спустя десятки веков ситуация изменится полностью, и Равенна - город, который создавался как военный порт - будет поражать не мощью боевых кораблей, а уникальными образцами раннехристианского искусства.

Равенна, как и , увидела свет на болотистых землях и в морских лагунах - до сих пор многие здания города в своих фундаментах хранят остатки тех самых деревянных свай. Однако века шли своим чередом, и амбициозные планы римлян - которых и самих-то уже как таковых не осталось - канули в лету вместе с деревянными основаниями домов. Суша потихоньку отвоевывала свои позиции, и к сегодняшнему времени расстояние от города до моря составляет уже 7 километров. Однако во времена своего расцвета Равенна считалась одним из самых неприступных городов, посему и просуществовала в статусе столицы Западной Римской империи с 5 по 8 век нашей эры. Позже город пришел в упадок, пережив некоторый подъем лишь во времена Возрождения - тут провел последние годы своей жизни сам Данте. А в 1860 году Равенна вошла в состав Итальянского королевства, и с этого периода продолжает тихо-мирно жить по своим, особенным законам гостеприимства небольших итальянских городков.

Первое впечатление при знакомстве с Равенной, надо сказать, не из самых чарующих душу и глаз. Море сладких речей о концентрации культурно-исторических памятников, зашкаливающей за все разумные пределы, на первый взгляд абсолютно не подтверждается. Шумный вокзал, ничем не выдающаяся застройка улиц, суета большинства европейских городов… Тем не менее, стоит умерить свой пыл и взглянуть на Равенну несколько по-другому, не с общепринятой туристической точки зрения. Только тогда, погрузившись с головой в здешнюю атмосферу, вы сможете открыть для себя Равенну с большой буквы «Р» - величественный в далеком прошлом город, столицу мертвой империи, чей призрак не дает покоя историкам и по сей день.

Все дело в том, что Равенна далеко не так роскошна, как ее сестра Венеция, расположенная чуть севернее по тому же Адриатическому побережью. Когда Равенна переживала не лучшие времена, денег городской казны не хватало на мрамор для отделки зданий - что в некотором смысле и сохранило ее в первозданном виде для будущих поколений. Построенная из кирпича, она не подвергалась разборкам ценных пород камней, когда в Милане или Риме необходимо было возводить или реставрировать соборы и дворцы. Поэтому местные достопримечательности действительно несут на себе отпечаток Средневековья - «темного» времени, от которого по общепринятому мнению веет чем-то страшноватым и мрачным. И хотя дыма без огня нет (вспомним Святую Инквизицию), побывав в Равенне, вы поймете - даже такая эпоха оставляет после себя в истории что-то прекрасное.

Улица Равенны в дождливый день. Фото moitury.ru

Для того чтобы оценить всю эту красоту собственными глазами, нужно быть морально готовым. Отправляясь на отдых в Равенну, нужно четко представлять себе - это не тусовочное место, и едете вы сюда, чтобы прикоснуться к вечности.

Безусловно, отправляться на открытие Равенны лучше всего на личном авто. Для путешественников же доступна такая опция, как взять автомобиль в аренду . Заказывая авто предварительно, находясь еще дома, Вы сможете существенно сэкономить. "Италия по-русски" советует Вам обратиться к услугам популярного гигантского сервиса Rentalcars , многофункционального и простого, который позволит Вам выбрать самый подходящий автомобиль дома и получить его сразу по прибытию в Италию.
Для тех же, кто привык к удобству, рекомендуем заказать такси в Равенне с русскоязычным водителем. Подобрать и заказать такси возможно через удобный сервис Kiwitaxi : Вам просто необходимо выбрать, откуда и куда Вам нужно добраться. Здесь же Вы можете заказать трансфер из любого аэропорта Италии. В указанное время, в указанном месте Вас будет ожидать Ваш персональный водитель с табличкой с Вашим именем.

Лучше всего начать с церкви Святого Виталия - пожалуй, самой интересной постройке города, заложенной в 6 веке. Этот восьмиугольник из кирпича выглядит, может быть, несколько громоздко. Однако стоит зайти внутрь - и вот такого вы точно никогда в своей жизни не видели… Купол поддерживают восемь внутренних колонн, вокруг которых идет двухэтажный обход. На своде - уникальная мозаика на библейские мотивы. Между столбами - двухэтажные аркады, выгнутые к стенам сооружения. Такой прием поразительно увеличивает внутреннее пространство. Человеческому глазу становится совершенно непонятно, как не в самом большом помещении смогло уместиться столько деталей интерьера. По легенде, именно здесь находится прах святого Виталия - александрийский монах в тяжелых трудах зарабатывал деньги, после чего шел в публичный дом. Но вовсе не за тем, о чем подумали многие - он отдавал полученное падшим женщинам, чтобы те могли поправить свое финансовое состояние и не заниматься больше своим ремеслом. Когда же монах умер, почтить его память пришли десятки бывших блудниц - после чего все жители города убедились в величии духа Виталия. Здесь же, рядом, находится и Национальный музей, где собрана обширная коллекция монет римского периода, находятся уникальные образцы резьбы по слоновой кости и древнего оружия. Через дорогу можно увидеть настоящий памятник 5 века - мавзолей Галлы Плацидии, римской принцессы. И хотя большинство историков уверено, что праха Галлы здесь нет, от этого вид сооружения остается не менее впечатляющим. Этого же мнения придерживался и Карл Густав Юнг. Великий психоаналитик вообще был в восторге от Равенны - в немалой степени из-за ее мозаик, в которых видел диалог сознательного и бессознательного. И даже написал на основе «странного опыта Равенны» несколько трудов.

Исторический центр Равенны буквально пропитан духом раннего Средневековья - приземистые, мощные здания выделяются на фоне маленьких жилых домиков, раскрашенных в мягких тонах, магазинчиков и кафе. Например, баптистерий Неониано на Piazza Duomo. Среди всех зданий, которые оформлены с помощью византийских мозаик, это самое древнее. Здесь проводилось бессчетное количество обрядов крещения жителей города - можно самолично осмотреть удивительную древнейшую мраморную купель. Недалеко находится и Архиепископский дворец, на первом этаже которого работает одноименный музей. Самые удивительные и древние экспонаты (6 век) - «трон Максимиана», сработанный целиком из слоновой кости и серебряный греческий «Крест Святого Агнелла».

Баптистерий Неониано. Фото artclassic.edu.ru

Ну а теперь пришла пора направиться к местному культовому объекту - гробнице великого Данте Алигьери, Tomba di Dante. Мраморные стены и изображение поэта на кафедре стали визитной карточкой Равенны в . Мавзолей был возведен в 15 веке, только через полтора столетия после смерти автора «Божественной комедии». Флоренция же, в которой родился поэт, спохватилась спустя столетие, и стала требовать выдачи останков Данте. Равенна - в первую очередь монахи-францисканцы - уперлась, и сделала все для того, чтобы не уступить. В результате, хоть поэт и не был возведен в ранг святого, поклонение его таланту вполне сопоставимо. Ниже по улице расположено несколько древних склепов с мозаичным полом. Местные предприимчивые граждане превратили эту особенность в неплохой источник дохода. В этих склепах, из-за их расположения, полы постоянно затоплены водой. За возможность посмотреть на мозаичные полы нижнего этажа, на фоне которых плавают золотые рыбки, придется заплатить пол-евро.

Усыпальница Данте - одно из культовых мест Равенны. Фото saga.ua

Равенна не была бы «сестрой» Венеции, если бы не вода. Несмотря на то, что море от города изрядно удалено, грунтовые воды никто не отменял. Они здесь образуют целые озера, а глубокие подвалы многих старых домов заполнены водой постоянно. Как ни странно, но это обстоятельство совершенно не вредит состоянию сооружений, напротив - специалисты говорят, что осушение болотистых мест могло бы нанести большой ущерб архитектурному фонду. Уровень воды в подвалах зданий колеблется от 30 до 130 сантиметров, а насосы для откачки стоят только в церкви Святого Виталия. А вообще это довольно оригинально - лицезреть, например, в церкви Сан-Франческо, своеобразный «аквариум».

Тот самый "аквариум". Фото panoramio.com

Есть в Равенне и особенная достопримечательность - гробница Теодориха. Здание это не похоже ни на одно из множества архитектурных памятников города. Белое, неприступное, оно в довесок к своему грозному виду еще окружено забором и автоматическим контролем билетов. Вдохновителем сего (не заборов и контроля, а монументального экстерьера) был король остготов Теодорих. По принципу египетских фараонов царственная особа решила с последним пристанищем не затягивать, и строить его еще при жизни. Это, пожалуй, единственное здание в городе, построенное не из обожженного кирпича, а из известняка - отсюда и такой необычный для Равенны белый цвет. Да и характеристики строения тоже в своем роде уникальны. Чего стоит одна только крыша гробницы - огромная каменная плита, специально привезенная с другого берега Адриатического моря, из Истрии. Глыбу диаметром 10,5 м. и высотой в 2,5 м. транспортировали подвешенной между двумя кораблями. После этого факта масштаб работ становится ясен, что подтверждает и без того доказанную истину: итальянские архитекторы - одни из лучших в истории.

Гробница Теодориха, освещенная закатным солнцем. Фото photo.tut.ua

Единственное - и довольно значительное - разочарование ожидает в Равенне тех, кто желает обозреть городские достопримечательности с верхних точек. Несмотря на то, что в городе довольно много кампанилл (т.е. башен), для туристического посещения они закрыты. Так что придется искать другие способы, в полной мере задействуя собственную фантазию.

Сегодняшняя Равенна практически не отличается от других небольших городков итальянского Севера: центр заполнен офисами и магазинами, школы, детские сады и прочая инфраструктура находится вне исторической части. Зелени здесь не так уж и много - исключение составляет городской парк да бульвар рядом с вокзалом. Однако и умалять достоинства города тоже не стоит. Здесь есть свои, присущие только Равенне, маленькие радости. Вечерние прогулки по атмосферным древним улочкам, обязательная чашечка крепкого кофе, посещение миниатюрных площадей, на которых работают небольшие цветочные и овощные рынки - созерцание современной Равенны доставляет не меньшее удовольствие, чем великое прошлое этого города.

Небольшая Равенна среди «звездных» городов Италии занимает достойное место. Ее уникальность, византийский колорит достопримечательностей, приглушенную глубинную основательность и красоту особенно ценят истинные знатоки Италии. Город с населением всего 360 тысяч человек имеет на своей территории 8 объектов, признанных ЮНЕСКО достоянием всего человечества. Сотни тысяч туристов со всего мира приезжают сюда, чтобы увидеть прекрасные рукотворные памятники прошлого.

Удивительно, но этот город на протяжении веков всегда почитали поэты. Во времена взлетов и падений, процветания и разрушений. Еще Данте уподоблял его «симфонии света». Хотя Данте можно понять, ведь в этом городе жила его возлюбленная. Ради нее он покинул Флоренцию. В Равенне создана самая жизнеутверждающая часть «Божественной комедии» - «Рай».

Существуют и другие версии особого отношения поэта к городу. Но как бы то ни было: похоронен он именно здесь. Гробница великого поэта почитается наравне с религиозными святынями.

И лорд Байрон тоже вслед за любимой примчался в Равенну. Итог этой романтической истории - создание целого цикла великолепных стихов и талантливых драматических произведений. Наш великий соотечественник Александр Блок тоже посвятил стихи этому городу.

Порт вдали от моря

Когда император Октавиан Август в I веке нашей эры начал строительство порта, способного защитить римские поселения, это казалось разумным. Удобное расположение предполагало отличные условия охраны с моря. Но коварство реки По и подземные воды постепенно свели на нет планы градостроителя. Прибывший сюда в IV веке византийский исследователь и историк увидел «яблони вместо мачт» на месте портового города.

Время продолжало свой бег, Равенна развивалась. В V – VIII веке была столицей Западной Римской империи. На следующих спиралях истории ее ожидало забвение и потеря престижного статуса. Но в наследство оставались прекрасные памятники художественного творчества и архитектуры. Эти достопримечательности - гордость современной Равенны.

До Адриатического моря от города в настоящее время достаточно далеко - 10 километров. Это не стало помехой для оборудования отличных пляжей. Добраться до них можно быстро и комфортно. Немаловажный «плюс» морского отдыха в Равенне - сосновый бор у самого побережья.

Равенна является признанной «столицей мозаики» в Италии. Знаменитые храмы, мавзолеи, соборы, достопримечательности города создавались во времена раннехристианского и византийского влияния на его историю. В VI веке Византия имела огромный политический вес в мире. Именно Равенна была местом пребывания экзарха - представителя византийского императора.

Город всегда славился производством мозаики и художественными талантами мастеров-мозаичистов. Поэтому чуждое влияние не привело к утрате собственных традиций. Благодаря византийскому влиянию произошел великолепный симбиоз лучших достижений обеих культур. Вот почему мозаики, украшающие исторические сооружения Равенны, не только не уступают, но подчас и превосходят константинопольские достопримечательности по уровню художественной ценности. Памятники мозаического искусства Равенны признаны непревзойденными во всем мире.

В основе мозаик - простое стекло, достаточно экономичное в производстве. Но добавление в стекломассу различных объемов золота, меди, ртути превращает обычный материал в волшебно-красочные кусочки смальты. Игра света на их поверхности создает невероятные оттенки.

Особенность византийских мозаик - удивительный золотой фон. Расположение кусочков смальты относительно друг друга рождает потрясающую игру света. Падают ли на изображения лучи солнца, отблески свеч, лунное марево. Завораживающие картины вызывают восторг не только специалистов, но и людей, далеких от искусства.

Эта достопримечательность города Равенны, входящая в список ЮНЕСКО, знаменита тем, что хранит самые древние мозаики мира. Всех, кто хоть однажды побывал под сводами удивительного храма, потрясает контраст внешнего и внутреннего убранства. Мавзолей Галлы Плацидии - аскетичная мрачноватая постройка с кубическим куполом. Кирпичная, скромно украшенная вертикальными выступами в форме арок.

Но внутри входящих ждет невероятное зрелище! Нижняя часть достопримечательности декорирована прозрачным мрамором, создающим ощущение воздушной невесомости. Купол в насыщенных синих и золотых тонах подобен небесной тверди. На этом фоне изображенные фигуры православных святых и архангелов словно парят. Восемьсот золотых звезд окружают золотой крест в центре купола. Увеличивающийся кверху масштаб - традиционная византийская техника - усиливает зрительный эффект.

Мавзолей Галлы Плацидии обязан своим существованием неординарной женщине - дочери римского императора Феодосия Великого. Она воспитывалась в Константинополе. Затем возвратилась к отцу в Равенну, привезла с собой византийских мастеров. История сохранила легенды о ее нелегкой судьбе: дважды ее насильно выдавали замуж, попадала в плен к варварам, была регентшей Равенны при малолетнем сыне. Похоронена в Риме. Но Мавзолей Галлы Плацидии - достойный памятник в ее честь.

Восемь православных апостолов, изображенных по периметру купола, жестами и поворотами головы создают ощущение движения. Христос в образе Доброго Пастыря словно смотрит на входящих со стен свода. Но при внешней разноплановости сюжетов все мозаики органично создают целостное восприятие.

Достопримечательностью исторической реликвии являются также мраморные саркофаги, хранящие свои тайны. Например, в одном из них при исследовании были обнаружены останки мужчины и женщины. Хотя надпись соответствует об ином захоронении.

Мавзолей Галлы Плацидии настолько интересен, что посетить его ежедневно стремятся тысячи туристов. Пришлось даже ввести правило не задерживаться в помещении более пяти минут. И что в результате? Желающие встают в очередь для посещения несколько раз.

Тайны ареанской религии

Тайны арианской религии хранит церковь Сан Витале в Равенне. И это единственный город на Земле, в котором можно увидеть Христа в образе воина или подростка. Еще в раннехристианский период арианская ветвь православных течений была объявлена еретической. Но в художественно-исторических произведениях «столицы мозаики» свидетельства об арианстве сохранились.

Так, арианцы считали, что Христос был крещен еще подростком. И этот факт нашел отражение в сюжете на куполе собора. Дотошных туристов удивляет и «рогатая» фигура рядом. Но, по верованиям ариан, это всего лишь дух реки Иордан. Облик собора красочно и объективно описан поэтом:

Сказочный храм восьмигранный. Снаружи он выжжен.
В камень латинских надгробий уперся рельеф контрофорсов.
Грешную душу наполнит во тьме ликование цвета.
Чудной мозаикой тысячелетняя светится смальта.

Вещественное свидетельство об арианцах - Мавзолей Теодориха Великого. Он был королем арианцев. Православная церковь объявила его варваром. Но в народной памяти Теодорих остался защитником и покровителем Равенны. Мавзолей Теодориха - почитаемая достопримечательность города.

Мавзолей Галлы Плацидии, как и многие другие исторические усыпальницы, не хранит останки той, что дала ему имя. Но Мавзолей Теодориха Великого полностью соответствует своему предназначению. В нем покоится прах основателя.

С этим связана интересная легенда. По преданию, гадалка предсказала будущему правителю Равенны смерть от молнии. Поэтому отношение к этому природному явлению у Теодориха было особенным. При сооружении Мавзолея в качестве крыши был использован огромный круглый монолит. И во время грозы именно в этом помещении прятался царь варваров. Но мощная молния все же расколола камень и убила Теодориха. Тут его и похоронили в темно-красном саркофаге.

Мавзолей Теодориха, как и Арианский баптистерий - яркие достопримечательности города. Арианский баптистерий сделали уникальным небезуспешные попытки православных христиан уничтожить признаки арианства в его сюжетах. Так, Христа-подростка на купольных мозаиках искусственно «состарили» до положенных 30 лет. Но оставили обнаженным, что несвойственно православным сюжетам.

Когда арианство было признано еретическим на знаменитом Никейском соборе в 561 году, Арианский баптистерий попытались переименовать в ораторию Пресвятой Богородицы. Увы, эта искусственная мера не смогла изменить истинный статус сооружения.

Во время Второй мировой войны здание подверглось бомбардировкам, но, несмотря на многовековой возраст, выстояло. К сожалению, многие уникальные мозаики и достопримечательности были тогда безвозвратно утрачены. Впоследствии Арианский баптистерий отреставрировали. Многие уникальные мозаичные фрески удалось вернуть почти из небытия.

Теперь исторический шедевр достойно представляет Равенну, как один из самых интересных городов Италии.

Во времена умбров и этрусков Равенна, как и Венеция, стояла на лагуне. Благодаря стратегически удачному расположению город считался неприступным - и поэтому римский император Август заложил здесь военный и торговый порт, ставший опорным пунктом для подчинения Адриатики и ее побережий. Когда император Феодосий I делил Римскую империю между своими сыновьями, Гонорий, получивший Западную Римскую империю, сделал Равенну столицей (395) - и сразу начался расцвет города. В то время как Великое переселение народов опустошало остальную Италию, Гонорий и его сестра Галла Плацидия, регентша в 425-450 гг., построили в Равенне новую императорскую резиденцию. В 476 г. в Италию вторглись германские племена. Их предводитель Одоакр, изгнавший последнего императора Рима, после своего провозглашения королем всей Италии управляет государством из Равенны. Восточная Римская империя еще существовала и направила в Италию остготского короля (с 471) Теодориха, продержавшего Равенну в осаде три года; заставив наконец в 493 г. Одоакра сдать город, он убил его затем на общем пиру. Теодорих, воспитанный при византийском дворе как пленник, - легендарный персонаж по имени Дитрих Бернский из «Песни о Нибелунгах», принес Равенне новый подъем. В 539 г. византийский император Юстиниан (482-565) вернул Италию в лоно Восточной Римской империи, и Равенна стала резиденцией экзархов (верховных правителей провинций); начался третий период ее расцвета. Именно тогда византийский стиль проникает в западное искусство. В 751 г. лангобарды положили конец экзархату, а заодно и процветанию Равенны. Позже город оказался под властью Венеции, а с 1509 г. вошел в папское государство, в коем оставался до 1859 г. Долгое время жители Равенны жили сельским хозяйством, пока в 1950-е гг. здесь не были открыты огромные месторождения природного газа, что привело к образованию обширного промышленного пояса вокруг города.

Достопримечательности Равенны

Церковь Сан-Витале

Снаружи церковь Сан-Витале (Св. Виталия) - простое восьмигранное центрическое сооружение (кирпичная базилика), зато внутреннее убранство неожиданно поражает великолепным блеском и красотой. Строительство ее было начато при Теодорихе Великом в 526 г., а освятили - в 547 г. при его преемнике, императоре Юстиниане. Восемь столбов отделяют центральное помещение от обходного прохода. Потрясающее впечатление производят византийские мозаики, отливающие перламутром в свете, проникающем сквозь желтые витражи. Слева и справа от алтаря - всемирно известные мозаичные изображения властителей Равенны - императора Юстиниана и его супруги Феодоры в сопровождении свиты; рядом с императором - архиепископ Максимиан; в центральной апсиде между св. Виталием и св. Экклезием изображен Спаситель.

Мавзолей Галлы Плацидии

За церковью Сан-Витале - небольшой мавзолей Галлы Плацидии - единственная сохранившаяся часть исчезнувшего дворцового комплекса. Мавзолей представляет собой крестово-купольную постройку и был возведен около 440 г. еще при жизни императрицы. Внутри мавзолей украшен мозаиками, которым примерно на 100 лет больше, чем мозаикам церкви Сан-Витале. Мозаичные стены и свод сияют удивительным, глубоким синим цветом, характерным для поздней эпохи империи. Теплый свет, проникающий сквозь небольшие узкие окна, отделанные лепниной, освещает крест, символические изображения евангелистов и фигуры двенадцати апостолов, а над входом - мозаику, изображающую Христа в образе юного «Доброго пастыря». В центральной части и в рукавах «креста», лежащего в плане строения, находятся мраморные саркофаги - предположительно Галлы Плацидии и двух императоров -Констанция III, ее второго супруга, и сына Валентиниана III. Но сама императрица похоронена в соборе Св. Петра в Риме, где умерла в 450 г. Интересный музей, расположившийся в клуатрах монастыря возле церкви Сан-Витале, представляет собрания античного и раннехристианского искусства. О времени Рисорджи-менто рассказывает новехонький музей па соседней Via Baccerini Alfredo 3.

Пьяцца-дель-Пополо

Средоточие исторического центра города - живописная Пьяцца-дель-Пополо. Венецианцы возвели на ней в 1483 г. две гранитные колонны со святыми города, за ней через двести лет за колоннами был построен палаццо Комунале. На четырех из восьми капителей палаццо Венециано можно видеть монограмму Теодориха.

Кафедральному собор и крестильня

Пройдя несколько улиц, выходишь к кафедральному собору, сооруженному в 1740 г, на месте старейшей церкви Равенны, основанной епископом Урсусом. От первоначальной постройки сохранились только церковная башня и крипта. Мраморная кафедра в центральном нефе справа сложена из плит VI в. с животным узором. Во второй капелле справа и в правом поперечном нефе находятся красивые раннехристианские саркофаги.
Рядом с собором стоит православная крестильня - восьмиугольное кирпичное здание V в. с мраморными интарсиями па внутренних стенах и великолепными мозаиками, созданными, вероятно, около 450 г., т. е. -древнейшие в Равенне. Купольная мозаика изображает крещение Христа, античный бог реки - это персонификация Иордана.

Архиепископский музей

Следующее сокровище раннего христианства обнаруживается в Архиепископском музее сразу за собором: это епископское кресло Максимилиана - Cattedra di Massimiliano. Созданное в VI в., оно представляет собой египетскую резьбу по слоновой кости: это изображение сцен из Ветхого и Нового Завета. Забавны мозаики в небольшой капелле Сант"Андреа, где Иисус Христос предстает перед зрителями в облачении римского воина.

Церковь Св. Франциска

На современной Piazza dei Caduti per la Liberta возвышается монастырская церковь Св. Франциска с романской колокольной башней. Внутри - прекрасные колонны из греческого мрамора, главный алтарь V в. и крипта IX-X вв., мозаичный пол которой находится на 1,5 м под водой.

Гробница Данте Алигьери

Рядом с церковью - гробница Данте Алигьери в классицнстском стиле. Поэт умер в 1321 г. в Равенне, где жил изгнанником, после того как в 1302 г. его выдворили из Флоренции. Именно в Равенне он создал великую «Божественную комедию». Немного больше о Данте можно узнать в музее Данте в монастыре Сан-Франческо.

Сант-Аполлинаре-Нуово

Придворная церковь Теодориха стоит на весьма оживленной Via di Roma. Портик и апсида возведены в XVI и XVIII вв. По двенадцать византийских мраморных колонн, привезенных из Константинополя, делят внутреннее пространство на три нефа. Стены украшены великолепными, разделенными на три полосы мозаиками, в которых заметно византийское влияние.

Руины дворца Теодориха

Вблизи на углу Via Alberoni можно видеть руины дворца Теодориха; примечателен многослойный фасад с выступающей вперед центральной частью.

Арианский баптистерий

Восьмиугольный арианский баптистерий был построен при Теодорихе в VI в. В центре купольной мозаики, как и в православной крестильне - сцены крещения Иисуса Христа. Соседняя церковь Св. Духа ранее была арианским собором. От времен Теодориха, к сожалению, сохранилась только кафедра.

Гробница Теодориха

Популярна среди туристов своеобразная гробница Теодориха в 1 км от центра города, вероятно возведенная еще при жизни короля остготов. Мощные тесаные глыбы из известняка, сложенные без строительного раствора, придают монументальной круговой постройке массивность. Купол, весящий примерно 300 т, вытесан также из единого блока известняка. Мавзолей напоминает, скорее, сирийские, а не римские прототипы, однако фриз с орнаментом в виде щипцов, напротив, явно указывает на германское влияние. Нижний этаж с бочарными сводами выстроен в форме византийского креста; на верхнем этаже стоит древний саркофаг из порфира. Однако тело Теодориха из гробницы исчезло.

Прокат велосипеда

Всем, кто устал от долгах прогулок по городу, предлагаем поступать как итальянцы: садитесь на велосипеды! В бюро туристической информации на Via Salara можно взять напрокат велосипеды - причем бесплатно!

Справки

Via Salara 8, 48100 Ravenna;
Тел.: 05 44 48 26 64;
Факс.: 05 44 48 26 70;
wvvw.turismo.ravenna.it

Окрестности Равены

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

В 5 км южнее Равенны стоит церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, возведенная рядом с давно перенесенным портом, давшим ей имя. Строить ее начали за чертой города около 535 г., а освятили в 549 г. Круглая башня была построена в XI в. Византийские мраморные колонны разделяют внутреннее пространство; в боковых нефах - саркофаги V и VIII вв. Великолепные мозаики в апсиде и на фронтоне «триумфальной арки» вошли в историю искусства. В куполе апсиды мозаика, изображающая Преображение Христа в медальоне на кресте, украшенном девяноста девятью звездами из драгоценных камней, под ним - патрон церкви св. Аполлинарий, предстающий среди двенадцати белоснежных овец, символизирующих его паству. На фронтоне «триумфальной арки» изображение Христа-Пантократора в окружении символов евангелистов, а внизу - двенадцать апостолов в виде агнцев.

Пинета-ди-Классе

Заповедная природная зона Пинета-ди-Классе, примерно в 5 км от Сант-Аполлинаре-ин-Классе - это остатки прежде знаменитого пиниевого леса, сильно поредевшего от морозов и пожаров. Немного к западу раскинулась Mirabilandia - один из самых больших парков развлечений в Италии.
Цепь пляжей тянется от Casal Borsetti до Lido di Savio, что неподалеку от Milano Marittima, - все они появились в основном в 1970-е гг.

ОТВЕТЫ ТУРИСТОВ:

Равенна – тихий и уютный городок в провинции Эмилия-Романья, недалеко от Адриатического моря, с которым его соединяет канал, за своей провинциальностью прячет великое прошлое.

В Равенне нашел свой дом и почитание изгнанный из Флоренции Данте Алигьери. Здесь он писал заключительную часть «Божественной комедии, здесь же нашел и свое последнее пристанище. Многие туристы совершают паломничество к могиле Данте, чей прах покоится в гробнице, построенной в стиле классицизма по указанию личного представителя папы римского. Рядом с мавзолеем, где находится гробница, находится вход в музей Данте. Здесь размещены такие экспонаты, как бюсты и рельефы поэту, медальоны, венки, картины.

В свое время Равенна была поочередно столицей Западной Римской империи, государства остготов, Раввенского экзархата, Лангобардского королевства. Как результат бурных событий на исторической арене, в городе огромное количество памятников древней архитектуры, преимущественно раннехристианской и византийской. Часть из них занесена в список культурного Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Среди них – Баптистерий Православных, или Баптистерий Неона, названный так в честь епископа, украсившего его византийской мозаикой с описаниями жизни Иисусу Христа и двенадцати апостолов. В наше время это один из важнейших памятников византийской мозаики. Также привлекают внимание мраморные купель и амвон, а также статуи, горельефы престол и бронзовый крест.

Баптистерий Православных послужил образцом для строения другого баптистерия – Арианский, построенный во времена короля Теодориха. Та же кладка из обожженного кирпича, тот же орнамент, те же мозаики с изображением Христа и апостолов. Только выполнены эти мозаики в примитивистском стиле, Христос изображен полностью обнаженным, а фигуры апостолов разделены пальмами.

Рядом с баптистерием – Базилика Сан-Витале, один из главных западноевропейских памятников византийской архитектуры. Его главным украшением также являются мозаики и инкрустация. Наиболее ценными считаются изображения византийского императора Юстиниана и его супруги Феодоры.

Возле базилики находится Национальный музей Равенны. Здесь собраны коллекции римских монет, фресок, резные изделия из кости и прочие античные и раннехристианские находки, найденные в ходе раскопок на территории Равенны или в ее окрестностях. Наиболее интересные экспонаты – фрески работы Пьетро да Римини и коллекция икон.

Одно из самых значимых сооружение Равенны – мавзолей Галлы Плацидии, дочери императора Феодосия Великого. Несмотря на название, Галла Плацидия захоронена в Риме, а мавзолей долгое время использовался как молельня дворцовой базилике Санта-Кроче, до наших дней не сохранившейся. Как и другие сооружения в Равенне, мавзолей выглядит аскетично внешне, но поражает своим внутренним убранством. Великолепные мозаики украшают небольшое по объему помещение. Здесь есть все: кресты и звезды на темном небе, апостолы и святые, райские сад и голуби, пьющие из живого источника. К мавзолею всегда стоит очередь, а время посещения ограничено буквально несколькими минутами.

Интерьеры раннехристианской базилики Сант-Апполинаре-Нуово также славятся своими уникальными мозаиками, часть из которых была сделана во времена Теодориха, а часть – во времена Юстиниана. Базилика не раз перестраивалась, в результате чего ценнейшие фрески частично оказались разрушены.

Архиепископская капелла – одна из древнейших церквей города. Несмотря на маленький размер, также вся украшена мозаиками, на которых изображены белые лилии, розы, ангелы, а также крест на фоне звездного неба. Сама капелла выстроена в форме греческого креста.

Более поздним, но не менее интересным памятником является базилика Сан-Франческо, много раз перестроенная, и украшенная мозаичным полом, саркофагами и статуями. Известна также тем, что здесь отпевали умершего малярии Данте, здесь же он и покоился долгое время.

Собор Христова Воскресения является кафедральным собором Равенны и был построен на месте первого кафедрального собора города. На фасад собора смотрит статуя девы Марии. В самом соборе находятся различные памятники раннехристианского искусства.

Также за пределами Равенны, в районе Классе, находится базилика Сант-Апполинаре-ин-Классе, памятник ранневизантийского зодчества. Здесь находятся самые поздние, но не менее великолепные мозаики Равенны, к сожалению, частично уничтоженные. Само здание построено из необожженного кирпича, фасад украшен арками, а в здании выделяются алтарь девы Марии и мраморные саркофаги.

Полезен ответ?

Равенна- прекрасный городок в десяти километрах от Адриатического моря с населением около 150 тысяч человек. Если Вы никогда ничего не слышали про этот город, то пришло время узнать кое-что новое. В Равенну часто заезжают те, кто решил посетить более известный Римини, ведь города находятся рядом, в 55 км друг от друга. Так что, не задумываясь, хотя бы на денек съездите в солнечную Равенну. Вот что можно посмотреть в этом городе.

Памятник Джузеппе Гарибальди

Кто не в курсе, Джузеппе Гарибальди - народный герой и военный вождь Италии, очень почитаемый тут человек. Памятник в его честь основан тут в конце 19 века, через десять лет после смерти Гарибальди, на центральной площади города. Памятник представляет собой скульптуру вождя со шпагой, находящуюся на высоком постаменте. Кстати, это далеко не единственный монумент в честь героя. Памятники Гарибальди есть в Венеции, в Милане, в Падуе и даже… Таганроге.

Адрес: Piazza del Popolo, 26

Мавзолей Галлы Плацидии (Il Mausoleo di Galla Placidia)


Это самое старое сохранившееся древнеримская сооружение в Равенне, которое относится к пятому веку. Мавзолей включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Свое название здание приобрело благодаря Галле Плацидии, дочери Феодосия Великого, хотя женщина была похоронена совсем не тут (а в Риме). В Мавзолее хранятся самые древние образцы византийской мозаики. Впечатляющее зрелище, особенно в солнечные дни, когда мозаика освещена лучами солнца! Здание построено в форме латинского креста, в центре находится куб, а над ним - купол, который не видно снаружи. Снаружи Мавзолей не производит такого сильного впечатления- небольшое здание из красного кирпича, обвитое виноградной лозой. Но посетить стоит обязательно!

Адрес: Via Giuliano Argentario, 22

Баптистерий православных (Battistero Neoniano)


Еще одно древнейшее здание города, построенное в 4 или 5 веках. Популярно оно тем, что здесь совершалось таинство крещения. Изнутри стены и потолок базилики богато украшены мозаикой, ионическими колоннами, горельефами с изображением святых, а так же здесь можно увидеть чудесную восьмигранную мраморную купель. Баптистерий так же занесен в список ЮНЕСКО.

Адрес: Via Gioacchino Rasponi

Базилика Сан-Франческо (Basilica San-Franchesko)


Это францисканская церковь, построенная в 5 веке, посвященная апостолам Павлу и Петру. Пять веков спустя храм был перестроен, к нему добавили колокольню высотой 33 метра, переименовали и отдали монахам францисканцам (последователям Франциска Ассизского, католического святого, учредителя нищенствующего ордена).

Небезынтересно то, что в этом храме одно время жил сам Данте Алигьери, который так же скончался тут. Данте похоронили в стоящем рядом Мавзолее. Возвращаясь к базилике, нужно отметить, что с виду здание довольно скромное, состоит из трех частей, с двумя рядами мраморных колонн. Самое интересное в здании то, что в центральная часть завершается полукруглым выступом с окнами. Под ней находится затопленная крипта (подземное помещение, где хранятся и почитаются мощи святых) 10го века с мозаичным полом, где плавают золотые рыбки.
Внутри базилики можно видеть скульптурные элементы 6го века, а также саркофаги. Раньше здесь находился склеп итальянского сеньориального рода Да Полента, правда, от него нынче осталась лишь арка с небольшими мозаичными картинами, созданная в 14 веке. Главный алтарь украшен барельефами, изображающими Христа на троне в окружении апостолов, а под алтарём в каменном саркофаге покоятся мощи епископа Неона, основателя церкви.

Адрес: Largo Firenze, 9-11

Архиепископская капелла (Capella Arcivescovile)



Ее называют еще Капеллой святого Андрея. Построено здание в конце пятого века в честь апостола Андрея Первозванного. Опять же, капелла принадлежит ценностям, охраняемым ЮНЕСКО. Капелла имеет форму греческого креста. Вход украшен картинами из мозаики, изображающими белые лилии, розы и птиц. На стенах можно увидеть двадцать гекзаметров (стихов) на латыни. Изнутри стены так же украшены мозаикой, особенно хороша картина с Христом –воином в римских доспехах, в голубом плаще. В капелле находится драгоценный серебряный крест равенского архиепископа Агнеллуса, декорированный чеканными медальонами шестого и шестнадцатого века. Поразительное здание!

Адрес: Piazza Arcivescovado, 1

Базилика Сан-Витале (Basilica San-Vitale)



Это раннехристианская церковь и важнейший памятник византийского искусства Западной Европы. Базилика возникла на этом месте в 527 году, и в является объектам Всемирного наследия ЮНЕСКА. Изнутри базилика украшена многочисленными неповторимыми мозаичными рисунками. Копии этих картин можно найти во многих музеях мира, в том числе и в ГМИИ имени Пушкина в Москве.

Адрес: Via Galla Placidia, 2-4

Могила Данте

Почтить память великого итальянского поэта обязан каждый, кто пребывает в Равенну. Кстати, после его смерти, в 15 веке прах поэта хотели вернуть на его родину, во Флоренцию, но останки Данте монахи спрятали и вообще отказались что-либо комментировать, как сказали бы современные газеты. Так и покоится Данте в Равенне. Его гробница построена в форме неоклассический храма с треугольным фронтоном и небольшим куполом. Внутри располагается мраморный саркофаг с прахом поэта, а над саркофагом можно заметить барельеф (между прочим, 15 века), который изображает читающего Данте.

Адрес: Via Dante Alighieri, 9

Крепость Бранкалеоне (Rocca Brancaleone)


Крепость построили в середине 15 века, после завоевания Равенны Венецианской республикой. То есть, крепость- своеобразный символ власти. Что касается названия крепости, то тут не все известно, но, считается, что оно как-то связано с венецианским львом святого Марка. Крепость довольно большая, занимает территорию в 14 га, а на стенах крепости можно видеть круглые башни. Так же в северной зоне Бранкалеоне находится цитадель с четырьмя башнями, у каждой есть свое имя. Вход в крепость есть два барельефа с изображениями святых. Около полувека назад внутри крепости разбили милый парк с детской площадкой и сценой, где и по сей день проводятся разные культурые события, концерты, шоу и фестивали, в том числе, знаменитый джазовый фестиваль. А летом здесь можно посмотреть кино под открытым небом!

Адрес : Via Rocca Brancaleone (10 минут на восток от Мавзолея Галлы Плацидии)

Это, конечно же, далеко не весь список прекрасных исторических строений в Равенне.

Который трижды был столицей: Римской Западной империи (402-476), Королевства Остготов (493-553) и Византийского экзархата (568-751).
Трудно сказать, когда на месте современной Равенны появились первые поселения, возможно, это были этруски и умбры, позже здесь жили галлы сеноны.
Известно одно, что ключевую роль при создании Равенны играло море, которое привлекло и римлян. Октавиан Август разместил военный флот и создал гидросистему, состоящую из канала, который соединял реку По с водоемом на юге Равенны, здесь и был основан военный порт Класса, в котором могли разместиться 10 тысяч моряков и 250 трирем для контроля за восточным Средиземноморьем.
Это говорит о том, что Равенна играла важную роль в Римской империи. Со временем военный порт стал и коммерческим.
В 402 г. император Гонорий переместил свою резиденцию в Равенну, чтобы избежать угрозы Алариха. В этом время город расширяется и строится.
Но в это же время лагуну, в которой размещался порт, засыпает, и порт становится бесполезным.
В Равенне решаются судьбы и принимаются важные в Западной империи решения, пока в 476 г. последний римский император Ромул Август не был свергнут Одоакром, королем готов. Ромулу было разрешено удалиться на виллу, на юг и получать пенсию.
Но королевство Одоакра имело короткую жизнь, и уже в 493 г. Теодорих, король остготов, двинулся на Италию и, победив войска Одоакра, запер его в укрепленной Равенне. Одоакр, видя, что сопротивление бесполезно, сдался при условии сохранения жизни, но через несколько дней он был убит. Ходили слухи, что Одоакр готовил заговор против Теодориха, и, узнав об этом, король остготов был скор на расправу. Пригласив Одоакра на пир, Теодорих собственноручно убил соперника. Так было основано остготское королевство, столицей которого стала .
Теодорих преклонялся перед всем римским и поставил своей целью привить римскую культуру остготам.
Начался художественный рассвет Равенны. В это время были отстроены многие церкви и соборы.
Но существовало и большое противоречие между римлянами и остготами: остготы были ариане, а римляне в Равенне – православные. Сначала Теодорих терпимо относился к православию, но потом начались гонения и преследования. И, в конце концов, издали указ, который запрещал православную веру.
Но в это время в 526 г. Теодорих умер. После его смерти начались смуты, восстания и беспорядки. Этим воспользовался византийский император Юстиниан Великий, который решил подчинить себе Италию и уничтожить королевство остготов.
Война продолжалась около 20 лет. И в 544 г. остготы были изгнаны из Италии .
Для решения итальянских дел Юстиниан создал наместничество со столицей в Равенне . Равеннский наместник носил титул экзарха.
В 751 г. экзархат пал под напором лангобардов. По воле короля франков Пипина Короткого перешла под власть папы в 754 г. В эти годы в Равенне создавались многие произведения искусств – мозаики, статуи, возродился порт Класса.
В средние века находился под властью знатных фамилий.
В 1509 г. город вошел в состав папской области и оставался там 350 лет.
За это время был построен новый Кафедральный собор и многочисленные церкви, храмы, могила Данте.
После недолгого наполеонского завоевания, вернулась в состав папской области и находилась там вплоть до 1859 г., когда город присоединился к королевству Сардинии, а в 1861 г. Равенна вошла в состав объединенной Италии .

Сейчас - важный итальянский город, который посещают миллионы туристов, чтобы полюбоваться на ее достопримечательности, восемь из которых находятся под охраной ЮНЕСКО:

Мавзолей Галлы Плацидии (начало IV века)
- Баптистерий Неониана (конец IV в.)
- Архиепископская капелла (около 500 г.)
- Базилика Святого Апполинария Нового (начало VI века)
- Мавзолей Теодориха (около 520 г.)
- Арианский Баптистерий (начало VI века)
- Базилика Святого Виталиана (начало VI века)
- Базилика Святого Апполинария в Классе (освящена в 547 г.)

По дороге от ж/д станции к центру города, первой на пути встречается церковь Святого Иоанна Евангелиста (San Giovanni Evangelista) .

Церковь была построена в V в. Галлой Плацидией в память о ее спасении в 424 г. во время шторма по дороге из Константинополя . Ее спасение было приписано заступничеству Иоанна Евангелиста.
В X в. к церкви пристроили колокольню высотой 42 метра. В Средние века рядом с церковью образовался бенедиктинский монастырь. Позже церковь неоднократно перестраивалась и была сильно повреждена во время бомбардировок в 1944 г.
Стены церкви украшали мозаики, которые изображали чудесное спасении Галлы Плацидии и ее детей. Но мозаики не дошли до наших дней. Остались фрагменты мозаик XIII в., изображающие зверей и сцены из Четвертого крестового похода.


Повернув налево на via di Roma дойдем до базилики Святого Апполинария Нового (S. Apollinare Nuovo) .


Базилика была основана Теодорихом в 526 г., в то время это была арианская базилика, но после того, как готы осквернили церковь в 561 г., базилику освятили в католической вере. В IX в. храм обрел мощи Святого Аполлинария и стал называться именем святого. Но так как в Равенне уже была церковь, посвященная Святому Аполлинарию, то этот храм назвали Новым.
Фасад церкви украшен портиком, который появился в XVI в. Трехнефный храм украшен великолепными византийскими мозаиками.



Базилики Святого Апполинария Нового. Равенна. Италия.

Вернем по via di Roma обратно и повернем на via Angelo Mariani , пройдя мимо театра Алигьере, дойдем до гробницы Данте .


Гробница была построена в 1780-81 гг. по проекту архитектора Камилло Мориджа.
Но этому предшествовала целая череда невероятных событий, в которых был замешан Данте даже после своей смерти.
Уроженец Флоренции, Данте был не только поэтом, но и активным гражданином. Он участвовал в городском самоуправлении и препятствовал сторонника папы римского захватить власть во Флоренции . Когда противники победили, Данте был приговорен к смертной казни.
Он бежал, скитался по миру и последние 6 лет жизни провел в Равенне, где создал свою великую «Божественную комедию» - поэму о хождениях по кругам ада, пребывании в чистилище и раю.
Умер Данте в 1321 г. от болотной лихорадки.
Но борьба за кости великого поэта продолжалась несколько столетий. Флоренция претендовала на то, чтобы Данте был похоронен на своей родины. В 1519 г. саркофаг поэта был перевезен во Флоренцию, но, открыв его, обнаружили, что гроб оказался пустым. Предприимчивые монахи францисканцы из Равенны перепрятали останки, которые тайно были погребены во францисканском монастыре в Сиенцо.


В 1677 г. прах Данте был помещен в деревянную раку, а после 1810 г., когда Наполеон стал закрывать монастыри, гроб спрятали под портиком Браччофорте рядом с мавзолеем Данте. Пока в 1865 г. рабочие не стали делать ремонт в прилегающей часовне, где был найден ящик с полным скелетом и надписью: «Кости принадлежат Данте» .
Медики провели экспертизу и установили подлинность останков. Кости были выставлены на несколько дней на общее обозрение.
Во время Второй мировой войны, прах поэта переносили еще раз.


Современный мавзолей имеет форму неоклассического храма, у которого квадрат в основании, покрытый небольшим куполом.Внутри – настоящая могила, украшенная мрамором, над саркофагом – барельеф и латинская эпитафия, написанная в 1327 году Бернардо Каначчо:

"Государевы права, небеса, воды Флегетонта, я воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь душа моя ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя, здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отечества, родной Флоренции, мало любящей матери".


Слева от мавзолея расположен Музей Данте , открытый в 1921 году. В музее хранятся макеты памятников поэту, бюсты, рельефы, картины, медальоны, мемориальные венки, грамоты. В музее находится деревянная рака, созданная в 1677 году для останков Данте францисканцем Антонио Санти и стеклянный короб, в котором лежали его кости при освидетельствовании скелета поэта в 1865 году.


Дойдем до piazza Duomo .
Кафедральный собор был построен в XVIII в. архитектором Джанфранческо Буанамичи. Первый Кафедральный собор на этом месте, называемый базилика Урсиана был построен в V в., но к началу XVIII в. он практически полностью разрушился. В соборе хранятся саркофаги V в., почитаемая деревянная икона с Мадонной Судоре (1300 г.), витражи Гуидо Рени.


Баптистерий Неониана , называемый также православным баптистерием – самый древний монумент Равенны .


Он был возведен в конце IV в. Баптистерий представляет собой простое здание, покрытое куполом и украшенное великолепными мозаиками. Мозаичный узор изображает сцену Крещения Христа в водах Иордана с 12 апостолами по кругу.


Архиепископская капелла , называемая также капеллой Святого Андрея была построена епископом Петром II, как личная молельня, в конце V в. Это единственный православный монумент, возведенный в годы правления Теодориха, когда доминировал арианский культ. Вся капелла покрыта мозаиками.
Открыта: до 31 марта 9.30-17.30, с 1 апреля 9-19.
Piazza Arcivescovado.


Это один из важных археологических монументов Италии, открытый недавно.
Просторный зал находится на 3 метра ниже уровня земли, его пол покрыт великолепными мозаиками V-VI вв., которые сплетаются в декоративные геометрические узоры, цветы и христианские символы.
Открыт: март – октябрь 10-18.30,
ноябрь – февраль пн-пт 10-17.00, сб-вск 10-18.00, пн – закрыт.
Билет 4 евро.

Через 100 метров будет церковь Святого Виталиана (San Vitale) была возведена в 525 г. епископом Равенны . Это один из самых важных и красивых памятников раннего христианства в Равенне .


В своем основании церковь имеет восьмиугольник, а число 8 символизирует день Воскресения Христа, который был по древнееврейскому календарю восьмым днем. Повторяющиеся арки придают легкость и невесомость храму. Внутри церковь покрыта великолепными византийскими мозаиками.


Рядом с церковью Святого Виталиана находится мавзолей Галлы Плацидии .


Эта небольшая капелла была, возможно, она была посвящена мученику Лаврентию. Лаврентий принадлежал к числу популярнейших святых среди членов династии Феодосия, чьей дочерью являлась Галла.
Внутри пол, стены, потолок все полностью покрыто мозаиками высочайшего качества, превосходящие все, что сохранилось в Равенне и других итальянских городах. На синем фоне купола разбросаны золотые звезды и крест, своды покрыты декоративными узорами. Здесь три саркофага, которые принадлежат Галле Плацидии, ее мужу Константину III и их сыну Валентиану III, убитому в 455 г.


Галла Плацидия была римской императрицей, дочерью Феодосия Великого. Она сыграла огромную роль в Западной империи.
Когда ей было 7 лет, умер ее отец, разделив Римскую империю на Западную и Восточную. Западной империей правил 11-летний брат Галлы Гонорий, который боясь вторжения варварских племен в Рим, обосновался в спокойной Равенне .
Галла Плацидия осталась в Риме. И в 410 г., когда Рим пал, Плацидию захватил в плен Аларих, и она скаталась вместе с армией варваров по югу, но Аларих внезапно умер. Похоронен Аларих был в Козенце , на дне реки.
Его приемником стал Атаульф. Он влюбился в сиятельную и красивую пленницу и сочетался с Галлой законным браком, во время свадебной церемонии они были одеты в римские одежды. Они жили счастливо, Атаульф исполнял любой каприз Галлы Плацидии и даже по ее просьбе спас Рим от нашествия вестготов, но через несколько лет Атаульфа убили, и Плацидию императорские родственники обменяли на зерно. Так закончились шесть лет скитания.
По возвращеню в Рим, Плацидию выдали замуж за римского генерала Констанция, она родила ему дочь и сына Валентиниана, который в возрасте шести лет стал императором Западной империи, а Галла Плацидия в качестве регентши фактически правила империей и оказала мощное влияние на западный мир.

Рядом находится церковь Санта-Мария-Маджоре (Santa Maria Maggiore) , возведенная в VI в., когда-то церковь украшали огромные мозаики, от которых не осталось и следа.


Церковь Санта-Мария-Маджоре.


Церковь Санта-Мария-Маджоре.


Арианский Баптистерий.

Баптистерий был построен Теодорихом (493-526 гг.) рядом с арианским собором. Баптистерий стал православным в 561 г. и во время экзархата здесь служили василианские монахи. В начале XX в. маленькое здание приобрело государство и отреставрировало.
Баптистерий представляет собой маленькую восьмиугольную постройку из кирпича, находящуюся в небольшом дворике, когда баптистерий имел более внушительные размеры, но время и различные хозяева уменьшили его. Внутри купол Баптистерия украшен византийскими мозаиками. Центральная сцена изображает Крещение Христа: Христос стоит по пояс в водах Иордана, сбоку от него старик, который скорее всего является богом реки и Святой Иоанн Евангелист, а вокруг них – 12 апостолов.


Арианский Баптистерий.

Открыт: 8.30 – 19.30 (вход бесплатный)

Мавзолей Теодориха – один из самых известных погребальных монументов остготов. Он находится в в отдалении от центра города, на том месте, где находилось кладбище готов.
Мавзолей был построен в 520 г. в отличие от других равеннских построек, мавзолей сделан из истринского известника, а не из кирпича. Мавзолей имеет круглый в своем основании план и два яруса (что типично для римских мавзолеев).
Когда Равенны перешла под власть Юстиниана тело Теодориха было вынесено из мавзолея, а сам он переделан в часовню.

Открыт: до 26 марта 8.30-17.30
С 27 марта 8.30-19
Билет 3 евро.
Адрес: via delle Industrie, 14.

Базилика Святого Апполинария в Класса (Sant"Apollinare in Classe) находится в 5 км от центра города недалеко от порта. Она была возведена в VI в. и посвящена первого епископу Равенны. Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода.

Открыта: 8.30-17.30, воскр. 13-19.30
Билет 3 евро
Адрес: via Romea Sud.


Карта Равенны. Италия.

Кухня Равенны .

Кухня Равенны – это типичная романьольская кухня, в которой большую часть составляет домашняя паста: тальятелли, лазанья, тортеллони с травами и рикоттой, вермешешь и каппеллетти в мясном бульоне, яичная паста.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!