Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что такое толерантность. Воспитание толерантности обучающихся: сущность, принципы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №13»

Практикум для педагогов

«Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

Подготовила: педагог-психолог

Сергиев Посад

2015 год

Мы – разные

На огромном белом свете

Очень разные есть дети:

Тихие и шумные,

Глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки,

Молчуны и хохотушки.

Кто-то ростом невелик,

Кто-то слабый ученик.

У одних – большие ушки,

Кто-то рыж, а кто-то бел,

Кто-то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться,

Никого нельзя дразнить,

Нужно очень постараться,

Словно братьев всех любить.

И тогда на белом свете

Так чудесно будет жить.

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств их преодоления, так что «копилка» толерантности постоянно пополняется.

Само понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое понимание толерантности. Они во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты.

В целом можно сказать, что толерантность это психологическая устойчивость личности в очень широком диапазоне: от нервно-психической устойчивости (от умения держать себя в руках, когда мы можем владеть своим психическим состоянием, мы можем привести себя в порядок, вовремя с релаксировать (не показывать неприятные эмоциональные состояния), до устойчивости к многообразию мира, к различиям – социальным, культурным, мировоззренческим, религиозным.

Для развития толерантности человеку отчасти приходится изменять собственные установки. Поэтому необходимо понять основные психологические составляющие, которые в совокупности являются отличительными признаками толерантного человека.

Эмпатия – «постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживание другого человека». Она является составляющей толерантности, аккумулирует способности человека переживать те же чувства, которые испытывает другая личность, и выражает психологическое принятие последней этим человеком. Эмпатия проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку. «Развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков». Если человек чувствителен к боли других, то он ограничивает и собственную агрессию.

Люди с низким уровнем эмпатии равнодушно относятся к другим, эгоистичны, сосредоточены на себе, требовательны, прибегают к неоправданным наказаниям, склонны к морализированию. Уровень сформированности эмпатии отражает уровень эмоциональной зрелости.

Коммуникативная толерантность является собирательной характеристикой человека: в ней находят отражение результаты воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и активно взаимодействуют с другими людьми.

Развитие толерантности начинается с общения, и в нем же она находит свою реализацию. В процессе общения происходит понимание и прочувствование другого, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами, вживаться в его мир.

Осознание себя через другого важно с позиций формирования толерантности, поскольку толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других.

Толерантная и интолерантная личность

Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью . Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус. Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному, толерантному взаимодействию.

Г. Олпорт отмечает, что толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих. Интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов, находится в ощущении постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности. Толерантные люди, в отличие от интолерантных, не перекладывают ответственность на других и не стремятся во всем обвинять окружающих. Интолерантные личности делают акцент на различиях между своей и "чужой" группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально. Толерантный человек, наоборот, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения. Толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, стремясь к личной независимости. Стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный.

Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми.

Нетерпимость достаточна, консервативна, она стремится подавить все, что не вписывается в установившиеся рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное уничтожение людей: геноцид, войны, терроризм.

Возникновение интолерантности к другому обусловлено психическими особенностями человека: ощущение возникающей угрозы со стороны внешнего мира (иногда только кажущееся) заставляет психику вырабатывать правдоподобное "рациональное" толкование враждебного отношения к "другим" - тем, кто в чём-то отличен.

Деление людей на «толерантных» и «интолерантных» достаточно условно, однако склонность проявлять себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой чертой личности.

Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человечества и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу.

Следующим фактором формирования толерантной личности считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции, так как все это укрепляет представления человека о самом себе, делает их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека

Толерантность предполагает не смеренное выносливое отношение к неприятным людям или воздействие, а наоборот расположенность, доброжелательность, уважение, признание прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе, но главное при этом не забывать свои интересы.

Толерантность подразумевает активную позицию человека – сказать нет, а не принять. Умение быть не толерантным тогда, когда это требует ситуация, быть не толерантным к злу, к насилию.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в образовании, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в образовательных учреждениях.

Для образовательных учреждений проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

Педагог был и останется значимым звеном в учебно-воспитательном процессе, поэтому педагогу самому важно понять важность процесса толерантных отношений.

Конечно же стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в детях, конечно, начнёт с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, воспитанникам, умение понять, простить их несовершенства.

А что значит хороший педагог? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские горести и радости, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что он и сам был ребёнком.

Профессионально необходимыми проявлениями толерантности педагога являются выдержка и самообладание. Никаких срывов, растерянности и беспомощности учащиеся не должны чувствовать и видеть. Неотъемлемое проявление толерантности педагога – справедливость. Ничто не укрепляет нравственный авторитет педагога, как его умение быть объективным. Предубеждение, предвзятость, субъективизм очень вредят образовательному процессу.

Необходимость формирования толерантных отношений между дошкольниками обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой - у них слаборазвитая произвольность поведения, повышенная эмоциональность, импульсивность. Heгативные проявления в поведении дошкольников исследователи объясняют отсутствием социального опыта и ограниченными возможностями, что приводит к возникновению у них пассивности, усилению агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях со сверстниками.

Многие семьи как показывают исследования, не заинтересованы в формировании толерантности, потому что мир вокруг достаточно сложный, непростой, конфликтен. И родители бояться, что если ребенка вооружить только толерантными установками он не сможет за себя постоять. Он не сможет ответить злу, агрессии. Поэтому ценности толерантности в российских семьях на низком уровне.

Современный культурный человек - это образованный человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Именно поэтому очень важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания , готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть. Наш современник должен иметь определенный багаж знаний, умений и навыков, обладать толерантностью как основой жизненной позиции.

Идеальных людей не бывает! Надо понять и принять, что все люди разные!

Цель:

Познакомить с понятием «толерантность»;

Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.

Формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Задачи:

Создание комфортного психологического климата в группе;

Способствовать педагогам в самопознании и приобретении опыта позитивного общения

Оборудование:

Упражнение «Поздоровайся локтями»

Цель: установлению контакта между участниками.

Сейчас я порошу Вас всех встать в круг и мы с вами будем приветствовать друг друга. Но делать это мы будем необычным способом:

· складываем руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

· упираясь руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

· кладем левую руку на левое бедро, правую руку на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

· держа сложенные крест-накрест руки на груди (локти, смотрят в стороны).

На выполнение задания Вам дается только 5 минут. За это время вы должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Упражнение «Солнце светит для тех, кто…»

Цель: развитие чувства сплоченности.

Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга. Цель стоящего в центре снова получить стул, на который можно сесть. Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим. Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто...» .Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы. Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. (Солнце светит для каждого, кто любит проводить отпуск на море, терпеть не может курильщиков, сидит на диете и т. д.). Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях. Игра продолжается до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Подведите итоги. Пусть игроки ответят на следующие вопросы:

Что стало для меня неожиданностью?

Чувствую ли я, что нашел достаточно родственных душ?

Радует ли меня, что между нами так много общего?

Упражнение «Черты терпимой личности»

Толерантной личности свойственны 15 характеристик.

Задание. В колонке «А» поставьте: «+ » напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены.

Затем в колонке «В» впишите три черты, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

Индивидуальная работа

Сейчас мы предлагаем составить характеристику ядра толерантной личности с точки зрения нашей группы в целом.

Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» первое качество (подсчет ведущим количества). Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Упражнение «Волшебная лавка»

Цель : дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Представьте, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но слабо выражены у этого участника.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Упражнение «Язык принятия» и «Язык неприятия»

Цель: формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,

Процедура проведения: “Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Способность педагога к безусловному принятию детей – это, в первую очередь, учёт индивидуальности ребёнка. Потребность в любви, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребёнка, но его личности в целом. Очень важно не запрещать ребёнку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию.

Составление списка элементов, обсуждение вербальных и невербальных проявлений.

Язык принятия

Язык неприятия

Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребёнком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.

Создание характеристики толерантного педагога

Команды в ходе дискуссии вырабатывают перечень характеристик, затем, каждая команда записывает свой список на доске. В процессе совместного обсуждения определяется наиболее полная характеристика.

Упражнение «Памятка на «черный день»

Мои лучшие качества

У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Мы предлагаем составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.

«Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.

«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достижения в любой области. Можно обозначить только свои лучшие качества.

«Я желаю себе и другим…»

Мяч передаётся по кругу. Кто держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.

Список литературы

1. Безюлева Г. В, Шеламова: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. – 168с.

2. Безюлева Г. В, Шеламова в педагогике. – М.: Издательский центр АПО, 2002. - 92с.

3. Восторухина толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт рабоыт ДОУ города Москвы. – М.: Школьная Пресса, 2010. - 112с.

4. , Козлова конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии, 1993. №4.

5. Психодиагностика толерантности личности. Под. Редакцией, . – М.: Смысл, 2008. – 172с.

6. Щеколдина толерантности. - М.: "Ось-89", 2004. - 80 с.

16 ноября 1995 года резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО утверждена Декларация принципов толерантности. Принятию Декларации предшествовали участившиеся в последнее время акты нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения.

Декларация состоит из Преамбулы и шести статей, в которых определяется содержание понятия толерантности от всемирного и государственного уровня до понимания на уровне отдельной личности, определяются социальные аспекты толерантности и воспитания, направленного на обеспечение установок толерантности в сознании и поведении каждого человека.

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов .

1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспита­ния толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.

Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека.

В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние. Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. В этой связи содержание образования должно включать следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденции народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные процессы и глобальные проблемы народов.

Учащимся важно знать:

Место и роль ООН в регулировании отношений народов как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ;

Суть деятельности Совета Европы, Европейского Союза, Лиги Арабских Государств, Организации Американских Государств, Организации Африканского Единства, Содружества Независимых Государств и др.;

Культуру народов и государств мира, их вза­имоотношения, взаимовлияние культур и традиций;

Экономические основы взаимодействия стран и народов, разделение труда между народами, кооперирование предприятий различных стран, передвижение капиталов, рабочей силы и товаров, создание производственных филиалов за пределами национальных территорий;

Требования ООН о недопустимости эксплуатации и неравенства между народами, истинные причины отсталости народов бывшего колониального и полуколониального мира, обоснование необходимости оказания им помощи, что должно обеспечить преодоление пережитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности;

Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. В решении задач воспитания толерантности оптимальный вариант представляют методы, которые классифицируются следую­щим образом: диагностические, целеориентационные, планирования, организаторские, мобилизационно-побудительные, коммуникативные, формирующего воздействия, контрольно-аналитические и оценочные, координации и коррекции, совершенствования.

Выделены следующие доминирующие бинарные методы воспитания толерантности:

    убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера),

    стимулирование и мотивация (мотивационная сфера),

    внушение и самовнушение (эмоциональная сфера),

    требование и упражнение (волевая сфера),

    коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),

    воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера),

    метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).

Обучение толерантности – первый, самый низкий, но чрезвычайно необходимый уровень в многокультурном становлении личности. Он предполагает развитие у индивида терпимости к культурным отличиям. Следующая ступень – развитие у школьников умений понимать культурные различия. Понимание и принятие другой культуры предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям, с которыми дети приходят в школу. Третий уровень мультикультурного становления личности – уважение культурных различий. Утверждение культурных различий – 4 уровень. Человек утверждает себя и свою идентичность лучше всего в ходе деятельности.

Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

1) индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

2) национальный состав коллектива учащихся;

3) проблемы в отношениях между детьми и их причины;

4) культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги осуществляют поиск эффективных форм воспитания у школьников толерантности, определяют конкретное содержание этой работы. Следует исходить из того, что основа толерантности – формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности. Это возможно осуществлять в учебное и внеурочное время через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любого образовательного учреждения.

Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в коллективе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей. Не забывайте главное: проблемы и трудности, неизбежно возникающие во взаимоотношениях людей, всегда надо стараться решать путем переговоров, не доводя отношения до ссоры и агрессии.

Вопросы для самостоятельного осмысления

    Как вы понимаете выражение: «Толерантность – это гармония в многообразии»? Дайте пояснения.

    Какими, на ваш взгляд, методами можно обучать толерантности различные возрастные и социальные группы?

    Какие документы являлись основополагающими для разработки и принятия Декларации принципов толерантности?

Мне не нравится слово «толерантность».

Но лучше этого слова в мире нет.

Махатма Ганди

В настоящее время наиболее остро встает вопрос о воспитании толерантной личности, умеющей уважать, любить, понимать других людей, умело разрешать конфликты.

16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла декларацию принципов толерантности.

Толерантность понимается как терпимое, уважительное отношение к людям, признание прав каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.

Терпимость – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и свобод человека.

Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Не даром говорят, что толерантность – это привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться к истине через разнообразие мнений и позиций.

Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Оно должно способствовать формированию у детей навыков независимого мышления, осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Задача педагога заключается в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую помощь и поддержку.

Педагогическая толерантность требует соблюдения основных законов:

  1. Все работники ОУ в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение.
  2. Педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних, за счет унижения других.
  3. Оценки должны способствовать развитию ребенка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога.

Кто же занимается воспитанием толерантной личности нового времени? Такое доступно только педагогу с высоким инновационным потенциалом.

Высокий инновационный потенциал определяется как совокупность творческих характеристик личности и готовность совершенствовать педагогическую деятельность.

Для того чтобы пытаться воспитывать толерантную личность сами педагоги должны обладать следующими характеристиками:

  1. тактичностью
  2. терпимостью в отношениях с детьми и взрослыми
  3. готовностью принимать и поддерживать учащихся, а если нужно, то и защищать.
  4. Умением предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах.

Толерантность – профессионально необходимое качество педагога.

Толерантный учитель должен осознавать, что дети воспринимают, прежде всего, как образец для подражания.

Несформированность толерантности – профессиональная драма для педагога, которая впоследствии приведет к быстрой «амортизации сердца и души». И все это осложняется тем, что жертвами такой драмы, в конечном счете, оказываются дети, с которыми этот педагог работает. А чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности.

Для тех, кто хочет стать толерантным.

1. Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

2. Не навязывай другим свою собственную волю, выслушай их мнение.

3 . Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.

4. Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

5. Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.

6. Найди повод, чтобы сказать «спасибо» своим близким и знакомым.

Особое внимание необходимо уделить коммуникативной толерантности каждого учителя. Мастерство взаимодействия с подопечными жизненно необходимо педагогу. Без этого не может состояться профессионал.

Среди учителей нашей школы было проведено тестирование, целью которого было выявление уровня коммуникативной толерантности. Результаты вы видите на экране

46% высокий уровень толерантности

43% норма

11% средний с тенденцией к норме

0% низкий

Это означает, что все принципы толерантности педагогами нашего ОУ выполняются, а именно:

Принципы:

  1. Принцип ненасилия
  2. Принцип ответственности
  3. Принцип уважения различий
  4. Принцип понимания индивидуальной неповторимости
  5. Принцип уважения человеческого достоинства.

В духе толерантности необходимо воспитывать с раннего возраста, так как оно жизненно необходимо при формировании личности

Один учитель долго объяснял ребятам из начальной школы, что такое толерантность. Когда он спросил, как они понимают это слово, то услышал в ответ:

Это, когда мы бьем Ваську, а он терпит!

Действительно, опыт толерантности, положительный (нормальные отношения) или отрицательный (негативизм), имеется у каждого человека, в том числе ребенка.

Тем более такой опыт есть у школьников, обладающих разными характерами, темпераментами, манерой поведения, но вынужденных принимать школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, одноклассника.

Процесс воспитания толерантности происходит эффективней, когда он обоюдный. Конечно, создать такую атмосферу весьма не просто, но в «контактных» условиях очень даже вероятно. При этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Наличие или создание такого поля – серьезная удача педагога!

Среди учащихся среднего и старшего звена наше школы мы также провели тестирование на выявление уровня толерантности, то есть целью было узнать, насколько толерантны наши ученики. Обратите внимание на экран:

Среди учеников среднего звена выявилось 17%

46% - средний уровень

37% - низкий

Среди детей старшего звена показатель более высокий:

25% - высокий уровень толерантности

58% - средний

17% - низкий

Несмотря на то что результаты достаточно высокие, считаем необходимым продолжать проводить совместно с учителями – предметниками, родителями - тематические вечера, классные часы, круглые столы, беседы, направленные на развитие толерантной личности, так как в настоящее время эта проблема является наиболее актуальной и воспитывать это качество (толерантность) необходимо со школьной скамьи.

Предлагаю вам определить ваш уровень коммуникативной толерантности. Перед вами лежит тест, состоящий из 20 вопросов. Вам нужно как можно точнее ответить на вопросы. Напротив каждого вопроса проставьте выбранный вами балл. Подсчитайте сумму баллов.

Если вы набрали от 1 –до 20 баллов, то у вас высокий уровень толерантности

От 21 – до 40 баллов - средний

От 41 и выше – низкий

В основе любых жизненных ситуаций, лежат взаимоотношения людей и главное в них терпимость, уважение, любовь, понимание и прощение. Это и называется толерантность.

У греческого народа существует одна притча, которая лучше всего подведет нас к пониманию толерантности.

Ладная семья.

Жила – была на свете семья. Занимала она целое село, так как в ней насчитывалось более 100 человек. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете, но дело в том, что семья эта была особая. Мир и лад царили в той семье, и стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни раздоров.

Дошел слух об этой замечательной семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, порядок и мир. Удивился владыка. Пришел он к главе семьи и спрашивает:

Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?

Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, три слова были на ней начертаны: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Школа – это наша большая семья, поэтому данные принципы мы обязаны не только уважать и принимать, но и максимально использовать в своей работе.

Билет 1

Ключевым положением концепции П. Николсона является толерантность «есть благо, поскольку она - необходимое средство или условие внутренне благого, то есть слагаемое блага». И таким благом, по его мнению, могут быть свобода, справедливость, цивилизация, истина либо же некоторое их сочетание.

Рассматривая толерантность в религиозно-философском аспекте, следует отметить, что ряд исследователей, в частности Дж. Ньюмен, формулируют ее дефиницию следующим образом: индивид должен толерантно относиться не столько к какому-то религиозному верованию, сколько в первую очередь принять возможность для другого человека иметь его инакость.

Опасности толерантности, в определенном смысле «терпимость к чужому - дорога к утрате своего» .

А. В. Перцев определяет толерантность и как «позицию неустойчивого равновесия». Это, по его мнению, детерминировано тем, что «устойчивость в отношениях между людьми не может основываться на одной только доброй воле и рациональных этических соображениях.

3. Естественная (натуральная) толерантность

Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

Билет 2

1. Различные определения термина «толерантность»

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСК), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

Толерантность - это готовность лояльно относиться и принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение и тому подобное, которые не совпадают с собственными, а также не разделяются и не поддерживаются человеком. Другими словами, признание за другими людьми права на собственное мировоззрение.

Толерантность - это проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций.

Толерантность - 1) терпимость, снисходительность к чему - либо; 2) принцип политического плюрализма.

Моральная толерантность

Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

Человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».

Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

Нравственная толерантность

Билет 3

Понятия толерантности и его различные характеристики

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

У понятия толерантности и его различных характеристик есть свой круг понятий, составляющих понятийное поле толерантности. Важнейшие среди них:

– компромисс;

– ненасилие;

–непротивление;
– неосуждение;

Незлословие.

– нейтралитет;

– равнодушие;

Обратные им понятия, как нетерпимость, одержимость, фанатизм.

Проблемами толерантности являются также более широкие, общечеловеческие ценности, такие как мир и любовь, которые по содержанию связаны с толерантностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что толерантность в современной научной литературе понимается в нескольких аспектах: прежде всего, как терпимость к людям, отличающимся от нас, а также как отказ от права на абсолютную истину, на право быть судьей. А так же отказ от насилия как средства навязывания своей точки зрения

Билет 4

Билет 5

Миробеспечивающая

Определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;

Регулирующая

Ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

Психологическая

Служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);

Воспитательная

Обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;

Коммуникативная

Развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;

Культуросохраняющая

Обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

Креативная

Обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;

Фелицитологическая

Позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.

Группа

Приём «Эстафета».

Приём «Взаимопомощь».

Приём «Акцент на лучшее».

Группа

Приём «Ролевая маска».

«Встречные вопросы

Приём «Импровизация на свободную тему».

Группа

Приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др.

Приём «Любимые книги товарища».

Билет 6

Нравственная толерантность

В отличие от моральной, нравственная толерантность предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность.

Билет № 7

Научная толерантность

Научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Билет № 8

Этническая толерантность

Этническая толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д.

Воспитание толерантности

воспитание толерантности это процесс воспитания терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям, религиозным взглядам.

Сегодня толерантность выступает и как одна из целей образования, и как результат воспитания, и как критерий выбора методов педагогического взаимодействия, и как ориентир в образовательной деятельности.

Ведущими педагогическими условиями формирования толерантности являются:

Позитивный эмоциональный фон всего образовательного учреждения как основа толерантного пространства.

Установка на толерантность, состоящая в готовности и способности понимать партнеров по общению.

Личностно-ориентированное обучение.

Взаимодействие педагога и учащихся.

Группа

Приём «Эстафета». Приём «Взаимопомощь». Приём «Акцент на лучшее».

Группа

Приём «Ролевая маска». «Встречные вопросы» и др. Приём «Импровизация на свободную тему».

Группа

Приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др., Приём «Любимые книги товарища».

3. Развитие толерантности как направленность личности в процессе образования

В современном мире возникла потребность в формировании особого типа личности – личности толерантной.

Данная потребность является отражением таких глобальных изменений, как экономическое и политическое сотрудничество, диалог различных культур, мульти-культурализм, плюрализм идеологий. Поскольку формирование такого типа личности происходит в системе образования и воспитания, то педагогическая толерантность является одной из форм социокультурного бытия толерантности.

Для формирования толерантности следует определиться, что понимать под толерантностью, каким идеалом человека руководствоваться, от каких парадигм и принципов философии образования следует отказаться и на какие опереться. Выделяют две группы качеств толерантности: психические и духовно-нравственные.

К группе психических толерантных качеств относятся: отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, и т.д.

К группе духовно-нравственных толерантных качеств относятся: открытость к другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отношению к другим, признание многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций, а также уважение к другим.

Билет № 9

Билет № 10

Билет № 11

Светская Культура

Тип культуры, в которой священное не обладает свойствами сверхъестественного и не требует санкции сверхъестественного начала, базируясь на некоторой альтернативной (рациональной, этической, эстетической, эмпирической и т.д.) основе. Короче говоря, светская культура не опирается на сверхъестественное начало, религию и т.д., а опирается на научные данные, знания и т.д.

Билет № 12

Антирелигия толерантности

Билет № 19

Человек – человек

Толерантную личность можно рассматривать с нескольких позиций. И одна из таких позиций

Человек - человек. Принятие своего партнера по общению, определение тактики поведения и диалога с ним вне зависимости от его цвета кожи, религиозных взглядов, социального статуса. Здесь важно учесть, что толерантное общение не предполагает растворения в партнере и отсутствия собственных ценностных установок. Толерантное общение - это «быть с другими и сохранять свое «Я»!

Билет № 20

1. Назарбаев Н.А. как выдающаяся толерантная личность современности .

Уже первые шаги суверенного Казахстана – закрытие Семипалатинского полигона и отказ от ядерного оружия – задали высокий «моральный стандарт» глобальной политике. Страна заявила мировому сообществу о формировании новой парадигмы в международных отношениях – политике доверия и мира.

Политика и деятельность АНК, Это казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия; межкультурный диалог – основа формирования новой казахстанской гражданственности; этноязыковой контекст; международно-региональный аспект и евразийская интеграция.

Билет № 21

Первый Президент РК

Апреля 1990 года, президентом Казахстана является Нурсултан Абишевич Назарбаев.

В работах Президента нашло свое место теоретическое обоснование концептуальных принципов национальной политики страны – «Единство через многообразие».

Характерной чертой политического почерка Назарбаева является умение быстро находить решения в непростых ситуациях, действовать смело и настойчиво, брать на себя всю ответственность. Одним из таких решений Президента создания особого социально-культурного и общественно-политического института.

В соответствии с Указом Президента от 1 марта 1995 года была образована Ассамблея народа Казахстана как консультативно-совещательный орган. Н. А. Назарбаев сам возглавил этот общественный институт, что придало ему высочайший статус и общественное признание.

Нурсултан Абишевич особо подчеркнул: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов.

Проявилась другая черта стиля Президента: решать проблемы фундаментально, посредством конкретных механизмов.

Назарбаев развивает собственную стратегию единства, основанную на демократической модели межэтнической толерантности, стимулировании развития новой гражданской идентичности.

Глава государства отмечает, что «единство национальных культур нашей страны является базой зарождения нового культурного феномена в пространстве срединной Азии. Это колоссальное богатство, которое мы должны сохранить и передать нашим потомкам».

Мир и согласие, общественная стабильность в Казахстане – важнейшие достижения политики Первого Президента Казахстана, справедливо заслужившие благодарность не только нашего народа, но и широкое международное признание.

Билет № 22

1. Историческая заслуга Н.А. Назарбаева в формировании казахстанской модели толерантности.

Казахстан является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом. Веками на казахстанской земле вместе жили и трудились представители разных народов. Земля Казахстана издавна стала родным домом для представителей более 130 национальностей и различных вероисповеданий.

Мир и согласие, общественная стабильность в Казахстане – важнейшие достижения политики Первого Президента Казахстана.

Уже первые шаги суверенного Казахстана – закрытие Семипалатинского полигона и отказ от ядерного оружия – задали высокий «моральный стандарт» глобальной политике, недостижимый для многих и сегодня. Страна заявила мировому сообществу о формировании новой парадигмы в международных отношениях – политике доверия и мира, которая на практике обернулась многомиллиардными инвестициями в республику.

Характерной чертой политического почерка Нурсултана Назарбаева является умение быстро находить решения в непростых ситуациях, действовать смело и настойчиво, брать на себя всю ответственность. Одним из таких решений Президента в трудных условиях 90-х стала идея создания особого социально-культурного и общественно-политического института, о котором впервые было заявлено в 1992 году – на Первом форуме народов Казахстана.

Н. А. Назарбаев отметил, – своей основной задачей считаю обеспечение общественной стабильности и межнационального согласия».

В соответствии с Указом Президента от 1 марта 1995 года была образована Ассамблея народа Казахстана как консультативно-совещательный орган. А тот факт, что Н. А. Назарбаев сам возглавил этот общественный институт, изначально придал ему высочайший статус и общественное признание.

Выработанная веками уникальная толерантность казахского народа позволила гармонично интегрировать этническое, культурное и языковое многообразие Великой степи. Она удивительно ярко проявилась в отношении репрессированных народов, с которыми казахи делили последний кусок хлеба из своего небогатого достатка. И была не просто сохранена, но и получила дальнейшее развитие в политике Главы нашего государства.

Билет № 23

1. Взгляды Н.А. Назарбаева об уважении и развитии лучших традиций ислама, других мировых религий, построения светского государства

Казахстан – уникальное многонациональное государство, находящееся в центре Евразийского континента. Выступая своеобразным мостом между Востоком и Западом, христианским и мусульманским миром, славянскими и тюркскими народами, Казахстан вобрал в свою культуру духовные ценности, гуманные идеи и лучшие традиции мировых культур и религий. Он стал родным домом для многих национальностей, по воле судьбы оказавшихся на нашей земле. Территория Казахстана объединяет более чем 130 этносов, представителей различных вероисповеданий.

Мы смогли превратить в силу такие общечеловеческие ценности, как толерантность, миролюбие и взаимоуважение.

Для многонационального Казахстана достижение и укрепление социальной стабильности, отрицание экстремизма и ксенофобии являются основой государственности и главным достоянием в политике сохранения мира, единства и согласия в обществе. Принцип толерантности стал нормой политической культуры и одним из ключевых принципов построения гражданского и демократического общества Казахстана.

В Казахстане насчитывается более 600 этнокультурных и более 4 000 религиозных объединений. Выпускаются периодические издания на 11 языках, действуют несколько десятков школ, где обучение проводится на языках братских народов Казахстана, работают несколько национальных театров, в своем роде единственных на пространстве СНГ. Подтверждением серьезных намерений руководства страны в области укрепления межконфессионального согласия не только в Казахстане, но и во всем мире стали проведенные в Астане под председательством Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева I, II и III-й съезды лидеров мировых и традиционных религий в 2003, 2006 и 2009 годах. Эти форумы явились логическим продолжением взвешенной межконфессиональной политики Казахстана, экстраполированной на мировой уровень. В целом государственная политика Республики Казахстан в сфере религии базируется на следующих правовых принципах:

Во-первых, все религии и религиозные объединения равны перед законом, законодательство закрепляет одинаковые права и обязанности для них.

Во-вторых, религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат законодательству.

В-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти и управления.

В-пятых, государство проводит активную политику по установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

В-шестых, запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию. Запрещаются пропаганда религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях.

Мировые и традиционные религии сыграли выдающуюся роль в социально-культурном прогрессе и в становлении человека как духовного существа, а не только как представителя одного из биологических видов.

В Казахстане наиболее крупными конфессиями являются ислам и православие. Уже более тысячи лет наша страна считается частью исламского мира, а мусульманство суннитского толка – неотъемлемой частью идентичности его населения. Приобщение к культуре мусульманского Востока дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане.

Уважая и поддерживая лучшие традиции мировых и традиционных религий, Казахстан строит современное светское государство. Религия не вторгается в политико-государственные процессы. В свою очередь, государство не вмешивается в жизнь религиозных общин, создавая либеральные условия для полноценной реализации ими своих социальных, ритуальных, просветительских и иных задач, глубокой интеграции в общественную жизнь. Придерживаясь политики невмешательства во внутреннюю жизнь конфессий, государство стимулирует развитие диалога между ними, способствуя полноценной реализации ими своих функций.

Билет № 24

Билет № 25

Учреждение постоянного Форума мира и стабильности для продвижения диалога

Следующим этапом диалога стала прошедшая в той же Алма-Ате 13-14 февраля 2002 года первая Международная конференция "Мир и солидарность". В ней приняли участие главы государств и правительств, общественные и политические деятели, главы религиозных общин более чем из 20 стран, в их числе президенты Киргизии и Таджикистана, а также представители правительств и неправительственных организаций из Турции, Афганистана, Азербайджана, более 70 руководителей еврейских организаций из США, Израиля, России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе и представители практически всех крупнейших американских и российских еврейских организаций, которые обычно крайне трудно усадить за один стол. Приветствие участникам форума прислали президенты США, Украины, Турции, премьер-министр Израиля, группа сенаторов США.

Еще одной функцией конференции стало "прощупывание" представителями транснациональных корпораций ситуации в Центральной Азии. В кулуарах еврейские и не только еврейские бизнесмены откровенно говорили, что большой бизнес устал от непредсказуемости стран Персидского залива и предпочел бы инвестировать средства в экономику Казахстана.

Участники конференции приняли итоговую декларацию "К миру и стабильности". "Признавая право каждого свободно следовать своим религиозным убеждениям и высоко оценивая вклад, внесенный религиозными лидерами в дело поддержания мира и стабильности", участники конференции одновременно отвергают использование религии террористическими и сепаратистскими движениями и группами в качестве предлога для достижения своих целей и обязуются совместно работать во имя мира и безопасности.

В качестве основы для диалога предлагается использовать общие для всех религий ценности, сходные взгляды на проблемы добра и зла, справедливости и равенства людей. Для продвижения диалога был учрежден постоянный Форум мира и стабильности.

По единодушному мнению участников форума, ряда представителей СМИ и аналитиков, в мире появился новый авторитетный форум, который уже может рассматриваться в качестве инструмента в решении международных проблем не только в региональном, но и в глобальном масштабе.

Форум отразил усилия мирового сообщества по преодолению кризиса цивилизаций и конфликтов на основе культурных и религиозных различий, и построению толерантного, стабильного мира, достижению устойчивого развития.

Сенсацией стало подписание совместного меморандума ЕАЕК и Духовного Управления мусульман Казахстана, в котором осуждается терроризм и подчеркивается, что между иудаизмом и исламом нет принципиальных противоречий и приверженцы обеих религий рассматривают друг друга как партнеров по совместному поиску духовных начал в нашем мире. В меморандуме также выражается надежда, что начатый диалог продолжится и обретет новое качество в рамках единого авраамического мировосприятия.

Билет № 26

Цель и задачи АНК

Цели и Задачи:

· равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;

· всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана;

· расширения интеграционных связей с международными организациями;

· формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана;

· формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия;

Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:

Содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

Выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

Формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;

Обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;

Поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

Билет № 27

Билет 28

Билет 29

Билет 30

Принципы толерантности

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений.

Принцип отказа от насилия - как средства общения и убеждения.

В общении, как и в споре, мы должны признавать:

Добровольность выбора,

Свободу совести

И верить в искренность убеждений собеседника, оппонента.

Принцип не принуждения - быть требовательным к себе, а не к другим.

Быть требовательным к себе, а не пытаться менять других людей. Мы можем повлиять на другого, только своим примером. Страх и принуждения не изменят человека.

Важно самим следовать здоровым законам, традициям и обычаям, существующим в обществе.

Но это не имеет ничего общего с потакание авторитаризму, деспотизму и не справедливости.

Принцип принятия - человек имеет право быть другим.

Толерантный человек умеет принимать другого человека, который может отличаться от него по разным признакам:

Особенности характера

Национальным,

Расовым,

Культурным,

Религиозным и т.д.

Толерантность в этом смысле способствует развитию гармоничного общества.

2. Обучение толерантности

3. Изучение и поддержка другой культуры.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания:

Содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;

Способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

I. Обучение толерантности.

· Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

· Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

Билет 1

1. Определение дефиниции толерантности;

Дифференцированное понимание феномена толерантности

Толера́нтность (от лат. tolerantia - терпение).

Дефиниции толерантности рассматриваются в различных аспектах (этимологическом, социально-философском, религиозно-философском, этическом и психологическом)

Спектр этимологических определений толерантности может быть достаточно широк - начиная от терпимости к чужим взглядам, убеждениям и поведению, способности нести какую-то нагрузку, быть при этом морально или психологически устойчивым и заканчивая умением терпеливо переносить (терпеть) чье-то воздействие.

Дефиниции толерантности разнообразны. По мнению одних ученых, благодаря толерантности проявляется максимум уважения к общечеловеческим ценностям. Другие полагают, что она вообще не присуща человеку как homo sapiens . Обе эти точки зрения полярны. Между ними расположено множество других мнений о толерантности. Толерантность «должна быть разной, поскольку взаимодействуют различные культуры, а общим местом для них является взаимодействия».

Ряд зарубежных и отечественных исследователей полностью отождествляют толерантность с терпимостью. Терпимость представляет собой терпимое отношение к ложным убеждениям, предрассудкам друг друга.

Другие ученые еще больше конкретизируют степень тождественности толерантности и терпимости. Они считают, что толерантность не есть «все дозволяющая терпимость», сколько «индивидуальная мера терпимости и нетерпимости».

По мнению Коноваловой, толерантное отношение к иному является не только моральным долгом, но также «политическим и правовым требованием».

Представляют интерес и дефиниции толерантности, изложенные в концепции П. Николсона. Толерантность «добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства в мнения или действия другого.

Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Слово «толерантность» произошло от латинского «tolerantia» - терпение.

Этот праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации и принятия Декларации принципов терпимости государствами - членами ЮНЕСКО.

Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность, которые способны донести до каждого человека суть такого понятия, как толерантность.

Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года, толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира". Толерантность определяется Декларацией как "гармония в многообразии".

Под культурным многообразием понимается многообразие культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом сообществе. В связи с этим принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной, сексуальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды.

Толерантность не означает только признание факта существования "Другого". Толерантность означает возможность "Другого" чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе.

Например, толерантность к инвалидам - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.

Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность не могут быть объектами толерантности.

Существует даже лозунг "Никакой толерантности к нетолерантности!".

В связи с этим одной из задач является не только воспитание толерантности, но и профилактика экстремизма на национальной, расовой, религиозной и иной почве.

Основные принципы толерантности

1. Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.
2. Уважение различий.
3. Понимание индивидуальной неповторимости.
4. Взаимодополняемость как основная черта различий.
5. Взаимозависимость как основа совместных действий.
6. Культура мира.
7. Сохранение памяти.

Также к числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

- отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.

- умение принудить себя, не принуждая других . Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

Толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям . Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;

- принятие другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Каждый из нас должен стремиться поддерживать принципы терпимости, плюрализма, взаимного уважения и мирного сосуществования. Мы должны быть всегда готовы устранять стереотипы и искаженные представления и выступать в защиту жертв дискриминации. В Международный день терпимости необходимо находить подтверждение идее о том, что многообразие, воплощенное в мыслях, верованиях и действиях, является ценным даром, а не угрозой. Необходимо стремиться к созиданию более терпимых общин, в жизни которых укоренится этот основополагающий идеал.

Материал подготовила Белорусова В.А. При подготовке материала использованы статьи с сайтов: http://www.calend.ru/holidays/0/0/102/
http://boomerang-kdm.ru/calendar.php?s1=42

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!