Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что такое движение неприсоединения определение. Движение неприсоединения: краткая история

Краткий всплеск конфронтации из-за Берлина в 1961 г. подтолкнул страны, тяготевшие к нейтрализму во внешней политике, к оформлению собственной международно-политической платформы, которая была бы промежуточной по отношению к Западу и Востоку.

В сентябре 1961 г . в Белграде состоялась первая конференция Движения неприсоединения. Его неформальными лидерами стали Индия и Югославия. В этом движении активно участвовали Египет, Индонезия, Гана, Афганистан, Бирма (Мьянма) и многие другие страны. К середине 80-х годов число стран-участниц движения превысило 100.

Движение неприсоединения во многом стало восприемником традиций конференции афро-азиатских стран в Бандунге. Это движение, замышлявшееся вначале как чисто «неевропейское», стало приобретать всемирный характер после встречи президента Югославии И.Броз Тито с премьер-министром Индии Дж.Неру и президентом ОАР Г.А.Насером на острове Бриони (Югославия) в 1956 г. Сначала Югославия была единственным европейским участником движения. Ее меньше, чем афро-азиатские страны, волновали вопросы борьбы против неоколониализма. Зато Югославия уделяла много внимание тому, чтобы отстоять равноудаленность движения неприсоединения от великих держав и мягко нейтрализовать попытки Советского Союза объявить его «естественным союзником» социалистического лагеря.

Югославия была не только первой европейской, но и единственной социалистической страной, которая официально заявила о себе как неприсоединившейся стране. +ПОЗДНЕЕ Куба, Румыния, Лаос, Вьетнам, КНДР. +Организация освобождения Палестины (ООП).

Смыслом -стремление отстраниться не от отношений сотрудничества со странами восточного и западного блоков, а от конфронтации между ними. Страны-участницы движения стремились извлекать выгоду из сотрудничества с каждой из противостоящих друг другу больших держав, играя на противоречиях между ними. Неприсоединившиеся страны должны были проводить независимую политику, не входить в военные союзы.

47. Карибский кризис 1962 г.: причины возникновения и проблемы урегулирования.

Приход к власти в Вашингтоне администрации демократов привел к ухудшению американо-кубинских отношений, поскольку режим Ф.Кастро в Гаване был репрессивным, а демократическая партия была особенно чувствительна к проблеме защиты прав человека. Учитывая это обстоятельство, кубинская эмиграция в США, концентрировавшаяся в ближайшем к Кубе штате Флорида, стала оказывать давление на Дж.Кеннеди с целью побудить его принять меры для свержения Ф.Кастро. Эмигранты учитывали, что в период предвыборной конкуренции с Д.Эйзенхауэром в 1960 г. Дж.Кеннеди многократно критиковал республиканцев за «мягкость к Кубе» и тем самым был ограничен в возможности сменить позицию в отношении Гаваны, хотя и понимал, что американо-кубинский конфликт может повлечь за собой ухудшение отношений с СССР.

Связи Москвы и Гаваны крепли. Демонстрацией их прочности стала встреча Н.С.Хрущева и Ф.Кастро в Нью-Йорке во время сессии ГА ООН по деколонизации в декабре 1960 г.

ссср-что если США позволят себе напасть на Кубу, то они «получат в ответ град советских ракет».

Неприязненные отношения с Кубой были для Вашингтона источником раздражения, поскольку «кубинская фронда» мешала сШа предстать в роли «доброго друга» латиноамериканских стран. Кубинское руководство резче критиковало политику США, а американские представители жестче обвиняли Кубу в проведении антигуманной политики. В январе 1961 г. из Гаваны были высланы американские дипломаты, в ответ на что США разорвали с Кубой дипломатические отношения.

Между тем, администрация Дж.Кеннеди уделяла много внимания улучшению своей репутации в Латинской Америке. 13 марта 1961 г. она выдвинула программу экономической помощи латиноамериканским странам в размере 500 млн долл. под громким названием «Союз ради прогресса». 5-17 августа 1961 г. в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) состоялась межамериканская социальная и экономическая конференция, в ходе которой была подписана Хартия союза. Куба участвовала в этой конференции (ее представлял знаменитый революционер, аргентинец по происхождению, Эрнесто Че Гевара), но не подписала текст Хартии. Деятельность Союза ради прогресса была направлена на предупреждение распространения радикальных идей кубинской революции на другие латиноамериканские страны.

В апреле 1961 г. американо-кубинский конфликт обострился еще более. 17 апреля на побережье Кубы в районе Плайя-Хирон (побережье залива Качинос) высадились прибывшие из Флориды вооруженные отряды кубинских эмигрантов численностью около 1,5 тыс. человек, которые попытались свергнуть Ф.Кастро и захватить власть в Гаване. Однако путчисты были разгромлены силами безопасности Кубы за 48 часов. Переворот не удался. Вооруженные силы Кубы к тому времени насчитывали 250 тыс. человек. Попытка переворота представляла собой плохо подготовленную спецоперацию американского ЦРУ. Она встревожила Ф.Кастро, и он начал переговоры с СССР о предоставлении ему военной помощи. В декабре 1961 г., через полгода после попытки переворота, Ф.Кастро впервые назвал себя марксистом, а затем – коммунистом.

В январе 1962 г. под давлением США Кубу исключили из рядов ОАГ. Это решение было принято не единогласно: ведущие страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Чили, Мексика, Эквадор и Боливия), понимая подоплеку ситуации, воздержались при голосовании по проекту соответствующей резолюции.

С середины января 1962 г. Советский Союз увеличил Кубе военную помощь, мотивируя это угрозой, которая существовала для нее со стороны США, способных повторить попытку свержения Ф.Кастро. Помогая Гаване, советское руководство преследовало стратегические цели. СССР чувствовал себя уязвимым перед лицом «ракетной угрозы» США, поскольку американские ракеты «Юпитер», размещенные в Турции, могли поражать цели на территории всей европейской части CCCР. У Советского Союза плацдарма, позволяющего держать под прицелом территорию США, не было. Советское руководство стало рассматривать Кубу как потенциальный плацдарм

К октябрю 1962 г. на Кубу морем на гражданских судах под видом машин и оборудования промышленного и сельскохозяйственного назначения были доставлены части советских ракет и пусковых установок, которые были смонтированы и приведены в боеспособное состояние. На острове было размещено 42 ракеты с ядерными боеголовками, которые обслуживались 40-тысячным контингентом советских войск. Американские средства воздушной разведки обнаружили ракетные установки только 14 октября. Когда экспертиза полученных снимков подтвердила достоверность полученной информации, американская администрация потребовала от СССР объяснений и стала настаивать на немедленном удалении советских ракет с Кубы.

18 октября 1962 г. в Вашингтон прибыл министр иностранных дел СССР АА.Громыко, который в беседе с президентом Дж.Кеннеди отрицал присутствие на Кубе советских ракет, хотя признал, что СССР поставил Кубе вооружения оборонительного характера. Американская сторона предъявила материалы аэрофотосъемок. Москва была вынуждена признать факт размещения ракет, но отказалась их удалить. Стало известно, что к Кубе направляются советские гражданские суда, на которых, по сведениям американской разведки, тоже находились советские ракеты. Между Н.С.Хрущевым и Дж.Кеннеди завязалась полемическая переписка (обмен посланиями), в которой каждая из сторон пыталась обосновать правомерность своей позиции. Москва упорствовала. В Вашингтоне готовились к худшему.

22 октября президент Дж. Кеннеди обратился по телевидению к нации с предупреждением о возможности начала войны с Советским Союзом. Вооруженные силы США были приведены в боевую готовность. Советской стороне было сообщено, что запуск любой ракеты с территории Кубы будет считаться в США поводом к войне. Одновременно американская администрация объявила о введении «карантина» кубинских портов, то есть о намерении досматривать все грузы, прибывающие на Кубу морем, независимо от того, под чьим флагом они перевозятся. По сути это было равнозначно объявлению блокады острова. Но введение блокады в международном праве рассматривается как акт агрессии, и американская дипломатия избегала этого термина, пользуясь словом «карантин».

Советские суда с ракетами на борту продолжали следовать в направлении кубинских портов. Вооруженные силы СССР были тоже приведены в состояние боеготовности. Попытка американских вооруженных сил остановить советские суда могла оказаться поводом к войне. Происходила встречная эскалация конфликта. Стороны противостояли друг другу, готовились к войне, которой обе они не хотели, и не знали, каким образом выйти из тупика.

сигнала состоял в том, что США не хотели войны, но категорически настаивали на удалении с Кубы советских ракет, угрожая нанести удар по Кубе, если решение о демонтировании ракет не будет принято.

В ответ посол А.Ф.Добрынин заявил, что к войне не стремится и СССР. Далее он повторил ранее изложенный Н.С.Хрущевым аргумент о том, что размещение советских ракет было ответным шагом на размещения американских ракет в Турции и угрозы правительству Ф.Кастро. Содержание беседы было сообщено руководителям обеих стран. В ходе обмена посланиями между Н.С.Хрущевым и Дж.Кеннеди и переговоров А.Ф.Добрынина с Р.Кеннеди с 23 по 28 октября удалось выработать условия компромисса. Соединенные Штаты согласились сделать заявление об отказе от попыток свергнуть Ф.Кастро при помощи силы. В ответ Советский Союз согласился начать демонтаж своих ракетных установок на Кубе, вывезти ракеты с острова и не размещать их там впредь. Эту часть соглашения было решено предать гласности.

По вопросу об американских ракетах в Турции была достигнута секретная договоренность о том, что они будут выведены оттуда в ближайшее время (4-5 месяцев), после формального согласования этого вопроса с турецкой стороной и НАТО. Американское руководство сравнительно легко согласилось с выводом ракет из Турции, так как в 1962 г. оно уже пришло к убеждению о необходимости удаления из Европы и Турции устаревших ракет типа «Тор» и «Юпитер» и их замены новыми ракетами морского базирования «Поларис». Договоренность с Москвой лишь ускорила осуществление этого плана.

Карибский кризис был урегулирован. Обе стороны выполнили принятые обязательства. США заявили об отказе от подрывных действия против Кубы, а Н.С.Хрущев отдал приказ о выводе с Кубы советских ракет. Американские ракеты из Турции были удалены в течение нескольких месяцев.

48. Попытки ликвидации тоталитарных режимов в Венгрии (1956 г.), Чехословакии (1968 г.) и политика СССР. «Доктрина Брежнева».


Похожая информация.


37 азиатских , 53 африканских , 26 американских , 3 океанических .

Статус наблюдателей имеют 17 стран: Армения , Босния и Герцеговина , Бразилия , Казахстан , Киргизия , Китай , Коста-Рика , Мексика , Парагвай , Сальвадор , Сербия , Черногория (статус после разделения государства не переоформлен), Таджикистан , Уругвай , Хорватия . Такой же статус имеют 5 международных и 2 национально-освободительных организации: ООН , Африканский союз , Лига арабских государств , Организация исламского сотрудничества , ОСНАА , Канакский социалистический фронт народного освобождения (Новая Каледония), Новое движение за независимость Пуэрто-Рико.

Проблема принятия решений

Несмотря на то, что основная идея Движения неприсоединения - отказ от участия в военных блоках, перед участниками Движения регулярно встаёт необходимость выработки общей позиции по тем или иным конфликтам. В большинстве случаев в Движении нет единства в подходах относительно конфликтов.

Например, на Каирской конференции 1964 года камнем преткновения стало желание присутствовать на ней пробельгийского политика из Демократической Республики Конго Моиза Чомбе . Некоторые страны (Нигерия, Либерия, Сенегал и Того) выступали за допуск Чомбе, тогда как другие государства (например, Югославия) были против . Большинством голосов было отказано Чомбе в допуске на конференции. Хотя Чомбе прилетел в Каир, но не смог принять участие в конференции .

События последнего десятилетия в мировой геополитике стали причиной различных отношений и подходов к одним и тем же проблемам со стороны стран-участниц Движения, чего не наблюдалось ещё в недалёком прошлом. Существуют как страны-сторонники каких-то революционных изменений и политических процессов на Ближнем Востоке, так и противники. Всё это - разделение и разные подходы - отражается на работе саммитов Движения неприсоединения.

Так, в 2012 году на саммите Движения неприсоединения в Тегеране разразился египетско-сирийский скандал, вызванный выступлением президента Египта Мохаммеда Мурси , во время которого делегация Сирии покинула зал заседаний. Египетский лидер охарактеризовал правительство Сирии как «репрессивное» и призвал к мирному установлению демократического режима в этой стране, а иранский дипломат предложил свою страну в качестве миротворца .

Страны-члены

Наблюдатели

  • Армения Армения
  • Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина
  • Бразилия Бразилия
  • Казахстан Казахстан
  • Киргизия Киргизия
  • КНР КНР
  • Коста-Рика Коста-Рика
  • Мексика Мексика
  • Парагвай Парагвай
  • Сальвадор Сальвадор
  • Сербия Сербия
  • Таджикистан Таджикистан
  • Уругвай Уругвай
  • Хорватия Хорватия
  • Черногория Черногория

Бывшие члены

Конференции

Конференции Движения неприсоединения на высшем уровне («саммиты »):

  1. Белград , Югославия , 1-6 сентября 1961
  2. Каир , ОАР , 5-10 октября 1964
  3. Лусака , Замбия , 8-10 сентября 1970
  4. Алжир , Алжир , 5-9 сентября 1973
  5. Коломбо , Шри-Ланка , 16-19 августа 1976
  6. Гавана , Куба , 3-9 сентября 1979
  7. Нью-Дели , Индия , 7-12 марта 1983
  8. Хараре , Зимбабве , 1-6 сентября 1986
  9. Белград , Югославия , 4-7 сентября 1989
  10. Джакарта , Индонезия , 1-7 сентября 1992
  11. Картахена , Колумбия 18-20 октября 1995
  12. Дурбан , ЮАР 2-3 сентября 1998
  13. Куала-Лумпур , Малайзия , 20-25 февраля 2003
  14. Гавана , Куба , 11-16 сентября 2006
  15. Шарм-эш-Шейх , Египет , 15-16 июля 2009
  16. Тегеран , Иран , 26-31 августа 2012
  17. Порламар , Венесуэла , 13-18 сентября 2016

Страна-хозяин очередной конференции в лице главы государства или правительства становится председателем Движения на очередные три года.

7-я конференция должна была пройти в 1982 году в Багдаде , но была отложена и перенесена в Нью-Дели из-за начала ирано-иракской войны в сентябре 1980 года . 16-я конференция должна была пройти в Рамалле , но была отменена из-за отказа в выдаче виз представителям нескольких стран со стороны Израиля.

Напишите отзыв о статье "Движение неприсоединения"

Примечания

Ссылки

движение, объединяющее страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках. Возникло в 1961 по инициативе лидеров ОАР, Югославии и Индии, А. Насера, И. Тито, Д. Неру. В 1992 в Движение неприсоединения входили 108 стран. К нач. 1990-х гг. состоялись конференции неприсоединившихся стран: в Белграде (Югославия, сентябрь 1961; 25 государств), Каире (Египет, октябрь 1964; 47 государств), Лусаке (Замбия, сентябрь 1970; 54 государства), Алжире (сентябрь 1973; 76 государств), Коломбо (Шри-Ланка, август 1976; 86 государств, а также представители 29 стран, международных организаций и национально-освободительных движений в качестве наблюдателей и гостей), Гаване (Куба, сентябрь 1979; 95 государств и национально-освободительных движений, а также представители 39 стран, международных организаций и национально-освободительных движений в качестве наблюдателей и гостей), Дели (Индия, декабрь 1983; 97 государств и национально-освободительных движений, а также представители 41 страны, международных организаций и национально-освободительных движений в качестве наблюдателей и гостей), Хараре (Зимбабве, август - сентябрь 1986; 100 государств и национально-освободительных движений), Белграде (Югославия, сентябрь 1989; 102 государства), Джакарте (Индонезия, сентябрь 1992; 108 государств).

Отличное определение

Неполное определение

НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ ДВИЖЕНИЕ

международное объединение стран мира, признающих неприсоединение к военным союзам великих держав одним из основных принципов своей внешней политики. Возникновение Н. д. является закономерным следствием общего кризиса капитализма, успешного развития национально-освободительного движения, ликвидации колониальных империй и образования большого числа новых государств. В Н. д. отражается стремление освободившихся народов к равноправному сотрудничеству государств, к признанию другими их законных прав и интересов, к исключению из международной жизни любых проявлений господства и диктата, претензий на гегемонию. Первая конференция 25 неприсоединившихся стран на высшем уровне была созвана 1-6.IX 1961 в Белграде по инициативе Югославии, Индии, Египта, Индонезии и Ганы; ее организаторами стали Югославия, Египет, Индия, Индонезия и Афганистан. Высший форум Н. Д. - Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран. С 1970 они созываются регулярно (примерно раз в 3 го да); государство, принимающее конференцию, становится государством-координатором, а глава этого государства или его правительства - председателем Н. д., который обеспечивает постоянную связь между неприсоединившимися странами и представляет Н. д. на мировой арене. Важную роль в деятельности Н. д. играет группа неприсоединившихся стран в ООН и Координационное бюро, избираемое конференциями в верхах (на Делийской конференции 1983 в его состав избраны представители 74 стран). В период между конференциями в целях обсуждения актуальных проблем и согласования позиций проводятся конференции министров иностранных дел (с 1972 - примерно раз в полтора года), а в начале каждой очередной сессии ГА ООН - совещания министров и глав делегаций неприсоединившихся стран. Помимо этого, в рамках Н. д. образован ряд специализированных органов. Решения в Н. д. принимаются на основе консенсуса и носят рекомендательный характер. Н. д. не имеет устава, бюджета, постоянных исполнительного органа и штаб-квартиры. Форумы Н. д. финансируются принимающей страной, а также за счет добровольных взносов. В Н. д. объединились государства с различным общественным строем, разными уровнями социально-экономического развития, придерживающиеся неодинаковой политической ориентации. Это является причиной довольно острой борьбы в Н. д. по многим вопросам. Вместе с тем определенная общность ист. судеб, близость международных интересов, условий и задач, стоящих перед неприсоединившимися странами, позволяют им достигать необходимой степени солидарности по основным мировым проблемам, что обеспечивает жизнеспособность и дальнейшее развитие Н. д. В целом деятельность Н. д. в современных условиях играет позитивную роль.

ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ - международная организация, которая объединяет страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках.

На-ча-ло раз-ви-тию ДН как но-во-го те-че-ния в сис-те-ме ме-ж-ду-народных от-но-ше-ний по-ло-жи-ла Бан-дунг-ская кон-фе-рен-ция 1955 года. На Ка-ир-ской встре-че пред-ста-ви-те-лей 20 стран Азии, Аф-ри-ки, Ев-ро-пы и Латинской Аме-ри-ки (июнь 1961 года) был со-гла-со-ван ряд прин-ци-пов по-ли-ти-ки не-при-сое-ди-не-ния: не-за-ви-си-мая внеш-няя по-ли-ти-ка, под-держ-ка национально-ос-во-бо-дительных дви-же-ний, не-уча-стие в мно-го-сто-рон-них во-енных сою-зах, за-клю-чён-ных в ус-ло-ви-ях про-ти-во-стоя-ния ве-ли-ких дер-жав. Сре-ди ос-но-ва-те-лей ДН бы-ли та-кие вы-даю-щие-ся по-ли-ти-ки, как Дж. Не-ру, Г.А. На-сер, И. Ти-то, Су-кар-но, К. Нкру-ма. Как ор-га-ни-за-ция ДН бы-ло уч-ре-ж-де-но на Бел-град-ской кон-фе-рен-ции (Юго-сла-вия, сентябрь 1961 года; 25 го-су-дарств). В при-ня-той на кон-фе-рен-ции дек-ла-ра-ции из-ла-га-лись ба-зо-вые прин-ци-пы ДН: не-при-ятие дик-та-та , ге-ге-мо-низ-ма и экс-пан-сии в ме-ж-ду-народных от-но-ше-ни-ях, не-об-хо-ди-мость рав-но-прав-но-го и взаи-мо-вы-год-но-го со-труд-ни-че-ст-ва ме-ж-ду го-су-дар-ст-ва-ми; борь-ба за фор-ми-ро-ва-ние но-во-го эко-но-мического по-ряд-ка на ос-но-ве спра-вед-ли-во-сти и рав-но-пра-вия. Ка-ир-ская кон-фе-рен-ция (Еги-пет, октябрь 1964 года; 47 го-су-дарств) осу-ди-ла лю-бые фор-мы вме-ша-тель-ст-ва во внутренние де-ла го-су-дарств, вы-ска-за-лась за за-пре-ще-ние ядер-ных ис-пы-та-ний во всех сре-дах.

С Лу-сак-ской кон-фе-рен-ции (Зам-бия, сентябрь 1970 года; 54 го-су-дар-ст-ва) на-чал-ся этап ста-нов-ле-ния ДН как од-но-го из ин-сти-ту-тов в сис-те-ме ме-ж-ду-народных от-но-ше-ний. Кон-фе-рен-ция впер-вые упот-ре-би-ла в сво-их до-ку-мен-тах тер-ми-ны «Дви-же-ние не-при-сое-ди-не-ния» и «го-су-дар-ст-ва - чле-ны Дви-же-ния не-при-сое-ди-не-ния», при-ня-ла прин-ци-пи-аль-но важ-ное ре-ше-ние «уп-ро-чить и рас-ши-рить об-ласть вза-им-но-го со-труд-ни-че-ст-ва в ме-ж-ду-на-род-ных, ре-гио-наль-ных, дву-сто-рон-них рам-ках; обес-пе-чить не-пре-рыв-ность дея-тель-но-сти про-ве-де-ни-ем пе-рио-ди-че-ских кон-суль-та-ций пред-ста-ви-те-лей не-при-сое-ди-нив-ших-ся стран на раз-лич-ных уров-нях». Ли-ния Лу-сак-ской кон-фе-рен-ции, на-прав-лен-ная на то, что-бы при-дать ста-биль-ные ор-га-ни-зационные фор-мы со-ли-дар-но-сти не-при-сое-ди-нив-ших-ся стран, бы-ла про-дол-же-на на выс-ших фо-ру-мах ДН в Ал-жи-ре (Ал-жир, сентябрь 1973 года; 76 го-су-дарств), Ко-лом-бо (Шри-Лан-ка, август 1976 года; 84 го-су-дар-ст-ва и од-но национально-ос-во-бо-дительное дви-же-ние), Га-ва-не (Ку-ба, сентябрь 1979 года; 92 го-су-дар-ст-ва и 3 национально-ос-во-бо-дительных дви-же-ния), Де-ли (Ин-дия, март 1983 года; 97 го-су-дарств и 2 национально-ос-во-бо-дительных дви-же-ния), Ха-ра-ре (Зим-баб-ве, сентябрь 1986 года; 100 го-су-дарств и национально-ос-во-бо-дительных дви-же-ний), Бел-гра-де (СФРЮ, сентябрь 1989 года; 98 чле-нов ДН). Для вы-пол-не-ния при-ня-тых ре-зо-лю-ций бы-ло об-ра-зо-ва-но свыше 50 ор-га-нов. В ус-ло-ви-ях «хо-лод-ной вой-ны», ис-поль-зуя про-ти-во-ре-чия ме-ж-ду За-па-дом и Вос-то-ком, ДН до-би-лось ус-ту-пок от обо-их во-енно-по-ли-тических бло-ков, сна-ча-ла на суб-ре-гио-наль-ном и ре-гио-наль-ном уров-нях, а за-тем в гло-баль-ном мас-шта-бе. В 1950-1980-е годы в до-ку-мен-тах ДН мно-го мес-та от-во-ди-лось ан-ти-им-пе-риа-ли-стическим ло-зун-гам, осу-ж-де-нию ко-ло-ниа-лиз-ма, нео-ко-ло-ниа-лиз-ма, апар-теи-да, ра-сиз-ма, что объ-ек-тив-но сбли-жа-ло ДН с СССР и стра-на-ми со-циа-ли-стического ла-ге-ря . Это да-ва-ло ос-но-ва-ние советскому ру-ко-во-дству рас-смат-ри-вать ДН как сво-его со-юз-ни-ка. Од-на-ко боль-шин-ст-во стран ДН осу-ди-ли ввод войск Ор-га-ни-за-ции Вар-шав-ско-го до-го-во-ра в Че-хо-сло-ва-кию (1968) и советских войск в Аф-га-ни-стан (1979).

На ру-бе-же 1990-х годов, в ус-ло-ви-ях стрем-ле-ния США к соз-да-нию мо-но-по-ляр-но-го ми-ро-по-ряд-ка, ДН столк-ну-лось с прин-ци-пи-аль-ной про-бле-мой оп-ре-де-ле-ния сво-его мес-та и ро-ли в ми-ро-вой по-ли-ти-ке. Си-туа-ция усу-губ-ля-лась на-рас-та-ни-ем кри-зис-ных тен-ден-ций внут-ри са-мо-го ДН. Рас-па-лась СФРЮ, пред-се-да-тель-ст-во-вав-шая в нём с 1989 года. В 1991 году из ДН вы-шла Ар-ген-ти-на. Ут-ра-ти-ли ин-те-рес к ДН его ев-ропейские уча-ст-ни-ки - Кипр и Маль-та, по-дав-шие за-яв-ки на всту-п-ле-ние в Ев-ро-пей-ский со-юз (ЕС). Та-кие влия-тель-ные чле-ны ДН, как Ин-дия, Ку-ба, Ал-жир, по раз-ным при-чи-нам ос-ла-би-ли вни-ма-ние к про-бле-ма-ти-ке не-при-сое-ди-не-ния. Дис-кус-сия по по-во-ду пер-спек-тив ДН дос-тиг-ла апо-гея к мо-мен-ту со-зы-ва кон-фе-рен-ции не-при-сое-ди-нив-ших-ся стран в Джа-кар-те (Ин-до-не-зия, сентябрь 1992 года; 108 го-су-дарств). На кон-фе-рен-ци-ях не-при-сое-ди-нив-ших-ся стран в Кар-та-хе-не (Ко-лум-бия, октябрь 1995 года; 104 го-су-дар-ст-ва), в Дур-ба-не (ЮАР, сентябрь 1998 года; 103 го-су-дар-ст-ва), Куа-ла-Лум-пу-ре (Ма-лай-зия, февраль 2003 года; 106 го-су-дарств) и Га-ва-не (Ку-ба, сентябрь 2006 года; 115 го-су-дарств) сфор-ми-ро-вал-ся современный об-лик ДН как ме-ха-низ-ма для кон-со-ли-да-ции Юга и от-стаи-ва-ния его ин-те-ре-сов в диа-ло-ге с Се-ве-ром. Дур-бан-ская дек-ла-ра-ция оп-ре-де-ли-ла ме-сто и роль ДН в ме-ж-ду-народных от-но-ше-ни-ях как «пе-ре-до-вой си-лы но-во-го ты-ся-че-ле-тия, зна-ме-ную-ще-го со-бой эру воз-ро-ж-даю-щих-ся на-ций, эру Юга, эру оп-рав-дав-шей-ся на-де-ж-ды». При-ори-тет-ные за-да-чи ДН - ис-ко-ре-не-ние бед-но-сти и обес-пе-че-ние ус-той-чи-во-го раз-ви-тия стран «третье-го ми-ра», при-да-ние гло-ба-ли-за-ции силь-ной со-ци-аль-ной со-став-ляю-щей. Чле-ны ДН про-дол-жа-ют про-яв-лять ра-ди-ка-лизм в во-про-сах ра-зо-ру-же-ния, осо-бен-но ядер-но-го, тра-ди-ци-он-но воз-ла-гая от-вет-ст-вен-ность за от-сут-ст-вие про-грес-са в этом во-про-се на «офи-ци-аль-ные» ядер-ные дер-жа-вы - США, Рос-сию, Фран-цию, Ве-ли-ко-бри-та-нию и Ки-тай. При этом ДН не от-реа-ги-ро-ва-ло на всту-п-ле-ние в ядер-ный клуб двух сво-их чле-нов - Ин-дии и Па-ки-ста-на. Уча-ст-ни-ки кон-фе-рен-ции в Га-ва-не (2006) под-дер-жа-ли пра-во Ира-на на соз-да-ние собственных ядер-ных тех-но-ло-гий в мир-ных це-лях. В ор-га-ни-за-ции тра-ди-ци-он-но силь-ны по-зи-ции ис-лам-ских го-су-дарств, под влия-ни-ем ко-то-рых она не за-ня-ла чёт-кой по-зи-ции в от-но-ше-нии дей-ст-вий НАТО про-тив Юго-сла-вии, сто-яв-шей у ис-то-ков ДН. Важ-ным на-прав-ле-ни-ем дея-тель-но-сти ДН яв-ля-ет-ся ре-фор-ма ООН. ДН вы-сту-па-ет за пе-ре-рас-пре-де-ле-ние пол-но-мо-чий ме-ж-ду Со-ве-том Безо-пас-но-сти (СБ) и Ге-не-раль-ной Ас-самб-ле-ей в поль-зу по-след-ней, за пре-вра-ще-ние СБ в под-от-чёт-ный ей ор-ган, по-вы-ше-ние ро-ли спе-циа-ли-зированных ор-га-нов и ор-га-ни-за-ций ООН.

ДН - объ-е-ди-не-ние го-су-дарств, ме-ж-ду ко-то-ры-ми су-ще-ст-ву-ют глу-бо-кие по-ли-тические и идео-ло-гические про-ти-во-ре-чия, вслед-ст-вие это-го оно не име-ет чёт-кой струк-ту-ры и ор-га-ни-за-ции. У ДН нет ус-та-ва и бюд-же-та. Ре-ше-ния, при-ни-мае-мые кон-сен-су-сом на сам-ми-тах или кон-фе-рен-ци-ях ми-ни-ст-ров, но-сят ре-ко-мен-да-тель-ный ха-рак-тер. ДН не име-ет по-сто-ян-но-го сек-ре-та-риа-та или другой струк-ту-ры. Основная роль в под-го-тов-ке фо-ру-мов и ве-де-нии те-ку-щих дел иг-ра-ет пред-се-да-тель-ст-вую-щее го-су-дар-ст-во. Важ-ным ко-ор-ди-национным ме-ха-низ-мом яв-ля-ет-ся «трой-ка», ку-да вхо-дят пре-ды-ду-щий, ны-неш-ний и бу-ду-щий пред-се-да-те-ли. Чле-на-ми ДН в 2006 году со-стоя-ли 116 го-су-дарств Азии, Аф-ри-ки, Ев-ро-пы, Латинской Аме-ри-ки и Океа-нии, в ко-то-рых про-жи-ва-ет 51% населения пла-не-ты, на-хо-дят-ся 46% об-ра-ба-ты-вае-мых зе-мель и 86% ми-ро-вых за-па-сов неф-ти. Из стран, вхо-дя-щих в СНГ, Бе-ло-рус-сия, Турк-ме-ния и Уз-бе-ки-стан яв-ля-ют-ся чле-на-ми ДН, а Ар-ме-ния, Азер-бай-джан, Ка-зах-стан, Кир-ги-зия и Ук-раи-на по-лу-чи-ли пра-ва на-блю-да-те-лей. С 1995 года Рос-сия уча-ст-ву-ет в фо-ру-мах ДН в ка-че-ст-ве гос-тя.

Сочинения:

Дви-же-ние не-при-сое-ди-не-ния в до-ку-мен-тах и ма-те-риа-лах. 2-е изд. М., 1979.

Ответ на этот вопрос может иметь большое значение в понимании и вторичном изучении роли Движения неприсоединения.

Во время Второй мировой войны после поражения Стран оси (Германии-Италии-Японии), главы государств-победителей с 4 по 11 февраля 1945 года собрались в г. Ялта, на юге России, чтобы определить свои границы в назначенных сферах влияния.

На ялтинской конференции президент США Рузвельт, британский премьер Черчилль и лидер СССР Сталин договорились об оккупации и разделе Германии на оккупационные зоны и передаче управления соответствующими делами наблюдательской комиссии, состоявшейся из высокопоставленных командиров оккупационных сил в Берлине. На конференции было решено вместо Лиги наций создать международную организацию по поддержанию мира и безопасности во всем мире. Вслед за этим была создана Организация Объединенных Наций, перед которой были поставлены такие цели, как поддержание мира и безопасности во всем мире, расширение дружеских отношений между странами и обеспечение сотрудничества для решения международной проблематики экономического, общественного, культурного и гуманитарного характера.

СБ также был формирован в сердце ООН по защите интересов держав. На этой же конференции было признано право вето в СБ.

Таким образом, одновременно с окончанием войны и размещением мира, в лагере победителей постепенно воцарилась атмосфера враждебного недоверия. В этом процессе США и Советский Союз в качестве победителей стали полноценными символами этой враждебной политики, которая обрела характер противостояния в Европе, Азии, Африке и даже ООН.

Из этого соперничества появился два военно-политических блока: Организация Варшавского договора под началом Москвы и Организация Североатлантического (НАТО) на Западе под началом Вашингтона. Так мир вступил в холодную войну, которая имела далеко идущие пагубные последствия.

Игнорирование интересов обездоленных народов и несоблюдение прав малоразвитых или развивающихся стран оказались последствиями этой политической конфронтации, приведшей к появлению освободительных движений и развитию организаций, борющихся за независимость своих стран. Антиколониальная борьба охватила сначала Азию и Ближний Восток, а затем и Африку. При этом, появилась идея о созыве конференции с участием азиатских и африканских стран. После ряда преобразований плодом этой идеи стало возникновение Движения неприсоединения.

Неприсоединение или независимость стала сутью политики лидеров государств, имеющих общие цели и идеалы, независимо от расхождения в идеологиях и формах государственного управления.

Первый шаг для интеграции между государствами, которые в дальнейшем стали называться неприсоединившимися, был сделан в 1995 году на конференции в г. Бандунг в Индонезии. На этой же конференции идея о создании такой организации выдвинута тогдашними президентами Индии, Египта и Индонезии Джавахарлалом Неру, Гамалем Абду-Насиром и Ахмедом Сукарно.

Наконец в 1961 году в разгаре холодной войны благодаря усилиям покойного Неру, Сукарно, Насира и генерала Тито, лидера Югославии, было создано Движение неприсоединения с целью интеграции государств, не входящих в коммунистический или капиталистический лагеря.

Движение неприсоединения на самом деле сформировалось с целью борьбы против колониализма, империализма и нового колониализма, объединения развивающихся стран, установления либеральных и независимых от сверхдержав политических и экономических отношений с целью поддержания мира и безопасности между государствами-членами.

При беглом обзоре причин формирования этого движения можно сказать, что в условиях, когда Запад и Восток поделили мир на сферы своего влияние, некоторые свободолюбивые лидеры мира, не привязанные ни к капитализму, ни к социализму, в стремлении объединить государств, независимых от двух сверхдержав, решили создать организацию, которая могла бы приобрести весомое влияние на международном уровне. Как явствует из истории Движения неприсоединения, оно сформировано с хорошим началом и возвышенными целями. Как наглядно следует из устава Движения, в нем разработаны 10 принципов, исходя из которых, члены придерживаются независимого политического курса.

Движению неприсоединения удавалось некоторое время действовать по намеченным принципам, но постепенно его усилия утратили свое влияние и оно не могло сохранить свои позиции на международной арене. Через некоторое время в мире потерпела крушение одна из сверхдержав, и в мире воцарилась однополярная система. В этих условиях Движение неприсоединения также столкнулось с более серьезной проблемой. Несмотря на увеличение числа членов, проблема существовала и продолжает существовать в той или форме.

Ныне уже долгие годы главы движения неприсоединения стараются восстановить первоначальные принципы Движения и совершенствовать их в соответствии с требованиями времени. На прошлогоднем совещании министров иностранных дел в Шарм Аш-Шейхе были выдвинуты новые предложения для сохранения динамичности и эффективности Движения. Решено, что предложения будут утверждены на саммите в Тегеране.

До 1944 года около 109 государств входили в Движение неприсоединения: Мальт и Кипр из Европы, а остальные с трех континентов (Азия, Африка, Латинская Америка). В настоящем Движение объединяет 120 государств, которые составляют более двух третей членов ООН. Из общего количества Движения неприсоединения 38 из Азии, 53 государства из Африки, 26 государств из Латинской Америки и одно из Европы (Беларусь) являются официальными членами, а Гаити, Сент-Киттс и Невис – новые члены, которые присоединились к Движению на его 14-м саммите. 15 государств и 7 международных организаций имеют статус наблюдателей.

Страны Движения неприсоединения характеризуются реализацией политики мирного сосуществования, поддержкой освободительных движений, независимостью от того или иного военного блока в связи с разногласиями сверхдержав. Движения неприсоединения, однако, за последние полвека оставило позади немало взлетов и падений. Например, вслед за крушением Советского Союза и Варшавского договора некоторые государства, в том числе Аргентина, вышли из Движения, а к нему присоединились Гондурас и Таиланд. Киргизия была принята на правах наблюдателя, а Чехия и Словакия – в качестве гостей официальных заседаний.

Движение провело до сих пор 15 саммитов. Саммиты стран-участниц проводятся каждые три года, а в промежутке между двумя саммитами министры иностранных дел собираются в столице одного из членов.

В настоящем Египет является ротационным председателем Движения неприсоединения. Страна-хозяин, т.е. ИРИ на тегеранской конференции возьмет на себя ротационное руководство организацией.

Действительность такова, что человечество сталкивается с многими проблемами. Нельзя сказать конкретно, какая именно политическая, экономическая или международно-правовая система справится с этими проблемами, тем более, что многие международные организации находятся под монополией и господством крупных держав, добивающих обеспечения своих незаконных интересов.

Как явствует из истории образования этого Движения, оно имело начало с мировыми целями, которые отчетливо оговорены в уставе движения. Движение выдвинуло 10 принципов, на основе которых оно пытается реализовать свою независимую политику. Принципы, которые за последние полвека не только не изменились, но и олицетворились на международном уровне в новых потенциалах, бросив вызов мировым державам. С данной точки зрения, понятие "неприсоединение" делает акцент на признание прав народов следовать стратегии, соответствующей коллективным интересам, гарантирующей развитие, поддержание мира и безопасности, путем взаимодействия в урегулировании международных проблема.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!