Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Дипломатическая служба византии. Понятие дипломатии, и ее роль в международных отношениях и международной политике


Дипломатическое искусство - понятие емкое. В широком смысле оно предполагает грамотное ведение внешнеполитических дел. Чем точнее рассчитан международный курс государства, тем больший простор открывается для успешных дипломатические акций. В то же время качественные, искусные действия дипломатии умножают внешнеполитические возможности государства. В более конкретном плане под дипломатическим искусством понимается умение в совершенстве пользоваться всем арсеналом возможностей, уже накопленных дипломатией. И в то же время, что, пожалуй, особенно важно, - это способность идти непроторенными дорогами, находить новаторские решения, открывать новые горизонты и в дипломатии, и во внешней политике.

Обратимся в этой связи к незаурядному международному событию последнего времени - харьковским договоренностям между Россией и Украиной. Известно, что предыдущее, так называемое «оранжевое» руководство Украины в течение ряда лет упрямо и нарочито искало ссоры с Россией. Вопреки логике и здравому смыслу, вразрез с собственными интересами и заодно в ущерб интересам российским. Это накапливало недоумение и недовольство народов и России, и Украины. Требовалось переломить пагубную тенденцию. Действием ярким, отвечающим чаяниям общественного мнения двух стран, значимым и за их пределами. Такое действие нашло свое выражение в виде взаимосвязанного решения одновременно двух насущных и чувствительных проблем - будущего Черноморского флота Российской Федерации и снабжения Украины газом. Для отношений между двумя странами, для укрепления безопасности в обширном регионе открылись новые перспективы. То, чего достигли в Харькове президенты Д.Медведев и В.Янукович, стало масштабным международным свершением, демонстрацией высокого дипломатического искусства.

РАССМОТРИМ некоторые частные аспекты темы о дипломатическом искусстве. Дипломатическое искусство - это, как правило, интеллектуальный подвиг , несущий не всегда очевидное, но убедительное решение. Обратимся в качестве примера к тому, как была урегулирована непростая ситуация, сложившаяся в самом начале деятельности Совета Безопасности ООН.

Проблема состояла в следующем. В соответствии с Уставом ООН решения в Совете Безопасности ООН принимаются, как известно, квалифицированным большинством: чтобы быть одобренными, они должны получить голоса не менее 9 из 15 членов Совета. Особым правилом, записанным в Уставе ООН, является то, что решения Совета Безопасности ООН по любому вопросу, кроме процедурных, считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее девяти членов Совета Безопасности, «включая совпадающие (курсив мой. - Ю.Д. ) голоса всех его постоянных членов», - то есть в то время, о котором идет речь, - СССР, США, Англии, Франции и Китая. Это правило, получившее название принципа единогласия, оказалось на практике чрезмерно жестким. Лишая постоянных членов Совета даже такой гибкости, как возможность воздерживаться при голосовании, оно угрожало парализовать деятельность этого органа. Выход из положения был найден в 1946 году представителем Советского Союза (им был А.А.Громыко) при рассмотрении проекта резолюции 4, касавшейся Испании.

Советский Союз не считал возможным проголосовать за эту резолюцию. Вместе с тем он не хотел и подавать свой голос против нее. Поэтому представитель Советского Союза при голосовании воздержался, но сделал заявление о том, что неподача его совпадающего голоса в пользу предлагавшегося решения не должна рассматриваться как препятствие к принятию резолюции. Решение было принято. Это было нововведение, прецедент, которым пользуются и поныне и которое с учетом его значимости могло бы быть названо «поправкой Громыко к Уставу ООН». Добавим к этому, что начиная с 1971 года в практике Совета Безопасности стала применяться процедура неучастия постоянных членов Совета Безопасности в голосовании, что не препятствовало, однако, принятию решения. Необходимость совпадения голосов постоянных членов Совета Безопасности понимается в настоящее время как отсутствие со стороны кого-либо из них голосования против. Казалось бы, А.А.Громыко поднял руку на святая святых - Устав ООН в букве своей категоричный, - но его предложение получило одобрение как не противоречившее сути Устава и отвечавшее интересам всех.

ВОСХОЖДЕНИЕ на дипломатический олимп - к причастности к большим дипломатическим событиям - путь обычно длинный и сложный, но не только на высоких уровнях возможны и полезны дипломатические удачи . Поясню примером. Свою дипломатическую работу я начал в нашем посольстве в Париже. Оказался там поначалу в качестве одного из слушателей Курсов усовершенствования иностранных языков, впервые посланных в те времена на практику за рубеж. Присмотревшись к нам, тогдашний посол во Франции С.А.Виноградов четверых из нас пригласил стать сотрудниками посольства - стажерами. Я с радостью на это согласился. Но поначалу самое глубокое огорчение вызвало то, что определен я был в культурную службу. Еще бы! Одному из моих сотоварищей был доверен реферат по Алжиру. Разгоравшаяся там война все больше заполняла политическую жизнь страны - только и разговоров, что о ней. Другой, преисполненный серьезности, рассуждал о будущем французской экономики - так ему и было предписано, поскольку он попал в экономическую группу. А меня вот бросили на какие-то культурные связи, что-то эфемерное, потому что их, в общем-то, тогда еще надо было создать. Все во мне протестовало и бродило, как это, видимо, происходит с молодым вином, только что разлитым по чанам для ферментации. Правда, еще один, четвертый сокурсник вообще попал в протокольную службу, но какое утешение от беды товарища? (Кстати, это тоже было поверхностным восприятием протокольной службы.)

Но колесо закрутилось. В мои функции входили встречи с культурной элитой Франции, общение с интеллигенцией различных направлений и взглядов. Долгие и свободные разговоры с ее представителями, в том числе зачастую и в домашней обстановке, раздвигали возможности познания страны, позволяли увидеть неизмеримо больше, чем может дать любая заорганизованная беседа, знакомство с секретными справками или чтение пусть даже самых толстых фолиантов. Помимо личного интереса это несло и профессиональную пользу, о чем и хочу рассказать применительно к теме данного очерка.

Итак, как-то во второй половине дня посол в спешном порядке собрал у себя весь дипсостав. Был позван и я. Задание из Москвы! Срочное! Важное! Там получено обращение к советскому правительству группы общественно-политических деятелей Франции. По гуманитарному вопросу. Требуется быстро сообщить в центр характеристики, дать политический портрет тех, кто подписал обращение. Это была одна из первых ласточек трудного диалога по правам человека, и в Москве, видимо, придали короткому обращению большое значение: ответ необходимо было дать в тот же день. Многих из подписавших в посольстве знали не более как по имени, других не знали вообще. Стали судить-рядить, где добыть справочники, из которых можно было бы наскрести что-то для ответа. Но выяснилось, что и со справочниками не густо. Посол был категоричен: «Ищите, где хотите, листайте газеты, забирайтесь в «Ларусс» (энциклопедический словарь), но задание должно быть выполнено».

В том собрании я по чину был с самого краю, но все же решился предложить заехать к двум-трем моим знакомым интеллектуалам и по-дружески поговорить с ними. Мне с ходу была выделена машина. Через три-четыре часа несколько страниц рукописного текста легли на стол Виноградова. Там было все необходимое. Посол вновь собрал всех получивших задание. Они принесли ему собранные ими нехитрые крупицы книжной мудрости - даты рождения (не всех), титулы и положение (не каждого) и кое-что еще, как правило, безликое... К написанию проектов шифротелеграмм я допущен еще не был. Это сделали старшие товарищи, которым и передал посол мои листки.

Стечение обстоятельств? Возможно, но не совсем. Поясним. Перед выездом во Францию группе молодых людей (у них уже было законченное высшее образование после учебы в МГИМО), в которую входил и я, был прочитан на французском языке специальный курс по истории, литературе и искусству Франции. В Париже мы несколько месяцев проучились в Сорбонне. К тому же я стремился на все происходящее в стране, в том числе и на наши культурные отношения, смотреть шире, чем организатор гастролей, концертов и прочих культурных мероприятий, да и вообще в моих устремлениях было желание совершить что-то не совсем заурядное. Все это - зачатки таких качеств и чувств, как общая культура, эрудиция, профессиональная подготовка, порыв, - качеств весьма полезных для того, чтобы стечение обстоятельств могло превратиться в удачу.

Добавим к этому еще одно соображение, которое представляется особенно важным для начинающих дипломатов. Суть его в следующем. Повседневные служебные занятия дипломата включают, как правило, много так называемой черновой работы. Это сбор и классификация фактов, составление досье, переводы, составление хроники событий, подбор высказываний по тем или иным темам и многое, многое другое. Это может представляться, и не без оснований, по меньшей мере не очень привлекательным и вызывать вопросы о том, когда же наступит черед настоящей дипломатической работы. Вместе с тем без такой черновой работы не создать задела, основы для дипломатической работы вообще. Далее, из такой черновой работы, то есть глубокого, кропотливого, предметного изучения происходящего в международных делах, нередко рождаются предложения о важных дипломатических акциях. Для этого, конечно, полезно и к работе черновой подходить со всей серьезностью, не замыкая, разумеется, при этом на ней свой кругозор и свои устремления.

Итак, классический путь решения возникающих в дипломатической практике проблем может состоять из суммы хорошо известных операций. Нужно собрать побольше информации, проверить и перепроверить ее, затем как можно глубже ее проанализировать. Спрогнозировать возможное развитие событий. На основании всего этого рассчитать один или несколько вариантов действий и действовать. Вопрос только в том, охватывает ли это всю сложность обстоятельств, с которыми приходится сталкиваться дипломату. Думается, что ответ будет отрицательным. Что же тогда?

Посмотрим, что на этот счет пишет такой корифей дипломатии, как А.А.Громыко. «На любой встрече, - читаем мы, - многосторонней или двусторонней, играет свою роль и такой старый, незримо присутствующий «советник», как политическая интуиция . А ее нельзя облечь ни в какие строгие формулы. Профессиональная подготовка и опыт - друзья интуиции. В известном смысле это качество является таинственным, подобным тому, которое присутствует в работе, скажем, художника или человека, занимающегося любой другой творческой деятельностью. Казалось бы, люди одной творческой профессии делают в определенном смысле одно и то же: рисуют, ваяют, пишут, а результаты у них получаются разные. У одного - заслуживающие восхищения, у другого - «не ахти». А то и скверные».

В «Словаре русского языка» насчет интуиции сказано: «Безотчетное, стихийное, непосредственное чувство, основанное на предшествующем опыте и подсказывающее правильное понимание».

Казалось бы, остается после этого рассказать, как ее, интуицию, применять, и это оружие дипломата можно будет пускать, как говорится, на поток. Но тут может возникнуть загвоздка, потому что люди, даже познавшие пользу использования интуиции, скорее всего, о своем опыте будут говорить очень по-разному уже потому, что интуиция - качество очень персональное. И мы поэтому сделаем акцент на примере из собственного опыта.

Дело было при подготовке хельсинкского Заключительного акта. Последней крупной проблемой, стоявшей на пути одобрения проекта этого документа перед передачей его на подпись руководителям государств-участников на их встрече в Хельсинки, была кипрская. Суть дела заключалась в том, что в конце марта 1975 года, то есть когда подготовка проекта Заключительного акта в Женеве после почти двухлетней работы была близка к завершению, делегация Турции поставила под сомнение правомочность кипрской делегации представлять Республику Кипр на Совещании. Свою позицию Турция аргументировала тем, что эта делегация представляет не государство Кипр, а только греческую общину. Из такой посылки делался вывод, что нельзя обойти молчанием серьезную проблему возможного незаконного участия руководителей греческой кипрской общины или их представителей на встрече глав государств и правительств в Хельсинки. При этом было заявлено, что «если не в самое ближайшее время, то, по крайней мере, до окончания женевского этапа Совещания должны быть приняты во внимание в интересах успешного завершения нашей работы серьезные осложнения, созданные этой проблемой».

Диспозиция, таким образом, была развернута. Речь шла о том, что Турция будет возражать против участия Президента Кипра архиепископа Макариоса в работе третьего, основного этапа Совещания в Хельсинки, и этот вопрос она предлагала рассмотреть и принять по нему решение до окончания женевского этапа, ставя в зависимость от этого одобрение проекта Заключительного акта. Вместе с тем Макариос твердо решил участвовать в работе встречи в Хельсинки лично. Делегация Греции со всей энергией поддерживала Кипр. Кости, как говорится, были брошены. Совещание оказалось в деликатном положении. Конфликт нарастал и принимал затяжной характер. Без жарких схваток по этой проблеме не обходилось ни одно серьезное обсуждение, связанное с окончанием Совещания. Причем каждая из сторон стремилась к принятию Совещанием решения в ее пользу, но ни одна из попыток сформулировать какое-либо решение не проходила. Наша делегация исходила из принципиальной позиции Советского Союза в пользу территориальной целостности и независимости Кипра, поддержки его законного правительства. Вопрос о представительстве Кипра мы считали искусственным, полагая, что он должен быть решен самим правительством Кипра. Позицию свою мы не скрывали, но стоило нам сказать хоть слово в этих дискуссиях, как число участвовавших в них незамедлительно расширялось за счет представителей какой-нибудь из натовских стран, что было делом привычным по тем временам. Развязки это не несло.

Напряжение достигло высшего пика, когда в ночь с 21 на 22 июля кресло председателя заседания занял автор данной статьи. Мы вновь в который раз оказались лицом к лицу с кипрским вопросом. Время - далеко за полночь. Усталость делегаций очевидна. Но дискуссия вокруг этой проблемы вспыхивает с той же силой, как десять, двадцать, множество раз до этого. Представитель Турции... Представитель Кипра... Представитель Греции... Кто-то еще. Не может, не должно быть даже попыток приостановить эту столь обычную перепалку. Любая такая попытка председателя вызовет удар по нему со стороны той делегации, которая сочтет себя ущемленной. Я ограничиваюсь стандартными фразами - «слово предоставляется уважаемому представителю...», «благодарю уважаемого представителя...» и т.д. В то же время у меня нарастает напряжение: рано или поздно все желающие выговорятся. Воцарится молчание. У всех в который раз встанет вопрос: «А как же быть? Где развязка? Где выход из тупика, блокирующего окончание работы?» Хорошо, если кто-нибудь вдруг предложит проект решения (наконец-то), с которым согласятся конфликтующие стороны. Но почему это должно случиться в эту ночь, если не случилось в течение многих предшествующих месяцев работы? Надежды никакой. Скорее всего, в той тишине, которая последует за схваткой, взоры всех устремятся на председателя, ожидая, что, может быть, избавление придет от него. Но у меня нет никаких заготовок. Потому что ни наша делегация, никто другой при всех их долгих усилиях так и не смогли придумать ничего, дающего выход.

Жадно вслушиваюсь в перебранку делегатов в расчете уловить хоть какой-то новый поворот мысли, какой-то сигнал, ухватившись за который можно было бы составить какой-нибудь текст, способный получить консенсус, то есть одобрение. Но ничего подобного не происходит. Известные непримиримые позиции. Все тот же набор аргументов. Ситуация, которая рискует через какое-то количество минут превратиться в стандартный эпилог: «Никакого решения не найдено, вопрос остается в повестке дня, следующее заседание состоится...» И тогда опять конца Совещания не видно. Печально. С этим не хочется мириться... И вот наступает тишина. Оглядываю зал. Никто больше не просит слова. Предложений тоже нет. Объявить перерыв? Скажем, минут на 30. Но на часах начало четвертого утра. Делать подобное предложение в таких условиях было бы обоснованно только тогда, когда есть надежда, что перерыв что-то принесет. Но откуда она, эта надежда? Нет, лучше постараться разрубить узел с ходу. Пусть даже необычным способом. Пододвигаю микрофон. (В действие вступает интуиция.) Говорю: «Уважаемые коллеги. Все вы слышали все, что здесь только что было сказано». Пауза. Тишина. Кто же с этим не согласится? Эта фраза становится как бы констатирующей частью решения. Продолжаю: «Предлагаю перейти к следующему пункту повестки дня». Это, как предполагается, должно стать резолютивной частью решения.

Дело в том, что принятие в подобных условиях решения о переходе к следующему вопросу означает, что рассматриваемый вопрос повестки дня (в данном случае кипрский) Совещание считает исчерпанным и закрывает его. Председательский молоток уже занесен на виду у всех. Я опускаю его через несколько секунд, потребовавшихся для того, чтобы мои слова были переведены синхронными переводчиками. Полная тишина в зале сменяется нарастающим шумом. Застывшие было делегаты приходят в движение. Я еще в напряжении. Нет ли поднятой руки с протестом против такого решения, вернее, против такой развязки остроконфликтной ситуации, не оспаривает ли кто, что консенсус был и решение принято? Нет, гул в зале - это гул одобрения. Последнее препятствие к принятию проекта хельсинкского Заключительного акта было устранено, что и было тотчас же сделано по моему предложению на этом, оказавшемся последним заседании второго подготовительного этапа. Тем самым руководителям государств и правительств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был открыт путь в Хельсинки. Таким образом, интуиция, то есть то самое безотчетное чувство, способное подсказывать правильное решение, или, применяя терминологию А.А.Громыко, «незримо присутствующий «советник», сработала. Выводы я предлагаю каждому из читателей делать самому.

НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ в дипломатии - информационно -аналитическое обеспечение . Международное сообщество накопило в этом огромный опыт, имеющий интернациональное значение. Вместе с тем у разных стран сохраняются и свои особенности. Французы, например, с их картезианской системой мышления склонны подчеркнутое значение придавать сопоставлению данных, их системному осмысливанию, логическим заключениям. Они не без настороженности относятся к чрезмерной вере американцев в разведданные. Вот, например, случай из практики одного из крупных дипломатов и государственных деятелей Франции М.Кув де Мюрвиля. Как блестящий представитель французской дипломатической школы, Кув де Мюрвиль придавал большое значение изучению фактов, логическим выводам. Как-то в неофициальном разговоре со мной он в ироническом ключе проиллюстрировал примером из своей деятельности отличие в этом отношении американской методологии от французской. Случай имел место в бытность Кув де Мюрвиля послом в Вашингтоне. В воскресный день он играл за городом в гольф, когда специальный посыльный тогдашнего госсекретаря Джона Фостера Даллеса передал ему просьбу срочно приехать в Госдепартамент. Даллес рассказал Кув де Мюрвилю, что Насер, руководитель Египта тех лет, обратился к США с просьбой о предоставлении кредита на строительство на Ниле Асуанской плотины. Но Вашингтон денег Насеру давать не хотел.

Вы были послом в Каире, - сказал госсекретарь. - Как вы думаете, что предпримет Насер в ответ на наш отказ?

Он национализирует Суэцкий канал, - с ходу ответил Кув де Мюрвиль. Даллес воспринял такой прогноз как невероятный, замахал руками и распрощался.

Как известно, все произошло так, как предполагал Кув де Мюрвиль. Пикантность истории состояла в том, что, когда Насер действительно объявил о национализации Суэцкого канала, Даллес, как рассказали французскому послу, воскликнул: «Какая же сильная разведка у этих французов!» Дело, разумеется, было не в разведке, а в глубоком понимании Кув де Мюрвилем обстановки в Египте, его политики, в умении Кув де Мюрвиля прогнозировать развитие событий. Для надежного использования отдельные факты требуют аналитического осмысливания, а предположения логического характера нуждаются в подтверждении фактами.

В САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ российская дипломатия находится на подъеме, прокладывает пути нового взаимодействия с внешним миром в новой исторической эпохе. Отметим хотя бы такие достижения, как уже упоминавшиеся договоренности с Украиной, подписание Договора СНВ-3, развязка сложных проблем с Польшей. Продвигается вперед и самая крупная международная инициатива нашей страны - предложение Д.А.Медведева о заключении Договора о европейской безопасности. Роль России в международных делах возрастает. Применительно к данному очерку, уместно отметить, что эти успехи, помимо их политического значения, несут новизну и в дипломатическом искусстве. Так, с заключением Россией договоров с Украиной и США в арсенал дипломатии введено такое понятие, как «синхронная», одновременная ратификация соглашений, которые должны проходить через такую процедуру для их введения в действие. Эта новелла уже продемонстрировала свою эффективность при ратификации договора между Россией и Украиной, и сейчас руководители России и США работают над тем, чтобы применить ее при ратификации Договора СНВ-3. Что касается самих российско-украинских переговоров, то они были проведены в сжатый срок на высшем уровне и их результаты были представлены общественности после того, как переговоры успешно завершились. Переговоры о Договоре СНВ-3 заняли много времени. Общественному мнению было известно о них, однако переговоры освещались в общих чертах. Тем самым СМИ не вовлекались в ход упомянутых переговоров. Это, с учетом чрезвычайной сложности многих обсуждавшихся проблем, помогало искать их развязки в условиях, не отягощенных преждевременным публичным обсуждением. Эти примеры свидетельствуют о возрастающем искусстве российской дипломатической школы, ее прагматизме, который, как подчеркивает министр иностранных дел С.В.Лавров, «положен в основу нашей внешней политики».

Дипломатическая служба Византии

1. Дипломатия периода средних веков отражала последовательные этапы в развитии феодального государства. Образовавшиеся варварские государства формируют свою дипломатию, необходимую для регулирования межгосударственных отношений. Византия оказывала глубокое влияние на дипломатию этих государств и на всю дипломатию Средневековья (в том числе на дипломатию Руси). Ее обычаи и приемы перешли в практику Венеции, итальянских городов, в дипломатию западноевропейских монархий нового времени.

2. Византия хранила дипломатические традиции поздней Римской империи:

а) высокоразвитая организация дипломатии;

б) торжественный церемониал;

с) изворотливость, коварство;

д) разъединение своих врагов;

е) использование в своих целях торговых, культурных и религиозных связей.

3. Дипломатическая деятельность императора Юстиниана (529-565) легла в основу византийской дипломатии, которая следовала его примеру, становясь лишь изощренней и изворотливей по мере ослабления политической мощи государства и роста окружающих его опасностей.

4. Влияние женской половины дворца (сначала - жены Юстиниана Феодоры) было характерно для всей истории византийской дипломатии.

5.Византийцы тщательно собирали сведения о варварских племенах, на основании этого строилась византийская дипломатия.

6.Главной задачей византийской дипломатии было заставить варваров служить Империи, вместо того, чтобы угрожать ей. Для этого делалось следующее.

а) Нанимали варваров в качестве военной силы и заставляли их вести войны в интересах Византии.

б) Ежегодно выплачивали пограничным племенам большие суммы, за это они должны были защищать границы Империи.

в) Вождям племен раздавали высокие титулы и знаки отличия (Например, вождь гуннов Аттила получал жалование как полководец Империи).

г) Варварам давали земли, где они селились на положении вассальных союзников, а потом одни варвары служили оплотом Империи против других (лангобарды получили земли в Норике и Паннонии, герулы – в Дакии, гунны – во Фракии, авары – на Саве).

д) Варварских князей старались привязать к византийскому двору, выдавая за них девушек из знатных византийских семей.

е) Следили за раздорами в княжеских родах варваров, давали приют изгнанным князьям, а потом использовали их против неугодных варварских правителей.

7. Старое римское правило «разделяй и властвуй» нашло широкое применение в византийской политике. Византийцы натравливали варваров друг на друга, ослабляя их взаимными усобицами. Юстиниан создал целую систему натравливаний: против болгар – гуннов, против гуннов – аваров, против вандалов – остготов, против остготов – франков.

8. Одним из средств дипломатии было вмешательство во внутренние дела других государств (Войны Юстиниана с вандалами и остготами, которые были интервенцией, направленной против революции рабов и колонов).

9. Византия использовала расширение торговых связей как одно из сильнейших орудий дипломатии. Торговые города, расположенные на окраинах Империи, были форпостами ее политического влияния. Купцы приносили сведения о разных народах.

10. Распространение христианства было одним из важнейших дипломатических орудий византийской дипломатии на протяжении многих столетий. Миссионерам разрешалось вести службу на местных языках, переводили на местные языки Священное Писание. Это облегчало распространение христианства и утверждало византийское влияние в этих странах. Политику христианизации Византия вела и по отношению к Древней Руси.

11. Посольское дело в Византии было тщательно продумано и регламентировано.

а) Ведомство иностранных дел, которое находилось под управлением первого министра, в 6-10 веках обладало огромным штатом, держало переводчиков со всех языков.

б) Был выработан сложный порядок приема иностранных послов, рассчитанный на то, чтобы поразить их воображение, выставить перед ними в самом выгодном свете мощь Византии, но не дать возможность разузнать о слабых сторонах Империи. Послов встречали на границе, сопровождали, не разрешали брать с собой большую свиту, в Константинополе отводили дворец, мешали им общаться с местным населением (например, в 10 веке посол короля Италии Беренгария Лиутпранд, ездивший в Константинополь, восхищался роскошью первой аудиенции у императора).

в) Иностранный посол должен был представить верительную грамоту (тексты верительных грамот сохранились), она вручалась во время первого торжественного приема, о делах говорили позже. Окончательный ответ послы получали во время последней аудиенции. Нередко император намеренно надолго задерживал послов, не давая им заключительной аудиенции (Например, аварские послы были задержаны, т.к. император надеялся, что до их возвращения авары не начнут военных действий).

г) Иностранные послы наносили визиты императрице и важным сановникам в определенном иерархическом порядке.

д) Византийский посол рассматривался как представитель государства и мог вести переговоры лишь в пределах предоставленных ему полномочий, если возникали новые обстоятельства, он должен был запросить дополнительные инструкции. Более широкие полномочия получали обычно победоносные полководцы Византии Велизарий, а потом Нарсес.

е) Византийским послам предписывались определенные правила поведения в чужих странах: они должны проявлять приветливость, щедрость, хвалить все, что увидят при чужом дворе, но, не ущемляя при этом достоинств Византии, не навязывать силой того, чего можно добиться другими средствами, не вмешиваться во внутренние дела чужих государств (Последнее реально не соблюдалось, т.к. послы вели тайные интриги при чужих дворах с ведома своего правительства).

ж) Заключенный византийскими послами договор считался действительным после ратификации его императором.

з) Существовал принцип неприкосновенности послов, и возникшее в связи с этим принципом право убежища. (Лица, находившиеся в опасности, прибегали к защите послов), посла нельзя было убить, но можно было посадить в тюрьму, в таких случаях возможны были ответные репрессии. (Например остготский король Теодат посадил в тюрьму византийских послов, в ответ Юстиниан арестовал остготских послов)

12. Таким образом, при константинопольском дворе были выработаны определенные правила посольского дела, которые воспринимались всеми державами, имевшими дела с Византией.

Итак, дипломатическое дело было очень развито и значимо в Византийской империи, однако у Византии еще не существовало постоянных дипломатических представительств, и послы направлялись к другому правителю по конкретному случаю. Византийская дипломатии оказала огромное влияние на дипломатию Средневековья и более позднего времени.

дипломатия это, дипломатия древнего рима
Диплома́тия - деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Дипломатия является средством осуществления внешней политики государств. Представляет собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач. международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков согласия и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества. Приём посла во дворце дожей, Венеция. С картины Каналетто, около 1730 г.

  • 1 Возникновение и содержание термина «дипломатия»
  • 2 История дипломатии
    • 2.1 Старая и новая дипломатия
  • 3 Форма дипломатии
  • 4 Функции дипломатии
  • 5 Методы и средства дипломатии
  • 6 Принципы и особенности дипломатии
  • 7 Виды дипломатии
    • 7.1 Политика умиротворения
    • 7.2 Дипломатия канонерок
    • 7.3 Долларовая дипломатия
    • 7.4 Публичная дипломатия
    • 7.5 Народная дипломатия
    • 7.6 Челночная дипломатия
    • 7.7 Экономическая дипломатия
    • 7.8 Цифровая дипломатия
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Нормативные акты
  • 11 Ссылки

Возникновение и содержание термина «дипломатия»

Считается, что слово «дипломатия» происходит от греческого слова díplōma, которым в Древней Греции, называли сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия). Буквально это слово означало «удваиваю» от способа, которым они складывались. Направлявшиеся на переговоры послы в Древней Греции получали инструкции и грамоты, подтверждающие их полномочия, записанные на двух складывающихся дощечках, которые они вручали должностному лицу города (античного полиса), ведавшему международными делами. Отсюда происходит слово «Дипломатия».

В обыденной речи слово «дипломатия» иногда употребляется для обозначения некоторых совершенно различных вещей. Например, иногда под дипломатией понимается внешняя политика государства. других случаях под дипломатией понимаются переговоры, а иногда под этим словом подразумевается совокупность процедур и аппарат, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения загранучреждений, входящих в министерство иностранных дел. ну и в конце концов, слово «дипломатия» обозначает особую способность людей, проявляющуюся в искусстве добиваться выгоды при ведении международных переговоров, или ловкости в хорошем смысле этого слова, а в плохом смысле - в коварстве в подобных делах. Эти пять значений слова «дипломатия» особенно употребляются в англоязычных странах.

Самостоятельно это слово начали употреблять с конца XVI века. Первый случай употребления слова дипломатия в Англии относится к 1645 году. Позднее великий немецкий учёный Готфрид Лейбниц применил слово «дипломатический» (по латыни diplomaticus) в изданным им Своде дипломатического права («Codex Juris Gentium Diplomaticus») в 1693 году. С тех пор оно стало обозначать «касающийся международных отношений».

Позднее слово «дипломатия» в том смысле, который мы вкладываем в него сейчас, стал применять французский дипломат Франсуа Кальер, бывший послом Людовика XIV в нескольких государствах. 1716 году он опубликовал книгу «О способах ведения переговоров с государями», где использовал слово «дипломатия» в современном значении этого слова. Книга Кальера до сих пор используется при подготовке дипломатов во многих дипломатических школах. этом издании дипломатия рассматривается как искусство ведения переговоров, основанное на определённых моральных принципах и в основе которого лежит определённая теория. До этого, во времена Древней Греции и Древнего Рима, а также Византии и Средневековья искусство лжи и обмана в международных делах было доведено до совершенства. Кальер противопоставил этому честные переговоры, основанные на высоком интеллекте. Он писал в этой книге: «Обман - это в действительности показатель ограниченности ума того, кто ведет переговоры. Не секрет, что для достижения успеха всегда использовалась ложь. Она всегда оставляла после себя капли отравы и даже наиболее блестящие успехи дипломатии, достигнутые обманом, покоятся на шаткой почве. Успешно проведенные честные и основанные на высоком интеллекте переговоры создадут дипломату огромные преимущества в последующем диалоге, который он будет вести».

Существует несколько определений понятия «дипломатия». Оксфордском словаре даётся такое определение: «Дипломатия - это ведение международных отношений посредством переговоров; метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками; работа или искусство дипломата». Вместе с тем существуют также другие определения понятия «дипломатия». Например, в книге Э. Сатоу «Руководство по дипломатической практике», изданной в 1961 году, говорится: «Дипломатия есть применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств, а ещё короче, ведение дел между государствами с помощью мирных средств».

В Дипломатическом словаре (главный редактор - министр иностранных дел СССР А. А. Громыко) даётся такое определение: «Дипломатия - принципиальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей»

Резюмируя различные точки зрения по поводу определения дипломатии, можно определить её как науку международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений (министерствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и её проведении в жизнь мирными средствами. Главная цель дипломатии - защита интересов государства и его граждан.

Дипломатический кодекс, 1758 год

История дипломатии

Дипломатия как метод урегулирования установления отношений между группами людей существовала, очевидно, ещё в доисторические времена. По мнению Г. Никольсона, ещё в XVI веке теоретики уверяли, что первыми дипломатами были ангелы, так как они исполняли обязанности послов между небом и землей.

Даже в доисторические времена, вполне вероятно, бывали случаи, когда одно племя воевало с другим племенем и для того, чтобы подобрать раненых и похоронить убитых, велись переговоры о временном прекращении битвы. Уже тогда было ясно, что подобного рода переговоры были бы невозможны, если бы посол одной стороны был съеден другой стороной до того, как он передал послание. Отсюда, вероятно, и появились определённые права и привилегии для переговорщиков. Личность подобного рода посланцев или вестников, надлежащим образом уполномоченных, должна была быть в некотором отношении особой. Из этих обычаев возникли те привилегии, которыми пользуются современные дипломаты.

В рабовладельческом обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы, преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.

В условиях феодальной раздробленности получила распространение «частная» дипломатия феодальных суверенов, которые в промежутках между войнами заключали мирные договоры, вступали в военные союзы, устраивали династические браки. Широкие дипломатические связи поддерживала Византия. середине XV века с развитием международных отношений постепенно появляются постоянные представительства государств за границей.

Особенности дипломатии государств новой истории определяются новыми целями их внешней политики в условиях развития капиталистического (рыночного) хозяйства. Для крупных государств это борьба за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира. Для небольших государств и народов - это формирование национальных государств, отстаивание их независимости и целостности. новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ. Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах, в объединении Германии, Италии. новейшей истории новым важнейшим направлением дипломатии стало сохранение мира, развитие многообразных переговорных форматов, создание наднациональных регулирующих органов - Лига Наций, ООН, G8, G20.

Старая и новая дипломатия

Принято считать, что рубежом в развитии дипломатии явились Первая мировая война и произошедшие после неё события. К ним относят: провозглашение президентом США Вудро Вильсоном его 14 пунктов открытой дипломатии и экономического равенства государств, отмену Советской Россией так называемых «кабальных договоров» и отказ от тайной дипломатии. На рождение новой дипломатии оказали влияние такие факторы, как стремление к созданию международных организаций (в первую очередь Лиги Наций и ООН), имеющих целью предотвращение войн, распад существовавших империй и мировой колониальной системы, возникновение и сосуществование двух систем (капитализм - социализм) и другие события, произошедшие после Первой и Второй мировых войн. Значительно изменилась роль общественности, средств массовой информации и их влияние на дипломатию.

Форма дипломатии

Основные статьи: Венская конвенция о дипломатических сношениях , Дипломатические отношения , Дипломатический протокол , Верительные грамоты

Дипломатия является чрезвычайно кодифицированной и формализованной деятельностью, осуществляемой на основании Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

Функции дипломатии

  • представительство
  • дипломатическое общение и переписка
  • проведение переговоров
  • снискание расположения
  • добывание информации
  • защита интересов граждан своей страны за рубежом

Методы и средства дипломатии

  • официальные и иные визиты и переговоры;
  • дипломатические съезды, конференции, совещания и встречи;
  • подготовка и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и иных дипломатических документов;
  • участие в работе международных организаций и их органов;
  • повседневное представительство государства за границей, осуществляемое его посольствами и миссиями;
  • дипломатическая переписка;
  • публикация дипломатических документов;
  • освещение в СМИ позиции правительства по тем или иным международным вопросам.
  • передача дипломатических нот
  • разрыв дипломатических отношений
  • использование ресурсов сети интернет, Информационно-коммуникационных технологий и социальных сетей

Принципы и особенности дипломатии

  • Международное право запрещает вмешательство дипломатических представителей во внутренние дела страны пребывания.
  • Органы и ответственные лица, несущие дипломатическую службу, пользуются в стране пребывания общепризнанными правами и дипломатическими привилегиями (иммунитет и неприкосновенность дипломатического персонала и помещений, право шифрованной переписки и дипломатической закрытой связи, право подъёма флага государства, таможенные привилегии и др.).

Виды дипломатии

В зависимости от целей и способов достижения целей внешней политики государства различают следующие виды дипломатии.

Политика умиротворения

Основная статья: Политика умиротворения

(англ. Appeasement)

Суть данной разновидности дипломатии состоит в умиротворении, то есть нежелании обострять или разжигать противоречия, которые существуют между странами. Данная разновидность дипломатии предполагает различные уступки по малозначительным и не принципиальным вопросам противоположной стороне.

Чаще всего примером данной дипломатии называют политику Англии и Франции накануне Второй мировой войны, когда они пытались противостоять агрессивным устремлениям Гитлера.

Дипломатия канонерок

Основная статья: Дипломатия канонерок

Суть дипломатии канонерок состоит в демонстрации силы для достижения своих внешнеполитических целей. Получила своё наименование от слова «канонерка» - небольшого корабля с серьёзным артиллерийским вооружением.

Примером данной политики является применение Соединёнными Штатами Америки канонерок в Китае в начале XX века, а также в Латинской Америке. настоящее время любое применение военно-морских сил для достижения внешнеполитических целей получило название дипломатии канонерок.

Долларовая дипломатия

Данная разновидность дипломатии предполагает использование экономических методов (например, кредитов) для достижения своих целей.

Президент США Вильям Говард Тафт (1909-1913) образно охарактеризовал дипломатию доллара как «политику, при которой доллары должны выполнять роль пуль». Впервые словосочетание использовано в 1909 году, когда правительство США стимулировало инвестициями и займами строительство железных дорог в Китае. Эта политика распространялась США в основном на слаборазвитые страны Латинской Америки (Гаити, Гондурас и Никарагуа), где возврат займов гарантировали вооруженные силы США, присутствовавшие в стране.

Публичная дипломатия

Основная статья: Публичная дипломатия

Под публичной дипломатией понимаются действия, направленные на достижение целей национальной внешней политики путём установления долгосрочных отношений, изучения общественного мнения за рубежом, информирования зарубежной аудитории с целью лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и обеспечивает национальную безопасность путем изучения настроений за рубежом, воздействия на тех, кто формирует это мнение.

Народная дипломатия

Под народной дипломатией в широком смысле этого слова понимается исторически непрерывный процесс общения, взаимного познания народов, взаимовлияния и взаимообогащения культур.

Челночная дипломатия

Челночная дипломатия - одно из средств мирного разрешения споров между государствами путём серии переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

В начале 1974 году государственный секретарь США Генри Киссинджер начал первый раунд того, что потом получило название «челночной дипломатии» между Иерусалимом и столицами арабских стран.

Экономическая дипломатия

Основные статьи: Международные экономические отношения , Внешнеэкономическая деятельность

Экономическая дипломатия, или торговая дипломатия - это направление дипломатической работы, в основе которых лежат торгово-экономические отношения.

Торговая дипломатия, как направление внешних сношений государства сыграла большую роль во Франции во времена Людовика XIV. Советник короля Жан-Батист Кольбер активно развивал это направление, благодаря чему истощённая войнами французская казна была спасена за счет коммерческой, торговой дипломатии.

Особое значение этот вид дипломатии имеет в современных условиях, когда благодаря процессу глобализации, благосостояние практически всех государств очень сильно зависит от участия в мировых торгово-экономических отношениях.

Цифровая дипломатия

Основная статья: Цифровая дипломатия

Цифровая (электронная) дипломатия (англ. «digital diplomacy», e-diplomacy) - использование возможностей сети интернет и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения дипломатических задач. рамках цифровой дипломатии используются новые медиа, социальные сети, блоги и тому подобные медиаплощадки в глобальной сети. электронной дипломатии принимают участие государственные ведомства, в первую очередь внешнеполитическое, правительственные органы, а также неправительственные организации, чья деятельность связана с реализацией внешнеполитической повестки дня. Главные цели цифровой дипломатии – продвижение внешнеполитических интересов, информационная пропаганда через Интернет-телевидение, социальные сети и мобильные телефоны, направленная на массовое сознание и политические элиты.

Примечания

  1. Дипломатия (рус.). Большой энциклопедический словарь. Проверено 30 мая 2013.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Попов В.И. Современная дипломатия - теория и практика (рус.) (Курс лекций, читанных в Дипломатической академии МИД РФ). М: "Научная книга", 2000. Проверено 29 мая 2013. Архивировано из первоисточника 30 мая 2013.
  3. 1 2 3 4 Никольсон Г. Дипломатия (рус.) (Перевод с английского под редакцией и с предисловием А. А. ТРОЯНОВСКОГО). М: О Г И 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1941. Проверено 29 мая 2013. Архивировано из первоисточника 30 мая 2013.
  4. Сатоу, Эрнест. Руководство по дипломатической практике. - М.: Издательство Института международных отношений, 1961.
  5. Цитировано по книге В. И. Попова
  6. Долларовая дипломатия (рус.). Проверено 30 мая 2013. Архивировано из первоисточника 31 мая 2013.
  7. Выступление Руководителя Россотрудничества Ф.М.Мухаметшина на форуме «Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного сотрудничества» (рус.). Россотрудничество. Проверено 30 мая 2013. Архивировано из первоисточника 31 мая 2013.
  8. Народная дипломатия (рус.). Проверено 30 мая 2013. Архивировано из первоисточника 31 мая 2013.
  9. Владимир Марченко (рус.) // «Вестник США». - 2003. - № 29 октября.
  10. 1 2 Зонова Т.В. Экономическая дипломатия (рус.). Высшая школа экономики. Проверено 31 мая 2013. Архивировано из первоисточника 31 мая 2013.
  11. Елена Зиновьева. Цифровая дипломатия, международная безопасность и возможности для России
  12. РСМД.Россия во всемирной паутине: цифровая дипломатия и новые возможности в науке и образовании

Мелкий текст == См. также ==

Литература

  • Дипломатический словарь в трех томах. 4-е изд., переработанное и дополненное - М., 1984.
  • Словарь международного права. - М.: Международные отношения,1986.
  • «История дипломатии XV в. до н. э. - 1940 г. н.э» под редакцией В. П. Потемкина
  • Борунков А. Ф. Дипломатический протокол в России. 2-е изд., доп. - М.: Международные отношения, 2001.
  • Ковалев Ан. Азбука дипломатии. 5-е изд., переработанное и дополненное - М., 1988.
  • Попов В. И. Современная дипломатия: Теория и практика: Курс лекций. Ч. 1: Дипломатия - наука и искусство / ДА МИД РФ. - М.: «Научная книга», 2003.
  • Шмидт С. О., Князьков С. Е. Документы делопроизводства правительственных учреждений России ХVI-ХVII вв. - М.: МГИАИ, 1985
  • Бабенко В. Н. Язык и стиль дипломатических документов: Учебное пособие. - М., 1999.
  • Иссерлин Е. М. Лексика и фразеология современных дипломатических документов. - М., 1966.
  • Общая и прикладная политология: Учебное пособие, Под общей редакцией В. И. Жукова, Б. И. Краснова, М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. - 992 с.
  • Учебно-методический комплекс по курсу «Документация и стилистика международных отношений», редактор С. В. Чубинская-Надеждина, Издательство СЗАГС, Издательский дом «Виктория плюс», тираж 100 экз., 2004
  • Федоров Л.: Дипломат и консул, Издательство: Международные отношения, Москва, 1965, с.167.
  • Блищенко И. П., Дурденевский В. Н. Дипломатическое и консульское право. М., 1962.
  • Блищенко И. Л. Дипломатическое право. М., 1972.
  • Борисов Ю. В. Дипломатия Людовика XIV. М, 1991.
  • Ганюшкин Б. В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972.
  • Демин Ю. Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.
  • Замет Р. Дипломатическая служба. М., 1956.
  • Ивонин ЮМ. У истоков российской дипломатии нового времени. Минск, 1984.
  • Камбон Ж. Дипломат. М., 1946.
  • Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.
  • Ковалев А. А. Азбука дипломатии. М., 1988.
  • Ковалев А. А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. М., 1986.
  • Кузнецов С. А. Представители государств в международных организациях. М., 1980.
  • Левин Д. Б. Дипломатический иммунитет. М.-Л., 1949.
  • Левин Д. Б. Дипломатия. М., 1962.
  • Никольсон Г. Дипломатия. М., 1941.
  • Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1962.
  • Сабашн А. В. Посольское и консульское право. М., 1934.
  • Сандровский К. К. Право внешних сношений. Киев, 1986.
  • Сандровский К. К. Специальные дипломатические миссии. Киев, 1977.
  • Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961.
  • Селянинов О. П. Дипломатические представительства. М., 1986.
  • Соловьев Ю. 25 лет моей дипломатической службы. М., 1928.
  • Джон В., Жан С. Дипломатический церемониал и протокол. М, 1976.
  • Молочков Ф. Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. 2-е изд. - М., 1979.
  • Никифоров Д. С., Борунков А. Ф. Дипломатический протокол в СССР. М., 1985.
  • Серре Ж. Дипломатический протокол. М. 1961.
  • Янев Игор, Дипломатия, Институт политических исследований, Белград, 2013.

Нормативные акты

  • Конституция Российской Федерации 1993 г.
  • Указ Президента России «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» от 12 марта 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1061.
  • Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1033.
  • Положение о Посольстве Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.
  • Положение о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации (утверждено Указом Президента РФ от 29 сентября 1999 г.) // Российская газета. 1999. 7 окт.
  • Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. // СДД СССР. Вып. XXIII. М., 1970. С. 136-148.
  • Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. // СДД СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124-147.
  • Конвенция о специальных миссиях 1969 г. // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 562-582.
  • Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, от 14 марта 1975 г. // Там же. С. 582-615.
  • Правила процедуры для созыва международных конференций государств (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1949 г.) // Там же. С. 733-734. 87 т

Ссылки

  • Дипломатия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • eDiplomat.com (англ.)

дипломатия востока, дипломатия для чайников, дипломатия древнего рима, дипломатия история, дипломатия канонерок, дипломатия лицей, дипломатия на английском, дипломатия николая 1, дипломатия прежде всего, дипломатия это

Дипломатия Информацию О

Дипломатия

Диплома́тия - средство осуществления внешней политики государств , представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств. В международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков согласия и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.

Возникновение термина

Считается, что слово «дипломатия» происходит от díplōma (в Древней Греции , где этим словом назывались сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия). Как обозначение государственной деятельности в области внешних сношений слово «дипломатия» вошло в обиход в Западной Европе в конце XVIII века .

История дипломатии

Содержание и задачи дипломатии

Главной задачей и содержанием дипломатии является достижение государствами целей их внешней политики дипломатическими методами и средствами.

Функции дипломатии

  • дипломатическое общение и переписка
  • проведение переговоров
  • снискание расположения
  • добывание информации
  • защита интересов граждан своей страны за рубежом

Методы и средства дипломатии

  • официальные и иные визиты и переговоры;
  • дипломатические съезды , конференции , совещания и встречи;
  • подготовка и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и иных дипломатических документов;
  • участие в работе международных организаций и их органов ;
  • повседневное представительство государства за границей, осуществляемое его посольствами и миссиями ;
  • публикация дипломатических документов;
  • освещение в СМИ позиции правительства по тем или иным международным вопросам.
  • передача дипломатических нот
  • разрыв дипломатических отношений

Принципы и особенности дипломатии

  • Международное право запрещает вмешательство дипломатических представителей во внутренние дела страны пребывания.
  • Органы и ответственные лица, несущие дипломатическую службу, пользуются в стране пребывания общепризнанными правами и дипломатическими привилегиями (иммунитет и неприкосновенность дипломатического персонала и помещений , право шифрованной переписки и дипломатической закрытой связи, право подъёма флага государства, таможенные привилегии и др.).

См. также

Литература

  • Дипломатический словарь в трех томах. 4-е изд., переработанное и дополненное - М., 1984.
  • Словарь международного права. - М.: Международные отношения,1986.
  • «История дипломатии XV в. до н. э. - 1940 г. н.э» под редакцией В.П. Потемкина
  • Борунков А. Ф. Дипломатический протокол в России. 2-е изд., доп. - М.: Международные отношения, 2001.
  • Ковалев Ан. Азбука дипломатии. 5-е изд., переработанное и дополненное - М., 1988.
  • Попов В. И. Современная дипломатия: Теория и практика: Курс лекций. Ч. 1: Дипломатия - наука и искусство / ДА МИД РФ. - М.: «Научная книга», 2003.
  • Шмидт С. О., Князьков С. Е. Документы делопроизводства правительственных учреждений России ХVI–ХVII вв. - М.: МГИАИ, 1985
  • Бабенко В. Н. Язык и стиль дипломатических документов: Учебное пособие. - М., 1999.
  • Иссерлин Е. М. Лексика и фразеология современных дипломатических документов. - М., 1966.
  • Общая и прикладная политология: Учебное пособие, Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова, М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.
  • Учебно-методический комплекс по курсу «Документация и стилистика международных отношений», редактор С. В. Чубинская-Надеждина, Издательство СЗАГС, Издательский дом «Виктория плюс», тираж 100 экз., 2004
  • Федоров Л.: Дипломат и консул, Издательство: Международные отношения, Москва, 1965, с.167.
  • Блищенко И.П., Дурденевский В.Н. Дипломатическое и консульское право. М., 1962.
  • Блищенко И.Л. Дипломатическое право. М., 1972.
  • Борисов Ю.В. Дипломатия Людовика XIV. М, 1991.
  • Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972.
  • Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.
  • Замет Р. Дипломатическая служба. М., 1956.
  • Ивонин ЮМ. У истоков российской дипломатии нового времени. Минск, 1984.
  • Камбон Ж. Дипломат. М., 1946.
  • Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.
  • Ковалев А.А. Азбука дипломатии. М., 1988.
  • Ковалев А.А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. М., 1986.
  • Кузнецов С.А. Представители государств в международных организациях. М., 1980.
  • Левин Д.Б. Дипломатический иммунитет. М.-Л., 1949.
  • Левин Д.Б. Дипломатия. М., 1962.
  • Никольсон Г. Дипломатия. М., 1941.
  • Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1962.
  • Сабашн А.В. Посольское и консульское право. М., 1934.
  • Сандровский К.К. Право внешних сношений. Киев, 1986.
  • Сандровский К.К. Специальные дипломатические миссии. Киев, 1977.
  • Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961.
  • Селянинов О.П. Дипломатические представительства. М., 1986.
  • Соловьев Ю. 25 лет моей дипломатической службы. М., 1928.
  • Джон В., Жан С. Дипломатический церемониал и протокол. М, 1976.
  • Молочков Ф. Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. 2-е изд. - М., 1979.
  • Никифоров Д.С., Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в СССР. М., 1985.
  • Серре Ж. Дипломатический протокол. М. 1961.

Нормативные акты

  • Указ Президента России «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» от 12 марта 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1061.
  • Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации . Утверждено Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1033.
  • Положение о Посольстве Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.
  • Положение о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации (утверждено Указом Президента РФ от 29 сентября 1999 г.) // Российская газета. 1999. 7 окт.
  • Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. // СДД СССР. Вып. XXIII. М., 1970. С. 136-148.
  • Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. // СДД СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124-147.
  • Конвенция о специальных миссиях 1969 г. // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 562-582.
  • Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, от 14 марта 1975 г. // Там же. С. 582-615.
  • Правила процедуры для созыва международных конференций государств (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1949 г.) // Там же. С. 733-734. 87 т

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • eDiplomat.com (англ.)

Вучебниках и наставлениях по дипломатии дипломатию нередко определяют как «науку о внешних сношениях» и «искусство переговоров». И в этом, несомненно, есть немалый смысл. Взвешенный анализмировой обстановки, правильный учет соотношения сил на международной арене являются важнейшим условием выработки подлинно научных, глубоко обоснованных рекомендаций в областивнешней политики. Необходимо внимательно изучать исторические тенденции, в полной мере учитывать различные направления и течения в международных отношениях, уметьискать ипривлекать на свою сторону союзников, добиваться изоляции наиболее агрессивных и враждебных кругов. Реально можнорассчитывать на успех только в том случае, если дипломатия действует принципиально и в то же время прагматично и гибко, избегает догматизма и сектанства, не боится компромиссов, идущих, в конечном счете, на пользу национальным интересам. Отсюда значимость овладения в полном объеме данными ряда наук: истории отдельных стран и международных отношений, международного права, комплекса наук, связанных с изучением мирового хозяйства и экономики отдельных стран, сравнительного государствоведения и правоведения, философии, психологии идр. Словом, дипломатия должна опираться на законы общественной жизни и учитывать выводы соответствующих наук.

Дипломатия как таковая не составляет предмет особой науки, хотя и есть немало полезного в заключениях и рекомендациях видных западных ученых, рассматривающих дипломатию именно как «науку о международных отношениях» (К.Райт), «науку международной политики» (Г.Моргентау) и др.

По мнению Г.Моргентау, например, дипломатия как наука в своем самом широком значении основывается на четырех составляющих. Дипломатия должна:

Определять свои цели в свете той силы, которая действительно или потенциально имеется в ее распоряжении для осуществления этих целей;

Оценивать цели других стран и ту силу, которая действительно или потенциально имеется у них для осуществления этих целей;

Определять, в какой степени эти различные цели совместимы друг с другом;

Использовать средства, пригодные для осуществления этих целей.

Очевидно, научно обоснованной может рассматриваться дипломатия, трезво оценивающая положение дел в международных отношениях, ставящая цели, учитывающие или по крайней мере не противоречащее действию объективных закономерностей, ходу общественного развития, особенностям каждого исторического момента. Но, конечно же, приложение достигнутых на основе научного анализа выводов к практической дипломатической деятельности нельзя сравнивать с применением, скажем, научной теоремы к заранее установленным данным. Соответствующие методы и средства дипломатии применяются в постоянно меняющейся обстановке и не обра-зуют какого-то традиционного набора стандартных правил, применимых ко всем случаям жизни.

Складываясь в итоге длительного исторического опыта, методы дипломатической деятельности при своем применении творчески корректируются с учетом конкретных изменений окружающей обстановки и, естественно, в немалой степени зависят от образа мыслей и действий применяющих их людей. В этом смысле можно сказать, что дипломатия представляет собой искусство, отнюдь не сводимое к субъективным качествам дипломата, свойствам его ума и характера. И хотя эти качества, способности дипломата играют подчас немалую роль (по одному определению, дипломатическое искусство это «известный такт, способный извлечь выгоду из слабостей другого иуспокоить любезностью раздраженную державу»), главное все же состоит в умелом учете конкретно-исторических условий и других объективных факторов, целей внешней политики, которую дипломатия призвана практически осуществлять.

«Искусство дипломатии, - отмечал уже упоминавшийся Г.Моргентау, - состоит в том, чтобы сделать правильный акцент в каждый конкретный момент на одном из трех средств (убеждение, компромисс и угроза силой), имеющихся в ее распоряжении. Дипломатия, которая успешно осуществляет и другие функции, может потерпеть неудачу при защите своих национальных интересов и в сохранении мира, если она будет делать упор на убеждение в то время, когда обстоятельства прежде всего требуют компромисса. Дипломатия, которая делает ставку на компромисс в то время, когда необходимо прежде всего демонстрировать военную мощь государства, или же подчеркивает военную мощь в условиях, когда политическая ситуация требует убеждения и компромисса, также потерпит неудачу» (цит. по: Ковалев Аи. Азбука дипломатии. М.: «Интер-пракс», 1993, с. 17). Очевидно, только умелое и, не опасаясь передержки, следует сказать, талантливое применение всего арсенала средств дипломатии дает основание поставить рядом с этим словом другие высокие слова - «наука» и «искусство».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!