Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Год создания лиги наций. Что такое лига наций? История и определение

Наций? Это международная организация, которая была создана для развития сотрудничества между различными нациями. Одним из инициаторов ее создания был президент США В. Вильсон, хотя это государство и не вошло в ее состав.

Создание

Эта организация была создана в 1919 году в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского мирного договора. Последний был подписан 28.06.1919 во Франции, в Версальском дворце, по результатам этого Первая мировая война была признана завершившейся. Этот договор, иные договоры с союзниками Германии, соглашения, которые были заключены на Вашингтонской конференции в 1921-1922 гг. легли в основу построения мирового порядка, который был назван Версальско-Вашингтонской системой.

Цели Лиги Наций заключались в обеспечении коллективной безопасности, недопущении военных действий, разоружении, проведении дипломатических переговоров для разрешения различных споров и улучшения качества жизни на Земле.

Главные органы этой организации были сосредоточены в Женеве. К таким органам относились: Ассамблея, куда входили все страны-участники Лиги Наций; Совет этой организации, который изначально составляли 4 постоянных члена (Италия, Великобритания, Япония, Франция) и 4 непостоянных члена, которые менялись периодически; секретариат, который возглавлял генеральный секретарь.

Устав организации

Любая организация должна иметь свой устав. Не являлась исключением и Лига Наций. С какой целью была создана эта организация, нашло отражение в ее уставе. Он был создан специальной комиссией, которая была сформирована на гг. Устав Лиги Наций был включен в мирные договоры, которые были заключены по результатам окончания Первой мировой войны. Изначально он был завизирован подписями представителей 44 государств, абсолютное большинство из которых составляли государства, участвующие в войне на стороне или присоединившиеся к Антанте. И только 13 государств из них были нейтральны в этой войне.

В восьмой статье данного документа речь шла о том, что необходимо лимитировать национальные вооружения для того, чтобы сохранить В случае опасности возникновения войны, независимо от того, затрагивает ли она прямо какого-либо члена Лиги Наций, согласно ст. 11 Устава, генеральный секретарь по требованию любого члена должен был собрать заседание Совета. Не утратили актуальности на сегодняшний день и положения статьи 23 данного Устава, в которой содержалась информация, касающаяся контроля над торговлей оружием, различными вредными веществами, включая опиум, интересов женщин, детей. Здесь же было заявлено, что Лига Наций сделает все от нее зависящее, чтобы предупредить болезни и бороться с ними.

В статье 16 провозглашалось, что в случае начала войны одним из членов Лиги Наций остальные страны должны были порвать все финансовые и торговые отношения с этой страной, включая такие отношения между гражданами. Вдобавок ко всему гражданам запрещалось иметь личные отношения с гражданами страны, объявившей войну. Действия этой статьи были распространены на некоторые государства: СССР в 1939 году после начала советско-финской войны, Италии в 1937 году после нападения на Эфиопию в 1935 году.

Уже в этом Уставе признавался суверенитет и территориальная целостность всех членов Лиги Наций.

Что такое было заложено в этом документе, что позволяло ее членам чувствовать себя уверенными в завтрашнем дне? Там было заложено, что все члены Лиги Наций должны обмениваться масштабами вооружений, программами, состоянием отраслей, которые могли иметь отношение к военной промышленности. Предполагалась поддержка стран-партнеров, не входящих в Лигу Наций.

Если между членами Лиги Наций возникал какой-либо спор, он должен был разрешаться с помощью Совета или третейским судьей. Война не допускалась, пока не истечет 3 месяца после решения данных органов.

Таким образом, суть Лиги Наций состояла в попытке предотвращения войн.

Официальная символика и языки Лиги Наций

Практически любая международная организация имеет свою символику, свой флаг. Когда была создана в Лиге Наций таковая? Здесь ответ простой - никогда. К сожалению, противоречия между странами-членами этой организации не позволили создать ни флага, ни эмблемы Лиги Наций, несмотря на то, что предложения по официальной символике поступали с момента образования организации.

Официальные языки в этой организации были. В качестве них выступали итальянский, французский и английский языки. Также было желание сделать рабочим языком Лиги Наций эсперанто, но данное предложение было заблокировано французской делегацией, испугавшейся притеснений своего языка. Цели Лиги Наций достигались за счет использования официальных языков.

30 членов Лиги Наций приглашали СССР вступить в эту организацию в качестве постоянного члена, что означало признание роли государства как великой державы. В 1934 году руководство страны приняло решение принять это приглашение. Данное вступление во многом было обусловлено желанием страны защитить свои западные границы. В основном надежды были связаны с Францией. В Москве состоялись переговоры между и Франции, по результатам которых был разработан проект Восточного пакта, по которому Прибалтийские государства, Польша, СССР, Финляндия должны были создать систему коллективной безопасности. Этот проект не был реализован, поскольку существовали непреодолимые противоречия между рядом стран. В результате это послужило одним из оснований принятия Советским Союзом приглашения о вступлении в Лигу Наций.

В 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи в случае потенциально возможного нападения агрессора, но он не подкреплялся военным договором, в связи с чем был малоэффективным. Позднее похожий договор был заключен с Чехословакией.

В этом же году министр иностранных дел СССР выступил с призывом на Совете Лиги Наций из-за начавшейся войны Италии с Эфиопией, а также из-за выхода Германии из статей Версальского договора, которые лимитировали ее вооружение, объединения усилий различных государств в борьбе с агрессией посредством применения санкций. Однако Франция и Великобритания заблокировали принятие данного решения.

СССР в Лиге наций просуществовал почти до 1940 года и был исключен из нее в связи с началом советско-финской войны. 14 декабря 1939 года Аргентина инициировала проведение 20 Ассамблеи Лиги Наций, на которой 28 стран из 40 проголосовали за исключение нашей страны. На заседании Совета Лиги Наций было подано 7 голосов из 15 за исключение Советского Союза из данной организации. Это были Франция, Доминикана, Боливия, Бельгия, Египет, Великобритания, ЮАР. Греция, Финляндия, Китай и Югославия при голосовании воздержались. Другие члены Совета отсутствовали, что не помешало что было сделано с грубым нарушением Устава. Через 2 дня ТАСС сделал заявление, назвав данное решение нелепым и вызывающим ироническую улыбку.

Другие причины исключения СССР

Что такого Лига Наций могла предъявить Советскому Союзу, что вызвало непреодолимое желание, даже с нарушением собственного Устава, его исключить? К нашей стране эта организация всегда относилась с подозрительностью, что получило свое развитие после индустриализации страны, осуществленной руководством, и после прирастания Советской армии как в численности, так и в военно-техническом потенциале. В иностранных средствах массовой информации проводилась активная кампания по очернению образа Советского Союза. Советские бомбы не всегда попадали в военные объекты Финляндии. При попадании в гражданские объекты все это фиксировалось и доводилось до сознания иностранцев о том, что СССР - это страна-агрессор, поэтому ее необходимо обязательно наказать.

Многие страны опасались усиления влияния Советского Союза в этой организации в случае успешно проведенной войны и стремились обезоружить нашу страну введением санкций и обострением и без того накаленных отношений. Эта ситуация во многом напоминает ту, которая стала складываться уже по отношению к России после 2014 года.

Окончание истории Лиги Наций

Вскоре после окончания Второй мировой войны в 1946 году Лига Наций прекратила свое формальное существование, поскольку фактическое существование было прекращено с момента начала данной войны. Почему Лига Наций прекратила свою деятельность? Вплоть до 30-х годов XX столетия многие межгосударственные споры и конфликты успешно разрешались этой организацией. Но начиная с 1931 года, когда Япония напала на Китайскую Маньчжурию, Лига Наций перестала принимать военные или экономические санкции по отношению к агрессору. Против Италии за войну против Эфиопии 1935 года были введены только экономические санкции, которые уже в 1936 году были отменены. Эти две агрессии пошатнули уверенность стран мира в Лиге Наций, результатом чего стало попустительство в нападении одних государств на другие. Однако социально-экономическая работа в этой организации продолжалась вплоть до начала Второй мировой войны, которая положила конец и этой работе.

Взаимодействие между странами-членами Лиги Наций было слабым. Она также была ослаблена тем, что в числе ее членов не было США. СССР и Германия были непродолжительное время членами этой организации. Лига Наций была мало вооруженной для выполнения своих целей. Все это привело к тому, что в 1946 году Лига Наций прекратила свое существование. Но, как говорится, На ее место пришла Организация Объединенных наций.

Использование брэнда Лиги наций в футболе

Несмотря на то, что Лига Наций ушла в историю, брэнд этой организации продолжает жить и сегодня. С 2018 года планируется проведение регулярных матчей Лиги наций УЕФА. Это должно поднять престиж и уровень футбола среди национальных сборных. В данной лиге из 54 сборных будут сформированы четыре группы, которые будут разделены на подгруппы из 3-4 команд. Последние будут играть между собой как в домашних условиях, так и на выезде. Победившие команды либо повысят свой класс, либо выйдут в финал, где будут участвовать 4 сборных. Те же команды, которые в подгрупповых играх займут одни из последних мест, получат понижение в классе.

В 2020 году между победителями четырех подгрупп больших групп каждой группы состоятся стыковые матчи. Из каждой большой группы по одной команде будут присоединены к сборным, которые пройдут Европейскую квалификацию.

Эта Лига наций призвана заменить товарищеские матчи, в данном турнире должна обеспечиться серьезная борьба.

В результате проведения этого турнира нагрузка на сборные должна уменьшиться, чему будет способствовать сокращение поездок на товарищеские матчи, которые полностью не уйдут из футбольного календаря. Остаются проверочные матчи для подготовки к международным турнирам.

Игра слов в названии общественной организации

Название "Лига Наций" оказалось достаточно популярным. В России существует "Лига здоровья нации" - одна из наиболее крупных общественных организаций, возглавляемая кардиохирургом Л. Бокерия.

Эксперты данной организации, помимо доведения до граждан информации о плохом состоянии их здоровья, демонстрируют, как можно изменить жизнь, если на это есть желание.

Каждый год проходит акция "Прикоснись к сердцу ребенка", в рамках которой в НЦ ССХ им. Бакулева оказывается помощь детям с пороками сердца. Ежегодно проходит акция "Волна здоровья", в рамках которой во время плавания ведущие врачи из разных уголков страны выдают детям сертификаты на лечение в клиниках столицы, предварительно их осмотрев.

Данная организация борется с вредными привычками, проводя такие акции, как "Россия без табака", "Общество против наркотиков", "Безалкогольная Россия".

С 2012 года организация проводит форумы стран СНГ по обмену опытом и развитию сотрудничества для повышения качества и уровня жизни населения с формированием культуры здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, данная организация продолжает прилагать усилия по сохранению и приумножению здоровья населения, которые были провозглашены в Уставе Лиги Наций. Правда, пока это осуществляется на национальном и межгосударственном уровнях.

В заключение

На вопрос о том, что такое Лига наций, нельзя дать однозначный ответ, что это была только международная организация, аналогом которой на сегодняшний день является ООН. Если рассматривать этот вопрос безотносительно к международной организации, существовавшей в середине XX века, то такое название можно встретить и в предполагаемом в будущем турнире УЕФА, а также в названии общественной организации, занимающейся здоровьем нации. Можно надеяться на то, что отвлечение этих структур от политики и, прежде всего, от военной тематики, позволит им существовать более продолжительный промежуток времени по сравнению с международной организацией.

Дата создания Лиги Наций - 1919 год, сразу после завершения Первой Мировой войны, на мирной конференции в Париже. Уже в начале 20-го века человечество поняло, что разрушительные войны пора прекращать, и попыталось учредить организацию, стоящую на страже «мира во всем мире».

Устав и работа Лиги Наций.

На момент создания в Лигу Наций вошло сорок четыре государства, и впоследствии количество стран-участниц то увеличивалось, то уменьшалось. Раз в год проводилась Ассамблея - собрание, на котором присутствовали все члены Лиги, а текущими вопросами занимался Совет Лиги, который за время ее существования собирался более сотни раз. Штаб-квартира организации находилась в Женеве.

Деятельность Лиги Наций заключалась в урегулировании потенциальных вооруженных конфликтов, в развитии мирных взаимоотношений между странами, в политических и экономических санкциях, которые Лига была вправе применить к любому государству при попытке развязать войну.

Вступление и исключение СССР в Лигу Наций.

СССР тоже состоял в Лиге Наций - с 1934 года. Вступление СССР произошло 18 сентября 1934 после общего собрания членов Лиги Нацией. Но уже в 1939-м произошло исключение СССР из лиги наций за нарушение Устава - в тот год как раз началась война с Финляндией.

Причины распада Лиги Наций.

Несмотря на благие цели и довольно широкие возможности, Лига Наций не смогла исполнить своего предназначения. Многие параграфы и формулировки в ее Уставе были слишком расплывчатыми и неоднозначными, что позволяло даже странам-участницам продолжать наращивать военную мощь.

Вступление в Лигу Наций , по сути, ни к чему не обязывало. Уже в 1931 году Япония вторглась на территорию Китая - при этом из состава Лиги она вместе с Германией вышла только в 1933-м. А в 1937 году организацию покинула Италия, где к власти пришел фашистский режим.

Таким образом, Лига Наций не смогла предотвратить или хоть как-то повлиять на ход Второй Мировой войны. Поэтому сразу после окончания этого конфликта, в апреле 1946 года, на своей последней Ассамблее в Женеве она прекратила свое существование, передав все права и обязанности недавно созданной ООН.

Содержание статьи

ЛИГА НАЦИЙ, первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН. В Лиге наций нашли свое практическое выражение идеи и проекты, предлагавшиеся начиная с 17 в. вплоть до Первой мировой войны . Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Структура

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял ок. 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Члены Лиги наций

Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.

Австралия *
Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938)
Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939)
Аргентина *
Афганистан (принят в 1934)
Бельгия *
Болгария (принята в 1920)
Боливия *
Бразилия (вышла в 1926)
Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939)
Венесуэла * (вышла в 1938)
Гаити * (вышла в 1942)
Гватемала * (вышла в 1936)
Германия (принята в 1926, вышла в 1933)
Гондурас * (вышел в 1936)
Греция *
Дания *
Доминиканская Республика (принята в 1924)
Египет (принят в 1937)
Индия *
Ирак (принят в 1932)
Ирландия (принята в 1923)
Испания * (вышла в 1939)
Италия * (вышла в 1937)
Канада *
Китай *
Колумбия *
Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925)
Куба *
Латвия (принята в 1921)
Либерия *
Литва (принята в 1921)
Люксембург (принят в 1920)
Мексика (принята в 1931)
Нидерланды *
Никарагуа * (вышла в 1936)
Новая Зеландия *
Норвегия *
Панама *
Парагвай * (вышел в 1935)
Персия (Иран)*
Перу * (вышла в 1939)
Польша *
Португалия *
Румыния * (вышла в 1940)
Сальвадор * (вышел в 1937)
Сиам (Таиланд)*
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии *
Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939)
Турция (принята в 1932)
Уругвай *
Финляндия (принята в 1920)
Франция *
Чехословакия *
Чили * (вышла в 1938)
Швейцария*
Швеция *
Эквадор (принят в 1934)
Эстония (принята в 1921)
Эфиопия (принята в 1923)
Югославия *
Южно-Африканский Союз *
Япония * (вышла в 1933)

Функции

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать – в той или иной степени успешно – более сорока политических конфликтов, ее усилия по разрешению основных противоречий путем использования параграфа 16 Устава Лиги о коллективной безопасности привели к ее ослаблению и прекращению деятельности. Неудачная попытка Лиги применить в 1931 эффективные санкции против Японии, напавшей на Маньчжурию, еще более серьезная неспособность воздействовать на события в ходе итальянской агрессии против Эфиопии ясно продемонстрировали потенциальным агрессорам слабость механизма применения силовых решений в мирном урегулировании.

Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом – Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Исключение СССР из членов Лиги в 1939 привело к тому, что в ее составе осталась лишь одна великая держава – Великобритания. В критические дни, предшествовавшие сентябрю 1939, ни одна из стран не прибегла к помощи Лиги; к январю 1940 Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. На последней сессии Ассамблеи 18 апреля 1946 было принято решение о передаче имущества и материальных ценностей Лиги Организации Объединенных Наций, а ее социальные и экономические функции были объединены с деятельностью Экономического и Социального Совета.

ПРИЛОЖЕНИЕ

УСТАВ ЛИГИ НАЦИЙ

Высокие Договаривающиеся Стороны,

принимая во внимание, что для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно

принять некоторые обязательства не прибегать к войне,

поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести,

строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств,

установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов, принимающих настоящий Устав, который учреждает Лигу Наций.

1. Первоначальными Членами Лиги Наций являются те из подписавшихся, имена которых значатся в Приложении к настоящему Уставу, а также Государства, равным образом названные в Приложении, которые приступят к настоящему Уставу без всяких оговорок, посредством декларации, сданной в Секретариат в течение двух месяцев до вступления в силу Устава, о чем будет сделано оповещение другим Членам Лиги.

2. Все государства, доминионы или колонии, которые управляются свободно и которые не указаны в Приложении, могут сделаться Членами Лиги, если за их допущение выскажутся две трети Ассамблеи (Собрания), поскольку ими будут даны действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства и поскольку они примут положения, установленные Лигой касательно их военных, морских и воздушных сил и вооружений.

3. Всякий Член Лиги может, после предварительного, за два года, предупреждения, выйти из Лиги, при условии, что он выполнил к этому моменту все свои международные обязательства, включая и обязательства по настоящему Уставу.

Деятельность Лиги, как она определена в настоящем Уставе, осуществляется Ассамблеей и Советом, при которых состоит постоянный Секретариат.

1. Ассамблея состоит из представителей Членов Лиги.

2. Она собирается в установленное время и во всякий другой момент, если того требуют обстоятельства, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, какое может быть назначено.

3. Ассамблея ведает всеми вопросами, которые входят в сферу действия Лиги и которые затрагивают всеобщий мир.

4. Каждый Член Лиги может насчитывать не более трех представителей в Ассамблее и располагает лишь одним голосом.

1. Совет состоит из представителей Главных Союзных и Объединившихся Держав (Примеч.: США, Британская империя, Франция, Италия и Япония), а также из представителей четырех других Членов Лиги. Эти четыре Члена Лиги назначаются по усмотрению Ассамблеи и в те сроки, которые она пожелает избрать. Впредь до первого назначения Ассамблеей представители Бельгии, Бразилии, Испании и Греции являются членами Совета.

2. С одобрения большинства Ассамблеи Совет может назначать других Членов Лиги, представительство которых в Совете будет с тех пор постоянным (Примеч. В силу этого параграфа Устава Германия была избрана постоянным членом Совета 8 сентября 1926 г.). Он может с такого же одобрения увеличивать число Членов Лиги, которые будут избраны Ассамблеей, чтобы быть представленными в Совете (Примеч. 25 сентября 1922 г. количество членов Совета, выбираемых Ассамблеей, было увеличено до шести, а 8 сентября 1926 г. – до девяти).

2-а. Ассамблея установит, большинством в две трети голосов, порядок избрания временных членов Совета, в частности определит срок их участия в нем и условия нового избрания. (Эта поправка вступила в силу 29 июля 1926 г.)

3. Совет собирается, когда того требуют обстоятельства, и, по меньшей мере, один раз в год, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, которое может быть назначено.

4. Совет ведает всеми вопросами, входящими в сферу действия Лиги и затрагивающими всеобщий мир.

5. Всякий Член Лиги, не представленный в Совете, приглашается посылать для присутствия в нем представителя, когда в Совет вносится вопрос, особенно затрагивающий его интересы.

6. Каждый Член Лиги, представленный в Совете, располагает лишь одним голосом и имеет лишь одного представителя.

1. Поскольку не имеется определенно противоположных постановлений настоящего Устава или положений настоящего Договора, решения Ассамблеи или Совета принимаются единогласно Членами Лиги, представленными в собрании.

2. Всякие вопросы о процедуре, возникающие на собраниях Ассамблеи или Совета, включая назначение комиссий, на которые возлагается расследование особых случаев, разрешаются Ассамблеей или Советом, и решение выносится большинством Членов Лиги, представленных на собрании. [...]

1. Постоянный Секретариат устанавливается в месте пребывания Лиги. Он включает в себя Генерального секретаря, а также необходимых секретарей и необходимый персонал. [...]

1. Местом пребывания Лиги устанавливается Женева.

1. Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением.

2. Совет, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготовляет планы этого ограничения в целях рассмотрения и вынесения решения различными правительствами.

3. Эти планы должны составить предмет нового рассмотрения, а в случае надобности, пересмотра по меньшей мере каждые десять лет.

4. После их принятия различными правительствами предел вооружений, установленный таким образом, не может быть превышаем без согласия Совета.

5. Принимая во внимание, что частное производство снаряжения и военного материала вызывает серьезные возражения, члены Лиги поручают Совету дать заключение о мерах, способных устранить его пагубные последствия, учитывая нужды тех Членов Лиги, которые не могут изготовлять снаряжение и военный материал, необходимые для их безопасности.

6. Члены Лиги обязуются обмениваться самым откровенным и исчерпывающим образом всеми сведениями, относящимися к масштабу их вооружений, к их военным, морским и воздушным программам и к состоянию тех из отраслей их промышленности, которые могут быть использованы для войны.

Постоянная комиссия будет образована для представления Совету своих заключений о выполнении постановлений статей 1 и 8 и равным образом по общим военным, морским и воздушным вопросам.

Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целость и существующую политическую независимость всех Членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства.

1. Определенно объявляет, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо или нет кого-либо из Членов Лиги, интересует Лигу в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир наций. В подобном случае Генеральный Секретарь немедленно созывает Совет по требованию всякого Члена Лиги.

2. Кроме того, объявляется, что всякий Член Лиги имеет право дружественным образом обратить внимание Ассамблеи или Совета на всякое обстоятельство, способное затронуть международные отношения и, следовательно, грозящее поколебать мир или доброе согласие между нациями, от которого мир зависит.

1. Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Совета. Они соглашаются еще, что они ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или судебного постановления, или доклада Совета.

2. Во всех случаях, предусмотренных этой статьей, решение третейских судей или судебное постановление должно быть вынесено в течение разумного срока, а доклад Совета должен быть составлен в течение шести месяцев, считая со дня представления спора на его рассмотрение.

1. Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий, по их мнению, быть разрешенным третейским судом или судебным постановлением, и если этот спор не может быть удовлетворительно урегулирован дипломатическим путем, то вопрос будет полностью подвергнут третейскому разбирательству или судебному разрешению.

2. Объявляются принадлежащими к числу вопросов, вообще подлежащих третейскому или судебному разрешению, споры, которые относятся к толкованию какого-либо договора, ко всякому вопросу международного права, к наличию всякого факта, который, будучи установлен, составил бы нарушение международного обязательства, или к объему и способу возмещения, следуемого за такое нарушение.

3. Судом, на рассмотрение которого должны передаваться все подобного рода споры, будет являться Постоянная Палата Международного Суда (Правосудия), учрежденная в соответствии со статьей 14, или всякий другой трибунал, о котором стороны, участвующие в споре, согласятся между собой или который является установленным какой-либо существующей между ними конвенцией.

4. Члены Лиги обязуются добросовестно выполнять вынесенные решения или постановления и не прибегать к войне против Члена Лиги, который будет с ними сообразовываться. В случае невыполнения решения или постановления Совет предлагает меры, которые должны обеспечить их проведение.

Совету поручается изготовить проект Постоянной Палаты Международного Суда и представить его Членам Лиги. Эта Палата будет ведать всеми спорами международного характера, которые стороны передадут ей. Она будет давать также консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Ассамблеей.

1. Если между Членами Лиги возникает спор, могущий повлечь за собой разрыв, и если этот спор не будет подвергнут третейскому или судебному разбирательству, предусмотренному в статье 13, то Члены Лиги соглашаются представить его Совету. Для этого достаточно, чтобы один из них указал на этот спор Генеральному Секретарю, который принимает все меры для полного расследования и рассмотрения.

2. В кратчайший срок Стороны должны сообщать ему изложение их дела со всеми относящимися сюда фактами и оправдательными документами. Совет может распорядиться об их немедленном опубликовании.

3. Совет прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить урегулирование спора. Если ему это удается, то он публикует в той мере, в какой сочтет нужным изложение, передающее факты, соответствующие разъяснения и условия этого урегулирования.

4. Если спор не мог быть урегулирован, то Совет составляет и публикует доклад, принятый либо единогласно, либо по большинству голосов, для осведомления об обстоятельствах спора, а также решения, предлагаемые им, как наиболее справедливые и наиболее подходящие к случаю.

5. Всякий Член Лиги, представленный в Совете, может равным образом публиковать изложение фактов, относящихся к спору, и свои собственные выводы.

6. Если доклад Совета принят единогласно, причем голоса представителей сторон не учитываются при установлении этого единогласия, то Члены Лиги обязуются не прибегать к войне против всякой стороны, которая сообразуется с выводами доклада.

7. В том случае, когда Совету не удастся достигнуть принятия его доклада всеми его членами, кроме Представителей участвующих в споре Сторон, Члены Лиги оставляют за собой право поступать, как они считают подходящим для сохранения права и правосудия.

8. Если одна из Сторон утверждает и если Совет признает, что спор касается вопроса, предоставляемого международным правом исключительно ведению внутренней юрисдикции этой Стороны, то Совет констатирует это в докладе, не предлагая какого-либо решения вопроса.

9. Совет может во всех случаях, предусмотренных в настоящей статье, внести спор в Ассамблею. Ассамблея должна будет заниматься рассмотрением спора также и по ходатайству одной из Сторон; это ходатайство должно быть представлено в течение четырнадцати дней, считая с момента, когда спор внесен в Совет.

10. Во всяком деле, переданном Ассамблее, постановления настоящей статьи и статьи 12, относящиеся к действиям и полномочиям Совета, равным образом применяются к действиям и полномочиям Ассамблеи. Условлено, что доклад, составленный Ассамблеей с одобрения представителей Членов Лиги, представленных в Совете, и большинства других Членов Лиги, за исключением в каждом случае Представителей участвующих в споре Сторон, имеет ту же силу, как и доклад Совета, единогласно принятый его Членами, кроме Представителей участвующих в споре Сторон.

1. Если Член Лиги прибегает к войне, вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он ipso facto рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Устав, и пресечь финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно Членом Лиги или нет.

2. В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого Члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

3. Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную поддержку при применении финансовых и экономических мер, которые должны быть приняты в силу настоящей статьи, чтобы сократить до минимума могущие проистечь из них потери и неудобства. Они, равным образом, оказывают взаимную поддержку для противодействия всякой специальной мере, направленной против одного из них государством, нарушившим Устав. Они принимают необходимые постановления для облегчения прохода через их территорию сил всякого Члена Лиги, участвующего в общем действии, для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

4. Может быть исключен из Лиги всякий Член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Устава. Исключение решается голосами всех остальных членов Лиги, представленных в Совете.

1. В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является Членом Лиги, или из которых ни одно не входит в нее, государство или государства, посторонние Лиге, приглашаются подчиниться обязательства, лежащим на ее Членах, в целях урегулирования спора на условиях, признанных Советом справедливыми. Если это приглашение принимается, то применяются постановления статей 12–16, с соблюдением изменений, сочтенных Советом необходимыми.

2. После посылки этого приглашения Совет открывает расследование об обстоятельствах спора и предлагает такую меру, которая кажется ему лучшей и наиболее действительной в данном случае.

3. Если приглашенное государство, отказываясь принять на себя обязанности Члена Лиги в целях урегулирования спора, прибегнет к войне против Члена Лиги, то к нему применимы постановления статьи 16.

4. Если обе приглашенные стороны отказываются принять на себя обязанности Члена Лиги в целях урегулирования спора, то Совет может принять всякие меры и сделать всякие предложения, способные предупредить враждебные действия и привести к разрешению конфликта.

Всякие международные договоры или международные обязательства, заключаемые в будущем Членом Лиги, должны быть немедленно зарегистрированы Секретариатом и опубликованы возможно скорее. Никакие из этих международных договоров или соглашений не сделаются обязательными, пока не будут зарегистрированы.

Ассамблея может время от времени приглашать Членов Лиги приступить к новому рассмотрению договоров, сделавшихся неприменимыми, а также международных положений, сохранение которых могло бы подвергнуть опасности всеобщий мир.

1. Члены Лиги признают – каждый, поскольку это его касается, – что настоящий Устав отменяет все обязательства или соглашения inter se, несовместимые с его условиями, и торжественно обязуются подобных в будущем не заключать.

2. Если до своего вступления в Лигу Член взял на себя обязательства, несовместимые с условиями Устава, то он должен принять немедленные меры к освобождению себя от этих обязательств.

Международные обязательства, такие, как договоры о третейском разбирательстве, и соглашения, ограниченные пределами известных районов, как доктрина Монро, которые обеспечивают сохранение мира, не рассматриваются, как несовместимые с каким-либо из постановлений настоящего Устава.

1. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Устав.

2. Лучший метод практически провести этот принцип – это доверить опеку над этими народами передовым нациям [...] которые согласны ее принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги.

3. Характер мандата должен различаться сообразно степени развития народа, географическому положению территории, ее экономическим условиям и всяким другим аналогичным обстоятельствам. [...]

7. Во всех случаях Мандатарий должен посылать в Совет ежегодный доклад касательно территорий, которые ему поручены. [...]

С соблюдением постановлений международных соглашений, которые существуют в настоящее время или будут заключены впоследствии, и в согласии с ними Члены Лиги:

а) приложат усилия к обеспечению и сохранению справедливых и гуманных условий труда для мужчины, женщины и ребенка на своих собственных территориях, а также и во всех странах, на которые распространяются их торговые и промышленные отношения. [...]

1. Все международные бюро, ранее учрежденные коллективными договорами, будут, под условием согласия Сторон, поставлены под руководство Лиги. Всякие другие международные бюро и всякие комиссии по урегулированию дел международного значения, которые будут созданы впоследствии, будут поставлены под руководство Лиги. [...]

международная организация (учреждена в 1919), имевшая целью развитие сотрудничества между народами и гарантию мира и безопасности. Местопребывание - Женева. В 1934 СССР принял предложение 30 государств - членов Лиги наций о вступлении в эту организацию. В декабре 1939, после начала советско-финляндской войны 1939-40, Совет Лиги исключил из Лиги наций СССР (из Лиги наций вышли Бразилия (1928), Япония, Германия (1935), в 1937 исключена Италия. Формально распущена в 1946.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛИГА НАЦИЙ

международная организация, существовавшая в период между первой и второй мировыми войнами. Идея создания Л. н. возникла во время первой мировой войны, когда тяжелые бедствия и жертвы, понесенные воюющими народами, способствовали широкому распространению пацифизма. Проекты международной организации появились тогда почти одновременно в различных странах (в Швейцарии, Англии, Голландии и США). Популярность лозунга о создании Л. н. использовал президент США Вильсон (см.), когда он включил требование организации Л. н. в свои "Четырнадцать пунктов", опубликованные 8. I 1918. Каждая из крупных стран-победительниц стремилась взять в свои руки дело подготовки устава будущей международной организации. В Англии к маю 1918 лордом Филимором был разработан проект устава, переданный английским правительством президенту Вильсону. В США этот проект подвергся полной переработке. Со своими собственными проектами выступили ген. Смэтс и Роберт Сесиль. В проекте Смэтса впервые была предложена т. н. мандатная система управления бывшими германскими колониями и территориями, отходящими от Оттоманской империи. Приехав в декабре 1918 в Европу, Вильсон собрал все указанные проекты устава Л. н. и на их основе выработал в январе 1919 свой второй вариант устава. 25. I 1919 на пленарном заседании Парижской мирной конференции была создана под председательством В. Вильсона специальная комиссия для выработки устава Л. н. (по месту своей работы она носила название "комиссии отеля Крийон"). Во время работы этой комиссии активное участие в дискуссии приняли и французы. Делегат Франции Леон Буржуа выступил со своим проектом устава, который предусматривал создание при Л. н. международной военной силы и постоянного генерального штаба. Внося этот проект, французы, имевшие в то время сильнейшую армию в Западной Европе, рассчитывали играть решающую роль в создании и управлении международными войсками и подчинить новую организацию своим планам гегемонии на континенте. Вильсон при поддержке англичан отверг проект Буржуа. 14. II 1919 на пленарном заседании Парижской мирной конференции Вильсон сделал доклад о завершении работы "комиссии отеля Крийон". Предложенный комиссией проект устава был одобрен конференцией и включен составной частью в Версальский мирный договор (см.) и другие мирные договоры версальской системы (Сен-Жерменский, Трианонский, Нейиский и Севрский). Устав был подписан 44 государствами, в т. ч. 31 "первоначальным членом" Лиги-США, Великобританией, Францией, Италией, Японией, Канадой, Австралией, Южно-Африканским Союзом, Новой Зеландией, Индией, Китаем, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Югославией, Сиамом, Чехословакией, Уругваем - и 13 государствами, не участвовавшими в войне, но приглашенными подписать устав, - Аргентиной, Чили, Колумбией, Данией, Норвегией, Испанией, Парагваем, Нидерландами, Ираном, Сальвадором, Швецией, Швейцарией и Венесуэлой. Структура Л. н. Деятельность Л. н. осуществлялась Ассамблеей, Советом Л. н. и постоянным Секретариатом во главе с генеральным секретарем. По смыслу устава Л. н. в компетенцию Ассамблеи и Совета входили по большей части одни и те же вопросы; ряд вопросов относился исключительно к компетенции Ассамблеи (прием новых членов, избрание членов Совета, утверждение бюджета Л. н.). Сессии Ассамблеи происходили ежегодно в сентябре; внеочередные сессии могли быть созваны по инициативе одного или нескольких членов Л. н., если эта инициатива поддерживалась большинством членов Л. н. Совет Л. н. согласно уставу был составлен из пяти постоянных членов - делегатов США (устав Л. н. не был ратифицирован американским сенатом, и США не вошли в Лигу), Великобритании, Франции, Италии и Японии - и четырех непостоянных членов, избиравшихся на определенный срок. Впоследствии состав и количество членов Совета менялись; была введена также категория полупостоянных членов Совета, имевших право на переизбрание на новый срок. 18. IX 1934, когда Советский Союз вступил в Л. н., он получил постоянное место в Совете. Все решения Ассамблеи и Совета Л. н., за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно; для решений процедурного характера достаточно было простого большинства. При разбирательстве спора двух сторон, которые являются членами Совета Л. н., их голоса не учитывались при принятии решения. Великобритания и Франция использовали правило единогласия при решении политических вопросов в своих целях. Желая помешать принятию какого-либо постановления, направленного на защиту мира и безопасности, и в то же время не скомпрометировать себя, эти две страны обычно выдвигали в качестве противников такого постановления одно из зависимых от них малых государств. Постоянным органом Л. н. являлся Генеральный секретариат. По негласному соглашению между Великобританией и Францией генеральные секретари и их первые заместители должны были выдвигаться только из представителей этих двух стран, с тем чтобы при генеральном секретаре-англичанине первый заместитель был француз, и наоборот. Официальными языками Л. н. считались французский и английский. Кроме основных органов Л. н. имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (напр., Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.). Местом пребывания основных органов Л. н. была Женева. Важнейшими статьями устава были ст. 8, 10-17 и 22. Ст. 8 декларировала необходимость ограничения национальных вооружений "до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением". Такое определение открывало неограниченные возможности для гонки вооружений. В ст. 10 провозглашался принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран - членов Л. н. Именно эта статья и вызвала основные возражения в американском сенате, отказавшемся ратифицировать устав Л. н. Всякая война или угроза войны должна была, согласно уставу, вызвать со стороны Л. н. меры, "способные действительным образом оградить мир наций" (ст. 11). Ст. 12-15 определяли порядок разрешения споров с помощью третейского разбирательства или путем рассмотрения в Совете Л. н. Процедура эта была очень сложной; в случае если в Совете не будет достигнуто единогласие по вопросу о споре, члены Л. н. оставляли за собой "право поступать, как они считают подходящим..." В ст. 14 Совету поручалось подготовить проект Постоянной палаты международного правосудия, обязанной разрешать все переданные ей споры международного характера. Ст. 16 касалась санкций, налагаемых на государство, совершившее акт агрессии. Все члены Л. н. обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения. Совет Л. н. обязан был также определить контингенты сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых каждым членом Л. н. "для поддержания уважения к обязательствам Лиги". В 1921 Совет Л. н. принял резолюцию, в которой говорилось, что основным оружием в борьбе против агрессора должны быть экономические санкции. Устав Л. н. предусматривал также вмешательство Лиги в споры между государствами, не являющимися ее членами (ст. 17). Если государство - не член Л. н., участвующее в споре, отказывается принять меры для его разрешения, предложенные Советом Л. н., и прибегнет к войне против одного из членов Лиги, то к нему применяются экономические и военные санкции, предусмотренные ст. 16. Ст. 22 устанавливала порядок управления бывшими германскими и турецкими территориями на Арабском Востоке, в Африке и на Тихом океане (см. Мандатная система). По требованию Вильсона специально оговаривалось (в ст. 21), что доктрина Монро не рассматривается как не совместимая с уставом Л. н. Деятельность Л. н. в 1920-34. В этот период существования Л. н. ее деятельность носила явно враждебный Советскому Союзу характер. В 1920-21 Л. н. была одним из центров организации вооруженной интервенции против Советского государства. На заседаниях Л. н. в 1921 обсуждались планы использования голода на части территории РСФСР в качестве средства давления на Советскую республику. После того как белофинские банды были отброшены из Восточной Карелии, Л. н. пыталась оказать дипломатическую поддержку Финляндии. Во время нападения Польши на Советскую Россию Л. н. не только не препятствовала этому агрессивному акту, но поощряла отправку членами Л. н. военных материалов и советников в помощь Польше и пыталась направить в Советскую Россию миссию, имевшую явно военно-разведывательный характер. Во всех действиях, направленных против советского народа, Л. н. проявляла необычайную настойчивость и оперативность. Когда же речь шла о поддержании мира и безопасности, Л. н., как правило, оказывалась совершенно бессильной принять какие-либо действенные меры, направленные к урегулированию международных конфликтов. "Лига Наций,- говорил В. И. Ленин в 1922,- настолько носит на себе все черты своего происхождения из всемирной войны, настолько неразрывно связана с Версальским договором, настолько пропитана вся насквозь отсутствием чего-либо похожего на реальное установление равноправия наций, на реальные шансы мирного сожительства между ними, что, мне кажется, наше отрицательное отношение к Лиге Наций понятно и не требует дальнейших комментариев". За время с 1920 по 1934 Л. н. занималась рассмотрением десятков вопросов. Важнейшими из них были: спор между Швецией и Финляндией об Аландских островах (см. Аландские конвенции), плебисцит в Верхней Силезии, делимитация границ Албании, Югославии и Греции, конфликт в 1923 между Италией и Грецией по вопросу об о. Корфу (см. Корфу инцидент), конфликт между Литвой и Польшей в связи с захватом Вильно поляками, конфликт между Турцией и Ираком из-за Мосула (см. Мосульский конфликт), конфликт между Боливией и Парагваем из-за Чако (см. Чако конфликт), японо-китайский конфликт (см. Литтона комиссия) и др. К этому же периоду относится и бесплодная деятельность Л. н. в области разоружения. СССР, тогда еще не входивший в Л. н., был единственным государством, последовательно боровшимся в созданных Л. н. органах за действительное разоружение (см. Подготовительная комиссия, Международная конференция 1932 -35). Л. н. была ареной борьбы за господство на европейском континенте между Англией и Францией. В первые годы существования Л. н. обе эти державы пытались использовать Лигу как орудие поддержания версальской системы. После Локарнской конференции и вступления Германии в Л. н. (сентябрь 1926), когда обозначился крах версальской системы, усилилось стремление каждого из этих государств использовать Германию в своих интересах. В то же время приглашение Германии в Л. н. было вызвано антисоветскими планами держав, заправлявших в Лиге. Л. н. не сумела разрешить большей части вопросов, которые обсуждались в ее органах. Особенно ярко проявилось бессилие Л. н., когда в связи с нападением Японии на Манчжурию образовался опаснейший очаг войны на Дальнем Востоке. Л. н. действовала в этом случае настолько медленно и нерешительно, что японские агрессоры захватили Манчжурию, не встретив никаких помех. К 1932-33 изменилась обстановка и в Европе. Германские империалисты, которых англо-французские политики мечтали использовать в своих антисоветских целях, сами использовали Л. н. и соперничество господствовавших в ней держав. Под прикрытием пацифистской фразеологии своих дипломатов в Л. н. Германия начала шаг за шагом подрывать основы Версальского мирного договора и приступила к воссозданию своей военной мощи. В начале 1933 к власти в Германии пришли гитлеровцы, не скрывавшие своих агрессивных планов. 27. III 1933 Япония, сославшись на свое несогласие с выводами комиссии Литтона, демонстративно вышла из Л. н. Вслед за ней, 14. X 1933, не добившись согласия держав на отмену военных статей Версальского договора, Германия также заявила о своем выходе из Л. н. Вступление СССР в Л. н. В тревожной обстановке этих лет борьба Советского правительства за мир и коллективную безопасность привлекала симпатии народов. На Советский Союз обращали свои взоры и те из европейских политиков, которые в тот момент рассчитывали с помощью СССР создать барьер против германской агрессии. По инициативе французской дипломатии, во главе которой тогда стоял Барту (см.), 15. X 1934 тридцать государств - членов Л. н. обратились к Советскому Союзу с приглашением вступить в Лигу; четыре государства уклонились от подписания приглашения, но заявили, что будут голосовать за принятие СССР. Позиция СССР по отношению к Л. н. была определена еще в конце 1933 И. В. Сталиным в его беседе с корреспондентом американской газеты "Нью-Йорк Таймс"- В. Дюранти. И. В. Сталин отметил, что, несмотря на все колоссальные недостатки Л. н., Советский Союз поддержит ее, "если Лига сможет оказаться неким бугорком на пути к тому, чтобы хотя бы несколько затруднить дело войны и облегчить в некоторой степени дело мира..." Советское правительство приняло приглашение вступить в Л. н., и 18. IX 1934 Ассамблея Л. н. постановила принять СССР в Лигу и включить его представителя в Совет Л. н. в качестве постоянного члена (против принятия СССР голосовали Голландия, Португалия и Швейцария). В своем ответе на приглашение Советское правительство отмечало также, что, поскольку ст. 12 и 13 устава Л. и. предусматривают обращение к арбитражному и судебному разрешению вопросов, правительство Союза ССР "считает нужным уже теперь уточнить, что, на его взгляд, конфликты, которые относятся к фактам, имевшим место до его вступления в Лигу, не должны подпадать под означенные методы регулирования". Деятельность Л. н. в 1935-40. Л. н. в этот период занималась следующими важнейшими вопросами: 1) итальянской агрессией против Эфиопии; 2) нарушением Германией Версальского и Локарнского договоров (в связи с ремилитаризацией Рейнской зоны); 3) итало-германской интервенцией в Испании. 1) Итало-эфиопский конфликт начался 6. XII 1934, когда итальянские войска вторглись на 100 км в глубь территории Эфиопии. Обращение Эфиопии к Л. н. не дало никаких результатов. В связи с продолжавшейся концентрацией итальянских войск на границах Эфиопии последняя 11. V 1935 снова обратилась в Л. н. Чтобы выиграть время и помешать обсуждению вопроса в Л. н., Муссолини предложил создать арбитражную комиссию. Комиссия была создана, но не смогла придти ник какому решению, т. к. Англия и Франция, проводившие политику "невмешательства" и поощрения агрессоров, находились в тайном сговоре с Муссолини. Обе державы дали Италии согласие на захват Эфиопии (см. , Стрезская конференция 1965). Этими же причинами объясняется то обстоятельство, что на очередной Ассамблее Л. н., заседавшей с 7. IX по 2. X 1935, не было принято никаких решений о мерах по предотвращению итальянской агрессии. З. X Италия открыла военные действия против Эфиопии. Общественное мнение всего мира было возмущено. Ряд государств - членов Л. н., и в первую очередь СССР, потребовал применения к Италии ст. 16 устава Л. н., т. е. санкций. Вновь собравшаяся Ассамблея 9. X вынесла решение о применении санкций к Италии. Однако самый важный вид итальянского импорта, необходимого для ведения войны,-нефть-не оказался в списке предметов, запрещенных для ввоза в Италию. Англия отказалась закрыть Суэцкий канал, единственный путь из Италии в Эфиопию. В результате к маю 1936 Италия завершила захват Эфиопии. По настоянию Англии и Франции в июле 1936 Ассамблея Л. н. отменила санкции. Позднее, в 1938, Англия и Франция признали суверенитет Италии над Эфиопией. Только Советский Союз "занял в итало-абиссинской войне особую принципиальную позицию, чуждую всякому империализму, чуждую всякой политике колониальных захватов" (В. М. Молотов). Во время дискуссии по поводу отмены санкций советская делегация во главе с M. M. Литвиновым внесла ряд конкретных предложений, направленных на укрепление коллективной безопасности и превращение Л. н. в действенное орудие мира и безопасности. В соответствии с этими предложениями всякое государство, совершившее агрессию против одного из членов Л. н., считалось находящимся в состоянии войны со всеми остальными членами Л. н. Для рассмотрения этого и других советских предложений, направленных на улучшение устава Л. н., была создана комиссия, которая благодаря саботажу Англии и Франции проработала два года совершенно безрезультатно. 2) 7. III 1936 Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую зону, нарушив Версальский и Локарнский договоры, французское и английское правительства бездействовали. Англия вступила в переговоры с Германией; 12. III англичане предложили созвать Совет Л. н. в Лондоне с участием Германии. 14. III заседания Совета открылись. Представители Франции, Англии и Бельгии отказались рассматривать акцию германского правительства как угрозу миру, они предложили считать ремилитаризацию Рейнской зоны лишь нарушением Версальского и Локарнского договоров. Кроме того, в связи с нападками Германии на советско-французский договор 1935 о взаимной помощи все три державы предложили передать на рассмотрение Гаагского трибунала вопрос о совместимости этого договора с соглашениями, подписанными в Локарно. Это было прямой поддержкой агрессора. Советский делегат 17. III на заседании Совета Л. н. отметил, что сохранение мира требует принятия коллективных мер против агрессоров, что попустительство агрессорам приведет лишь к новым требованиям с их стороны. Несмотря на то что СССР не участвовал в Локарнском договоре, Советское правительство заявило о своей готовности участвовать "во всех, мероприятиях, которые будут предложены Совету Лиги локарнскими державами и будут приемлемы для других членов Совета". Предложение Советского Союза не нашло, однако, отклика у англо-французских "умиротворителей", которые уже тогда строили расчеты на использование Германии против СССР. 3) В июле 1936 Германия и Италия приняли активное участие в организации фашистского мятежа в Испании и немедленно приступили к широкой интервенции в этой стране. Испанское республиканское правительство поставило вопрос об итало-германской интервенции на Ассамблее Л. н. в сентябре 1936. Однако заправлявшие в Лиге государства решили изъять этот вопрос из ведения Л. н. и с этой целью создали специальный комитет по невмешательству в испанские дела. По замыслу его создателей комитет должен был служить ширмой для продолжения итало-германской интервенции против испанской демократии (см. Невмешательство). Только Советский Союз поднял свой голос в Л. н. в защиту Испанской республики. Отношение Советского Союза к борьбе испанского народа выразил И. В. Сталин в известной телеграмме от 16. X 1936 руководителю испанской компартии Хозе Диасу: "Трудящиеся Советского Союза выполняют лишь свой долг, оказывая посильную помощь революционным массам Испании. Они отдают себе отчет, что освобождение Испании от гнета фашистских реакционеров не есть частное дело испанцев, а - общее дело всего передового и прогрессивного человечества". На чрезвычайной сессии Совета Л. н. в декабре 1936 советский делегат В. П. Потемкин потребовал принятия срочных мер против интервенции фашистских держав. 28. V 1937 M. M. Литвинов также призвал Совет Л. н. немедленно принять меры к пресечению агрессии. Советская делегация на Ассамблее Л. н. в сентябре 1937 в связи с обсуждением испанского вопроса резко протестовала против того, что "Лига наций, призванная гарантировать целостность государств, состоящих ее членами, охранять мир и международный порядок, обеспечить соблюдение ненарушения международных договоров и уважения международного права, остается в стороне от этих событий, не реагируя на них". Но, верные своей политике "невмешательства", Англия и Франция постарались "не раздражать" агрессоров и снова перенесли все дело в пресловутый "комитет по невмешательству". При прямом попустительстве западных держав фашистские агрессоры уничтожили Испанскую республику и создали в Испании очаг фашизма и агрессии. Несмотря на настойчивую борьбу советской делегации в Л. н. за превращение Лиги в действенное орудие мира и безопасности, послушное Англии и Франции большинство в Лиге стремилось пройти мимо актов агрессии, которые один за другим совершались Италией, Японией, Германией. Такой акт агрессии, как захват Австрии Германией, даже не вызвал обсуждения в Лиге. "Исчезновение австрийского государства, - заявил советский делегат в Лиге, - прошло незамеченным для Лиги наций". Ободренные попустительством западных держав, германские империалисты наметили себе очередную жертву - Чехословакию. Несмотря на т. н. судетский кризис и концентрацию германских войск на чехословацкой границе, вопрос о Чехословакии не был внесен в повестку дня Ассамблеи Л. н. в сентябре 1938. Выступая на Ассамблее Л. н. 21. IX, представитель СССР резко критиковал поведение Англии и Франции, заставлявших Чехословакию капитулировать перед требованием агрессора. "Избежать проблематической войны сегодня и получить верную и всеобъемлющую войну завтра, да еще ценою удовлетворения аппетитов ненасытных агрессоров и уничтожения и изуродования суверенных государств не значит действовать в духе пакта Лиги наций. Премировать бряцание оружием и обращение к оружию для разрешения международных проблем, иначе говоря, премировать и поощрять наступательный сверхимпериализм в неслыханных до сих пор формах - не значит действовать в духе пакта Келлога - Бриана", - говорил советский делегат. Несколько дней спустя состоялось позорное Мюнхенское соглашение (см.). Л. н. и в этом случае осталась пассивной и безучастной. Политика "умиротворения" агрессоров и "невмешательства", проводимая правящими кругами Англии и Франции при поддержке американской реакции, привела их к серьезному провалу. Несмотря на то что Чехословакия была отдана Германии как цена за нападение на СССР, это нападение тогда не состоялось. Советское правительство своевременно разгадало предательскую тактику правительств Англии и Франции. 23. VIII 1939 был подписан советско-германский договор (см.) о ненападении. Обманувшись в своих расчетах, англо-французские политики воспользовались в качестве предлога советско-финским конфликтом 1939-40 и с помощью специально подобранного состава Совета Л. н. провели исключение СССР из Лиги (14. X11 1939). Л. н., не исключившая за 20 лет своей деятельности ни одного агрессора, с необычайной поспешностью приняла это решение, направленное против единственного последовательного защитника мира и безопасности. В сообщении ТАСС по поводу исключения СССР говорилось: "Сама обстановка, при которой подготовлялась и выносилась резолюция Лиги наций, направленная против СССР, разоблачает скандальные махинации, к которым прибегли англо-французские представители в Лиге наций для достижения указанной пели. Как известно, Совет Лиги наций состоит из 15 членов, за резолюцию же об "исключении" СССР было подано только 7 голосов из числа этих 15, т. е. резолюция принята меньшинством членов Совета Лиги. Остальные 8 членов Совета относятся либо к числу воздержавшихся, либо к числу отсутствовавших... Случайно подобранные "представители" 127 млн. населения "исключили" СССР с его 183 млн. населения". "Исключение" СССР было последним актом Л. н. Деятельность ее с этого времени прекратилась. Формально Л. н. была распущена в апреле 1946 постановлением специально созванной Ассамблеи.

Ли га На ций - международная организация, имевшая своей целью, согласно уставу, "развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности", но на деле представлявшая собой орудие политики империалистических держав, в первую очередь Великобритании и Франции.
Действовала в 1919—39.

Устав Л. Н., выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции 1919—20, и включенный в Версальский мирный договор 1919 и др. мирные договоры, завершившие 1-ю мировую войну с 1914—18, был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней (Великобританией, Францией, США, Италией, Японией, Канадой, Австралией, Южно-Африканским Союзом, Новой Зеландией, Индией, Китаем, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Экуадором, Грецией, Гаити) Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Югославией, Сиамом, Чехословакией, Уругваем), и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны (Аргентиной, Чили, Колумбией, Данией, Норвегией, Испанией, Парагваем, Нидерландами, Ираном, Сальвадором, Швецией, Швейцарией, Венесуэлой). США не ратифицировали устав Л. Н. и не вошли в число её членов.

Основными органами Л. Н. являлись: Ассамблея (в её работе участвовали все члены Л. Н.; сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре), Совет Л. Н. (первоначально состоял из 4 постоянных членов-представителей Великобритании, Франции, Италии и Японии и 4 непостоянных членов; впоследствии состав и число членов Совета менялись) и постоянный секретариат во главе с генеральным секретарём. Все решения Ассамблеи и Совета, за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно. При Л. Н. на правах автономных организаций были созданы Постоянная палата международного правосудия, Международная организация труда и др. организаций. Основные органы Л. Н. находились в Женеве.

В первые годы своего существования Л. Н. была одним из центров организации борьбы против Советского государства. Советское правительство боролось против попыток Л. Н. вмешаться во внутренние дела молодой Советской республики. Тем не менее оно активно участвовало в проходивших под эгидой Л. Н. конференциях и совещаниях по разоружению, внося предложения, направленные на действительное решение этой важнейшей международной проблемы, и разоблачая политические спекуляции империалистических государств.

Под прикрытием Л. Н. в начале 20-х гг. был произведён в форме раздачи мандатов раздел колоний между государствами-победителями (см.Мандатные территории). Л. Н. предпринимала многочисленные попытки сгладить острые противоречия между гл. её участниками на основе антисоветского сговора (одна из них — Локарнские договоры 1925), путём соглашений о репарациях (см. Дауэса план и Юнга план). В 1926 в Л. Н. была допущена Германия. Однако уже в 1933 Германия, а также Япония вышли из Л. Н., чтобы получить полную свободу действий для подготовки новой войны (в 1931 Япония напала на Китай, не встретив реального противодействия со стороны Л. Н., ограничившейся бесплодными "рекомендациями").

В середине 30-х гг. в связи с ростом угрозы со стороны фашистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии правительства некоторых: государств стали искать сотрудничества с СССР как в рамках Л. Н., так и вне её. 15 сентября 1934 по инициативе французской дипломатии, в частности А. Барту, 30 государств — членов Л. Н. обратились к СССР с предложением вступить в Л. Н. 18 сентября 1934 СССР стал членом Л. Н. и занял постоянное место в её Совете (против принятия СССР голосовали Нидерланды, Португалия и Швейцария). Принимая предложение о вступлении в Л. Н., Советское правительство рассчитывало, что в новых условиях, сложившихся после ухода из Л. Н., наиболее агрессивных государств, Л. Н. сможет хотя бы в некоторой степени помешать развязыванию войны. Советское правительство предупредило при этом всех участников Л. Н., что оно не принимает на себя ответственность за их предшествующие решения и договоры, заключённые без участия СССР. В течение 5 лет (1934—39) пребывания в Л. Н. Советский Союз твёрдо и последовательно отстаивал дело мира и безопасности народов перед лицом фашистской агрессии.

Важнейшими вопросами, обсуждавшимися в Л. Н. в 1934—39, были: итальянская агрессия против Эфиопии (1935—36), нарушение Германией Версальского (1919) и Локарнского (1925) договоров (в связи с ремилитаризацией Германией Рейнской зоны в 1936), итало-германская интервенция в Испании (1936—39), захват Германией Австрии (1938) и др. В эти годы позиция западных держав, стремившихся направить фашистскую агрессию против СССР, предопределила беспомощность Л. Н., не сумевшей провести ни одного эффективного мероприятия против агрессоров.

Упорная борьба Советского Союза за мир и коллективную безопасность, его активная деятельность в Л. Н., направленная на разоблачение как фашистских агрессоров, так и политической игры правящих кругов Великобритании, Франции и США, сделали участие СССР в Л. Н. нежелательным для правительств западных держав. Использовав в качестве предлога советско-финляндскую войну 1939—40, правительства Великобритании и Франции добились принятия Советом Л. Н. 14 декабря 1939 решения об исключении СССР из Л. Н. Деятельность Л. Н. с этого времени по существу прекратилась, формально же Л. Н. была ликвидирована в апреле 1946 решением специально созванной Ассамблеи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!