Дописать мягкость согласных звуков обозначают следующие гласные. Как обозначается мягкость согласных на письме в русском языке
Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе-ние, интонация, слогораздел.
Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.
Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со-ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).
Гласные и согласные звуки
Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].
2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.
а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].
б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш ′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).
Примечания:
- у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
- звук [ш ′] обозначается на письме буквой щ;
- черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека — [ш ′ика], чаща — [чаш ′а], ванна — [ван а], касса — [кас а]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.
в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.
г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].
3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.
Обозначение мягкости согласных на письме
В русском языке мягкость согласных обозначается следую-щими способами:
1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.
Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со-гласных в следующих случаях:
а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе-лье — бе[л′йо];
б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);
в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго-ла), а также наречий: вскачь, навзничь.
2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].
3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:
- в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
- после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
- после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.
Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].
2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].
Памятка:
- Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
- Звуки [х], [ц], [ч], [ш ′] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
- Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
- Звуки [й], [ч], [ш ′] — всегда мягкие.
Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 .
При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.
Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):
1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове.
3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).
4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):
- характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без-ударный;
- характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.
5. Укажите количество звуков и букв.
Образцы фонетического
(звуко-буквенного)
разбора слова
(базовый уровень)
Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков
Чернеют — чер-нé-ют
ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый, звонкий
н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
[у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков
1. Прочитай выразительно.
- Объясни написание выделенных в словах букв. Спиши любое предложение.
- Произнеси все согласные звуки в слове апрель . Какой из них твёрдый, а какие - мягкие согласные звуки?
На солнышке согрелась ель
.
Подтаяла со
сна.
И
дёт апрель
, звенит ка
пель
.
В ле
су у нас ве
сна.
(3. Александрова)
2. Рассмотри предметы.
- Произнеси каждое слово-название предмета. Послушай, какими звуками они различаются. Какой из них твёрдый, а какой - мягкий согласный звук?
Вспомни! Твёрдые согласные звуки обозначаем так: [л], [к], [м], [з], а мягкие согласные звуки - так: [л"], [к"], [м"], [з"].
3. Прочитай каждую пару слов. Произнеси звуки, которые обозначены выделенными буквами.
- Какими буквами обозначена на письме твёрдость и мягкость согласных звуков [р], [р"], [в], [в"], [л], [л"], [м], [м"] в данных словах?
- Спиши слова, в которых первый звук -мягкий согласный.
4. Произнеси слова по их звуковым обозначениям. Скажи, что обозначает каждое слово.
[м"этр] [лыжн"а] [кл"он]
- Объясни, как ты будешь обозначать на письме мягкость согласных звуков в данных словах.
5. Прочитай.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами
Обрати внимание! Некоторые согласные звуки образуют пары по твёрдости-мягкости : [б] - [б"], [д] - [д"], ... .
- Произнеси каждую пару звуков. Одинаковой ли буквой они обозначены на письме?
- А теперь произнеси непарные согласные звуки. Какие из них твёрдые, а какие - мягкие?
- Догадайся, для чего в этой таблице даны буквы, обозначающие гласные звуки, и буква «мягкий знак».
6. Прочитай.
- Какая мысль выражена в стихотворении?
- Спиши первое предложение. Подчеркни в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война...
(Е. Трутнева)
7. Прочитай загадку. Отгадай её.
- Как узнать, в каких словах есть мягкие согласные звуки? Произнеси эти звуки.
- Спиши первое предложение. Подчеркни в нём буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
- Выпиши из загадки слово, в котором есть три мягких согласных звука. Подчеркни буквы, обозначающие эти звуки.
Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Т. Белозёров)
ре бя́та
8. Прочитай. Одинаково или по-разному надо читать букву «эль» в каждом слове?
- Распредели слова в две группы: в первую - слова, где буква л обозначает мягкий согласный звук, во вторую - слова, где буква л обозначает твёрдый согласный звук.
- Запиши слова, в которых буква л обозначает твёрдый согласный звук.
9. Прочитай.
На св..те есть кот..та -
Касьянка, Том и Плут.
И есть у н..х хоз..йка,
Не помню, как зов..т.
Сказала р..з хоз..йка:
«Схожу купл.. буква..,
Неграмотный кот..нок -
Невежда и дика..».
(И. Токмакова)
- Объясни, какие буквы пропущены в словах. Произнеси звуки, которые они обозначают.
Почему ударный гласный звук [а] в словах сказ..ла и хоз..йка надо обозначить разными буквами?
10. Прочитай выразительно.
На малютку сына
Нежно мать глядела;
Колыбель качая,
Тихо песню пела:
«Ай! уймись ты, буря!
Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет
Сладко в колыбели».
(А. Плещеев)
Запиши выделенное предложение. Подчеркни в словах предложения буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
1-й способ - посредством гласных 2-го ряда Сходство парных гласных
Цель: наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие через зеркало и без него).
1) Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции (каждой пары звуков):
2) Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч):
Соня, Аня, руки, знамя, космос, костер, утюг, память, поет, поэт, боксер, вилы, орех, весла, сильный, баян, салют, мыши, овес, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полет, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.
4) Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные:
Заяц спасся от волка.
Плыть вбурю опасно.
На ветке поёт чижик.
Козёл пошёл к ручью напиться.
Мы споём эту песнювдвоём .
Дуют сильные ветры.
5) Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные.
Различие парных гласных
Цель: тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху); упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.
При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично - с согласными л, с и др.
2) Упражнение в слухо-произносительной дифференциации твердых и мягких согласных:
а) изолированно: услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча):
б - б", в - в", г -г"и т.д. Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый;
б) в слогах (перекидывая мяч):
3) Выборочный диктант слогов (записывать только слоги, содержащие мягкий согласный):
а) са, се, лё,ре, му, ми, зя, фа, до,рё, ки, бо, ге, ты, те, ла;
б) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю...
мал - мял; лук - люк; мыл - мил; нос - нёс; вол - вёл.
5) Сопоставить по значению, произношению и написанию слова:
начинать - начинять; потомки - потёмки;
поток - потёк; слог - слёг.
6) Прослушать потешку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом; мягкий согласный с последующим гласным второго ряда - красным:
Я во двор вела вола.
За рога вола вела.
Я вела во двор, а вол
В огород меня завёл.
7) Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный.
Образец: ф" - фиалки, фикус, фигура, февраль, фильм...
Цветы у В-ли зав-ли.
Мы вчеригр-ли в пр-тки.
Сын гл-дит, как мама гл-дит.
Нади Д-ша ед-т кашу.
Юрбыл р-д, что попал в первый р-д.
У Пети ут-т-, у Вити кот-т-.
Я с-ду в с-ду.
Мы услыхали р-в кор-вы.
Брат прив-з целый в-з сена.
У Ал-ши новые гал-ши.
Л-ня л-вит рыбу.
У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка.
В р-ще светло от бер-з.
Отец послал Петна почт-.
Л-ся л-бит л-к.
Павл-ша ел спел-ю кл-кву.
Ил-ша водит в школЛ-шу.
Н-жно полить вишн-.
Дифференциация Ы - И
2) При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласную (ы или ы):
пир, бить, мыть, ты, спи, мы, мир, вы, сыр, писк, пыль, тир, визг.
3) Прослушать стихотворение.
ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ!
Что глядишь, корова,
Строго и сурово?
Мишка-лодырь через а
написал «карова».
Напишите вы
«Мишка» через ы.
Проучите Мишку -
Превратите в мышку.
Кошка мышку хвать -
Будет лодырь знать!
(С. Погореловский)
4) Ответить, как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный и заменить гласным ы:
нИтъ, пИлил, пилИ, вИли, вилИ, забИть.
6) Игра «Один - много» (с перекидыванием мяча).
Логопед называет имя существительное в единственном числе, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множественном числе и выделяет последний гласный звук - ы или и, например:
рама -рамы (ы), тетрадь - тетради (и), стена - стены (ы) и т.д.
7) Разложить предметные картинки в две группы по наличию в окончании гласного ы или и:
столЫ, комарЫ, сливЫ, кустЫ... яблокИ, грушИ, книгИ, спичкИ...
8) Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и:
У (лиса и белка) пушистый хвост. У (сосна и елка) зеленые иголки. У (береза и ольха) сережки. У (коза и овца) густая шерсть. У (сестра и бабушка) новые рукавицы.
а) Эти в-шн~, эти ел-в- саммсажал-.
Эти куст-кмал-нсампол-вал-.
б) У М-шж-лбел-е м-ш~. У Люсс-н-е бус-.На р-нке много гр-бов. Курсклевалзерн-шк-. Нельзя заг-батъ в кн-гах л-ст-. Ул-цпокр-тснегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несет в сумке д-ню.
10) Текст для графического диктанта:
Мы наловили много рыбы. Были тут ерши и окуни. Домой мы плыли в лодках. Наши мамы были рады. Они наварили нам ухи. Когда руки были вымыты, все сели за стол.
2-й способ - посредством буквы ь
1) Прочитать данные на доске слова, записать их в единственном числе. Отметить мягкость звучания подчеркнутых согласных, которая сохраняется и в единственном числе. На смену гласным второго ряда приходит в этом случае письменный специальный знак, не обозначающий никакого звука, - буква ъ (мягкий знак):
2) Прослушать стихотворение:
Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь -
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно:
Мягкий знак перечеркнуть -
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
(Е.Измайлов)
Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти пары слов в тетрадях.
Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь - хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне красивая ель. Мой брат разрешает брать его книги.
5) В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого на письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь (в срередине и конце слова):
8) Что произойдет, если из данных ниже слов исключить ь:
банька, полька, галька, зорьки, горьки?
9) Тексты для комментированного письма или графического диктанта:
а) Вчера был дождь. Таня гуляла без пальто. Теперь она больна. Тане больно глотать. Ей нельзя вставать.
б) У Юры корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство. Юра лег в постель. Теперь весь день мать возле больного сына.
10) Запомнить со слуха потешку; повторить ее хором; записать под диктовку:
У пенька опять пять опят.
Подчеркнуть согласные, мягкость которых обозначается вторым способом.
Согласные звуки в русском языке имеют несколько признаков, влияющих на их произношение. К одной из таких характеристик относится твердость/мягкость.
Своеобразие мягких согласных
Мягкие согласные, в отличии от твердых, произносятся более сглаженно. При их артикуляции язык чуть приподнимается (начинает напоминать дугу или своеобразный "мостик"), а кончик его упирается в основание нижних зубов.
Для большинства консонантных (т.е. согласных) звуков русской речи мягкость является парным признаком. Каждому твердому согласному соответствует похожий на него мягкий. Например:
- [б]/[б"];
- [м]/[м"];
- [з]/[з"];
- [д]/[д"];
- [ф]/[ф"].
Среди всех согласных пар по описываемому признаку не имеют лишь шесть звуков. Одни из них являются всегда мягкими (это [й], [ш"], [ч"]). Другие же всегда бывают твердыми (к этому типу относятся [ц], [ш], [ж]).
Главной особенностью мягких согласных является то, что они влияют на правописание слов. Именно с этим типом звуков связаны такие известные орфограммы, как написание сочетаний жи/ши с буквой И или сочетаний ча/ща с буквой А.
Обозначение мягкости согласных в письменной речи
Когда мы говорим, отличить мягкие согласные от твердых достаточно легко, благодаря особенностям их артикуляции. На письме же разобрать, где мягкий звук, а где твердый, иногда очень тяжело. Для этого в русском языке были введены несколько правил по особому обозначению мягких звуков на письме.
Первый и наиболее очевидный способ их выделения - постановка рядом мягкого знака. Если он следует сразу за согласным, значит, он является мягким. С этим связано ещё одно орфографическое правило русского языка - написание без мягкого знака сочетаний -чк-, -щн-, -чн-, -рщ- и т.д. (ведь звуки [ч"] и [ш"] всегда являются мягкими и дополнительно обозначать этот их признак не требуется).
Также мягкость на письме обозначается с использованием нескольких гласных букв. К ним относятся:
- И, и.
- Е, е.
- Ё, ё.
- Ю, ю.
- Я, я.
Если согласный расположен перед одной из перечисленных букв, он точно будет мягким (например, кит - [к"ит], песня - [п"эс"н"а], люди - [л"уд"и], клён - [кл"он].
Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.
Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название - твёрдый .
Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.
Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.
Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе - с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово - НОС .
Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
ряд - звук [р’] - рад - звук [р]
люк - звук[л’] - лук - звук [л]
Рис. 3. Лук ( )
мял - звук [м’] - мал - звук [м]
Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи - буквами, но в особых квадратных скобках - в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
Большинство согласных звуков образует пары по мягкости - твёрдости:
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:
Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].
Выполним задание: укажем парный звук.
[з] - ? [ж] - ? [р’] - ? [ч’] - ? [с’] - ? [л] - ? Проверим правильность выполнения задания: [з] - [з’]; [р’] - [р]; [с’] - [с]; [л] - [л’]. [ж], [ч’] - непарные по мягкости-твёрдости звуки.
На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее - знак мягкий , для мягких согласных звуков.
Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:
Слышу твёрдый согласный звук - пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком - обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком - мягкость показываю Ь.
Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
Дополнительные веб-ресурсы
- Гипермаркет знаний ()
- Русский язык: краткий теоретический курс. ()
- Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()
Сделай дома
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
- Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка - 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
- Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.