Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Деепричастие знаки препинания. Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах

Тип урока. Усвоение нового материала

Цели урока:

I. Образовательные:

  • повторить существенные признаки деепричастия как части речи;
  • усвоить существенные признаки деепричастного оборота как смыслового отрезка;
  • усвоить условия постановки знаков препинания в предложениях, осложненных деепричастным оборотом.

II. Развивающие:

  • закрепить умение находить деепричастия в предложении;
  • сформировать умение находить границы деепричастного оборота;
  • сформировать умение выделять деепричастный оборот на письме.

III. Воспитательные:

  • воспитание культуры умственного труда на основе использования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
  • воспитание любви, бережного отношения к природе.

IV. Метапредметные:

  • познавательные – уметь воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализировать, делать выводы; устанавливать причинно - следственные связи
  • регулятивные – уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, корректировать свою деятельность; анализировать собственную работу
  • коммуникативные – уметь взаимодействовать в группе, микрогруппе; формулировать собственное мнение и позицию

Оборудование:

  • учебник;
  • проектор;
  • ноутбук;
  • сигнальные карточки;
  • раздаточный материал;
  • компьютерная презентация.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Анализ эпиграфа к уроку

“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”.
М. Пришвин

Учитель. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что природу нужно охранять. Но понятие “природа” довольное обширное. Мы не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относиться ко всему живому, что нас окружает, беречь и спасать.

II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1) Анализ текста

Учитель. Послушайте часть текста. Подумайте, почему я его прочитала.

Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором...

Учитель. Это отрывок из текста. Как вы думаете, как автор закончил данный рассказ?

(Предположения учащихся)

Огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”

  • Определите тему и идею рассказа.
  • К какому стилю относится данный текст?
  • Как вы думаете, чем интересен этот текст с точки зрения грамматики? (Наличие деепричастий)
  • Назовите деепричастия.
  • Вспомните, что вы знаете об этой части речи. Проверку усвоения изученного материала организуем по группам.

Групповая работа

  • Группа А (1 колонка). Выберите для себя форму контроля: составление блок-схемы “Деепричастие как часть речи”, лингвистическая сказка о деепричастии, синквейн и т.д.
  • Группа В (2 колонка). Выполните тест в тетради. (Приложение №1)
  • Группа С (3 колонка). Пока остальные учащиеся выполняют творческие проекты и тесты, мы проведем фронтальный опрос по изученному материалу.
  1. Назовите общее грамматическое значение деепричастия.
  2. На какие вопросы отвечает деепричастие? Примеры
  3. С помощью каких суффиксов образуются деепричастия? Примеры.
  4. Признаки каких частей речи соединены в деепричастии?
  5. Назовите признаки глагола. Примеры.
  6. Назовите признаки наречия. Примеры.

Учитель. Пока я проверяю качество выполнения заданий у других групп, выполните цифровой диктант в тетради. (Приложение №2)

Проверка качества выполнения теста группой В с помощью сигнальных карточек.

Проверка качества выполнения проектов группой С – индивидуальный опрос. .

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛ

Формулировка понятия на основе анализа языкового материала.

Перед вами “рассыпавшееся” предложение. Соберите его.

Человек и подчиняться природы частью должен ее является законам.

Замените первый глагол в предложении причастием. Запишите получившееся предложение. (Человек, являющийся частью природы, должен подчиняться ее законам).

Выполните синтаксический разбор предложения.

  • Чем осложнено данное предложение? (Обособленным определением, выраженным причастным оборотом)
  • Переконструируйте предложение так, чтобы в нем было деепричастие. (Человек, являясь частью природы, должен подчиняться ее законам ).
  • Что такое причастный оборот?
  • А есть ли зависимые слова у деепричастий?
  • Сформулируйте, что такое деепричастный оборот.

IV. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

  • Что станет предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке?
  • Сформулируйте тему урока. (Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом)
  • Сформулируйте цели и задачи урока.

V. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1) фронтальная работа

  • Назовите существенные признаки понятия “деепричастный оборот”.
  • Сопоставьте сформулированное вами определение с определением в учебнике.
  • С какой новой информацией вы познакомились? (Деепричастный оборот – смысловой отрезок)

2) Групповая работа

То, что одиночное деепричастие и деепричастный оборот – это смысловой отрезок, докажет 1 группа . (Приложение №3)

Выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами предстоит 2, 3, 4 группам. (Приложение № 4,5,6)

Выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с одиночными деепричастиями предстоит 5 группе . (Приложение №7)

6 группе предстоит сопоставить особенности пунктуационного оформления причастного и деепричастного оборота. (Приложение №8)

(Отчеты руководителей групп)

VI. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Усвоение образца рассуждения (устно)

Учитель. Следующее умение, которое мы должны сформировать, - это умение находить деепричастный оборот в предложении. Давайте вернемся к нашему тексту о березе. Есть ли в нем одиночные деепричастия и деепричастные обороты?

Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором, огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”

Образец рассуждения.

Основное действие выражено глаголом _________, добавочное действие деепричастием_____________. У деепричастия есть зависимое слово, следовательно, это деепричастный оборот, а деепричастный оборот, как правило, выделяется с двух сторон запятыми.

Аналитическое упражнение (письменно).

Учитель. С давних времен человек и природа взаимосвязаны. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя агрессивно.

Перед вами текст. Прочитайте его.

Береза всегда красива. Рождаясь маленьким стебельком не боясь холода и зноя она через несколько лет становится березкой. Пройти мимо не поглядев на нее нельзя. Она красивая но такая беззащитная. И так бывает обидно за людей которые ломают деревья не думая не стесняясь не переживая за содеянное и даже не понимая этого варварства. А это страшно. Подняв руку на дерево они могут поднять ее и на человека.

Спишите текст, расставляя знаки препинания. Графически обозначьте изученную пунктограмму.

Аналитико-синтетическое упражнение (письменно)

Учитель. Человек наделен Разумом. Это особый природный дар, поэтому мы должны строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали моря и леса. Каждый из нас способен помочь природе, для этого нужно выполнять простые правила. Перед вами таблица. Соедините начало и конец предложения, и вы получите правила общежития с природой.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Человек и природа. Эти два понятия не разделимы. Природа – это храм, это источник жизни. И Человек, Человек разумный, должен чувствовать красоту и величие природы и понимать, как важно, как необходимо ее беречь.

VII. ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП

Вспомните, какие цели и задачи мы ставили в начале урока. Удалось ли нам их выполнить?

А – задания мне были понятны, я легко справился с ними.

В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

IX. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Уровень А. Употребление деепричастий в художественной речи (прозе).

Отрывок из повести Н.Гоголя “ Тарас Бульба” (глава 9). Со слов “А из города уже выступало неприятельское войско...” до слов “...что жарили и сыпали пулями беспрерывно козаки”.

Примерные вопросы для исследования.

  • выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;
  • проведите количественный анализ, выяснив, сколько в отрывке предложений и сколько раз встретились деепричастия и деепричастные обороты;
  • что помогают показать деепричастия в данном отрывке;
  • обобщите свои наблюдения и сделайте выводы.

Уровень В и С. Выполните упражнение №_____, выучите правило.

Литература

  1. http://1aya.ru/referat10/koncp-62174.php
  2. http://infourok.ru/-25694.html
  3. http://itv55.ucoz.ru/publ/urok_puteshestvie_ne_s_deeprichastijami/1-1-0-16

Тема : Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.

Цели : 1) Дать понятия «деепричастный оборот» и «одиночное деепричастие».

2) Вырабатывать умение видеть в предложении деепричастный оборот и одиночное деепричастие, обособлять их на письме, конструировать предложения.

3) Создать на уроке атмосферу доброты, сотрудничества.

4) Развивать навыки коммуникативного общения.

5) Учить видеть удивительное рядом, развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование : схемы, раздаточный материал, рисунки, текст, словари.

Ход урока

1.Оргмомент .

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать урок мне хочется с таких стихотворных строк Аллы Мережко:

Хочу идти по жизни не спеша,

Любуясь ею, ожидая чуда,

Чтоб замирала радостно душа

В мелодии, звучащей ниоткуда. (На доске)

И вам, ребята, я желаю идти по жизни и любоваться удивительным миром, ожидать чуда, открывать для себя новое, что мы сегодня и постараемся сделать. Я верю, что у нас всё получится.

2.Целеполагание .

Тема нашего урока «Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии». Глядя на тему, сформулируйте цели нашего урока.

Итак, целями нашего урока будут:

1)познакомиться с деепричастным оборотом и одиночным деепричастием,2)выяснить, когда же будем обособлять на письме деепричастный оборот и одиночное деепричастие, а также грамотно употреблять деепричастные обороты и одиночные деепричастия в речи.

3.Актуализация знаний.

А что означает обособить на письме запятыми? (Выделить запятыми).

Посмотрите, пожалуйста, на запятые в данном четверостишии. Постановку всех запятых мы можем объяснить? (Нет, только при причастном обороте)

(Вызываю ученика, который графически выделяет причастный оборот.)

Почему обособляем причастный оборот в данном предложении?

Всегда ли обособляем причастный оборот?

Напомните, пожалуйста, основные схемы-правила, когда обособляем, когда не обособляем причастный оборот.

(Вызываю ученика, который чертит схемы-правила.)

А что такое причастный оборот? Каким членом предложения является? Можем ли мы провести аналогию с причастным оборотом и ответить на вопрос: что такое деепричастный оборот?

Назовите деепричастные обороты в четверостишии. Каким членом предложения является деепричастный оборот? Почему вы сделали такой вывод?

Какими моделями словосочетаний представлены деепричастные обороты? Какой ещё моделью может быть представлен деепричастный оборот? Приведите примеры. Вывешиваю на доску схемы:

деепричастие +существительное; деепричастие +местоимение;

деепричастие +наречие.(деепричастие – главное слово)

Как вы понимаете, что такое одиночное деепричастие? Есть ли понятие одиночное причастие?

Итак, сделаем выводы. Продолжите предложения.

Деепричастный оборот – это…

Одиночное деепричастие – это…

4.Подход к теме

Можем ли мы сейчас объяснить запятые в четверостишии? Почему? (Мы ещё не знаем, при каких условиях обособляем и не обособляем деепричастный оборот и одиночное деепричастие.)

Какими способами узнаем? (Выдвижение гипотез: посмотрим в учебнике, самостоятельно постараемся узнать, спросим у учителя).

Для того чтобы вы сами могли сделать определённые выводы, я предлагаю вам материал для наблюдений.(Смотри ниже) Работать будете в парах. Анализируя примеры, сделайте выводы, когда будем ставить запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии, а когда не будем? Отразите выводы в схемах-правилах. (Обращаю внимание на доску, на которой оформлено всё, кроме схем)

Обособляем Не обособляем

Деепричастный оборот Деепричастный оборот

[ ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕ , ═] [═ ∕–∙–∙‌⁄] д.о.=фразеолог.

[, ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕,═]

[═,∕–∙–∙‌⁄]

Одиночное деепричастие Одиночное деепричастие

[ ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕ , ═]

[, ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕,═] [═ –∙––∙]

[═,∕–∙–∙‌⁄] о.д.=наречие,о.д.=сущ.с предлогом

После работы в парах вызываю ребят. Отвечают, когда обособляем, а когда нет. Затем вызываю учеников, которые чертят схемы, делают выводы. Говорю о нюансах схемы, где одиночное деепричастие не обособляется: обычно в конце предложения, можно заменить наречием, существительным с предлогом; важно, не что делает предмет, а как.

Проверим наши выводы по учебнику.

5.Первичное закрепление .

Вот теперь объясните знаки препинания в четверостишии? Как вы можете охарактеризовать обстоятельства? (Однородные.) Повторяем, какие члены предложения называют однородными.

Автор пишет, что хочет идти по жизни и любоваться жизнью. А когда человек чем-то любуется, какие чувства наполняют его душу? (Восторга, восхищения, любви, удивления)Работа со словарём. Ребята объясняют лексическое значение слова «удивляться» и подбирают синонимы.

Чему же можно удивляться? (В хорошем смысле этого слова)

Сконструируйте предложения, взяв за основу данные обороты

Море, рождая волны,…

Приоткрыв глаза,…

По схеме[, ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕,═]

Зачитывают свои предложения.

6.Закрепление .

Вы уже сами можете конструировать предложения. Отрадно, что без ошибок, но всё-таки, чтобы не допускать ошибок в употреблении деепричастных оборотов в речи, помните о …

Сравните два предложения и скажите, о чём необходимо помнить? Почему деепричастие предупреждает: «Не меряя семь раз, не режь».

Открыв окно, быстрый ветер ворвался в комнату.

Нежась на солнце, змея свивалась тройным кольцом.

Сделайте вывод. (И добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, выполняет одно лицо)

В дополнение к этому, подберите правильное продолжение к деепричастному обороту.

Удивляясь миру,

расцветает человеческая красота.

человек наполняет душу радостью жизни.

Можем ли мы данное предложение (второе) заменить синонимичной конструкцией? (Когда человек удивляется миру, он наполняет душу радостью жизни). Вспомните, как мы заменяли предложения с причастными оборотами.(сложноподчинённым предложением с придаточным определительным- понятие вводилось в 6 классе при изучении темы «Относительные местоимения».)

7.Работа по тексту .

Вы дружно работали, делали выводы, работая в парах и самостоятельно. Далее я предлагаю вам исследовать текст «Лебеди». (распечатка на парте). Первая группа – с точки зрения стиля речи, вторая группа – с точки зрения орфографии(пропущенные орфограммы);третья группа – найти деепричастные обороты и одиночные деепричастия. В ответе используйте научный стиль, можно свой ответ начинать с деепричастного оборота. (Исследуя текст с точки зрения…,….) Общее задание для трёх групп - роль деепричастных оборотов в тексте.

Ответы групп по предложенным вопросам.

Какова роль деепричастных оборотов в тексте? (Деепричастия более выразительно дописывают, дорисовывают основное действие. Показывают экспрессию движения, ярче подчёркивают динамику событий.) Работа со словарём толковым, затем со словарём антонимов: динамика-статика.

Ребята, какие чувства испытывает автор, когда наблюдает за птицами? Какие легенды о лебедях вы прочитали к уроку? Одну- две легенды слушаем. Затем прошу ребят сформулировать основную мысль легенды предложением с деепричастным оборотом.

Ребята, а в каком произведении идея любви, верности отражается так же ярко, как и в легенде. Это произведение – гимн любви, верности.(«Повесть о Петре и Февронии Муромских»).С 2008 года 8 июля объявлен Всероссийским праздником семьи, любви и верности.

Ребята, что у нас может вызывать такие чувства, как в данном тексте? (Красота)Не только красота природы, человека, его поступков, но и красота слова, языка нам помогает выразить наши мысли, знания. Соприкосновение с удивительным миром делает нас духовно богаче, будит в нас прекрасное. Общаясь со мной на уроке, вы показали это. А хорошо ли поняли тему урока, проверим с помощью теста (+взаимопроверка).

8.Рефлексия.

Подумайте над всем услышанным во время урока и коротко оформите точку зрения по поводу урока.

Исследуя материал по теме, я (узнал, смог придумать…) и захотел…;

я (понял, разобрался…), теперь я….

9.Комментарий оценок.

Если вы не только поняли тему урока, но и услышали, что нас окружает удивительный мир, значит, урок не прошёл мимо вас. Нам, я думаю, стоит постараться не только видеть красоту, но и беречь её, чтобы ощущать радость жизни.

10.Домашнее задание.

Постарайтесь дома составить текст, используя в нём деепричастные обороты, одиночные деепричастия. Подумайте, о чём можно рассказать, чтобы показать динамику событий. (Ответы детей.) Подсказываю рисунками с изображением дельфинов, бушующего моря и т.д.

Смотри приложение (материал для наблюдений, текст, тест)

Материал для наблюдений

Желаю успеха!

Деепричастный оборот обособляем.

1.Опрокидывая на своём пути, вихрь промчался над деревней.

2.Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.

3.Временами по реке пробегала от ветра лёгкая зыбь, сверкая на солнце.

Будьте внимательны!

Деепричастный оборот не обособляем.

1.Ребята работали засучив рукава.

Мчаться высунув язык, работать спустя рукава, трудиться не разгибая спины, бежать сломя голову, говорить положа руку на сердце - что это?

Обособляем одиночное деепричастие.

1.Улыбаясь, я восторженно рассказывал об отдыхе.

2.Я узнал, приглядевшись, родную тропинку.

3.Мой друг радостно осмотрелся вокруг, приземлившись.

Будьте внимательны!

Одиночное деепричастие не обособляем.

1.Он работал шутя(=наречие легко).Он говорил улыбаясь(=сущ.с предлогом с улыбкой).

Лебеди

Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным и ещё (не) вида..ым мною зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращающ..хся с далёк..го юга на север, стала кружить над заливом. Я видел освещё..ые зарёю розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса. Лебеди долго и низко кружились над заливом, потом стали садит..ся на воду.

Ещё никогда не видел я такой чудесн..й, почти сказочн..й картины. Я сидел на маленьк..м островке и, затаив дыхание, слушал и наблюдал.

Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавш..м мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали поднимат..ся и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.

(По И.Соколову-Микитову.)

Тест по теме «Деепричастный оборот»

1.Найдите словосочетание деепричастие +существительное

а)скользя по снегу а)вырастить дерево

б)сбросить листья б)одетые в листву

в)заросший пруд в)замирая от страха

2.Найдите предложение с деепричастным оборотом

а)Морозец ударивший ночью а)Сверкая белоснежным оперением птица

сразу всё преобразил. пересекла реку.

б)Раскинув могучие крылья б)Листки сорванные ветром порхали

птица кружилась над серединой в воздухе.

реки.

3.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а)Пройдя длинную аллею лип, а)Ветер поднимая пыль на дороге,

старик опустился на скамейку. яростно выл в трубе.

б)Дорога, извиваясь подползает б)Море, рождая волны,

ближе к песчаной полоске. украшало их бахромой пены.

4.Найдите предложение, где не обособляем деепричастный оборот или одиночное деепричастие. Знаки препинания не расставлены.

а) Улучив удобную минутку а)Он отвечал скрепя сердце.

он вышел на свежий воздух.

б) Мы смотрели выпучив глаза. б)Приоткрыв глаза я увидел цветущий

луг.

5.Найдите предложение с грамматической ошибкой.

а)Подъезжая к станции, у меня а)Поднимаясь вверх, птицы хлопают

слетела шляпа. крыльями.

б) Не замечая меня, лебеди мирно б)Подъезжая к деревне, собаки залаяли.

плавали.

Еще со школьной скамьи у многих сохранилось представление, что, в отличие от причастий, деепричастия выделяются запятыми всегда, вне зависимости от наличия зависимых слов и места в предложении. На самом деле это представление не вполне верно — обособление деепричастий и деепричастных оборотов имеет свои особенности. В рамках данной статьи рассмотрим обособление (и не обособление) одиночных деепричастий. Об читайте в соответствующей статье.


Общее правило таково — одиночные деепричастия обособляются (выделяются с обеих сторон запятыми), если выражают дополнительное действие, и не обособляются, если выражают оттенок основного действия . Например:

* «Она открыла дверь, засмеявшись» (два действия — «когда она открыла дверь, она засмеялась»).

* «Он шел по дороге не спеша и слушал пение птиц» («не спеша» — оттенок основного действия).

В первую очередь такими оттенками становятся деепричастия, которые в принципе практически утратили глагольное значение и воспринимаются скорее как наречия — «молча», «не спеша». Сложнее ситуация с теми деепричастиями, которые обособляются или не обособляются в зависимости от контекста. Например, «Она открыла дверь смеясь». Это деепричастие можно рассматривать как оттенок действия (как именно она открыла дверь?) или как самостоятельное действие (когда она открыла дверь, она смеялась). Соответственно запятая будет или не будет ставиться в зависимости от того смысла, который автор вкладывает в предложение.

Своеобразной подсказкой при принятии решения о постановке запятой может послужить следующее: как правило, оттенки действия выражаются деепричастиями, идущими сразу после глагола. При этом их можно заменить наречием или существительным с предлогом. Например «не останавливаясь» — «без остановок», «не спеша» — «без спешки», «улыбаясь» — «с улыбкой». Некоторые источники также указывают, что деепричастия, заканчивающиеся на «-а» и «-о» чаще являются оттенками, в то время как с «-в» и «-вш» — дополнительными действиями.

Оторванные от глагола деепричастия зачастую обособляются.

Сравните:

* «Она поздоровалась улыбаясь».

* «Она поздоровалась, улыбнувшись».

* «Улыбаясь, девочка в красивом платье протянула ему шарик».

Теперь обратим внимание на некоторые тонкости, касающиеся постановки запятых при обособляемых деепричастиях. В частности, если два однородных (то есть относящихся к одному и тому же глаголу) одиночных деепричастия соединены союзом «и» (а также «либо», «или» и пр.), то вокруг данного союза запятые не ставятся — по аналогии с однородными членами предложения. Например, «Бегая и подтягиваясь, она быстро привела себя в форму». То же самое касается обособления деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Обособляясь по отношению ко всей фразе, между собой эти члены предложения являются однородными (для этого деепричастия непременно должны относиться к одному глаголу).

Также запятые не ставятся, если союзом «и» соединены наречие и деепричастие, относящиеся к одному и тому же глаголу — такие члены предложения также считаются однородными (плюс к тому такие деепричастия часто выражают оттенки действия). Например, «Он ответил быстро и не задумываясь». При этом (по аналогии с однородными членами предложения) если соединительного союза нет или стоит союз «а» или «но», то между наречием и деепричастием стоит поставить запятую: «Он ответил быстро, не задумываясь».

Если деепричастие начинает придаточное предложение и имеет в качестве зависимого слово «который», то данное деепричастие не обособляется. Это же справедливо, если у деепричастия есть и другие зависимые слова. «Я мечтаю о таком платье, найдя которое буду чувствовать себя королевой».

Тип урока: урок обобщения знаний

Цели урока:

для учителя

  • обобщить знания о причастном и деепричастном обороте: закрепить умение находить причастный и деепричастный оборот в предложении и правильно оформлять их на письме, отработать навык разграничения причастного и деепричастного оборотов, определить роль причастного и деепричастного оборотов в тексте;
  • развивать умение работать в парах и группах, формировать чувство ответственности за результаты учебного труда и устойчивую мотивацию познавательной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе, используя содержание предлагаемых текстов;

для учащихся

  • продолжать учиться сравнивать и анализировать языковые явления, работать со схемами, составлять алгоритм действия, отрабатывая практические умения выделять причастный и деепричастный оборот;
  • уметь выстроить сотруднические отношения при работе в парах и группах, отрабатывать навыки доказательного ответа.

Методическая цель: проектирование урока с позиции требований ФГОС ООО

Средства реализации методической цели:

  • самостоятельное целеполагание
  • работа со схемами
  • смысловое чтение
  • учебное сотрудничество (работа в парах и группах)
  • использование адресных форм организации учебной деятельности
  • домашнее творческое задание
  • оценочная деятельность на критериальной основе

Лист самооценки

  1. Умение формулировать цель
  2. Умение составлять схемы, алгоритм
  3. Умение выделять причастный и деепричастный оборот
  4. Умение работать в парах

Ход урока

Доброе утро, друзья! За окном мороз и солнце, день чудесный. А какое настроение у вас? Улыбнёмся друг другу и пожелаем успешной работы.

Проверим домашнее задание (упр. 631): назовите суффиксы причастий по “цепочке”.

Поднимите сигнальные карточки:

  • Красная – SOS: было сложно
  • Зелёная – легко справился сам

I. Мотивационно-целевой этап урока

1. Ребята, вы любите сказки? Сейчас я предлагаю Вам отправиться на синтаксическое собрание и послушать Определение.

– Меня возмущают некоторые члены предложения: все мы работаем рука об руку, а они только и думают, как бы обособиться, отгородиться запятыми.

– Отчасти я с вами согласно, – отвечало Подлежащее. – Если мы все обособимся, то перестанем существовать как единое предложение. Но, дорогое Определение, Вы не обратили внимание на то, что Обособленные члены – это почти вторые сказуемые, а не обычные второстепенные члены предложения. Думаю, все со мной согласятся, когда я приведу два примера: Шумели под ветром сосны, высокие и стройные. Шумели под ветром сосны, они были высокие и стройные.

– В таком случае нужно договориться о правилах, – предложил Синтаксис. – Личное местоимение, с какой стороны Вы позволите стоять возле Вас Обособленным Определениям?

– С любой.

– А Вы, Существительное?

– Только позади меня; если хотят непременно спереди, пусть приобретут ещё и обстоятельственное значение причины или уступки.

– У нас есть ещё Обособленные Обстоятельства, – продолжал Синтаксис. – Сказуемое, посоветуйте, какие из них могут быть обособлены и где им стоять.

– Пусть обособляются Деепричастия и Деепричастные Обороты, думаю, нужно разрешить им стоять где угодно.

Интересная сказки, не правда ли? Как вы думаете, о чём она? Кто изобразит схематически предложения Синтаксиса? (У доски работает один человек, остальные – в тетрадях)

[п.о., личное местоимение, п.о.]

[имя существительное, п.о.,]

[д.о., д.о., д.о.]

Формулировка темы и цели урока.

Установите, что объединяет выполненное вами задание и тему прошлого нашего урока. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её. (Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах)

Какую цель мы ставили на прошлом уроке? (Мы должны были научиться находить причастный оборот, выделять его знаками препинания на письме, употреблять в речи). А какова цель сегодняшнего урока, по-вашему? Используйте опорные слова на доске:

  • Повторить...
  • Сравнить...
  • Отрабатывать навык...
  • Закрепить...
  • Обобщить...

Цели урока:

  • продолжать учиться сравнивать и анализировать языковые явления,
  • работать со схемами,
  • составлять алгоритм действия, отрабатывая практические умения выделять причастный и деепричастный обороты, навыки доказательного ответа;
  • определять роль причастного и деепричастного оборотов в тексте;
  • учиться выстраивать сотруднические отношения при работе в парах.

(Оцениваем себя : заполняем лист самооценки)

Цели урока мы с вами сформулировали. А как вы думаете, какие слова будут ключевыми на нашем уроке? (Причастный оборот, определяемое слово, деепричастный оборот, обособление). Проверим, насколько хорошо вы их знаете.

II. Организационно-деятельностный этап

План урока

1. Упражнение “Закончи предложение”

  • Определяемое слово – это
  • Причастный оборот – это
  • Деепричастный оборот – это
  • Обособление – это

2. Орфографическая пятиминутка: упражнение 638: по вариантам. А по каким признакам вы будете делить слова на группы? (ОГЗ, суффиксы))

Какие орфографические правила можно проиллюстрировать данными примерами?

(Самопроверка)

Вспомните, чем отличается выделение на письме причастных и деепричастных оборотов.

3. Работа с текстом

Лесной пожар

Спасаясь от огня старый ворон часто замахав крыльями перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка зашатавшаяся под тяжёлой птицей согнулась и ворон долго раскрывал крылья стараясь удержаться на ветке. Громкий треск раздавшийся из лесной чащи испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и подпрыгивая скрылся в траве.

  • Какова тема текста? (Отражена в заголовке) Основная мысль? (Пожар – это страшно).
  • А что такое пожар? (Страшное стихийное бедствие) Чем они страшны?
  • Ребята, а кто, по-вашему, является чаще всего виновником пожаров?
  • Что же делать, чтобы их было как можно меньше?

Выполняя следующее задание, вы работаете в парах: прямо на распечатанных листах выполняете задание. Какую цель мы должны поставить перед собой, чтобы справиться с заданием? (Вспомнить, чем отличается обособление ПО и ДО; отрабатывать умение видеть ПО и ДО и навык постановки знаков препинания при них)

Проверка. (Заполняем листы самооценки)

4. А теперь мы с вами проведём стилистический эксперимент “Какова роль причастных и деепричастных оборотов в тексте?”. Запишите текст без причастных и деепричастных оборотов, передайте только его основное содержание.

Старый ворон перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка согнулась, и ворон долго раскрывал крылья. Громкий треск испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и скрылся в траве.

В какой ситуации возможно использовать текст, полученный нами экспериментально? (Если нужно сжато передать информацию)

5. Выполняя перспективное домашнее задание, вы работали в группах – составляли алгоритм “Как правильно расставить знаки препинания при причастном обороте” (упр. 637). Представьте результаты вашей работы.

III. Контрольно-регулировочный этап. Тестирование по вариантам. (На распечатанных листах)

1. Природа есть родина всех талантов, (1) начиная от росинки-солнца, (2) сверкнувшей всеми огнями, (3) кончая талантами, 4) переходящими в историю культуры.

  • 1 вариант – выпишите цифры, обозначающие запятые при причастных оборотах
  • 2 вариант – выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастных оборотах

Берегите
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на листьях повилики
На тропинке солнечные блики
На камнях играющего краба
На могиле тень от баобаба
Ястреба парящего над полем
Полумесяц над речным покоем
Ласточку мелькающую в жите
Берегите землю!

  • 1 вариант – найдите и выпишите определяемые слова с причастным оборотом, которые соответствуют схеме [х, п.о.]
  • 2 вариант – найдите и выпишите определяемые слова с причастным оборотом, которые соответствуют схеме [п.о. х]

Кто высунул в калитку нос?
Кто?! Злобный и рычащий пёс.
Вчера, стоявший на пути, (1)
Он не давал мне в сад войти.
Любой, привязанный к столбу, (2)
Вот так бы злился на судьбу.
Я косточек ему принёс
И был облизан. Прямо в нос.

  • 1 вариант – какой схеме соответствует обособление ПО (1): а) [сущ., п.о.], б) [м., п.о.]
  • 2 вариант – какой схеме соответствует обособление ПО (2): а) [м., п.о.], б) [сущ., п.о.]

IV. Оценочно-результативный этап

Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. Удалось ли нам их выполнить?

  • А – задания мне были понятны, я легко справился с ними
  • В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила
  • С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны

Домашнее задание.

По выбору

  • Выпишите из стихотворений М.Ю. Лермонтова 3-4 предложения с причастными и деепричастными оборотами.
  • Составьте и запишите текст из 5-6 предложений, используя материалы упр. 634.
  • Выполните упражнение № 635 (только для тех, кто оценил себя С).
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!