Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Где родился иисус христос. Что такое вертеп? Вертеп - пещера, где родился Иисус Христос

Базилика Рождества Христова – одна из старейших церквей в мире. Здание построено над пещерой, в которой, по легенде, родился Иисус из Назарета, а потому это место считается священным для христиан. Строение на самом деле представляет собой комбинацию из двух церквей, при этом само место рождения Иисуса расположено внизу – в пещере Рождества. О рождении Иисуса рассказывается в Евангелие от Матфея и Луки. Матфей говорит, что Мария и Иосиф были из Вифлеема, а затем переехали в Назарет из-за приказа Ирода убить всех младенцев. А Лука указывает, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, пока они были в городе по особому случаю. Богословы рассматривают эти две истории как противоречащие друг другу, однако Матфея считают более надежным источником. Однако в обеих версиях Иисус родился в Вифлееме и рос в Назарете. Вифлеемская звезда и алтарь У римских католиков есть уникальный Алтарь Благоговения в «яслях Иисуса». Католики также устанавливают под Алтарем Рождества Христова серебряную звезду. На обладание нефом имеют права как католики, так и армяне. Территория Базилики Рождества Христова 1. Площадь Рождества Христова; 2. Врата смиренности; 3. Неф; 4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы); 5. Лестницы в пещеру; 6. Пещеры рождества Христова; 7. францисканский монастырь; 8. францисканский двор; 9. пещера святого Иеронима; 10. церковь святой Катерины; 11. греческий православный монастырь; 12. греческий православный двор; 13. армянский двор; 14. Армянский монастырь.
Вид с воздуха на Базилику Рождества Христова в Вифлееме. Базилика Рождества Христова – старейшая до сих пор функционирующая церковь на Святой Земле, где, по легенде, родился Иисус Христос. Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 году базилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.
Мемориальная табличка Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций – армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви. Черно-белое фото старой церкви. Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.
Вход в знаменитую базилику совсем невзрачный
Вид с воздуха на территорию базилики
Трехмерная модель базилики Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт – 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн – всего 44 – высотой 6 метров, сделанных из красного камня.
Крест на крыше базилики
Вид на Ясельную площадь Ясельная площадь – большой асфальтированный двор перед базиликой – место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.
В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, остроконечную арку которой до сих пор можно видеть наверху. Вид через Дверь Смиренности
Комната охраны – первая комната в базилике
Колонны базилики
На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.
Священник между колоннами базилики. Колонны сделаны из розового отполированного известняка, большинство из них стоит еще с 4 века, со времен Константиновской базилики.
Неф и потолок Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской православных церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.
Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.
Иконостасы Иконостасы – это стена с иконами и религиозными картинами, разделяющая неф от святилища церкви. Иконостасом также называют полку для икон, которую можно поставить в любом месте. Иконостас произошел от византийского тябла к 15-ому веку. Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.
Вход в пещеры под церковью, которые являются ее главной достопримечательностью. В пещеру можно войти по лестнице у алтаря. Именно здесь, по преданию, родился Иисус Христос.
Северная лестница к пещерам.
Ясли Согласно Евангелию от Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в обители». Ясли располагаются в северной части пещер, а напротив них – алтарь волхвов, пришедших в Вифлеем с дарами с Востока, после того, как увидели путеводную звезду.
В Евангелие пещера не упоминается, однако менее века спустя Иустин Мученик и Протоевангелие Иакова сообщили, что Иисус родился в пещере. Это имеет смысл, так как многие дома в этом районе до сих пор строятся перед пещерами. Пещеры использовались для хранения вещей и как конюшни для лошадей – отсюда и ясли. В конце пещеры можно видеть дверь, ведущую в часовни, ключ от которой хранится у францисканцев.
Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.
Пещеру освещает 51 лампа, 19 из которых принадлежат католикам.
Южная лестница в пещеру.
Пещера имеет прямоугольную форму: ее длина 12,3 метра, а ширина – 3,15 метров.
Алтарь над Вифлеемской звездой.
Нижняя часть алтаря Серебряная звезда на полу символизирует место, где, по преданию, родился Иисус. Пол выложен мрамором, а над звездой висят 15 ламп (шесть из них принадлежат греческой церкви, пять – армянской и четыре – римской).
Серебряная звезда имеет 14 лучей.
Надпись на звезде на латыни гласит: «Здесь Девой-Марией был рожден Иисус Христос – 1717».
Францисканский дворик, ведущий к церкви святой Екатерины.
В церкви святой Катерины Церковь построена на том месте, где Иисус Христос явился Екатерине Александрийской и предсказал ей ее мучения (ок.310 г н.э.). Сватая Екатерина похоронена на горе Синай. Первые упоминания о церкви датируются 15 веком. Скорее всего, она построена на месте монастыря времен крестовых походов 12-го века. Кроме того, на этом же месте в пятом веке находился монастырь святого Иакова. и объединяла часовню с монастырем времен крестового похода 12-го века, который раньше стоял на этом месте. Следы монастыря 5-го века, который ассоциируют со святым Иеронимом, также присутствую здесь.
Священник смотрит на внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.
Алтарь в церкви Святой Екатерины
Вход в францисканский монастырь и церковь Святой Екатерины. Внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.
Витражные окна в церкви Святой Екатерины.

О рождении Иисуса говорится многое в Евангелие от Матфея и Луки.Но не все видели эти места и уж точно не бывали. Давайте устроим экскурсию по одной из старейших церквей в мире.

Базилика Рождества Христова – одна из старейших церквей в мире. Здание построено над пещерой, в которой, по легенде, родился Иисус из Назарета, а потому это место считается священным для христиан. Строение на самом деле представляет собой комбинацию из двух церквей, при этом само место рождения Иисуса расположено внизу – в пещере Рождества. О рождении Иисуса рассказывается в Евангелие от Матфея и Луки. Матфей говорит, что Мария и Иосиф были из Вифлеема, а затем переехали в Назарет из-за приказа Ирода убить всех младенцев. А Лука указывает, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, пока они были в городе по особому случаю. Богословы рассматривают эти две истории как противоречащие друг другу, однако Матфея считают более надежным источником. Однако в обеих версиях Иисус родился в Вифлееме и рос в Назарете. Вифлеемская звезда и алтарь У римских католиков есть уникальный Алтарь Благоговения в «яслях Иисуса». Католики также устанавливают под Алтарем Рождества Христова серебряную звезду. На обладание нефом имеют права как католики, так и армяне. 1. Площадь Рождества Христова; 2. Врата смиренности; 3. Неф; 4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы); 5. Лестницы в пещеру; 6. Пещеры рождества Христова; 7. францисканский монастырь; 8. францисканский двор; 9. пещера святого Иеронима; 10. церковь святой Катерины; 11. греческий православный монастырь; 12. греческий православный двор; 13. армянский двор; 14. Армянский монастырь.

Базилика Рождества Христова – старейшая до сих пор функционирующая церковь на Святой Земле, где родился Иисус Христос. Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 году базилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.

Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций – армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви.

Первый храм над пещерой, которая почиталась верующими как место рождения Иисуса, был построен в 330-х гг. по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 г.

Современное здание Храма Рождества Христова является единственным христианским храмом в Палестине, сохранившимся в целости с домусульманского периода.

Богослужения в Храме Рождества практически не прерывались с ранневизантийской эпохи.

Храм Рождества Христова входит в число главных христианских храмов Святой Земли, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе.

Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.

Черно-белое фото старой церкви.

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х гг. Согласно Евсевию Кесарийскому:

«…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова.

Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 г., он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории.

Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV в.) в своих записках о паломничестве в Святую замлю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 г. в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934-36 г. В целом вифлиемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.

Вход в знаменитую базилику совсем невзрачный

Вид с воздуха на территорию базилики

Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт – 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн – всего 44 – высотой 6 метров, сделанных из красного камня.

Трехмерная модель базилики

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 г.). В 1100 г. в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 г. - Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII-XIII в.

В XII в. базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 г.) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 г. Вифлеем вновь перешёл под контроль франков.

Из-за постоянных войн в 1244 г. базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму.

В 1266 г. мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны.

С 1271 г. Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 г. им позволили совершать богослужения.

С 1347 г. католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества.

Греческая церковь с 1244 г. владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Крест на крыше базилики

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 г. была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670–71 гг. кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 г.).

Землетрясение 1834 г. и пожар 1869 г. привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ.

От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Ясельная площадь – большой асфальтированный двор перед базиликой – место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.

Ясельная площадь - главная городская площадь в центре Вифлеема.

Берёт свое название от яслей, в которых родился Иисус Христос там, где сегодня расположен храм Рождества, старейшая из существующих церквей, расположенная на площади.

Также на Ясельной площади находятся Мечеть Омара (единственная мечеть города) и Палестинский центр мира.

Название улиц, ведущих на площадь также связаны с Иисусом Христом: улицы Звезды и Рождества.

В 1998-99 гг. площадь была отремонтирована, в настоящее время является пешеходной.

Ясельная площадь - популярное место встречи местных жителей и многочисленных паломников города.

На площади расположены ряды деревьев южного каркаса, создающих тень, скамейки и фонтан из белого-жёлтого мрамора.

Вид на Ясельную площадь

В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, остроконечную арку которой до сих пор можно видеть наверху.

Вид через Дверь Смиренности

Комната охраны – первая комната в базилике

Колонны базилики

На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.

Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской православных церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.

Неф и потолок

Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.

Иконостасы – это стена с иконами и религиозными картинами, разделяющая неф от святилища церкви. Иконостасом также называют полку для икон, которую можно поставить в любом месте. Иконостас произошел от византийского тябла к 15-ому веку. Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.

Иконостасы

Вход в пещеры под церковью, которые являются ее главной достопримечательностью. В пещеру можно войти по лестнице у алтаря. Именно здесь, по преданию, родился Иисус Христос.

Северная лестница к пещерам.

Под амвоном базилики Рождества в Вифлееме находится пещера Рождества Христова. В пещере устроен придел Яслей (сегодня он находится в ведении католиков). Справа от входа в этот придел находятся Ясли, где был положен Христос после рождения. Они представляют собой обложенное белым мрамором углубление в полу (ок. 1 х 1,3 м), устроенное в виде колыбели. Над Яслями горит пять неугасимых лампад, а за ними, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В древности, по свидетельству Иеронима Стридонского, ясли были сделаны из глины, а затем их выполнили из золота и серебра.Средневековые паломники прикладывались к яслям через три круглых отверстия, имевшихся в их мраморном обрамлении. В XIX веке Михаил Скабалланович описывает ясли Христовы как сделанные из мрамора, причём «дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа

Согласно Евангелию от Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в обители». Ясли располагаются в северной части пещер, а напротив них – алтарь волхвов, пришедших в Вифлеем с дарами с Востока, после того, как увидели путеводную звезду.

В Евангелие пещера не упоминается, однако менее века спустя Иустин Мученик и Протоевангелие Иакова сообщили, что Иисус родился в пещере. Это имеет смысл, так как многие дома в этом районе до сих пор строятся перед пещерами. Пещеры использовались для хранения вещей и как конюшни для лошадей – отсюда и ясли. В конце пещеры можно видеть дверь, ведущую в часовни, ключ от которой хранится у францисканцев.

Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.

Пещеру освещает 51 лампа, 19 из которых принадлежат католикам.

Южная лестница в пещеру.

Пещера имеет прямоугольную форму: ее длина 12,3 метра, а ширина – 3,15 метров.

Алтарь над Вифлеемской звездой

Серебряная звезда на полу символизирует место, где, по преданию, родился Иисус. Пол выложен мрамором, а над звездой висят 15 ламп (шесть из них принадлежат греческой церкви, пять – армянской и четыре – римской).

Нижняя часть алтаря

Серебряная звезда имеет 14 лучей.

Надпись на звезде на латыни гласит: «Здесь Девой-Марией был рожден Иисус Христос – 1717».

Францисканский дворик, ведущий к церкви святой Екатерины

Церковь построена на том месте, где Иисус Христос явился Екатерине Александрийской и предсказал ей ее мучения (ок.310 г н.э.). Сватая Екатерина похоронена на горе Синай. Первые упоминания о церкви датируются 15 веком. Скорее всего, она построена на месте монастыря времен крестовых походов 12-го века. Кроме того, на этом же месте в пятом веке находился монастырь святого Иакова. и объединяла часовню с монастырем времен крестового похода 12-го века, который раньше стоял на этом месте. Следы монастыря 5-го века, который ассоциируют со святым Иеронимом, также присутствую здесь.

В церкви святой Катерины

Священник смотрит на внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.

Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.

Вконтакте

В сохранившихся письменных источниках впервые упомянута около 150 г. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит .

Место Рождества

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями.

Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни:

«Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est»

«Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»

Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.


За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.


Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол.

На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и .

Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты мозаики.

В то время, когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

Придел Яслей

В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей.

Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков.


Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.

В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.

Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.


Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.

Это было сделано в середине VII в., при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата , возможно для того чтобы не допустить поругания святыни.

Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.

За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.

Описание пещеры

Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности.

В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней.

Северная лестница принадлежит , южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее.

Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной. Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII в., когда бронзовые двери V-VI вв. были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.

Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX в., по стенам развешаны иконы.


Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор.

Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.

В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, где жил святой . Как правило эта дверь заперта.

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 г. (неизвестно кем, но скорее всего турками).

Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 г. «вопрос о Святых местах».

Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 г. по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII в. , в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

«И там, к востоку, есть место, напротив которого справа - Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те - Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат».

Фотогалерея













Полезная информация

Пещера Рождества́
Грот Рождества́
Святой Верте́п
Святой Вертеп

Адрес и контакты

Вифлеем, Ясельная площадь, Храм Рождества Христова

Первые упоминания о пещере

Канонические тексты не говорят о пещере прямо. О том что Христос родился в Вифлееме сообщают евангелисты Лука (Лк.2:4-7) и Матфей (Мф.2:1-11), однако ни один из них не упоминает пещеру, только Лука косвенно указывает на нее, сообщая что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7).

Древнейшее, вероятно, дошедшее до нас прямое письменное свидетельство о пещере как месте Рождества принадлежит святому Иустину Философу.

В сочинении «Диалог с Трифоном иудеем», написанном в 150-155 гг., он утверждает что Святое Семейство нашло укрытие в пещере около Вифлеема.

Пещера как место Рождества многократно упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова (главы 18-21), написанном, предположительно, около 150 г.

Ориген посетил Вифлеем почти за столетие до постройки базилики Рождества, примерно в 238 г. Позднее, в сочинении «Против Цельса», написанном около 247 г., он упоминает пещеру в Вифлееме, которую местные жители считали местом Рождества Христова.

Происхождение пещеры

Что это была за пещера и кому принадлежала неизвестно. Скорее всего она была естественного происхождения, а позднее ее приспособили для хозяйственных нужд, в том числе для содержания домашних животных.

В Вифлееме многие старые здания возведены над пещерами в известняковых скалах. Нередко дома, стоящие на склоне, имеют своим первым этажом пещеру, вход в которую на уровне улицы.

Этот этаж использовался как хлев, а семья жила на втором этаже.

Многие такие помещения имеют каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца чтобы можно было привязать животных на ночь.

Эти пещеры совершенно такие же как грот Рождества, они использовались для содержания животных вплоть до середины XX в.

Возможно в одной из таких пещер и родился Христос.

Я рос в религиозной семье и с Библией знаком не понаслышке. Однако, попытаюсь ответить на ваш вопрос, полагаясь не только на Священную Книгу. Согласно Евангелиям, Иисус Христос родился в городе Вифлеем , на земле Ханаанской, известной также, как «Земля обетованная » . Ханааном в древности называлась Финикия. Теперь эта земля поделена между Израилем, Иорданией, Ливаном и Сирией, а город Вифлеем находится на территории Палестины.

Город, где родился Христос

Вифлеем до сих пор носит это название и остается священным местом для нас - христиан. Для многих, как и для меня, посетить это место - большая мечта. К сожалению, город находится на территории, которую оспаривают Израиль и Палестина , обстановка там недостаточно спокойная, хотя и безопасная для туристов. Туры в Вифлеем, как правило, предлагаются вместе с турами в Израильскую столицу Иерусалим.


Пещера Рождества Место рождения Христа

Если вы христианин, то, скорее всего, знаете историю про волхвов, вифлеемскую звезду и рождение Христа. В Новом Завете четко не называется место рождения Христа , однако, в более поздних источниках упоминается, что это случилось в пещере. Евангелист Матфей упоминает, что, когда волхвы пришли увидеть Христа, его семья была «в доме». Может, они называли домом пещеру, я не знаю, однако, именно «Пещера Рождества» считается местом, где родился Христос . Причем, точное место его рождения отмечено серебряной звездой. Над звездой висят 16 светильников. Не скрою свою гордость и скажу, что 6 из них принадлежат нам - армянам. 6 из остальных светильников принадлежит православным, 4 - католикам. Также, в пещере есть престол, где могут совершать церковную службу только армяне и православные!


Достопримечательности Вифлеема, связанные с Христом

Если вы хотите знать место рождения Христа не из чистого интереса, а желаете посетить его, вам может быть интересен список достопримечательностей, связанных с рождением Иисуса.

  • храм Рождества Христова - христианская церковь, построенная над пещерой Рождества;
  • пещера Рождества - место, где родился Иисус;
  • пещера Вифлеемских младенцев - место, где захоронены младенцы, убитые по приказанию царя Ирода;
  • монастырь Феодосия Великого , построенный над местом, где волхвы остановились на обратном пути.

А как же Назарет

Назарет не является местом рождения Христа. Иисуса называют назаретянином не потому, что он там родился , а потому что там он провел большую часть своего детства и юности. Известно, что после рождения Христа его семья была вынуждена бежать в Египет. После возвращения они жили в Назарете.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!