Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что такое историзм. Что такое историзмы

Под термином ИСТОРИЗМЫ понимают слова пассивного словарного запаса, служащие единственным выражением соответствующих понятий. При необходимости назвать какое – либо уже исчезнувшее явление, предмет, вещь и т. д. мы волей – неволей прибегаем к историзмам, ибо в современном русском литературном языке они синонимов не имеют. Историзмами в романе А.Н. Толстого «Пётр I», например, являются слова боярин, ямщик, стольник, сокольничий, алтын, епанча, ферязь (мужское долгополое платье), кольчуга, самопал, пищаль, единорог (род пушки) и т.д.

Историзмы – названия устаревших, не встречающихся в современной действительности вещей, явлений, понятий. Это могут быть названия предметов старого быта: армяк, камзол, летник, епанча (виды старинной одежды), братина, ендова (виды посуды), сбитень (род горячего напитка), светец (подставка для лучины, освещающей жильё); названия общественно-политических явлений прошлого, чинов, должностей и т.п.: земство, кравчий, крепостничество, можордом, подьячий, стольник, титулярный советник и т.д.: наименование видов старинного вооружения, предметов воинского снаряжения: ботфорты, единорог (род пушки), кираса, кольчуга, пищаль, шестопёр и т.д.

Особое место среди устаревших общественно-политических терминов занимают слова, возникшие в советскую эпоху и уже ставшие историзмами: будёновец, комбед, ликбез, нэп, продотряд, продразвёрстка, раскулачивание, ревком и др. Многие слова такого типа в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова имеют двойную помету: нов, (новое), истор. (историческое).

Историзмы употребляются в различных стилях литературного языка для обозначения понятий определённой эпохи, например: Выступление стрельцов сопровождалось широким народным движением… Приказы опустели. Бояре и дъяки разбежались (учебник): и В день Бородинской битвы прославленная конница маршала Мюрата напрасно устилала своими телами в железных кирасах (металлические латы на грудь и спину) русские флеши и редуты (А.Н.Т.); В это время вбежало несколько человек с рогатинами … Медведь, встревоженный шумом, скрылся в лесу, за ним побежали дворовые (Кост.).

§ 3. Архаизмы

Название архаизмы произошло от греческого слова archaios – «древний» – это устаревшие названия современных вещей, явлений и т.д. В словарном составе современного русского литературного языка рядом с ними обязательно должны существовать, и существуют синонимы, являющиеся словами активного употребления (ловитва – охота, вояж – путешествие, кои, – которые, балтические – балтийские, самодовольствие – самодовольство, стора – штора, пиит - поэт и т.п.)

К архаизмам относятся такие, например, слова в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: «Где его пашпорт?» (глава 1); «Мне приснился сон, которого я никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю (= сравниваю) с ним странные обстоятельства моей жизни» (глава 2); «Я находился в том состоянии чувства и души, когда существенность (= действительность), уступая мечтаньям, сливается с ними в неясных видениях первосонья» (глава 2); «Вожатый (= проводник) мой мигнул значительно…» (глава 2);

Если причины ухода слов из активного употребления в состав историзмов всегда совершенно ясны и не требуют никаких особых разъяснений, то установление причин превращения слов из факта активного словарного запаса в архаизмы, причин вытеснения, замены одного слова другим является, как правило делом весьма сложным.

Для нас совершенно ясно, почему, например, слова кафтан, городовой, челобитье и другие превратились в историзмы (исчезли соответствующие им предметы, явления, вещи и т.д.); напротив, требуются специальные лингвистические разыскания для того, чтобы ответить на вопрос, почему слова перст, сей, чело, доселе, буде были вытеснены из активного употребления словами палец, этот, лоб, до сих пор, если и превратились, таким образом, в архаизмы.

В зависимости от того, является ли устаревшим всё слово как определённый звуковой комплекс, имеющий определённое значение, или устаревшим оказалось лишь его смысловое значение, архаизмы можно разделить на несколько типов в зависимости от того, чем они отличаются от соответствующих современных слов.

Лексико-фонетические , в которых устаревшим является звуковой облик слова. Слово, однако, легко узнаётся, так как изменения касаются, как правило, одного- двух звуков или ударения, например: нумер – совр. номер, осемнадцать – совр. восемнадцать, чечунча и чесунча – совр. чесуча, эпигр´аф – совр. эп´играф и др.: Второй нумер концерта Левин уже не мог слушать (Л.Т.); Господин был одет в свежевыглаженную чечунчовую пару (Ч.); На нём новая рубаха из чесунчи (М.Г.); Нет ничего заманчивей на свете, чем прогулка по знакомому городу в осемнадцать лет (Леон); Он знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать (П.)

Некоторые лексико-фонетические архаизмы устарели только как отдельные слова, но встречаются в современных словах, как корни. Таковы слова пояс и нумер, сохранившиеся в словах поясничать, пронумеровать , котроые не являются архаизмами. Это же, конечно, следует сказать и о многих старославянизмах: хлад (ср. прохлада), брег (ср. прибрежный), град (ср. градостроительство) и т.п.

Архаизмы лексико-словообразовательные – это слова, устаревшие только в какой-то морфологической части (чаще всего в суффиксе: нервический – совр. нервный, карандашовый – совр. карандашный, резинный – совр. резиновый, соревновать – совр. соревноваться и др.): Всё отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены (Г), Экой ты, брат, нервический человек (Т), Критики, отвечая на интересы публики, стараясь, соревнуя между собой, писали новые и новые статьи о Шекспире (Л.Т.), Карандашовые портреты Любы (Леск.).

Архаизмы собственно-лексические – это слова, устаревшие целиком, а не в какой-то части (зеницы – зрачки, глаза; ланиты – щёки; сонм – собрание, большое количество; перст – палец и др.): Чёрные зеницы потускнели (Т.), Я бледные вижу ланиты и поступь лебяжью ловлю (Бл.), Но всё ж я счастлив: в сонме бурь неповторимые я вынес впечатленья (Ес.), Постарайся, чтобы на тебе больше никогда не останавливался этот адский перст казённого предпочтения (Л.Л.).

Семантические архаизмы – это слова, употребляемые в устаревшем значении. Слово присутствие , например, не представляется нам устаревшим: Ваше присутствие необходимо . Но когда мы у Л.Н.Толстого читаем: На другой день мне в присутствие принесли письмо от жены , - мы понимаем, что автор употребил здесь существительное присутствие в значении «государственное учреждение». В этом значении слово присутствие и является семантическим архаизмом. Другие примеры семантических архаизмов: Ничего, что он устал и нездоров ещё, что как – будто он взбирается на шестое жильё (Тын.); жильё – этаж; И прахом дорожным угрюмая старость легла на ланитах (Бл.): прах – мельчайшие частицы чего-либо, пыль; Стоит чистый юноша, в дорогом сукне, ясных пуговицах (А.Т.): ясный – блестящий.

Фразеологические архаизмы – это устаревшие устойчивые сочетания слов, идиомы, поговорки (барашек в бумажке – взятка, кока с соком – богатство, состояние; со всеми онерами – со всем, что полагается): Город этот хороший, доходный, как раз будущий муженёк коку с соком наживает (С.-Щ.); Если куплю себе хутор, то устрою там себе настоящую библиотеку, со всеми онерами (Ч.); Думаю, что не обошлось здесь без барашка в бумажке: сунули, должно быть, кому следует (Купр.).

В текстах, которые мы читаем, встречаются также грамматические архаизмы. Слово рояль , например, было когда-то женского рода: И на покорную рояль властительно ложились руки, срывая звуки, как цветы (Бл.). Слово лебедь употреблялось как существительное женского рода не только Пушкиным: Глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывёт , но и советским поэтом И.Заболоцким: Красавица, дева, дикарка – высокая лебедь плывёт . Родительный падеж множественного числа слова облако у Ф.Тютчева – облак (совр. облаков ): По небу много облак бродит .


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

ИСТОРИЗМ

принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма - в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля; применительно к обществу его разрабатывали Дж. Вико, Вольтер, Г. Ф. В. Гегель, К. Маркс; в естествознании - Ч. Лайель и Ч. Дарвин. С кон. 19 в. историзм (его называют также историцизмом) подвергался критике В. Дильтеем, Б. Кроче, Г. Риккертом, К. Ясперсом, К. Поппером и др., которые ставили под сомнение возможность установления законов развития общества и предсказание его будущего. В современной философии и науке продолжается острая полемика по проблемам историзма.

Что такое ИСТОРИЗМ , ИСТОРИЗМ это, значение слова ИСТОРИЗМ , происхождение (этимология) ИСТОРИЗМ , синонимы к ИСТОРИЗМ , парадигма (формы слова) ИСТОРИЗМ в других словарях

Парадигма, формы слова ИСТОРИЗМ - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

парадигма, формы слова ИСТОРИЗМ

историзм

истори́зм,

истори́змы,

истори́зма,

истори́змов,

истори́зму,

истори́змам,

истори́зм,

истори́змы,

истори́змом,

истори́змами,

истори́зме,

истори́змах

+ ИСТОРИЗМ - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

что такое ИСТОРИЗМ

историзм

истори ́зм

1. м.

1) Принцип изучения и оценки действительности как развивающейся, изменяющейся во времени; исторический подход при рассмотрении чего-л.

2) Воспроизведение прошлого.

2. м.

Слово или устойчивое словосочетание, обозначающее исчезнувшие предметы, процессы, явления (в лингвистике).

+ ИСТОРИЗМ - Словарь иностранных слов

что такое ИСТОРИЗМ

ИСТОРИЗМ

а, мн. нет, м.

Принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени и закономерно развивающейся. И. в науке. Историчный - отвечающий духу историзма, исторически точный.

а, м., лингв.

Слово или выражение, обозначающее исчезнувшую реалию, явление. | Примеры историзмов: барщина, городовой, ревизская сказка.||Ср.

Русский язык

Архаизмы и историзмы — в чем отличие между ними?

2 комментария

В жизни общества происходят культурные, экономические, социальные изменения: развивается наука, появляется техника, улучшается быт, происходят политические преобразования.

Это приводит к тому, что слова перестают употребляться, устаревают, заменяются новыми словами. Давайте рассмотрим наглядные примеры, что такое историзмы и архаизмы. Сосуществуют два слоя лексики. Первый — слова, которые знают и используют носители речи (активная лексика).

Другой слой — слова, которые не звучат в речи, их не знает основная часть пользователей языка, требуют дополнительных пояснений или понятные названия, переставшие функционировать в речи — пассивная лексика.

К пассивному словарю принадлежат устаревшие слова. Они разнятся уровнем устаревания, причинами, по которым стали таковыми.

Отличие историзмов от архаизмов

Историзмы не используют в речи, нет тех объектов, понятий, которые они называли. Архаизмы обозначают предметы и явления, которые бытуют и сейчас, но были заменены другими фразами. Отличие двух групп в том, что у архаизмов есть синонимы, это важно.

Примеры: рамена (плечи), туга (печаль), пагуба (гибель)

Историзмы были в пользовании еще очень давно. Когда-то популярные при советской власти слова уже стали забытыми — пионер , коммунист, советская власть, политбюро . Иногда слова переходят в разряд распространенной лексики: лицей, гимназия, полиция , губернатор, департамент.

Бывает и так, что устаревшие слова возвращаются в речь в новом понимании. Например, слово дружина в Древней Руси обозначало «княжеское войско». В лексике его значение «добровольное сообщество людей, образованное с определенной целью» — народная дружина.

Историзмы — как появились?

Стремительными темпами идет развитие общества, а поэтому изменяются культурные ценности, некоторые вещи устаревают, появляются новые. Мода движется вперед и ранее популярный кафтан, сейчас лишь устаревшее слово. Такую одежду не носят, да и много устаревших названий можно встретить в древних книгах или исторических фильмах.

Для современного человека историзмы являются частью истории, их можно изучать для развития, но употреблять их в речи не нужно, окружающие не смогут понять их смысл. Возникнут недопонимания.
Чтобы понимать историзмы, рассмотрим примеры и толкование слов.

Историзмы, примеры Толкование слова
амбарщик частный владелец амбаров, скупающий зерно или отдающий амбары внаем
брашно пища, яства
визитка мужская одежда, род пиджака с закругленными, расходившимися спереди полами; первоначально предназначалась для визитов
гривна шейное серебряное или золотое украшение в виде обруча
гончий медведь медведь, специально обученный для дворцовых «потешных игр»
дьяк должностное лицо в приказе
истопничий придворный чиновник в Московском государстве
недостойные деньги деньги за недослуженный срок, которые воин обязан был возвратить общине в случае досрочного прекращения службы
приказ орган управления отдельными отраслями
холодный сапожник в России до 1917 г. – сапожник, не имевший рабочего места, а ремонтировавший обувь прямо на улице около клиента, снявшего обувь с ноги

Среди причин образования историзмов: совершенствование орудий труда, усложнение производственных процессов, развитие культуры, политические преобразования.

Отмена в России зависимости крестьянина от помещика оставила в прошлом слова: барин, оброк, барщина, подать, крепостной. Главное, что историзмы остаются в истории человечества и не возвращаются в речь, потому не имеют значение. Никто сейчас не наденет кафтан или не будет барщины и крепостного рабства.


Историзмы навсегда уходят из речи

Историзмы можно разделить на группы для понимания значения слов:

  • стародавняя одежда и обувь – салоп, армяк, камзол, фижма, башмак, лапти ;
  • наименования социальных жизненных явлений – дуэль, коминтерновец, батрак, колхозник, кулак, своекоштный ;
  • ремесло и профессии людей: скобарь, скоморох, подмастерье, водонос, бондарь ;
  • денежные единицы – полушка, империал, пятиалтынный ;
  • меры веса и длины – верста, вершок, пядь, фунт, сажень, пуд ;
  • титулы и должности – сиятельство, доезжачий, высокородие, городничий, гусар, денщик ;
  • предметы военного быта – булава, кольчуга, секира, кистень, бармица, пищаль ;
  • наименования административных единиц – уезд, волость, губерния ;
  • буквы древнего алфавита – буки, ять, веди .

Устаревшие фразы могут встречаться в научном стиле для обозначения явлений в эпохальный период, для придания выразительности героям, образам в художественном стиле.
В современном языке нельзя встретить синоним историзма. Что примечательно, так это факт того, что историзмы могут насчитывать несколько веков.

Архаизмы — что это такое?

Это устаревшие названия объектов и понятий, которые были заменены на другие слова, привычные современному обществу. Мир меняется, вместе с ним меняются люди и язык расширяется новыми понятиями, а старым придумываются другие слова.

Архаизмы приняли новый облик, потому их можно причислить к синонимам современных слов, но все же их употребление в русском языке будет странным, чем привычным явлением. Для понимания старинных предметов, для углубленного изучения культуры древних людей архаизмы и их значение могут сыграть свою роль.

Чтобы разобраться, рассмотрим таблицу, где расписаны толкования старых слов. Их знать не обязательно, но для историка будет находкой.

Архаизмы делятся на группы. Иногда устаревает не все слово, а только его часть. Возьмем такие значения, которые вовсе устарели: вирши (стихи). У некоторых слов устаревшие морфемы — предрассуждение.
Процесс образования архаизмов проходит неравномерно. Тематические группы архаизмов различные:

  • характер человека — словосеятель (болтун, пустомеля), словолюбец (ученый, знаток), словоласкатель (льстец), суесловец (пустослов);
  • профессия — скакальник (гимнаст), скотопитатель (скотовод), складотворец (сочинитель), скоропосольникъ (гонец, посыльный);
  • социальные отношения — соглагольник (собеседник), содружебница (подруга, спутница), сувражник (противник);
  • родственные отношения — сестриница (сестра), сродичь, сродец (родственник);
  • объекты окружающей действительности — селина (a. жилище, постройка; б. расселина), сенница (шатер, палатка);
  • явления природы — стрелка (молния), студенствие (холод, стужа);
  • вещи — седелочка (стульчик, креслице), сервета (салфетка), скоролупля (кожура, кожица, скорлупа), скринка (сундучок, ларец), стоян (подставка);
  • абстрактные понятия — словесность (красноречие), смышляние (умозаключение), смехание (глумление), содружие (знакомство, приятельство).

Архаизмы редко используются в литературе. Если писатель достаточно грамотен и владеет не только современным, но и древним языком, то такие слова придадут речи особой «изюминки». Читатель будет обдумывать и углубляться в чтение, пытаясь понять и разгадать, что же имел ввиду автор. Это будет всегда интересно и познавательно.

В такой функции архаизмы выступают в риторическом искусстве, судебных прениях, в художественной литературе.


Слово может потерять одно из своих значений

Виды архаизмов

Архаизмы в литературе и общественной деятельности людей принято делить на виды. Для более глубокого понимания языка, его исторического развития. Ни один роман, основанный на исторических событиях, не может обойтись без упоминания устаревших слов.

1. Семантические архаизмы

Слова, которые ранее имели другое значение, но в современном языке у них появилась новая значимость. Слово «жилье» мы понимаем, как некую недвижимость, где человек проживает. Но ранее слово имело другое значение: он настолько плохо себя чувствует, будто шел до пятого жилья ; (жилье — этаж).

2. Фонетические архаизмы

Отличаются от современных одним или двумя буквами, даже написание может быть схожим, словно одну букву убрали или добавили. Может показаться даже ошибкой, но это всего лишь устаревшее выражение.
Например: поэт — пиит, огонь — огнь, безчестен — обесчещенный.

3. Словообразовательные

Устаревание происходит лишь части слова и обычно в суффиксе. Догадаться значение для понимания легко, но более привычно узнавать архаизмы, если уже знать, какие буквы были заменены, убраны или добавлены.

  • Резинный мяч отпрыгивает от пола (резинный — резиновый).
  • Какой прекрасный карандашовый рисунок (карандашовый — карандашный).
  • Вся публика, соревнуя между собой, выкрикивала разные фразы (соревнуя — соревнуясь).
  • Этот нервический человек просто ужасен (нервический — нервный).

4. Фразеологические

Когда говорим про эту разновидность архаизмов, то понимаем целые поговорки, летучие выражения, особое древнее сочетание слов, которое ранее было в обиходе.
Среди устойчивых выражений можно привести такие примеры: куплю себе хутор; женушка коку с соком славно наживает; сунули кому следует.

5. Грамматические

Такие слова остались в современной речи, но вот род у них поменялся. Примерами можно назвать тюль, кофе. Кофе у нас мужского рода, но хотят сделать среднего. Слово тюль — мужского рода, но иногда его путают и хотят сделать женского.
Примеры слов: лебедь — было ранее женского рода, теперь имеет мужской род. Ранее поэты писали, что одинокая лебедь плывет.

Важность устаревших слов

Устаревшая лексика — ценный материал для формирования знаний об истории народа, приобщения её к национальным истокам. Это осязаемые нити, связывающие нас с историей. Ее изучение позволяет восстановить сведения об исторической, общественной, хозяйственной деятельности предков, получить знания об укладе жизни народа.

Устаревшие слова являются средством, которое позволяет разнообразить речь, добавлять ей эмоциональности, выразить отношение автора к действительности.

принцип науч. мышления, рассматривающий все явления как развивающиеся на основе определ. объективных закономерностей. В ист. науке возникновение И. было связано с преодолением, с одной стороны, взгляда на историю как на хаотич. нагромождение случайностей, свойственного нарративной (повествовательной) и прагматич. историографии, а с другой стороны - провиденциализма, свойственного теологич. концепциям средневековья. Взгляд на всемирную историю как на процесс закономерного развития либо в форме чередования определ. циклов (Вико), либо в форме линейного прогресса (Кондорсе, Тюрго, Гердер) появляется уже в философии истории просветителей 18 в. Однако, рассматривая историю как процесс реализации каких-то определ. идей, просветители игнорировали качественное своеобразие отд. ист. эпох; с позиций абстрактного бурж. рационализма значит. часть истории, в частности все средневековье, провозглашалась лишенной развития. Романтич. историография нач. 19 в. (историческая школа права и др.), в противоположность просветителям, подчеркивала своеобразие, индивидуальность событий и эпох. Но из этого она делала релятивистские выводы и приходила к отрицанию ист. прогресса. Философия истории Гегеля сочетает идею специфичности каждой ист. эпохи с признанием общей поступательности обществ. развития в целом. Однако гегелевский И. имел идеалистич. основу. Подлинно научный И. был впервые разработан Марксом, став важнейшей стороной диалектич. и исторического материализма. С точки зрения марксизма, и природа, и обществ. жизнь находятся в процессе закономерного развития, законы к-рого могут быть познаны только на основе изучения его истории. В этом смысле Маркс и Энгельс писали в "Немецкой идеологии": "Мы знаем только одну единственную науку, науку истории" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.). Чтобы не затеряться в массе частностей, нужно "...не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 436). Понятие И. шире, чем понятие ист. метода, поскольку принцип И. обязателен и для теоретич. исследования. Хотя при логич. способе исследования ученый отвлекается от особенностей становления предмета и рассматривает его без ист. зигзагов, как бы в готовом, сформировавшемся виде, теоретич. понятия будут истинными лишь в том случае, если они правильно отражают главные, типичные черты ист. реальности. "С чего начинает история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный процесс, причем каждый момент можно рассматривать в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости и классической формы" (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв. т. 1, 1955, с. 332). И. как методологич. принцип марксистской историографии требует любое явление прошлого и настоящего рассматривать, во-первых, в его возникновении, развитии и изменении, во-вторых, в связи с др. явлениями и условиями данной эпохи, в-третьих, в связи с конкретным опытом истории, к-рый позволяет установить не только непосредственные, но и отдаленные последствия изучаемого события или процесса. Все эти требования внутренне связаны и взаимообусловлены. Первое ориентирует на изучение внутр. законов исследуемого явления, вычленение гл. периодов его развития и его качеств. особенностей на разных стадиях процесса. Второе подчеркивает своеобразие и единство каждой данной социальной структуры, отд. элементы к-рой можно понять только в их соотнесенности с целым. Наконец, третий пункт отражает единство, преемственность и поступательность ист. процесса, в к-ром любое явление может быть понято, лишь будучи соотнесенным не только с прошлым, но и с будущим, в к-ром обнаруживаются тенденции его дальнейшего развития. И. имеет первостепенное значение для практики ист. исследования. Последоват. проведение принципа И. предохраняет историка как от субъективизма, так и от характерного для части бурж. историографии признания "вечных", "надысторических" законов истории. Прослеживая ведущие линии ист. развития, ученый в состоянии дать им научно обоснованную оценку, не допуская ни произвольной модернизации ист. прошлого, ни искусств. архаизации. Ист. подход к явлениям обществ. жизни позволяет не только правильно понять прошлое и настоящее, но и научно предвидеть будущее. Поэтому И. является необходимой чертой теории и стратегии марксистско-ленинских партий. Нарушение принципа диалектич. подхода к действительности, марксистского принципа И. лежит в основе догматизма. Совр. бурж. историография и философия истории, отрицающие, как правило, объективную закономерность и поступательность ист. процесса, глубоко чужды духу И. Это особенно наглядно проявляется в типичной для бурж. историографии модернизации истории, получившей своеобразное "теоретическое" обоснование в презентизме. Многие совр. бурж. философы выступают с позиций открытого антиисторизма. Неопозитивист К. Поппер (Англия) и иррационалист Ф. Хайек (США) прямо отвергают И. вообще и марксистский И. в особенности (поскольку И. признает закономерность обществ. развития и возможность науч. предвидения будущего). С др. позиций обрушиваются на И. католич. философы, для к-рых неприемлемо содержащееся в идее И. отрицание божеств. провидения и трансцендентного "смысла" истории. Органически чужда И. совр. бурж. социология, к-рая отказалась даже от самого понятия "ист. развитие", заменив его неопредел. и бессодержат. понятием "социальное изменение". В бурж. философии кон. 19 - 1-й трети 20 вв. существовало течение "И."представители к-рого вкладывали, однако, в это понятие совершенно особый смысл. И. как филос. течение эпохи империализма распадается на 2 осн. направления. Первое связано с итал. неогегельянством (Б. Кроче, Дж. Джентиле), второе с иррационализмом нем. "философии жизни". Общее у этих направлений состоит в их идеалистич. характере и специфич. направленности интересов, в попытке подкрепить филос. идеализм, несовместимость к-рого с естествознанием стала слишком очевидной, данными истории. Однако в остальном эти течения существенно различны. "Абсолютный И." Кроче и итал. неогегельянства вообще имеет в осн. объективно-идеалистич. характер и рассматривает историю как развитие абсолютного духа, к-рый необходимо развертывается в направлении прогресса, а историографию - как специфич. форму познания, совпадающую с философией. Кроче неоднократно выступал против иррационализма и релятивизма в философии истории, хотя они были объективно присущи и его собств. системе. Напротив, нем. "неоидеалистический" И., уходящий корнями в нем. романтич. историографию, а своим родоначальником считающий В. Дильтея, отличается подчеркнутым иррационализмом и имеет в осн. субъективно-идеалистич. природу. Если Дильтей еще пытался избежать крайних выводов, то уже у Г. Зиммеля, О. Шпенглера и Т. Лессинга этот ложный И. вырождается в полнейший релятивизм и субъективизм, достигающий своего апогея в экзистенциализме. Отрицая возможность научного, объективного ист. познания, сторонники неоидеалистич. И. либо проповедуют скептицизм, в результате к-рого самый термин "И." часто трактуется в бурж. лит-ре как синоним ист. релятивизма, либо апеллируют к религии, к внеисторич., трансцендентным "ценностям" (Э. Трельч, Ф. Мейнеке). Тем самым они смыкаются с др. направлениями филос. идеализма. В наст. время идеалистич. И. не представляет самостоят. филос. течения, но его влияние сильно чувствуется в бурж. литературе по вопросам философии и методологии истории, особенно в ФРГ (работы Э. Ротхаккера, В. Колера, Г. Риттера и др.) и в Италии. Лит.: Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.-Л., 1933; Данилов А. И., Фридрих Мейнеке и нем. бурж. историзм, "ННИ", 1962, No 2; Croce B., La storia come pensiero e come azione, 3 ed., Bari, 1939; Heussi K., Die Krisis des Historismus, T?bingen, 1932; Lee D. E., Beck R. N., The meaning of historism, "American Historical Review", 1954, v. 59, p. 568-77; Troeltsch E., Der Historismus und seine Probleme, Buch 1-2, Tubingen, 1922; Mannheim K., Historismus, "Archiv f?r Sozialwissenschaft und Sozialpolitik", T?bingen, 1924, Bd 52. H. 1; Meinecke F., Die Entstehung des Historismus, Bd 1-2, M?nch.-В., 1936; Popper K. R., Mis?re de l´historicisme, trad. de l´anglais, P., 1956; Rossi P., Lo storicismo tedesco contemporaneo, (Torino), 1956. См. также ст. История, Исторический материализм, Закономерность историческая и лит-ру к ним. И. С. Кон. Ленинград.

На протяжении своего развития русский язык претерпевал много изменений. Наряду с активным словарем, которым пользуется большинство людей, говорящих на великом и могучем, появляются и слова, которые уже вышли из активного употребления. К ним относятся историзмы.

Определение историзмов

Что такое историзмы, и почему они получили такое название? Устаревшие слова, названия понятий, предметов, явлений, которые исчезли из активного употребления в силу исторических причин, называются историзмами. В современном русском языке невозможно найти синонимы словам-историзмам, потому что реалии, которые они обозначают, ушли из жизни, их больше не существует. Употребляются историзмы для воссоздания яркой картины прошлой жизни, для которой они характерны.

Появлялись слова-историзмы с развитием жизни, в введением новых понятий, явлений, предметов быта, одежды и так далее. С течением времени эти слова исчезали из активного употребления, потому что исчезали явления, их обозначающие.

Историзмы, примеры которых можно найти при изучении старых книг и древних трактатов, иллюстрируют эпоху их употребления. Так, с отменой крепостного права из активного употребления в русском языке исчезли слова «крепостной», «барщина», «оброк». С Октябрьской Социалистической революцией связаны такие слова, как «большевик», «кулак». Прошло ее время, нет больше людей, которых называют этими словами, поэтому они и стали они историзмами. То же самое можно сказать о словах «ликбез», «продналог», «нэпман».

Использование историзмов

Подобные слова относятся к пассивному словарю. Историзмы в литературе используются для создания ощущения той или иной эпохи, для стилизации, введения читателя в атмосферу, свойственную тому или иному периоду.

Историзмы объединяются во множество тематических групп слов. Наиболее многочисленные среди них следующие:

  • названия титулов: боярин, граф, князь, дворянин;
  • названия должностных лиц: приказчик, городовой, урядник;
  • административные названия: уезд, волость, околоток;
  • названия старинной одежды: кафтан, камзол, жупан, кокошник и другие;
  • названия денежных единиц: грош, алтын, полушка.

Несмотря на то, что историзмы не входят в активный словарь русского языка, они могут употребляться еще и в разговорной речи для придания особой окраски контексту. Поэтому культурному человеку стоит знать их значения, чтобы правильно понимать собеседника и чувствовать себя комфортно во время разговора. Кроме того, историзмы широко используются в литературе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!