Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Фамилии советских фотомоделей работавших в доме моды. Самые знаменитые советские модели

На территории Советского Союза профессия манекенщицы была не столь престижной, как за рубежом. Эта профессия считалась в обществе чуть ли не постыдной, а зарплата манекенщиц граничила с прожиточным минимумом - их ставка была сопоставима с зарплатой рабочих пятого разряда, несмотря на тяжелый ежедневный труд. При этом русских красавиц знали и ценили в других странах. Сейчас мало кто вспоминает об известных моделях того времени, в частности яркой звезде советского подиума Миле Романовской.

Молодые годы

Мила Романовская родилась в Северной столице, но ее первые воспоминания связаны в первую очередь с Самарой - именно туда она была эвакуирована еще ребенком вместе со своей матерью в страшное блокадное время. Отец будущей манекенщицы не последовал за своей семьей - ему не позволяло сделать этот шаг звание капитана. К сожалению, через четыре года он ушел из семьи - время разлуки не прошло просто так, и Мила осталась без отца.

В детстве Мила Романовская была худенькой девочкой, отъявленной хулиганкой. Пока мать пропадала целыми днями на работе, девочка проводила время за учебой, по вечерам играла вместе с дворовыми ребятами. Мила с раннего детства демонстрировала разные таланты - увлекалась пением, различными танцами, а потом и спортом. Поэтому для ее семьи и друзей было большим сюрпризом, что она хочет поступить в училище на специальность электромеханика. Никто не мог и предположить, что Мила в будущем станет одной из самых известных манекенщиц не только на территории Страны Советов, но и за рубежом. Ее жизнь сложилась совершенно иначе, чем можно было предположить.

Планы юности

Она никогда не размышляла о подобной карьере всерьез. Планы строились относительно учебы в консерватории. Также будущая манекенщица Мила Романовская серьезно интересовалась историей искусств. К тому же вряд ли у юной девушки в те времена могло возникнуть увлечение модой, ведь тогда женские блузки кроились из парашютной ткани. В Московский дом моды Романовскую приняли не сразу, ей было сообщено, что набор манекенщиц закончен. Она могла только оставить свой номер телефона. После этого в жизни Милы начался непростой период - она практически полностью изолировалась от внешнего мира, перестала общаться с друзьями.

Начало карьеры

Однако все решил его величество случай. Как-то раз Миле пришлось заменить на модном показе заболевшую подругу. Параметры их не очень отличались, и девушка была приглашена в Дом моделей. Именно на том показе и обнаружилось, что Мила - одаренная от природы, талантливая модель.

Ее работа вызвала неподдельный восторг. Миле был практически сразу же предложен контракт. Практически мгновенно ее карьера начала набирать стремительные обороты. Уже через два месяца Мила поехала на показы в Финляндию. Практически в то же время она выходит замуж за одного из студентов ВГИКа, Владимира, с которым ее отношения длились с 18 лет. Вслед за супругом Мила переезжает в столицу, и ей приходится на время сделать паузу в своей карьере по причине рождения дочери.

Вербовка в КГБ

Деятельность Романовской не могла не вызвать интереса у советских спецслужб, ведь по работе ей нередко приходилось ездить за границу. Через несколько лет после того, как Мила переехала в Москву, ей стали приходить странные посылки, поступать таинственные звонки. Юной модели пришлось четыре раза побывать в КГБ, однако она отказалась от сотрудничества. Ее спасли наставления супруга - Мила прикинулась ничего не понимающей глупышкой.

Модели-антиподы

Романовская выступала на подиуме в то же время, что и другая известная модель того времени - Регина Збарская. Манекенщицы считались антиподами: Регина вела себя, как правило, высокомерно и неприступно, а Мила была мягкой и дружелюбной. Первая постоянно капризничала на примерках, вторая же переносила все тяготы профессии терпеливо. Пик их конкуренции пришелся на 1967 год, когда модельерами было создано платье, названное впоследствии специалистами в области искусства «Россия» и на несколько лет получившее статус визитной карточки Страны Советов. Мила одержала победу на показе мод, и заслуженно получила титул «Мисс Россия 1967».

Платье «Россия»

Роскошное платье красного цвета шилось специально для Збарской. Однако когда его довелось примерить Миле, было решено, что это наиболее точное попадание в образ. Помимо этого, было решено, что Романовская подойдет лучше для примерки этого платья, так как она более терпелива. Фото Милы Романовской в платье «Россия» до сих пор вызывает неподдельный интерес у всех, кто связан с миром высокой моды. И не зря - ведь в свое время манекенщица каждый раз срывала бурю аплодисментов, выходя в наряде на подиум.

Модель похожа в нем на настоящую византийскую красавицу. Платье было сшито из специальной ткани для верхней одежды - букле. Вдоль ворота оно было отделано золотыми пайетками, которые создавали эффект кольчуги. Автор платья - Татьяна Осмеркина - руководствовалась в своей работе идеями русской иконописи и традиционной обрядовой одежды. Фото манекенщицы Милы Романовской появилось во многих советских и зарубежных изданиях. Платье модель демонстрировала как на родине, так и за рубежом, на Международном фестивале моды в Монреале. После возвращения на родину модель снимал фотограф из Америки - специально для журнала Look. Стоит отметить, что съемки проходили в Успенском соборе на территории Кремля.

Романовская была вынуждена работать в жесточайших условиях работы. «Их знали только в лицо», - так говорили о сотрудницах подиума того времени. Для того чтобы о манекенщице написали в прессе, было необходимо попасть на обложку европейского журнала, и лишь тогда у нее появлялось имя. Как и другие модели, Мила Романовская не получала от своей работы ничего, кроме копеечного вознаграждения. Платья, которые манекенщицы демонстрировали на подиумах, им не доставались. На фото Романовская кажется счастливой и беззаботной женщиной, однако это всего лишь образ. Если женщина хотела выглядеть привлекательно не только на подиуме, но и в реальной жизни, ей приходилось выкручиваться всеми возможными способами. Кроме того, зная о том, что такое хорошая одежда, непросто было обходиться ситцевыми платьями.

Переезд в Израиль

К Романовской приехал иностранный журналист, который устроил для нее фотосессию для зарубежного журнала мод. Однако такие визиты послужили поводом для разлада в семейной жизни - супруг стал демонстрировать ревность, устраивая жене пьяные скандалы. Мила, недолго думая, ушла. Прошло немного времени, и она познакомилась с актером Андреем Мироновым. По словам манекенщицы, с ним случился достаточно бурный, однако непродолжительный роман. После этого Мила начинает встречаться с художником Ю. Куперманом и выходит за него замуж. Они становятся одной из первых семейных пар на всей территории СССР, которой удается получить официальное разрешение на выезд из страны. Романовская получает шанс построить карьеру в Израиле. Карьера продолжает складываться достаточно успешно - Мила работает сначала с фирмой «Бегед-Ор», затем - «Котекс». Но у Купермана дела вдали от Родины не заладились, и он предлагает жене попытать счастья в другой стране.

Дальнейшая эмиграция

Покинуть Израиль оказалось достаточно сложной задачей. Только по прошествии 5 месяцев Миле удается собрать все необходимые документы. Позже Мила Романовская вспоминала о том, что политика Израиля состояла в удержании специалистов высокого класса. Даже уплатив все налоги и пошлины, было не так-то просто покинуть страну. Манекенщице дали совет: задобрить работников госслужб дорогими подарками. Это сработало, и супруги переехали в Лондон. Там Мила продолжает свою карьеру.

Ходят слухи, что перед отъездом из Советского Союза Романовскую вызвали на Лубянку и попросили «не распространять антисоветских мнений». Но она и не планировала этого делать. В действительности о ее дальнейшей модельной карьере известно мало. Советский манекенщик Лев Анисимов как-то упоминал, что вдали от родины ее карьера так и не сложилась.

Развод с Куперманом

Поначалу ее супругу не удавалось заработать достаточно средств на существование. Он едва ли мог продать одну-две картины в кругу знакомых. Практически полностью финансовое обеспечение семьи ложится на плечи Милы. Она не отказывалась ни от какой работы - успевала трудиться одновременно и моделью в лондонском агентстве, и манекенщицей на показах Пьера Кардена, и машинисткой на Би-би-си. Но со временем Куперману тоже удается получить общественное признание. Он устраивает выставку в одной из лондонских галерей, которая проходит достаточно успешно. Он выпускает книгу и переезжает во Францию. Длительные разлуки, редкие встречи и звонки - такая жизнь была очень сложной для Милы. Кроме того, через некоторое время у Купермана появляется новая пассия.

Новая встреча

Собраться Миле помогла работа: она получает диплом переводчика и буквально уходит с головой в трудовую деятельность. Ей не оставалось времени даже на отдых - бесчисленные интервью и переводы отнимали все силы. Романы с мужчинами становятся все более поверхностными. Мила разводится с Куперманом. По дороге в аэропорт оказывается, что ее билет продан некоему предпринимателю по имени Д. Эдвардс. Эта встреча оказалась судьбоносной.

Долгожданное счастье

Знакомство перерастает в бурный роман, а затем и свадьбу. Биография Милы Романовской в конечном счете складывается удачно. С третьим супругом Романовская смогла сохранить длительные отношения. Несмотря на все трудности, ей удалось построить счастливую жизнь - у нее есть и блистательная карьера, и заботливый муж, и любимый ребенок. На западе манекенщицу прозывают Снегурочкой, и модель Мила Романовская становится настоящим символом славянской красоты. Сейчас женщина занимается бизнесом - у нее два магазина. При этом дела идут вполне успешно - супруги путешествуют по миру на собственном самолете.


О судьбе первых советских манекенщиц известно немного – во-первых, эта профессия в 1960-1970-х гг. не была ни престижной, ни высокооплачиваемой, во-вторых, о тех из них, которым удалось эмигрировать и достичь успеха за рубежом, у нас ничего не говорили. Такая участь постигла и Милу Романовскую – одну из первых манекенщиц СССР, которая смогла найти свое место в профессии и за рубежом.



После окончания школы Мила поступила в электромеханическое училище и о карьере манекенщицы даже не помышляла. Она мечтала поступить в консерваторию и заниматься изучением истории искусств. Но однажды ее знакомая, которая должна была участвовать в показе в Ленинградском Доме моделей, заболела и попросила Милу ее заменить.



Когда Мила появилась на подиуме, все были поражены – она дефилировала с такой уверенностью, словно занималась этим всегда. Ей предложили работу манекенщицы, и уже через 2 месяца она отправилась на показы в Финляндию. Ее карьера была стремительной и очень успешной. В то же время Мила вышла замуж за студента ВГИКа, с которым встречалась с 18 лет. Вслед за мужем она переехала в Москву, но в Дом моделей ее взяли не сразу. К тому же паузу в карьере манекенщицы пришлось сделать из-за рождения дочери. Когда же Романовская вернулась в профессию, ее ждал оглушительный успех.



Вскоре Мила Романовская стала главной конкуренткой самой успешной манекенщицы Дома моделей Регины Збарской. Их постоянно сравнивали, хотя они были полными противоположностями: Збарская была капризной, вспыльчивой и требовательной, а Миловская – покладистой, терпеливой и уступчивой. Пиком этой конкурентной борьбы стал отбор на международный показ мод в 1967 г. В платье «Россия» дизайнера Татьяны Осмеркиной, созданном специально для Регины Збарской, в результате на подиуме в Монреале появилась Мила. Комиссия решила, что блондинка в этом образе смотрится более органично.



За границей ее ждал невероятный успех. Во всех западных изданиях ее называли советской «Снегурочкой» и «березкой». Платье «Россия» она сделала своей визитной карточкой. Вслед за ней в СССР приехал иностранный фотограф, устроивший ей фотосессию в этом образе для обложки глянцевого журнала. Но этот профессиональный успех стал причиной разлада в семье: из-за повышенного внимания к Миле муж устраивал ей сцены ревности, и она от него ушла.



Вскоре после этих событий манекенщица познакомилась с актером Андреем Мироновым, с которым, по ее словам, у них случился бурный, хотя и непродолжительный роман. А затем она встретилась с художником Юрием Куперманом и вышла за него замуж. Куперман с Романовской стали одной из первых семейных пар, которым удалось получить разрешение на выезд из СССР и продолжить карьеру в эмиграции. Сначала они отправились в Австрию, оттуда переехали в Израиль. Там карьера манекенщицы складывалась довольно успешно – она участвовала в съемках для компании «Бегед-Ор», затем работала с фирмой «Котекс». А вот у мужа в Израиле дела не ладились, и он убедил жену попытать счастья в другой стране.



Но покинуть Израиль оказалось не так-то просто, только через 5 месяцев Миле удалось собрать нужные документы и выплатить долг государству. Позже манекенщица вспоминала: «Израиль пытался задержать специалистов, и документы о выплате долгов, даже вернув все до копейки, было не так-то просто получить. Мне посоветовали умаслить чиновников заграничными подарками. Я привезла им пару сувениров из Италии, и это сработало». Супруги обосновались в Лондоне, где Романовская продолжила карьеру манекенщицы. Куперману тоже наконец удалось добиться признания: он организовал выставку в одной из галерей, и она прошла успешно. Вскоре ему пришлось переехать во Францию, а Мила с дочерью остались в Лондоне. Через несколько лет супруги расстались – жить на две страны не получалось, и у каждого была своя личная жизнь.



А однажды в аэропорту судьба преподнесла ей сюрприз: ее билет оказался продан, ей предоставили место в первом классе, где ее попутчиком стал предприниматель из Великобритании Даглас Эдвардс. Случайное знакомство переросло в бурный роман, а вскоре они поженились. Со своим третьим мужем Романовская наконец обрела настоящее счастье и уверенность в завтрашнем дне. Сегодня у них общий бизнес, они путешествуют по миру на собственном самолете.



Мила Романовская стала одной из немногих советских манекенщиц, которым удалось выехать за рубеж и продолжить в эмиграции карьеру модели. Не по своей воле пришлось покинуть СССР другой известной манекенщице 1960-х гг. Галине Миловской:

Сегодня стать моделью мечтает чуть ли не каждая вторая девушка. В советские же времена профессия манекенщицы не то что не была престижной, а считалась почти неприличной и при этом скудно оплачивалась. Демонстраторы одежды получали по ставке максимум 76 рублей — как рабочие пятого разряда.

При этом самых известных русских красавиц знали и ценили на Западе, но на родине работа в «модельном» бизнесе (хотя тогда такого понятия не было) нередко создавала им проблемы. Из этого выпуска вы узнаете о судьбе самых ярких манекенщиц Советского Союза.


Регина Збарская

Ее имя стало синонимом понятия «советская манекенщица», хотя долгое время о трагической судьбе Регины знали только близкие ей люди. Все изменил ряд публикаций, которые появились в прессе уже после развала СССР. О Збарской заговорили, но до сих пор ее имя больше окутано мифами, чем овеяно реальным фактами.

Неизвестно точно место ее рождения — то ли Ленинград, то ли Вологда, нет точных данных о родителях. Поговаривали, что Збарская была связана с КГБ, ей приписывали романы с влиятельными мужчинами и чуть ли не шпионскую деятельность. Но те, кто действительно был знаком с Региной, говорят однозначно: все это неправда.

Единственным мужем знойной красавицы был художник Лев Збарский, но отношения не сложились: супруг ушел от Регины сначала к актрисе Марианне Вертинской, затем — к Людмиле Максаковой. Збарский умер в 2016 году в Америке, а Регина после его ухода так и не смогла прийти в себя: в 1987 году она покончила с собой, выпив снотворное.

Регину Збарскую называли «русской Софи Лорен»: образ знойной итальянки с пышной стрижкой «паж» придумал для нее Вячеслав Зайцев. Южная красота Регины пользовалась популярностью в Советском Союзе: темноволосые и темноглазые девушки на фоне стандартной славянской внешности казались экзотикой. Но иностранцы относились к Регине сдержанно, предпочитая приглашать для съемок — если, конечно, удавалось добиться на них разрешения властей — голубоглазых блондинок.


Мила Романовская

Полный антипод и давняя соперница Збарской — Мила Романовская. Нежная утонченная блондинка, Мила была похожа на Твигги. Именно с этой знаменитой британкой ее не раз сравнивали, сохранилось даже фото Романовской а-ля Твигги, с пышными накладными ресницами, в круглых очках, с зачесанными назад волосами.

Карьера Романовской начиналась в Ленинграде, затем она перевелась в Московской дом моды. Здесь-то и возник спор о том, кто является первой красавицей большой страны — она или Регина. Мила победила: именно ей доверили демонстрировать платье «Россия» модельера Татьяны Осьмеркиной на международной выставке легкой промышленности в Монреале. Алый наряд, расшитый по горловине золотыми пайетками, запомнился надолго и даже вошел в учебники истории моды.

Ее фото охотно публиковали на Западе, например в журнале Life, называя Романовскую Snegurochka. Судьба Милы сложилась в целом счастливо. Она успела родить дочь Настю от первого мужа, с которым познакомилась во время учебы во ВГИКе. Затем развелась, закрутила яркий роман с Андреем Мироновым, вновь вышла замуж за художника Юрия Купера. С ним она эмигрировала сначала в Израиль, потом в Европу. Третьим мужем Романовской стал британский бизнесмен Дуглас Эдвардс.


Галина Миловская

Ее также называли «русской Твигги» — типаж худенькой девушки-сорванца был чрезвычайно популярен. Миловская стала первой в истории СССР моделью, которой разрешили позировать для зарубежных фотографов. Съемку для журнала Vogue организовал француз Арно де Роне. Документы подписывал лично председатель совета министров Косыгин, а списку локаций и уровню организации этого фотосета и сейчас мог бы позавидовать любой продюсер глянца: Галина Миловская демонстрировала одежду не только на Красной площади, но и в Оружейной палате и Алмазном фонде. Аксессуарами на той съемке стали скипетр Екатерины II и легендарный алмаз «Шах».

Впрочем, вскоре разразился скандал: один из снимков, на котором Миловская сидит на брусчатке самой главной площади страны спиной к Мавзолею, признали в СССР аморальным, девушке стали намекать на отъезд из страны. Поначалу эмиграция казалась Гале трагедией, но на деле обернулась большим успехом: на Западе Миловская сотрудничала с агентством Ford, ходила на показах и снималась для глянца, а потом и вовсе сменила профессию, став режиссером-документалистом. Личная жизнь Галины Миловской сложилась удачно: в браке с французским банкиром Жан-Полем Дессертино она прожила 30 лет.


Лека Миронова

Лека (сокращенное от Леокадия) Миронова — модель Вячеслава Зайцева, которая до сих пор снимается в различных фотосессиях и принимает участие в телевизионных программах. Леке есть что рассказать и показать: в свои годы выглядит она великолепно, а воспоминаний, связанных с работой, хватит на толстую книгу мемуаров. Миронова делится нелицеприятными подробностями: признается, что ее подруги и коллеги часто были вынуждены уступать домогательствам сильных мира сего, в то время как она нашла в себе смелость отказать высокопоставленному ухажеру и жестоко поплатилась за это.

В молодости Леку сравнивали с Одри Хепберн за стройность, точеный профиль и безупречный стиль. Его она сохранила до глубокой старости и сейчас охотно делится секретами красоты: это обычный детский крем для увлажнения кожи, красное вино вместо тоника и маска для волос с яичным желтком. Ну и разумеется — всегда держать спину ровно и не сутулиться!


Татьяна Михалкова (Соловьева)

Супругу известного режиссера Никиты Михалкова привыкли видеть достойной матерью большого семейства, и уже мало кто помнит ее стройной юной девушкой. А между тем в юности Татьяна более пяти лет выходила на подиум и снималась для советских модных журналов. Ее тоже сравнивали с хрупкой Твигги, а Слава Зайцев окрестил Татьяну боттичеллиевской девушкой.

Шептались, что работу манекенщицы девушке помогло получить смелое мини — худсовет единогласно восхитился красотой ног претендентки. Подруги в шутку называли Татьяну «Институточкой» — у нее в отличие от других манекенщиц было престижное высшее образование, полученное в институте им. Мориса Тореза.

Правда, сменив фамилию с девичьей Соловьева на Михалкову, Татьяна была вынуждена расстаться с профессией: Никита Сергеевич довольно резко заявил ей, что воспитывать детей должна мама и никаких нянь он не потерпит. В последний раз на подиум Татьяна выходила на седьмом месяце беременности, нося под сердцем свою старшую дочь Анну, а затем полностью окунулась в быт и воспитание наследников. Когда дети немного подросли, Татьяна Михалкова создала и возглавила благотворительный фонд «Русский силуэт», который помогает начинающим модельерам.


Елена Метелкина

Ее знают благодаря ролям в фильмах «Гостья из будущего» и «Через тернии к звездам». Амплуа Метелкиной — женщина будущего, инопланетянка. Огромные неземные глаза, хрупкая фигура и совершенно нетипичная для того времени внешность приковывали внимание к Елене. В ее фильмографии — шесть киноработ, причем последняя датирована 2011 годом, хотя актерского образования у Елены нет, по первой профессии она библиотекарь.

Взлет Метелкиной относится к эре, когда популярность профессии манекенщицы уже пошла на спад и вот-вот должно было появиться новое поколение — уже профессиональных моделей, скроенных по западному образцу. Елена работала в основном в демонстрационном зале ГУМа, снималась для советских модных журналов с выкройками и советами по вязанию. После краха Союза ушла из профессии и, как и многие, была вынуждена приспосабливаться к новой действительности.

В ее биографии много крутых поворотов, в том числе и криминальная история с убийством бизнесмена Ивана Кивелиди, секретаршей которого она была. Метелкина не пострадала по случайности, ее сменщица-секретарша погибла вместе с шефом. Сейчас Елена время от времени появляется на телевидении и дает интервью, но большую часть своего времени посвящает пению в церковном хоре в одном из храмов Москвы.


Татьяна Чапыгина

Эту девушку идеальной классической внешности в СССР знала в лицо, наверное, каждая домохозяйка. Чапыгина была очень востребованной моделью и помимо участия в показах много снималась для журналов, демонстрируя тенденции очередного сезона в изданиях, которые предлагали советским женщинам самостоятельно сшить или связать модную одежду. Тогда имена моделей в прессе не упоминались: подписывали только автора очередного платья и фотографа, его запечатлевшего, а информация о девушках, представлявших стильные образы, оставалась закрытой. Тем не менее карьера Татьяны Чапыгиной складывалась удачно: ей удалось избежать скандалов, соперничества с коллегами и другого негатива. Из профессии она ушла на взлете, выйдя замуж.


Румия Руми Рей

Ее звали только по имени или по некогда данному подругами прозвищу — Шахиня. Внешность у Румии была очень яркой и сразу притягивала взгляд. Взять ее на работу предложил Вячеслав Зайцев — на одном из просмотров он запал на яркую красоту Румии и вскоре сделал ее своей любимой моделью.

Ее типаж называли «женщиной будущего», а сама Румия прославилась благодаря не только красоте, но и своему характеру. Он, по ее собственному признанию, был не сахар, девушка часто спорила с коллегами, нарушала принятые порядки, но в ее бунтарстве было нечто привлекательное. В зрелые годы Румия сохранила стройную фигуру и яркую внешность. Она до сих пор поддерживает дружеские отношения с Вячеславом Зайцевым и выглядит, что называется, на все сто.


Евгения Куракина

Евгения Куракина — сотрудница Ленинградского дома моды, девушка с аристократической фамилией — выступала в амплуа «грустный подросток». Евгению много снимали зарубежные фотографы, причем для работы с девушкой они специально приезжали в Северную столицу, чтобы запечатлеть красоту Жени на фоне местных достопримечательностей. Манекенщица потом сетовала, что большую часть этих снимков она так и не увидела, ведь они предназначались для публикации за рубежом. Правда, в архиве самой Евгении хранится множество самых разных фото, снятых в 60-х и 70-х годах прошлого века, которые она иногда предоставляет для тематических выставок. Судьба Евгении сложилась счастливо — она вышла замуж и уехала жить в Германию.

Профессии «модель» в советские времена не существовало, поэтому девушек, ходивших по подиуму, называли «демонстраторами одежды» или «манекенщицами». Но в реальности в модели были и самого высшего уровня. Советская манекенщица Галина Миловская была как раз из этой касты, но жизнь ее на Родине не сложилась. Зато она с успехом реализовала себя на Западе.

Начало пути

Родилась Галина Миловская в столице СССР - Москве, в небогатой семье. Ее и сестер растила одна мама, отец умер, когда Гале было 13 лет. Девушка мечтала стать актрисой, тем более внешние данные у нее были вполне достойными: высокая, тоненькая блондинка, с тонкими чертами лица и огромными глазами, она воплощала современный идеал женской красоты. Галина успешно выдержала экзамены и поступила в театральное училище им. Б. Щукина. Учиться было интересно, только вот денег постоянно не хватало, стипендия была всего 30 рублей. Подружка в училище рассказала Галине, что во Всесоюзном институте ассортимента легкой промышленности можно подработать в качестве демонстратора одежды. Миловская пришла туда и была встречена на «ура». При росте в 170 см и весе 42 кг она идеально подходила под современные модельные стандарты, а ее типаж внешности делал ее похожей на сверхмодную западную манекенщицу Твигги. Галину приняли на работу в отдел перспективы моды, и она начала осваивать новую профессию. Тогда никаких курсов для манекенщиц не было, и девочки сами учились ходить по подиуму, вырабатывали модельную походку. Галя довольно быстро научилась премудростям и стала востребованной манекенщицей.

Исторический контекст

В те времена, когда Галина Миловская решила стать манекенщицей, в СССР эта профессия, мягко говоря, была совсем не престижной. Во времена брежневского застоя общественность уделяла большое внимание морали советских граждан. Обнажение тела (открытые колени, декольте, даже совсем невинное) рассматривалось, как оскорбление общественного вкуса. Женщина должна была воплощать в себе черты работницы, примерной матери и добропорядочной жены, ни о какой женственности, а уж тем более сексуальности и речи не могло быть. Ханжеская советская мораль считала, что женская привлекательность и ее демонстрация унижает достоинство советских гражданок. Также общество зорко следило за патриотическими настроениями населения. Любое неуважительное отношение к символам жестко наказывалось. За политический анекдот можно было попасть в тюрьму, а за недостойное обращение с портретами вождей - потерять работу. На фоне такого насаждаемого патриотизма всякое восхищение западной культурой и образом жизни воспринимались как оскорбление советского строя. Запад был врагом, и его можно было только ругать, нельзя было его хвалить и поощрять насаждение западных ценностей в советском обществе. За общение с иностранцами уже не сажали в тюрьму, как при Сталине, но брали человека на заметку и пристально присматривались к его поведению. Удушающая обстановка приводила к тому, что многие свободолюбивые граждане и просто люди широких взглядов под любыми предлогами покидали страну. Эмиграция воспринималась многими представителями творческой интеллигенции, как освобождение.

Карьера модели

На этом историческом фоне Галина Миловская (манекенщица) выбирает не совсем правильный, с точки зрения власти и морали, образ жизни. В новой профессии она вполне состоялась. Она много работала, демонстрируя одежду Московского дома моделей. Постепенно она становится известной в своих кругах, ее называли «русской Твигги». В 1967 году она среди немногих тщательно отобранных демонстраторов участвует в единственном в СССР Международном фестивале моды. Это событие собрало немало иностранных журналистов и фотографов, они приехали в том числе в поиске новых лиц. Одной из находок стала Галя Миловская, ее образ запомнился ведущему фотографу журнала «Вог».

История знаменитого фото

Через два года после Фестиваля моды фотограф Андре де Роне приезжает в Москву, чтобы провести фотосессию для журнала «Вог» и своей моделью он видел только Миловскую. Журнал провел большую подготовительную работу и получил невиданные разрешения на съемках в Кремля и на Красной площади. Галина Миловская рассказывала, что съемки в сокровищнице происходили под наблюдением 17 автоматчиков. Ей дали в руки жезл Екатерины Великой и величайший алмаз «Шах». Под эту съемку «Вог» выделил 8 полос журнала. Миловская при этом не получила за работу ни копейки, весь гонорар был отправлен в государственную казну. Самой знаменитой же стала фотография, на которой Галина сидит, раздвинув ноги, на фоне Кремля и мавзолея.

Конфликт с властью

Этот кадр привел в бешенство чиновников. Галину вызвал «на ковер» министр легкой промышленности, который буквально орал на нее в нецензурных выражениях, обвиняя ее в оскорблении самого святого - Ленина. «Ты бы еще голой по Красной площади прошлась», - кричал он. Так, Галина Миловская, биография которой на 100% зависела от чиновников, потеряла подработку в иностранных журналах. Несмотря на попытки ее начальницы списать все на ее «несмышленость», ей запретили сниматься за рубежом. Но на этом неприятности не закончились. Ее руководители из училища каким-то странным образом попали на показ купальников, в котором принимала участие Галя. Они заявили, что она настолько морально пала, что не может претендовать на звание советской актрисы - из училища ее исключили.

История с боди-артом

Последним гвоздем в гроб карьеры стало скандальное для СССР событие с экспериментами в боди-арте. Галина Миловская, манекенщица, стала моделью для художника Анатолия Брусиловского. Он организовал мероприятие для своего знакомого, фотографа из Кайо Марио Гаррубба из итальянского журнала «Эспрессо» яркую фотосессию. У себя дома он собрал нескольких друзей, пригласил Галю в качестве модели и сделал на ее обнаженном теле красивую роспись в виде цветов, бабочек и птиц. Фотограф снял весь этот процесс и напечатал в своем журнале. Скандальность самой акции с обнаженным телом была усилена тем, что под фото художника была напечатана запрещенная в СССР поэма «Теркин на том свете» В. Твардовского. Все это привело в бешенство советскую власть и Миловской перекрыли весь кислород. Ей категорически не давали работать, несмотря на то, что с Запада ей приходили очень выгодные предложения. Так, владелица очень крупного модельного агентства Эйлин Форд сделала немало для того, чтобы подписать с Миловской контракт, она даже добилась того, чтобы в СССР было направлено письмо от президента Никсона. Но советская власть не дала возможности Галине поработать.

Эмиграция

Модель Галина Миловская была вынуждена начать думать об отъезде из страны. Ее эмиграция не была политической, она не раз подчеркивала, что в ее действиях никогда не было никакой антисоветчины, что она просто участвовала в интересных арт-событиях и ни в коем случае не боролась с системой. Организовать отъезд помог А. Брусиловский, он смог сделать ей вызов в Израиль. 14 апреля 1974 года она вылетает в Рим, где ее уже ждала Эйлин Форд. Она устроила участие Галины в конкурсе Галину преследовали фотографы, они удивлялись тому, что она ни разу не улыбнулась. Она тяжело переживала отъезд, думая о судьбе родни.

Карьера на Западе

Галина Миловская смогла встроиться в западный модельный бизнес. Она обосновалась в Лондоне, снималась для многих европейских журналов, часто бывала в Париже. Она не стала топ-моделью, но на достойную жизнь могла себе заработать. В это время она знакомилась с множеством людей, училась новому образу жизни, но всегда оставалась русской девушкой. Независимо от ее желания, ее карьера все-таки приобретала политический оттенок, ее даже называли «Солженицын в юбке».

Замужество

На одной из встреч в Париже Галина знакомится с банкиром Жан-Полем Дессертином. Уже через 15 минут он сделал ей предложение, и она приняла его. На следующий день пара расписалась в мэрии и уже более 30 лет они вместе. Галина Миловская, дата рождения которой (1949 год) является тщательно охраняемой ею тайной, считает своим новым днем рождения момент отъезда из СССР, когда она смогла в одно мгновение изменить всю свою жизнь. У пары родилась дочь, которая сегодня является одним из ведущих специалистов-этнологов по Гвинее.

Новая жизнь

Выйдя замуж, Галина отказалась от карьеры модели, она решила, наконец, получить образование. Она поступила в Сорбонну на факультет кинорежиссуры. Она состоялась в этой профессии, сняв несколько документальных фильмов, в том числе «Момент, когда приходят воспоминания» о жителях дома престарелых и «Эти безумные русские» о русских художниках-авангардистах, вынужденных покинуть родину в 70-х годах 20 века. И сегодня она снимает репортажи и небольшие сюжеты о русском искусстве на Западе.

Даже в годы советской власти, благодаря связям мужа, Миловской удавалось трижды посетить Родину в составе официальных делегаций. После перестройки она может регулярно встречаться с родственниками и бывать в России. Она даже представляла свой фильм на Ленинградском фестивале. Галина Миловская сейчас - успешная, самодостаточная женщина со счастливой судьбой.

На Западе советских моделей называли самым красивым оружием Кремля, ими восхищались и предлагали серьезные контракты. А в Союзе они получали 76 рублей в месяц и могли вылететь с работы из-за одной фотографии. Рассказываем, как сложилась жизнь самых известных манекенщиц Страны Советов.

Валентина Яшина


Первая настоящая советская звездная манекенщица. Яшина стала как бы предтечей модельного бума, который начался в 60-х. Она начала карьеру еще в 50-х, когда некоторые считали, что быть красивой – это не по-советски. На подиум выходила до 65 лет. Так что бабушки-модели – это совсем не современное изобретение.
В профессию Яшина пришла из оперетты. Закончив училище имени Глазунова, она уехала с первым мужем в Ригу, но громкий роман с партнером по «Сильве» поставил крест на сцене и браке. Чтобы не сидеть на шее у родителей, она решила попробовать себя в роли модели. И практически сразу поняла, что именно это ее призвание. Натуральная блондинка со шведскими корнями стала одной из прим Дома моделей на два десятилетия.

После прихода молодого поколения она не стала впадать в депрессию, а продолжала работать, пусть и не на первых ролях. Удачно сложилась и личная жизнь. Ее всегда окружали поклонники, самыми известными из них были Иосиф Кобзон и Николай Малахов. За последнего она в результате и вышла замуж.
В 1991 году Малахов умер и оставил ей квартиру на Тверской, дачу, две машины, но насладиться обеспеченной старостью ей не удалось. Сын и внук быстро прогуляли состояние, и она умерла в одиночестве и бедности.

Регина Збарская



Загадочная и одна из самых известных в мире советских моделей. Ее карьера началась в хрущевскую оттепель, а высшее достижение – участие в знаменитом первом заграничном показе Дома моделей одежды на Кузнецком. Тогда коллекция Веры Араловой произвела фурор, но не меньшего восхищения удостоились манекенщицы, которых советская делегация привезла с собой.
Збарская привлекла знаменитого модельера западной и совершенно несоветской красотой. Она очень быстро стала первой манекенщицей Дома моделей и попала в список на первую командировку в оплот западной моды – в Париж. Там ее ждала слава, всеобщий восторг, знакомство со звездами.


В прессе ее называли «самым красивым оружием Кремля» и советское руководство долгое время этим умело пользовалась. Она активно ездила по всему миру, снималась у известных фотографов. Но за всеми этими командировками она потеряла мужа, который ушел к другой красавице.
Пережив после этого депрессию и лечение в психиатрической больнице, она снова вернулась на подиум, но ей уже было 35 лет и царили другие модели. Былая слава растаяла, но она продолжала работать, пока не влюбилась в югославского журналиста. Увы, этот роман оказался для нее губительным. Журналист опубликовал книгу, в которой рассказал о том, что Збарская работает на КГБ и была любовницей чуть ли не всего ЦК.
После этого работать она смогла только уборщицей в том самом Доме моделей, в котором когда-то блистала. Но преследование бывшего поклонника, неудовлетворенность жизнью и неустойчивое психическое состояние привели к самоубийству.

Мила Романовская



Образ яркой блондинки в платье «Россия» в конце 60-х для многих в мире стал символом СССР. Изначально наряд готовили для Збарской, но именно на Романовской он производил на аудиторию самое ошеломляющее впечатление. На главном событии советского мира моды времен застоя – Всемирном фестивале, прошедшем в Лужниках – она стала неофициальной «Мисс СССР» по мнению иностранных гостей. И она первая совершила удачный рывок Запад.
Романовская попала на подиум случайно: однажды ее просто попросили подменить подругу, и она оказалась настолько гармоничной в этом амплуа, что тут же получила предложение о постоянной работе. Сначала в Ленинграде, а потом и в Москве она быстро вышла на первые роли, даже потеснив признанную приму – Збарскую. Вот только за этот успех пришлось заплатить разрушенным первым браком.


Романовская не долго оставалась одна, вскоре она выходит замуж за художника Юрия Купера и неожиданно в 1972 году вместе с ним эмигрирует в Израиль. Там она долго не задержалась. Очень скоро она оказалась в Лондоне, где много работала. Топ-моделью не стала, все же возраст давал знать, но востребована была. Пять лет ее рабочий график был настолько насыщен, что не было «окна» даже на встречу с мужем, с которым в результате тоже развелась.
Впрочем, свое личное счастье Романовская нашла практически сразу. Возвращаясь с прощального ужина в Англию, она встретила в самолете обаятельного лондонского бизнесмена. Сейчас сама ведет бизнес и много путешествует.

Галина Миловская



Советская «Твигги» и самая скандальная модель СССР. Ее звезда тоже взошла в 1967 году, когда молодую манекенщицу ВИАЛЕГПРОМа (Всесоюзного института ассортимента лёгкой промышленности и культуры одежды) заметили иностранные фотографы.
Произошло это на Всемирном фестивале моды, куда для приезжих европейских модельеров свезли самые лучшие коллекции и модели. Арно де Роне сразу предложил провести специальную фотосессию с Миловской для журнала «Vogue». Миловская до этого относилась к работе модели всего лишь как к интересному приработку, пока она учится в Щукинском театральном училище. Предложение известного фотографа открывало для нее совершенно другой мир.

Дело не в финансах: за съемки, разрешение на которые давало чуть ли не ЦК, она получила стандартную ставку, гонорар в валюте осел в бездонных государственных закромах. По идее, интерес иностранцев должен был открыть дорогу к заграничным командировкам, вывести на новый уровень.
К сожалению, для Миловской фотографии Арно де Роне обернулись катастрофой. Снимок, на котором модель сидит на Красной площади с широко раздвинутыми ногами, многие посчитали крайне вульгарным. Девушку изгнали с подиума и училища.
Самое удивительное в этой истории то, что заметили скандальную фотографию только после перепечатки в журнале «Коммунист». Подвергшись остракизму, модель приняла участие в совсем уж откровенной фотосессии: практически первой в Советском Союзе открыла боди-арт. Сразу после этого в 1974 году эмигрировала из СССР.
Карьера Миловской на Западе не сложилась, хотя ее достаточно долго продолжали снимать, но в топовые модели она не пробилась. Зато удачно вышла замуж за банкира, закончила Сорбонну и стала довольно известным режиссером-документалистом.

Татьяна Михалкова (Соловьева)


Прошлое Михалковой (Соловьевой) в Доме моделей все успели основательно позабыть. Собственно, в СССР профессия считалась настолько не престижной, что ее знаменитый супруг Никита Михалков долгое время предпочитал представлять ее как переводчицу. А между тем, хотя карьера ее на подиуме была короткой – всего пять лет – но она успела стать одной из самых ярких моделей Зайцева.
Главного советского кутюрье второй половины двадцатого века привлек в первую очередь ее классический славянский типаж. Благодаря последнему ей доставались многие наряды, в которых требовалось подчеркнуть национальные корни советской моды. Надо отметить, что руководство Дома Моделей специально подбирали в обойму основных выездных демонстраторов одежды разноплановые типажи. Но очевидно, что в «русских лицах» недостатка не было. Поэтому тот факт, что Михалкова выбилась в первые звезды – говорит о многом.

Сложно сказать, как бы сложилась у нее карьера, но она встретила своего принца. В 1972 году она знакомится с начинающим кинорежиссером Михалковым. Она не стала сразу уходить с работы. Даже будучи беременной первым ребенком она участвовала в показах. Но когда стало известно, что будет второй, она окончательно покинула подиум. Сама модель однажды призналась, что муж поставил ее перед выбором: либо он, либо работа манекенщицей. И даже собрал чемодан.
ПС. Без бантика ей было лучше.))

Леокадия Миронова



Советская модель, которую благодаря удивительному сходству сразу окрестили «Одри Хепберн». Хорошо известная в Европе, ей одной из первых начали предлагать солидные контракты, но сама Миронова долгое время была невыездной из-за репрессированного отца. Зато именно ее чаще всего брал с собой Зайцев, когда представлял продукцию Дома моделей внутри страны.
Сегодня Миронова больше известна благодаря тому, что первой начала рассказывать о неприятных моментах мира моды: низких зарплатах, несправедливом отношении и больших начальниках, которые могли потребовать близость. С последним ей пришлось столкнуться лично и даже пострадать из-за отказа. Незадачливый любовник тут же отомстил: модель отстранили от работы. Полтора года она вообще не могла устроиться. Любимая модель Зайцева голодала совсем не для сохранения фигуры, пока ее не взяли в Дом моделей в Химках.


Сейчас Миронова давно на пенсии, никогда не была замужем, живет в «хрущевке», но все равно изредка принимает участие в показах. Каждое ее появление на подиуме всегда сопровождается аплодисментами.

Елена Метелкина



Настоящая слава к Метелкиной пришла после выхода культового фантастического фильма «Через тернии к звёздам». Его создатели, Ричард Викторов и Кир Булычев, все никак не могли найти девушку на роль инопланетянки и тут им на глаза попался журнал мод с моделью с необычной, неземной внешностью. После выхода в прокат в Нийю влюбились все, а Метелкина стала мегазвездой.
Надо сказать, что до этого ее карьера не была очень уж успешной. Не поступила в Щукинское училище и ВГИК, пошла устраиваться манекенщицей. Как ни странно, в Дом моделей – главную кузницу советских топ-моделей – ее не взяли, тогда она легко устроилась демонстратором одежды в ГУМ, второй по значимости подиум страны.

Метелкина много работала и снималась. На страницах советских журналов мод она мелькала регулярно. Но тут появился Викторов и предложил ей сниматься. В Советском Союзе актрисы котировались намного выше моделей. Естественно, она тут же согласилась, ушла из ГУМа, и даже побрилась налысо. Казалось, сбылась ее детская мечта. Она даже встретила будущего мужа, ушла в Дом моделей к Зайцеву… Увы, на этом белая полоса закончилась.
Муж оказался аферистом, из-за интриг которого Метелкина чуть не лишилась квартиры, мать заболела, а отец покончил с собой. Роли на нее не посыпались, космическая внешность не вписывалась в киностандарты, а неурядицы выдавили ее и с подиума. Чтобы выжить она работала секретарем, воспитателем в коррекционном интернате, продавщицей в обувном магазине, менеджером на курсах иностранных языков.

Татьяна Чапыгина


Считалось, что именно у Чапыгиной идеальная внешность для советской женщины с точки зрения властей. В результате ее можно было увидеть практически во всех модных журналах, она регулярно мелькала на страницах «Работницы» и «Крестьянки». Может быть, вокруг нее не крутились толпы фотографов с Запада, но в СССР именно она была самой востребованной моделью.
Как и многие советские манекенщицы, Чапыгина даже не задумывалась о карьере на подиуме. Она закончила медицинский, но работать врачом не захотела и утроилась в санэпидемстанцию. Из чистого любопытства пошла на пробы в Дом моделей и там ее увидел Зайцев. Два года она работала только внутри страны, потом пробилась в состав «прим», которые представляли СССР в мире. Дальше ее карьера развивалась спокойно и без скандалов, наверно, именно поэтому ее сейчас редко вспоминают на ток-шоу.


Ушла из Дома моделей в 37 лет почти сразу после свадьбы. Будущий муж впервые увидел ее на показе, дождался его окончания и пригласил в кафе. Сейчас она домохозяйка, изредка дает интервью и до сих пор выходит на подиум во время «Недели моды» в Москве.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!