Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Древние города которые находились на территории месопотамии. Цивилизации древнего двуречья

География и природные условия Древней Месопотамии

Замечание 1

Месопотамия (Междуречье или Двуречье ) – обширная равнина в бассейне рек Тигр и Ефрат, протянувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Ефрата, - сегодня это в основном территория современного Ирака. Именно здесь, между двумя полноводными реками, родилась в середине третьего тысячелетия до нашей эры могущественная цивилизация.

Территория Междуречья делится на две части: Нижнюю Месопотамию (нижние течения Тигра и Ефрата, где русла рек сближаются) и Верхнюю (Северную) Месопотамию . Нижняя Месопотамия получила название Шумера, и тоже делилась на две части – южную, Приморье или собственно Шумер, и северную, Ки-Ури, впоследствии Аккад. Позднее за Нижней Месопотамией закрепиться название Вавилония.

Рисунок 1. Месопотамия и прилегающие земли в середине III тыс. до н.э.

Особенностью геополитического расположения Месопотамии было наличие двух очагов нестабильности. Первый, охватывающий север, северо-восток и восток региона, постоянно выдерживал атаки горцев. Второй, расположенный на западе и юго-западе на границе с Аравийским плато, подвергался набегам кочевых племен. Бедность страны металлом и деревом стимулировали развитие военной экспансии, а также внешней торговли, чему также способствовало расположение на открытом пространстве Ближнего Востока (сухопутные пути) и возле Персидского залива (водные пути в Аравию и Индию, сплавление по рекам).

Само название региона – Междуречье – свидетельствует о его уникальном географическом положении. Ефрат и Тигр берут свое начало на Армянском нагорье, и впадают в Персидский залив, сегодня сливаясь в одну реку – Шатт-эль-Араб, а несколько тысячелетий назад - двумя разными устьями. На подходах к заливу, реки образуют обширную заболоченную местность. Разливы Ефрата и Тигра зависели от таяния снегов на Армянском нагорье, и обычно приходились на март-апрель, однако не были стабильными, в отличии от Нила: реки пересекали разные климат ические зоны, а таяния снегов не всегда наступало в одно время.

Земли Месопотамии отличались необыкновенным плодородием: воды рек несли ил с растительными остатками и солями горных минералов, которые удобряли земли. Однако для того, чтобы в долине рек можно было заниматься земледелием, был необходим комплекс мелиоративных работ. Древнее население Междуречья боролось с засоленностью почвы, недостатком дождевой влаги, песком, надуваемым из пустыни, поднятием уровня вод рек. К слову, наводнения в Двуречье происходили часто, и именно здесь родилась легенда о всемирном потопе.

На Севере же Месопотамии орошение было естественным, но и там строились системы для снабжения полей водой – колодцы, бассейны, системы каналов.

Климат Месопотамии был неоднороден: на севере (зона сухих субтропиков) зимы были снежные, а весна и осень дождливые, юг был сухим и жарким.

Регион изобиловал глиной и природным асфальтом, камнем на севере, однако с наличием дерева и железа имелись проблемы; флора Междуречья была скудной. Античные авторы упоминают ивы, камыш, финиковые пальмы. Древние жители Междуречья выращивали виноград, фруктовые деревья, просо, полбу, ячмень, лен, чеснок, лук, огурцы, баклажаны, тыквы, бобовые. Фауна региона была богатой: в реках водилась в изобилии рыба, по берегам гнездились птицы, на равнинах множились дикие свиньи, ослы, быки, зайцы, газели, страусы и другие животные.

История

История Древней Месопотамии традиционно делится исследователями на два больших периода – доисторический и исторический , в рамках которых выделяются подпериоды, связанные с археологическими культурами на территории Двуречья и политическими трансформациями соответственно. Доисторический период, протяжённостью в три тысячелетия, охватывает становление и развитие трех археологических культур.

Первая из них, убедийская (от названия поселения эль-Убейд в Ираке), датируется от первого заселения территории Нижней Месопотамии (последняя треть V тысячелетия до н.э.) до начала $IV$ тысячелетия до н.э. Носители убедийской культуры расселились практически по всей территории Двуречья, строили храмы и города, но не имели письменность, поэтому можно говорить лишь о зачатках убедийской цивилизации. Вопрос этнической принадлежности убедийцев остается спорным: мнения исследователей разделяются – некоторые считают их шумерами, другие – представителями дошумерских племен. Большинство историков все-таки склоняются к гипотезе, согласно которой убедийская культура принадлежала протошумерам, о чем свидетельствуют заимствования в шумерском языке из более раннего, а собственно шумеры появились здесь в начале IV тысячелетия до н.э., и ассимилировал местное населения, создали следующую культуру – Урук.

Культура Урук (по названию городища Урук), отличается от предшествующей погребениями и керамикой, а также наличием первых месопотамских письменных памятников, которые представляют собой хозяйственные глиняные таблички с пиктографической письменностью. В конце $IV$ тыс. до н.э. на территорию Двуречья переселилась отдельная восточная ветвь семитов – аккадцев. Они заняли Северную Месопотамию, где обитали шумеры, и район Среднего Тигра. От первых, в результате смешения с шумерами, происходит народ вавилонян, а от вторых – ассирийцев, которые существовали обособленно с рубежа $III-II$ тыс. до н.э.

Определение 1

Джемдет-Наср (рубеж $IV-III$ тыс. до н. э) – эпоха, названная по имени городища, в котором был обнаружен архив, свидетельствовавший о дальнейшем развитии рисуночной письменности. Иногда Урук и Джемдет-Наср объединяют в один, «протописьменный» период».

С переходом шумер на систему словесно-слоговой письменности и рядом перемен в материальной культуре и социальных отношениях, начинается исторический период.

Первый протопериод – Раннединастический (конец $IV$ тыс. до н. э. – $XXIV$ век до н. э) – характеризуется развитием городов-государств; к этой эпохе относят масштабное наводнение, оставшееся в памяти месопотамцев как «великий потоп» (около $2950$ г. до н. э.).

Во время эпохи первых деспотий ($2316-2003$ гг. до н. э.) Нижняя Месопотамия впервые объединяется в империю под управлением династии Аккада ($XXIV – XII$ вв. до н.э.) и $III$ династии Ура, которая распалась под ударами амореев – семитских кочевников, и на территории Двуречья около трех столетий существовало множество самостоятельных царств.

Объединил Месопотамию лишь в середине $XVIII$ века вавилонский царь Хаммурапи, время правления этой аморейской династии, из которой и происходил царь, называется Старовавилонским периодом.

Время, когда власть в Вавилонии захватили горцы-касситы, и образовали там свою правящую династию, названо Средневавилонским периодом ($1595-1150$ гг. до н. э.).

Гегемонию касситов прервали следующие интервенты – эламиты, и период от падения касситской династии до захвата Вавилонии персами в $539$ г. именуется Нововавилонским периодом.

В $XIV$ веке до н. э., Ашшур, город-государство на крайнем севере расселения шумеро-аккадцев, подчинил себе ближайшие территории и превратился в Ассирийскую державу со своей периодизацией. Так, Среднеассирийский период начинается с образования государства и до нашествия в Месопотамию арамеев ($XVI – XI$ вв. до н.э.), Новоассирийский заканчивается уничтожением Ассирии Вавилоном ($XI – VII$ вв.до н.э.).

Синхронизированная периодизация истории Ассирии и Вавилона :

    Доисторическая эпоха :

    • Убейд ($VI-IV$ тысячелетия до н.э.);
    • Урук ($IV$ тысячелетие до н.э.);
    • Джемдет-Наср (рубеж $IV-III$ тысячелетий до н.э.).
  1. Историческая эпоха :

  • Раннединастический период ($XXX-XXIV$ вв. до н.э.);
  • Эпоха первых деспотий - Аккадской и Урской ($XXIV-XXI$ вв. до н.э.);
  • Старовавилонский-Староассирийский ($XX-XVI$ вв. до н.э.),
  • Средневавилонский-Среднеассирийский ($XVI/XV-XII/XI$ вв. до н.э.);
  • Новоассирийский ($X-VII$ вв. до н.э.) - Нововавилонский ($XII-VI$ вв. до н.э.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

" Основные черты и особенности Месопотамии "

Введение

Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами. Культура Месопотамии отличалась насыщенной культурной жизнью: письменность, научные изыскания, искусство, литература, архитектура - все это оставило нам множество памятников своей гениальности и отличительной неповторимости. Множество идей, открытий, записей, сделанных народами Месопотамии используются в наши дни и они без сомнения представляют большую важность для ученых многих областей.

«Месопотамия» - значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

1. Особенности культуры Месопотамии

Месопотамская цивилизация - одна из древнейших в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от "варварства" к цивилизации, создавая свой тип культуры. Исторические условия развития данного региона обусловили ряд характерных особенностей. Культура Месопотамии не является однородной по своему составу. В ее создании и становлении участвовали шумеры, вавилоняне, ассирийцы, хурриты, хетты, эламиты и другие племена.

Главными обитателями Месопотамии были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

В месопотамской цивилизации значимое место занимает урбанизация. В конце IV тыс. до н. э. только в области шумерского Урука существовало 112 мелких поселений и более 10 крупных городских центров. В III тыс. до н. э. вся Месопотамия покрылась густой сеткой городов. Это приводит к складыванию и развитию административного аппарата, жречества, созданию постоянного рынка, возникновению в городах широкой специализации ремесленников. Города в Месопотамии предстают как торгово-ремесленные центры. На протяжении всего периода древности происходит сосуществование первобытной и древней культуры. Некоторые племена и селения оказались стоящими в культурном отношении на этапе первобытности в конце периода древности. Особое место в Месопотамии сыграла письменность. Изобретенная шумерами клинопись является наиболее значимым в современном понимании достижением месопотамской культуры, т. к. именно по письменным памятникам существует возможность восстановления исторического прошлого Древнего Двуречья. Существование неясных представлений в религиозных воззрениях о загробной жизни и переселении душ способствовало тому, что для Месопотамии не характерно становление портретного искусства. Все изображения носят условный характер. Из-за особого географического положения особое место занимает материальная культура, это проявилось в становлении ирригационной системы.

2. Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия -- как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла -- ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами -- Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико -- неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров -- о сотворении мира, всемирном потопе -- оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах -- насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города -- богу Ану и богине Инанне. Оба храма -- прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах -- горельефы лежащих бычков. У входа в храм -- две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки -- зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик -- «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно,без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерская литература. Помимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.

3.Вавилония

географический месопотамский цивилизация

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них - Законы Хаммурапи -- стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святилище Мардука -- главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии.

Питер Брейгель Старших в 1563 г., вдохновленный образом Колизея, нарисовал Вавилонскую башню.Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии в астрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

4. Ассирия

Третья могущественная держава Месопотамии -- Ассирия -- возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии -- как и во всем Двуречье -- ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика -- этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.

5.Научные знания

Медицина. По своему содержанию медицина в Месопотамии была народной. Использовали в основном различные местные травы, животные продукты (жир, кровь, кости, молоко). В текстах не упоминается о каких-либо редких и дорогостоящих веществах. Медицинские инструменты использовались только самые простейшие: шпатели, металлические трубки, ланцеты. Хирургические операции практически не производились (исключая кесарево сечение). Жители Месопотамии верили в эффективность обоих способов, соединяющих и применение медикаментов, и использование магии. Между этими двумя способами не было четкого разделения: при использовании медицинского лечения использовали и магические процедуры, а при применении магических мер использовали и фармакопею. Магические элементы, применяемые практиком, состояли из коротких заклинаний, использовании магии чисел (7 капель лекарства). Об уровне месопотамской медицины оставил свое свидетельство Геродот: "Вавилоняне выносили своих больных на рынок для того, чтобы узнать у прохожих, какие бы средства они предложили для лечения".

Математика. Существовало 2 вида математических текстов: математические таблицы и так называемые "проблемные тексты". Они получили распространение в старо-вавилонский и селевкидский периоды (IV-I вв. до н. э.). Математические таблицы предназначались для умножения и деления. Они также перечисляют квадраты и кубы, извлечение корня, использовались при вычислении сложных процентов. "Проблемные тексты" содержат решение конкретных задач, либо перечислялось большое количество задач (число могло доходить до 200), перечисляются от простых до чрезвычайно сложных.

Астрономия. Что касается астрономии, то таких успехов как в математике месопотамцы достигли позже. Толчком для развития астрономии послужило введение в нее математических методов. Еще в шумерских текстах появляются названия звезд и созвездий: Луна, Солнце, Сириус, Венера, Большая Медведица, Плеяды (звездное скопление в созвездии Тельца). Во II тыс. до н. э. велись астрономические наблюдения за исчезновением и появлением Венеры из-за Солнца, но в основном это было связано с составлением астрологических прогнозов. Позднее стали производиться и конкретные наблюдения: вычислялось положение планет, Луны, затмения; указывалось полнолуние и новолуние; составлен зодиак и разработаны правила для точного расчета лунно-солнечного календаря; изучались планеты - Юпитер, Венера, Меркурий, Марс, Сатурн. Астрология. Основной источник астрологических текстов - библиотека Ашшурбанапала. Тексты подразделяются на 2 вида: астрологические отчеты, гороскопы. Предсказания затрагивали различные сферы. Однако нельзя утверждать, что действия конкретной личности производятся в точном предписании с предсказанием. Для предотвращения предсказаний появляются сложные ритуалы очищения, имевшие целью отражать зло. Иногда отмечалось и скептические отношения к предсказаниям, но такое мог позволить себе только царь. В качестве примера «Сказание о Нарам-Суэне»: "Подобно разбойнику, я буду поступать по своей собственной воле". В целом для развития науки в Древней Месопотамии необходимо отметить: ее практическую направленность; использование магических ритуалов и действий

Заключение

географический месопотамский цивилизация

В заключении, следует сказать, что культура Месопотамии, один из древнейших очагов человеческой цивилизации, который с полной уверенностью можно назвать высококультурной цивилизацией, достойной внимания современников.

Из жизни и деятельности народов Месопотамии можно сделать множество выводов и открытий, которые помогут в поиске своих идеалов и жизненных целей. Вклад, который они внесли в мировую культуру, никогда не будет забыт, и на протяжении долгих лет будет способствовать развитию культуры человечества.

С писок использованной литературы

1. Самуэль Хук. Мифология ближнего востока. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005г.

2. Культурология. Учебное пособие. - М.: Юнити, 2005г.

3. Цивилизация Возрождения. Жан Делюмо 2006г.

4.Путешествие в Древний Шумер. Майорова Н. 2010г.

5. Теория культуры. (Учебное пособие) Под ред. Иконниковой С.Н., Большакова В.П. 2008г.

6. https://www.livelib.ru/tag

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные (глобальные) типы цивилизации, их особенности. Сущность цивилизационного подхода к истории. Характерные черты политической системы восточного деспотизма. Особенности цивилизации классической Греции. Цивилизации в древности и Древняя Русь.

    реферат , добавлен 27.02.2009

    Постоянное чередование этносов, столкновения между различными общинами и богатый сплав культур в истории цивилизаций Ближнего Востока. Особенности культуры шумерской цивилизации. Религия и мир богов Древней Месопотамии. Мировоззрение: борьба добра и зла.

    презентация , добавлен 06.04.2015

    Общая характеристика становления и развития христианской цивилизации в Европе. Изучение процесса появления ислама и развития арабского халифата. Исследование условий развития средневековых Индии и Китая. Оценка цивилизаций доколумбовой Америки.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2014

    Бумага как один из наиболее распространенных материалов, знакомство с историей развития. Общая характеристика причин появления папируса. Рассмотрение способов получения пергамента, анализ этапов. Основные особенности производства бумаги в XX веке.

    презентация , добавлен 22.09.2013

    Древнейшая культура Месопотамии, высокие астрономические и математические достижения шумеров, их строительное искусство. Особенности географического положения государства. Труд жителей по строительству и расчистке каналов, основные земледельческие работы.

    доклад , добавлен 06.10.2013

    реферат , добавлен 16.03.2011

    Цивилизация как общество людей со своей культурой, законами, властью, предпосылки их появления и факторы развития. Общая характеристика и история возникновения самых известных древних цивилизаций: шумерской, египетской, греческой, индийской, китайской.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Основные черты развития цивилизаций Древнего Востока и Античности. Белорусские земли в период первобытности. Основные категории этногенеза. Доиндоевропейский и балтский этапы этнической истории Беларуси. Основные черты и периодизация феодализма.

    шпаргалка , добавлен 08.12.2010

    Основные черты становления и развития ранних отечественных цивилизационных центров Древнего мира. Понятие и характеристика неолитической революции. Особенности охраны памятников истории ранних отечественных земледельческо-скотоводческих цивилизаций.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2010

    Причины возникновения шумеро-аккадской цивилизации. Строительство в Месопотамии ирригационных сооружений, переход к систематическому орошению. Шумерская письменность, литература, строительство и архитектура. Оформление письменных законов в Месопотамии.

Долину между реками Тигр и Евфрат греки назвали Месопотамией, что в переводе означает Двуречье или Междуречье. Люди заселили Междуречье в глубокой древности.

По природным условиям Месопотамия напоминает Египет — постоянные разливы рек, жара, плодородная земля, удобная для обработки, отсутствие лесов и болота. Зимой начинались проливные дожди и разливы рек.

В Месопотамии возник один из древнейших мифов — о всемирном потопе.

Финиковую пальму жители Месопотамии называли «деревом жизни». Одно дерево давало до 50 килограммов фиников. Из ягод выжимали сок, похожий на мёд. Ствол дерева использовался и как топливо. Из финиковых косточек готовили муку для корма скоту. Эти же косточки использовали в кузницах в качестве топлива.

В Месопотамии жилые дома строились из глины и сырцового кирпича

В 4 тысячелетии до н.э. в Месопотамии возникли поселения шумеров. Они заселили Южную Месопотамию, которую стали называть Шумером. Северную часть территории, названную Аккадом, заселили кочевники-скотоводы — аккадцы. К концу 3 тысячелетия до н.э. они заняли всю Месопотамию, смешавшись с шумерами.

Занятия жителей Месопотамии

Главным занятием Месопотамии было земледелие. При ежегодных разливах Тигра и Евфрата на поля разносилась плодородная земля.

В Месопотамии было мало необходимых для хозяйства материалов — леса, металла, но выращивалось много зерна и скота. Поэтому жители Месопотамии занимались также торговлей. В обмен на зерно из соседних областей Закавказья и Ирана в Шумер доставляли серебро, медь, олово и драгоценные камни. Из Сирии привозили кедры.

В Месопотамии торговали различными ремесленными изделиями. Особенно ценились металлические изделия, украшения, оружие и гончарная посуда. В торговле применялись весовые металлические деньги в виде слитков серебра. Мера веса в Месопотамии называлась мина и равнялась 550 граммам серебра.

В 4 тысячелетии до н. э. шумеры изобрели одну из древнейших письменностей в мире — клинопись. Они писали заострёнными палочками по сырой глине. Шумеры также были искусными строителями и ремесленниками

Древние города-государства Месопотамии

Постепенно поселения земледельцев разрастаются, и в конце 4 тысячелетия до н.э.в Месопотамии появляются города У рук, Эриду Лагаш, Ур и другие. Их называют городами-государствами. Они состояли из самого города и прилегающей земледельческой округи. От имени верховного бога в городах правили жрецы, а храмы были местом поклонения богам. Древнейшие храмы Месопотамии представляли собой массивные многоступенчатые строения, сложенные из сырцового кирпича, — зиккураты.

Особо почитаемым был бог Солнца — Шамаш. Он считался верховным судьёй и судил людей за злые дела. Почитались также бог Луны — Сина, бог воды — Эа и богиня плодородия, любви, а также войны — Иштар.

В 3 тысячелетии до н.э. самым сильным шумерским городом был Ур. О его могуществе рассказывают находки из гробниц царей, обнаруженные археологами. Это золотые изделия, роскошное оружие, серебряная посуда.

Обширные земельные владения в Месопотамии принадлежали правителям и храмам. Поля обрабатывали рабы и свободные наёмные работники. Население, проживавшее в округе городов, имело свои небольшие земельные наделы. Бедняки, чтобы прокормить свою семью, работали в царских и храмовых хозяйствах.

В середине 3 тысячелетия до н.э. начинается возвышение Лагаша. К нему были присоединены многие города Шумера и Аккада.

Города Шумера были окружены оборонительными стенами. От основных ворот начинались улицы, которые вели к центральной площади, храму и ко дворцу правителя. Строительство велось из камня, сырцового и обожжённого кирпича. Храм в Лагаше был богато украшен статуями богов и героев Шумера.

Во время войн усиливалось влияние вождей. Постепенно они становились постоянными правителями. Их называли царями. Царь правил городом-государством при помощи чиновников, опираясь на знать, жрецов и армию.

Сказание о Гильгамеше

Самым любимым героем мифов Междуречья был Гильгамеш. Он был царём города Урука, но его жизнь впоследствии обросла множеством легенд.

Как гласит легенда, после рождения Гильгамеш а его дед, правитель страны, приказал сбросить ребёнка в пропасть, так как опасался, что внук отнимет у него трон. Но Гильгамеша подхватил орёл и отнёс его к садовнику, который воспитал мальчика. Став взрослым, Гильгамеш лишил деда власти и сам стал правителем Урука. Гильгамеш подружился с героем по имени Энкиду. Вместе они сражались со злыми чудовищами, за что боги наказали Энкиду, и он умер.

Возвышение Аккада

Города-государства постоянно воевали друг с другом. В результате этих войн правителем всего Двуречья стал царь Саргон I. Во второй половине 3 тысячелетия до н.э. он объединил под своей властью Аккад и города Шумера. Чтобы развивалась торговля, он ввёл единые для всех городов меры длины, площади и веса. Впервые в мировой истории он создал постоянное войско. Оно состояло из 5400 воинов и затем стало основой большой армии, которая помогла Саргону завоевать многие города и соседние страны. Он захватил морские торговые пути, ведущие из Месопотамии в Аравию, Иран и Индию. К концу своего правления Саргон I получил титул «царя четырёх стран света».

Однако единое государство просуществовало недолго. После смерти Саргона I оно распалось на многочисленные го рода-государства, которые продолжили борьбу друг с другом. Во 2 тысячелетии до н.э. Шумеро-Аккадское государство распалось под ударами кочевых племён.

История Древнего Востока Вигасин Алексей Алексеевич

Месопотамия (Междуречье)

Месопотамия (Междуречье)

Природные условия в низовьях Тигра и Евфрата трудно назвать особо благоприятными. Из-за гнилых болот район был опасен для здоровья. В древнейшую эпоху основные орудия труда изготавливались из камня и дерева, но здесь не было ни того, ни другого. Строительным материалом служили камыш и глина. Можно предположить даже, что первоначально население появилось здесь не по доброй воле, а было оттеснено сюда более сильными племенами. Но именно Нижнее Междуречье стало колыбелью самой ранней цивилизации Азии.

Ирригационная система Месопотамии имела несколько иной характер, чем в Египте. Долина Нила орошалась во время разлива великой реки, и основной заботой египтян было сохранение воды на полях до наступления времени сева: с помощью дамб они сооружали своего рода бассейны. В Двуречье же разливы Евфрата и особенно Тигра были нерегулярными, нередко бурными и порой затрудняли сельскохозяйственные работы. Местная система ирригации была основана на рытье каналов, по которым воду можно было подавать на поля. Постоянное орошение речной водой, быстро высыхающей под жарким южным солнцем, приводило к серьезной беде – засолению почв и последующему катастрофическому снижению урожаев.

В сельском хозяйстве Нижнего Двуречья, помимо зерновых и бобовых, важнейшую роль играла финиковая пальма: ее плоды ели сырыми и сушеными, из них варили пиво, древесина (впрочем, невысокого качества) шла на топливо и на постройки, а листьями покрывали крыши домов.

В III тысячелетии до н. э. здесь появляется письменность, что знаменует переход к цивилизации. Основным материалом для письма была глина – главное богатство страны. После того как значки перестали рисовать на мягкой глине, а начали выдавливать острым концом тростниковой палочки, их линии приобрели форму клинышков. Возникла система письма, которую по внешней форме знаков называют клинописью. Она постепенно распространилась по всей Передней Азии. Документы, написанные на глине, не подвержены тлению или гниению, они не горят, а, напротив, закаляются в огне пожаров. Благодаря этой счастливой случайности – выбору материала для письма – современные исследователи располагают бесчисленным множеством глиняных табличек или их фрагментов из стран клинописной культуры.

Письменные свидетельства позволяют узнать, какие языки были распространены в Передней Азии, какие народы обитали здесь в глубокой древности. Ведь народы бесписьменные для нас, как правило, безгласны и часто даже безымянны. Этнолингвистическая карта Передней Азии начиная с III тысячелетия до н. э. выглядела следующим образом.

Изобретателями клинописи были шумеры, обитавшие в Нижнем Двуречье. Не установлены родственные связи шумерского языка ни с одним из известных древних или современных языков мира. Судя по тому, что некоторые географические названия в этом районе не имеют шумерской этимологии, они могли быть заимствованы у местного «дошумерского» населения. Но связать этот гипотетический субстратный язык с каким-либо из тех, которые знакомы по письменным памятникам, не удается. Вполне вероятно, что и некоторые культурные достижения, которые мы склонны приписывать шумерам, на самом деле заимствованы ими у племен, первоначально заселявших низовья Евфрата и Тигра.

Клинописная табличка

К северу от шумеров, в Месопотамии и почти на всей территории Передней Азии, с глубочайшей древности жили племена, говорившие на семитских языках. Восточная группа этих языков представлена аккадским языком (с его диалектами – вавилонским и ассирийским), ближе к Средиземному морю распространены были западносемитские наречия амореев, финикийцев, арамеев, евреев. На семитских языках говорили и в Аравии. Само название «семиты» пошло от известного библейского генеалогического мифа, согласно которому все эти народы являются потомками Сима – одного из сыновей Ноя, спасшегося в ковчеге после Всемирного потопа.

Как уже говорилось, в далеком родстве с семитскими языками Передней Азии находятся языки Северо-Восточной Африки (древнеегипетский, берберо-ливийские, кушитские и чадские). Одно время последние объединяли в отдельную группу и называли хамитскими (по имени Хама – родного брата библейского Сима). Но сейчас ученые полагают, что специфической близости между этими наречиями Африки не существует, хотя все они по отдельности связаны родством с семитскими языками. Поэтому для обозначения данной лингвистической семьи название «семито-хамитская» изменили на «афразийская».

Ряд языков Передней Азии не входит в афразийскую семью. Например, ближайшие соседи шумеров – эламиты, жившие к юго-востоку от них, между низовьями Тигра и Персидским заливом, говорили на особом языке, отдаленные родичи которого обнаруживаются лишь на юге Индии. В Верхней Месопотамии и Закавказье издавна жило хурритоязычное население, создавшее во II тысячелетии до н. э. государство Митанни. Дальним (и не прямым) потомком хурритов были урарты, обитавшие в I тысячелетии до н. э. на Армянском нагорье. Хурритский и урартский связывают с некоторыми языками современного Кавказа (главным образом Дагестана).

В клинописных документах нередко упоминаются племена, относительно языка которых не сохранилось достоверных свидетельств. В таких случаях историк ощущает свою беспомощность: ведь это может быть либо иное наименование хорошо известной народности, либо совершенно новая, не известная науке этническая группа. Но бывало и так, что составитель древнего текста, не будучи специалистом – этнологом или лингвистом, в одном термине объединял группы, не имевшие между собой ничего общего ни по языку, ни по происхождению.

Исследователи пытаются увязать определенные археологические культуры, определяемые по материальным признакам (таким, как тип керамики, жилища, украшений, орудий труда), с носителями того или иного диалекта. Таким образом можно было бы выйти далеко за хронологические рамки, обусловленные появлением письменных документов (т. е. живых свидетельств разговорных языков). Изучая историческую лексику того или иного языка, ученые в состоянии реконструировать в общих чертах тип культуры народа, который на этом языке разговаривал. Скажем, обилие в языке терминов, связанных с разведением лошадей, заставляет искать носителей данного языка среди культур, знавших развитое коневодство.

Но, двигаясь по этому пути, следует соблюдать максимальную осторожность, ибо между археологической культурой и группой носителей определенного языка может и не быть однозначного соответствия. На близких наречиях могут говорить племена оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов, а сходные элементы материальной культуры – принадлежать носителям таких языков, которые не имеют между собой ни малейшего сходства. Несмотря на привычную в бытовом обиходе нечеткость употребления лингвистических и антропологических терминов, в научном исследовании их смешение недопустимо. Родство языков может быть строго доказано, но из этого вовсе не следует кровное родство всех носителей этих языков. Прекрасно говорящий по-английски темнокожий житель штата Нью-Йорк отнюдь не является потомком тех англичан, которые несколько веков тому назад осваивали Северную Америку.

Языки распространяются или умирают (последнее происходит не всегда вследствие физического истребления их носителей): история Древнего Востока дает тому множество примеров. Этнические группы порой неузнаваемо меняют свой облик, стиль жизни, одежду, занятия, религию, культурные и бытовые привычки, язык. Они смешиваются, дробятся, сближаются друг с другом или, напротив, расходятся. Народы не вечны (даже в странах Древнего Востока с его тысячелетней историей и устойчивыми формами жизни), но они в каком-то смысле и неуничтожимы: в генах людей, их языках, культуре сохраняется наследие немыслимо глубокого прошлого.

Из книги История сексуальных запретов и предписаний автора Ивик Олег

Клинописные запреты. Древний Ближний Восток. Междуречье Существует версия, что сексуальная история человечества началась в междуречье Тигра и Евфрата. Ведь именно здесь, на равнине, ограниченной двумя великими реками, Армянским нагорьем и Персидским заливом,

Из книги Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей] автора Динин Жаклин

Месопотамия Город-государство Вавилон. Ассирийцы. Навуходоносор. Наука в ВавилонеМесопотамия, плодородная земля между реками Тигр и Евфрат, где сегодня находится Ирак, была одним из первых мест, в которых люди стали селиться общинами (см. Древняя цивилизация/Первые

Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер Оскар

Книга I Египет и Междуречье

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Окско-волжское междуречье и его значение Под совместным действием изложенных условий, ботанических и гидрографических, с течением времени на равнине обозначился сложный узел разнообразных народных отношений. Мы уже видели, что Алаунское плоскогорье служило узловым

Из книги Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий [л/ф] автора Бацалев Владимир Викторович

Междуречье: бесконечная смена эпох Уже упомянутый в главе о Всемирном Потопе Леонард Вулли раскопал Смоляной холм - так арабы называли гору, где был закрыт от любопытных глаз великий Ур, город-государство, один из многих городов древней Месопотамии.Много блестящих

Из книги Засекреченная Курская битва. Неизвестные документы свидетельствуют автора Замулин Валерий Николаевич

«Держаться до последнего». Окружение советских войск в междуречье Северного и Липового Донца Когда знакомишься с боевыми документами соединений обеих сторон, действовавших в районе Прохоровки, создается впечатление, что боевые части, службы обеспечения и, конечно же,

автора Коллектив авторов

МЕСОПОТАМИЯ Месопотамия (Междуречье) - равнина в бассейне Тигра и Евфрата, протянувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Евфрата. Сейчас она в основном входит в состав Ирака. Весь этот обширный регион делится на две части: Нижнюю Месопотамию, лежащую в

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

МЕСОПОТАМИЯ Хронология III - середины II тысячелетия до н. э. опирается на царские списки в сочетании с историко-астрономическими расчетами, позволяющими точно датировать падение династии Хаммурапи 1595 г. до н. э. Средневавилонская хронология определяется в значительной

Из книги Фельдмаршал Манштейн - лучший полководец Гитлера автора Дайнес Владимир Оттович

Глава 7 В междуречье Днепра и южного Буга Верховное Главнокомандование вермахта, не сумев остановить Красную Армию на Днепре, планировало в конце 1943 г., опираясь на каневский выступ и никопольский плацдарм, отбросить ее за реку и восстановить сухопутные коммуникации с

Из книги История разводов автора Ивик Олег

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

автора Егоров Вадим Леонидович

Пруто-Днестровское междуречье Аккерман (Белгород, Маврокастро, Монкастро, ныне Белгород-Днестровский). Город находился на правом берегу Днестровского лимана, на развалинах древнегреческой Тиры. Археологическими раскопками вскрыты значительные по мощности наслоения

Из книги Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. автора Егоров Вадим Леонидович

Днестровско-Днепровское междуречье Сведения об оседлых населенных пунктах Золотой Орды в этом регионе крайне малочисленны и скупы. Это, однако, не означает, что их здесь не было, а свидетельствует о недостаточной археологической изученности района. Собранные к

Из книги Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. автора Егоров Вадим Леонидович

Волго-Уральское междуречье Обширный район между реками Волгой и Уралом представляет собой полупустынные и степные пространства, более пригодные для ведения хозяйства кочевого типа. Оседлое население в XIII–XIV вв. здесь было крайне редким, сосредоточиваясь почти

Из книги Социализм как явление мировой истории автора Шафаревич Игорь Ростиславович

§ 1. Месопотамия Государство в Месопотамии развилось из основанных на широком использовании ирригации хозяйств отдельных храмов, собиравших вокруг себя значительное число сельскохозяйственных рабочих и ремесленников. Такой тип организации жизни сложился в древнем

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

3. На старых шведских картах «Рим новый» действительно изображался на Руси, в Междуречье Оки и Волги Естественно ожидать, что если «античный» Рим действительно был основан на Руси и долгое время, в XIV–XVI веках, находился в Междуречье Оки и Волги, то, несмотря на

Лекция 3. Древние цивилизации

План:

1. Цивилизация Месопотамии

2. Египетская цивилизация

3. Индийская цивилизация

4. Китайская цивилизация

В IV-II тыс. до н.э. на территории от Средиземного моря до Тихого океана появляются первые в истории человечества цивилизации. Возникло несколько центров формирования древних цивилизаций, четыре из которых связаны с бассейнами крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхе. Независимо друг от друга шло зарождение цивилизационных структур и образование четырех речных цивилизаций Месопотамской, Египетской, Индийской и Китайской.

Одна из самых древних цивилизаций в мире возникла на территории Месопотамии в плодородной низменности между Тигром и Евфратом. Уже в IV тыс. до н.э. здесь начала развиваться ирригация. В Месопотамии имелись глина и природный асфальт, на севере встречались месторождения свинца, олова, железа, меди, в гористых районах много камня. В III тыс. до н.э. шумеры открыли бронзу. Финиковая пальма давала питательные плоды, но невысокую по качеству древесину. Здесь росли и другие фруктовые деревья, инжир, виноград, по берегам рек ива, камыш и тростник.

Основы цивилизации в Месопотамии заложили шумеры. К концу III тыс. до н.э. шумерское и пришлое семитское население смешалось, а аккадский язык постепенно вытеснил язык шумеров. В IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются в города-государства. Большую роль в развитии Шумерской цивилизации сыграл город Урук, расположенный на Евфрате. В IV тыс. до н.э. он являлся самым крупным городом Месопотамии.

Главное занятие шумеров - земледелие, основанное на развитой оросительной системе. В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Во всех городах Шумера существовали монументальные храмовые комплексы, имевшие важное общественное и экономическое значение. На рубеже IV - III тыс. до н.э. появляется письменность. Письмо в Шумере возникло сначала как пиктограмма. Затем широкое распространение получила клинопись, которая содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог.

Шумерская цивилизация создала ранние формы государственности. В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров, которые соперничали друг с другом.

В 2312 году до н.э. правителю Уммы Лугальзагеси удалось на некоторое время объединить весь Шумер. Затем последовали две попытки создания объединенного государства Двуречья при Саргоне Аккадском (2316-2361 гг. до н.э.) и при III династии Ура (около 2112- 2003 гг. до н.э.).

Объединив Аккад и Шумер, Саргон укрепил государственную власть. Саргону удалось создать единую ирригационную систему, которая регулировалась в общегосударственном масштабе. Саргоном впервые в мировой истории было создано постоянное профессиональное войско. Деспотически-бюрократическое правление Саргона создало целую армию чиновников, новую служилую знать, ряды которой не пополнялись. Деспотическая форма правления установилась в Месопотамии на тысячелетия, определяя специфику развивающейся здесь цивилизации.



Деспотия стала особой формой государственной власти во всех древних восточных государствах. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью. Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему.

Аккадское государство, ослабленное социальными противоречиями, рухнуло около 2200 г. до н.э. под ударами внешнего врага кутиев. Господство кутиев было недолговечным. На смену им в 2112 г. до н.э. пришла власть над Двуречьем города Ура, его III династии, наиболее заметный представителем которой был Шульги. Новое государство получило название «Царство Шумера и Аккада». III династия Ура пала под ударами внешних врагов, в первую очередь семитов-амореев. Воспользовавшись ситуацией, с востока вторглись племена эламитов. В 2003 г. до н.э. был уничтожен город Ур.

В Месопотамии выдвинулся и постепенно добился преобладания город Вавилон. Первый период - Старовавилонский охватывает время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н.э., когда Вавилонию покорили касситы. Второй период Средневавилонский (касситский) занимал более 400 лет касситского господства (1595-1158 гг. до н.э.). Третий период Нововавилонский связан с правлением халдейской династии, которое завершилось завоеванием Вавилона персами (626-538 гг. до н.э.).

В 1792 г. до н.э. шестым царем Вавилона стал Хаммурапи, который правил до 1750 г. до н.э. Политика Хаммурапи способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. Государственная власть Вавилонии являлась одним из классических образцов древневосточной деспотии. Управление страной было строго централизовано. В период правления Хаммурапи процветало земледелие, скотоводство, а также ремесло и торговля. Особое значение имела внешняя торговля, которую вели тамкары.

Население Вавилонии делилось на два класса свободных и рабов. Свободные люди делились на две категории, обладавшие различными юридическими правами: полноправные свободные граждане авилум и лица с ограниченными юридическими и политическими правами мушкенум, они не были членами общины, не имели недвижимой собственности и использовались для работ на царской земле. Подлинными рабами вардум в старовавилонском обществе были рабы-чужеземцы.

Хаммурапи создал первую в истории цивилизации законодательную систему. Законы Хаммурапи один из первых, наиболее детализированных сводов законов. Кодекс Хаммурапи включал 282 статьи законов. При наказании закон требовал следовать основному принципу назначения наказания таллиону, т.е. воздаянию равным за равное.

В 538 г. до н.э. царь персов Кир присоединил Вавилонию к могущественной Персидской державе, и она навсегда утратила свою независимость.

Итак, именно в Шумере в конце IV тыс. до н.э. человечество вышло из первобытности и вступило в эпоху цивилизации. Переход к цивилизации сформировал новое специфическое мировоззрение. Люди Месопотамии боялись смерти и стремились к полноте своего земного существования. В мировоззрении шумеров, а затем и аккадских семитов важную роль играло обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия, - неба, земли и воды. Единая система религиозных верований сложилась примерно ко времени III династии Ура. На небе правил Ану, на земле Энлиль, в мировом океане Энки. Верховным богом и творцом Вселенной считался Мардук. Каждый город и поселение почитали своего бога-покровителя.

Месопотамская цивилизация дала первый опыт подготовки образованных людей. Обучение строилось на копировании текстов самого разного назначения. В крупных храмах, дворцах правителей, в школах, а также у частных лиц создавались целые собрания глиняных книг своеобразные библиотеки. Большую роль в этом сыграла шумерская школа - эдуба, которая готовила писцов и землемеров.

В сокровищницу мировой литературы вошли Сказания и Гильгамеше, Поэма о страдающем праведнике, мифы древних шумеров и многие другие произведения.

Месопотамская архитектура создала оригинальные храмовые ступенчатые башни-зиккураты, воспоминания о которых сохранили библейские легенды. Население Месопотамии жило по лунному календарю, который имел свои отличия у каждого города-государства. После возвышения Вавилона вся страна перешла на календарь города Ниппура.

Основы научной мысли древности также были заложены в Месопотамии. Источником развития науки являлась хозяйственная практика царских и храмовых хозяйств. Значительны достижения Месопотамской цивилизации в области медицины. Символ месопотамской медицины змей (бог Нингишзида), обвивающий жезл, - сохранился в качестве эмблемы медицины и в наше время.

У Месопотамской цивилизации не было непосредственных преемников, хотя ее достижениями и ученостью воспользовались многие цивилизации мира.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!