Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Чинопоследование молебна общего. Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна

А сейчас я расскажу о том, как можно очень быстро создать хороший церковный хор «с нуля». Для этого не нужно ни денег, ни особого музыкального образования. Полгода подпевать какому-нибудь уже сложившемуся хору тоже не нужно. Необходимо лишь то, чтобы служащий священник смог спеть молебен сам. Тогда задавать тон на молебне тоже не нужно. От регента требуется тоже самый минимум: знание нот и хоть какой-то музыкальный слух. Тогда хор сформируется очень быстро и почти автоматически. Конечно, здесь есть некоторые тонкости. О них и пойдет речь.

Но для начала пару слов о том, чего мы здесь не коснемся. В последнюю очередь в любительский хор следует добавлять теноровую партию. Это самая нетривиальная задача, о которой необходим отдельный разговор. В предпоследнюю очередь добавляется бас. Если два верхних женских голоса достаточно устойчивы, бас добавить не так уж трудно. Особенно если упомянутый в прошлом абзаце батюшка знает не только второй голос, но и басовую партию. Основная проблема в том, чтобы выучили свои партии именно верхние голоса. О них мы и поговорим.

Обычно в клиросных ансамблях партии учат самым примитивным способом: подпевают тем, кто уже их знает. Это медленно, долго и неэффективно. Другие способы, как правило, не проходят, потому что песнопений очень много, а закономерности обобщить трудно. Но трудно не значит невозможно. Немного терпения, и через пару абзацев мы легко справимся с задачей, которая многим кажется совершенно неразрешимой.

Кое-какие закономерности все же были найдены. Хоровой дирижер и регент Николай Данилин (хор под его руководством исполнил премьеру «Всенощной» Рахманинова) говорил о том, что певцов нужно обучить лишь двум вещам: пению малой секунды вниз и большой секунды вверх. Действительно, это две существенных трудности: в обоих случаях хор склонен петь ниже, чем следует. А если петь в таких случаях с некоторой тенденцией к повышению, хор избавится от очень большого числа проблем.

И все же это не самый эффективный путь. Решением проблемы точного пения (или, как еще говорят, «правильного интонирования») в самом общем случае занимается дисциплина под названием «сольфеджио». А правильный подход, который сформулировал мой дядя , заключается в развитии абсолютного слышания ступеней относительно главного устоя — I-й ступени. Для человека, освоившего методику А.П. Куличкина, достаточно услышать одну лишь первую ступень, чтобы спеть любую из 17 ступеней мажора или минора (17 — потому что повышенные и пониженные ступени, в общем случае, отличаются). По такой методике целесообразно учить профессиональных музыкантов.

В современном церковном обиходе ситуация гораздо проще. Все 17 ступеней, как правило, не используются. Но принцип от этого не меняется! Запоминать следует именно абсолютную высоту ступеней относительно главной, I-й ступени. Отдельно в мажоре, отдельно в миноре. Почему так? Очень просто: песнопений много, звуковых последовательностей чуть меньше, но тоже очень много, а ступеней в основном используется всего четырнадцать: семь в мажоре и семь в миноре (в большинстве случаев минорная тональность на большую секунду выше, чем соответствующий мажор, как это повелось еще со времен Дилецкого):

Если их выучить, со всем остальным проблем не будет. И проще всего это сделать, если петь общий молебен одновременно со священником, который знает второй голос. Мало того: в последовании общего молебна сконцентрированы еще и основные «попевочные» трудности церковного обихода.

Теперь, наконец, перейдем к конкретике. Последование общего молебна можно условно разбить на 12 музыкальных элементов:








Последование общего молебна. 12 музыкальных элементов

Работу необходимо вести одновременно в двух направлениях:

  1. Сначала учим более простые элементы, затем — более сложные;
  2. Сначала учим второй голос, затем выстраиваем первый относительно второго и поем на два голоса.

Второй голос является главным. Поэтому большинство должно петь именно его. Первый голос учат те, кто уже выучили второй (наиболее продвинутые). А те, которые поют второй, как-нибудь при случае должны со временем выучить и первый. Это впоследствии пригодится. При малейших «накладках» первый голос убираем, и все вместе поем второй.

При разучивании элементов встречаются три разновидности трудностей. Это появление новых ступеней, пение знакомых ступеней в в непривычном порядке, переход из мажора в минор и обратно (смена I-й ступени). Порядок разучивания элементов напрашивается следующий: 1, 5, 3, 8, 6, 12, 9, 4, 10, 2, 7, 11. В заключение, пожалуй, можно сказать несколько слов о задачах, которые решаются при разучивании каждого элемента.


Первый элемент. Учимся брать тон. Запоминаем первую ступень. Учимся строить 3-ю ступень относительно первой.

NB! Все ступени мажора (кроме первой) и II, IV, V и VII ступени минора необходимо интонировать с тенденцией к повышению. III и VI ступени минора — наоборот, с тенденцией к понижению.

Учим VII ступень и II ступень. Запоминаем их. Наиболее продвинутые разучивают еще и IV ступень. Отмечаем, что II ступень у вторых голосов и II ступень у первых голосов — один и тот же звук.

Учимся петь II и III ступень в самой неудобной последовательности (при движении вверх). Это одно из самых трудных мест в молебне. Но оно и «подстраховано» тем, что прежде хора те же запевы поет священник, с которого можно скопировать правильное интонирование попевки. Первые голоса разучивают еще и V ступень.


Те же самые ступени, что и в предыдущем примере, но уже без посторонней помощи. В последнем "Господи помилуй" добавляется уже известная VII ступень, уже пройденная ранее (элемент 5).

Те же ступени, что и в предыдущем случае, но вместе с VII ступенью. Скачок III — I — IV (для первых голосов дополнительно V — III — VI).

Добавляем VI ступень. На данном этапе первые голоса уже знакомы со всеми основными ступенями мажора, а вторые пока еще не знакомы с V ступенью.


Осваиваем переход из мажора в «верхний» минор. Сам переход осуществляет священник, а наша задача — услышать новую I ступень. Первые голоса, помимо этого, осваивают III ступень в миноре.

А здесь — мы уже сами осуществляем переход.


Переход нам здесь делать не нужно, достаточно услышать новую первую ступень. Главная задача — освоение III ступени в миноре. Все остальное уже знакомо.

Осваиваем возврат из минора в мажор. Все остальное знакомо и уже очень легко.


Суммируем трудности предыдущих трех элементов: переход в минор, III ступень в миноре, возврат обратно в мажор. Первые голоса, помимо этого, осваивают VI ступень в миноре.

Если вы аккуратно доучили до этого места и запомнили используемые ступени, большинство трудностей обихода вам уже не страшны. Можно переходить к изучению гласов.

Молебен начинается возгласом священника «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». Начинается первая часть молебна поется молитва призывания Святого Духа – «Царю Небесный…» и читается «обычное начало». Читаемый затем 142‑й псалом звучит не на всяких молебнах. Основной принцип включения псалмов в состав того или иного чинопоследования состоит в том, чтобы смысл псалма соотносился с предметом прошений, заключенных в молитве.

Затем диакон возглашает «Бог Господь…» с положенными стихами, а хор «опевает»: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во Имя Господне». После этого поются следующие тропари Богородице, глас 4‑й:

«К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду ймамы» (дважды).

«Слава, и ныне» – «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых».

После тропарей читается покаянный 50‑й псалом и на этом заканчивается первая часть молебна. Вторую его часть открывает канон Пресвятой Богородице восьмого гласа, который должен петься без ирмосов, хотя в последовании молебна они напечатаны. Припев тропарей канона бывает разным, в зависимости от того, кому возносится молитва. Так, в каноне Пресвятой Троице припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе»; в каноне

Животворящему Кресту: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному»; в каноне Святителю Николаю: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и т. д. В данном каноне – «Пресвятая Богородице, спаси нас».

После 3‑й песни канона диакон возглашает сугубую ектенью: «Помилуй нас, Боже…», где поминает тех, о ком служат молебен: «Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и благопоспешении раба Божиего (или рабов Божиих, имярек). Поется тропарь : «Моление теплое и стена необоримая…».

И по 3‑й и по 6‑й песни поются тропари:

«Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству».

«Призри благосердием, всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь».

По 6‑й песни положена малая ектенья, оканчивающаяся тем же возгласом, что и на утрени: «Ты бо еси Царь мира…». Затем читается или поется кондак Богородице, глас 6‑й:

«Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя».


После 6‑й песни на общем молебне читается Евангелие, предваряемое прокимном: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде» и его стихом – «Слыши Дщи и виждь и приклони ухо Твое»:

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой (Лк.1; 39–56).

По окончании евангельского чтения поется:

«Слава» – «Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших».

«И ныне» – «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое».

Затем кондак, глас 6‑й: «Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, но приими моление раба Твоего: скорбь бо обдержит мя, терпети не могу демонскаго стреляния, покрова не имам, ниже где прибегну окаянный, всегда побеждаем и утешения не имам, развеТебе, Владычице мира: упование и предстательство верных, не презри моление мое, полезно сотвори». И ектенья.

Затем читаются три оставшиеся песни канона, после которых – «Достойно есть». Оканчивается вторая часть молебна стихирами: «Высшую небес и чистшую светлостей солнечных…» и т. д.

В заключительной, третьей части молебна звучит Трисвятое по «Отче наш…» с возгласом священника «Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков».

Затем читаются тропари, которые входят в состав вечерних молитв: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…». Далее диакон возглашает сугубую ектенью: «Помилуй нас, Боже…» и священник читает молитву ко Пресвятой Богородице: «О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, высши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надение, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих Кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление.

О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй раб Твоих, Великого Господина и отца нашего Святейшаго Патриарха (имя), и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, богохранимую страну нашу, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без Семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша.

О, Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от трусаи потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Молебен заканчивается отпустом.

Освящение боевого корабля

Чинопоследование общего молебна может быть образцом структуры любого молебного пения. В молебнах на различные потребы этот порядок молитв изменяется незначительно: туда включаются или не включаются чтения канона и Евангелия; добавляются прошения в ектеньи (в зависимости от предмета моления); изменяется заключительная молитва. Таким образом, зная последование общего молебна, можно ориентироваться в порядке совершения любого молебного пения. Далее будут даны особенности некоторых наиболее часто совершаемых молебнов.

Краткий устав‑схема общего молебна I часть

(по Часослову с. 176)

Даже при поверхностном знакомстве со структурой православного богослужения можно заметить, что общий молебен ко Пресвятой Богородице, взятый литургической традицией за образец при совершении иных молебных чинопоследований и молебнов в честь святых, рассматривается Уставом в качестве ежедневно совершаемой службы суточного круга, наряду с вечерней, повечерием, полунощницей, часами и утреней. В Часослове, включающем в себя порядок и неизменные тексты служб суточного богослужебного цикла, помещается и молебен ко Пресвятой Богородице. Это обстоятельство свидетельствует об особом значении, какое придается Уставом молебному пению в системе православного богослужения. Отнесение молебна Пресвятой Богородице к службам суточного круга подтверждается общей для всех Афонских монастырей традицией, согласно которой ежедневно, кроме праздничных, субботних и воскресных дней, поется молебен Пресвятой Богородице. В разных монастырях в пении молебна Божией Матери имеются различные особенности, но все обители объединяет то, что молебен воспринимается как обязательная служба суточного круга. Молебен в монастырях Святой Горы Афон может петься в конце вечерни (после «Ныне отпущаеши...»), отдельно от нее (после отпуста), перед Литургией (после 6-го часа), на Литургии (после «Един Свят...» перед пением киноника и после заамвонной молитвы), а также самостоятельно после окончания Литургии.

Говоря о целесообразности рассмотрения порядка общего молебна, нельзя не отметить, что в прикладном отношении совершение всех прочих молебных чинов и молитвословий не вызывает особых сложностей у их совершителей, потому что необходимые уставные указания приводятся с исчерпывающей полнотой в богослужебных книгах. Общий же молебен Уставом излагается на примере Молебного пения ко Пресвятой Богородице, и оно используется в качестве образца, когда молебен совершается в честь какого-либо святого. Кроме того имеется несколько источников уставных указаний по совершению молебнов, что несколько затрудняет задачу для священнослужителей и участников богослужения, желающих совершить чинопоследование молебна в соответствии с литургическими нормами.

К сожалению, приходится констатировать, что из-за стремления к чрезмерному и неоправданному сокращению богослужения общий молебен, наравне с Таинством Крещения и чином отпевания, «пострадал» наиболее серьезно. В современном приходском обиходе молебен часто приобретает совершенно неузнаваемый вид. Будучи сокращаемым за счет важнейших элементов и молитвословий, он превращается в безликое, весьма примитивное чинопоследование, упрощенный вид которого противоречит всему строю православного богослужения, уникальному по богатству форм и внутреннему разнообразию. Такое неутешительное состояние дел в совершении чинопоследований молебных пений на приходах также является причиной подробного рассмотрения данного вопроса.

Устав общего молебна Пресвятой Богородице содержится в Часослове, Октоихе и Следованной Псалтири. В Требнике даются указания, адаптированные к пению молебна какому-либо святому, с приведением особых прошений и молитв для разных случаев. Указания Триоди Постной, содержащей порядок молебна вмч. Феодору Тирону в пяток вечера 1-й седмицы св. Четыредесятницы, также могут быть полезны при рассмотрении вопроса о пении молебнов.

По своей структуре чинопоследование общего молебна уподобляется утрене, от которой сохраняется псалом 142-й, последний в шестопсалмии, Бог Господь и тропари, псалом 50-й, канон, ектении сугубая и малая, и Евангелие со всем, что на утрене предшествует ему и сопровождает, начиная с прокимна и заканчивая возгласом: Милостию и щедротами... Аналогично утрене, молебен «от начала и до отпуста» совершается при открытой завесе царских врат (Типикон, глава 23). В приходской практике существует традиция совершения молебна в торжественных случаях при открытых царских вратах.

Порядок общего молебна ко Пресвятой Богородице Комментарии
Благословен Бог наш… Если в молебне участвует диакон, то перед возгласом священника он произносит: Благослови, владыко.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш… Возглас: Яко Твое есть Царство… Господи, помилуй (12 раз), Слава, и ныне:
Приидите, поклонимся (трижды); Псалом 142-й; Слава, и ныне: Аллилуиа (трижды)
Бог Господь со стихами Тропари на Бог Господь: К Богородице прилежно… (дважды); Слава, и ныне: Не умолчим никогда, Богородице… Если молебен совершается в честь святого, тропари поются следующим образом: тропарь святого (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря (приложение 3-е).
Псалом 50-й
Канон На общем молебне Пресвятой Богородице могут петься два канона: малый молебный, глас 8-й: Воду прошед... (см. в Часослове и Следованной Псалтири в последовании молебна) или великий молебный, глас тот же: Колесницегонителя фараона... (см. канон молебный ко Пресвятой Богородице изрядный в конце Октоиха) Канон на молебне поется на 4 (без ирмосов), с молебными припевами: Пресвятая Богородице, спаси нас, Преподобне отче (имя рек), моли Бога о нас, и т. п. Предпоследний тропарь в каждой песни поется на Славу, последний – на И ныне. По 8-й песни, согласно указанию Октоиха, поется Хвалим, благословим..., и ирмос 8-й песни. На молебне ирмосы канона не поются, кроме ирмосов в 8-й и 9-й песнях (см. приложение Октоиха). Нечетные песни канона, согласно Уставу, начинает петь правый (т. е. 1-й) лик, четные – левый (2-й). Если молебен совершается в честь святого, то поется канон утрени из минейной службы святого с соответствующими припевами.
По 3-й песни канона: катавасия: Спаси от бед... и Призри благосердием...; малая сугубая ектения с прошением «за нихже поется молебен»: Еще молимся о милости, жизни...; Господи, помилуй (15 раз); седален, глас 2-й: Моление теплое... Если молебен совершается Спасителю, то по 3-й и 6-й песнях катавасия – Избави от бед рабы Твоя, Многомилостиве...; если молебен в честь святого, катавасия – Моли Бога о нас, (имя рек), яко мы усердно к тебе прибегаем… Ектения по 3-й песни, согласно Часослову, назначается малая сугубая: Помилуй нас, Боже (см. на утрене в составе двупсалмия) с добавлением особого прошения «за нихже поется молебен»: Еще молимся о милости, жизни..., на которое, в отличие от прочих прошений, хор поет Господи, помилуй (15 раз). Возглас сугубой ектении обычный – Яко Милостив... По указаниям Октоиха, ектения по 3-й песни начинается словами малой ектении: Паки и паки... (остальные прошения и возглас – как в Часослове). Если молебен совершается святому, то по 3-й песни – седален святого (см. в каноне, вслужбе Минеи). «Слава, и ныне» – Богородичен седальна (наряду). Если на молебне по 6-й песни канона поется акафист, возможно перенесение кондака (и икоса) с 6-й песни на 3-ю песнь и пение их перед седальнами.
По 6-й песни канона: катавасия: Спаси от бед... и Призри благосердием...; малая обычная или малая сугубая ектения (см. по 3-й песни); кондак, глас 6-й: Предстательство христиан...; [Акафист] прокимен, глас 4-й: Помяну имя Твое...; стих: Слыши, Дщи, и виждь...; И о сподобитися нам...; Премудрость, прости, услышим... Мир всем, и т. д. Чтение Евангелия – Лк., зач. 4. Слава: Молитвами, Богородицы... И ныне: Молитвами, Богородицы... Помилуй мя, Боже... Стихира, глас 6-й: Не ввери мя человеческому предстательству... Молитва литии: Спаси, Боже, люди Твоя...; Господи, помилуй (12 раз); Милостию и щедротами... По 6-й песни Часослов и Требник указывают произнесение обычной малой ектении: Паки и паки... Заступи, спаси... Пресвятую, Пречистую... с возгласом: Ты бо еси Царь мира... В Октоихе же оговаривается, что обычная малая ектения произносится, если молебен поется «во общую пользу». Если же молебен совершается специально о здравии кого-либо, возглашается малая сугубая ектения (как по 3-й песни). Следованная Псалтирь по 6-й песни также предписывает: «священник поминает, якоже изъявися» (т. е. произносит малую сугубую ектению с особым прошением; см. по 3-й песни). После возгласа ектении поется кондак, к которому может добавляться икос. В случае пения молебна святому, кондак и икос заимствуются из его службы в Минее. Далее, по желанию, может петься акафист Богородице или святому, которому совершается молебен. Акафист по 6-й песни может исполняться как после рядовых кондака и икоса, так и сразу после возгласа ектении (в этом случае рядовые кондак и икос переносятся на 3-ю песнь и поются перед седальнами). После кондака и икоса (или после акафиста, если он пелся) произносится прокимен Евангелия. Прокимен и Евангелие выбираются в соответствии с тем, кому служится молебен. Текст прокимнов и Евангельские зачала приводятся после чина общего молебна в Требнике. Если молебен совершается в честь святого, после прочтения Евангелия на Славу поется: Молитвами (имя рек), Милостиве, очисти... Стихира после чтения Евангелия заимствуется из службы святого (по 50-м псалме); если служба в Минее не полиелейная, стихира берется из любого цикла стихир по усмотрению уставщика. На молитве литии непременно поминается святой, которому совершается молебен, также могут поминаться и святые дня.
По 9-й песни канона – Достойно есть... Пение Достойно есть в периоды попразднств заменяется задостойником праздника (ср.: Триодь Цветная, «Подобает ведати, како поется молебен на Святую Пасху»).
Тропари: Вышшую Небес... («и кадит священник жертвенник [т. е. алтарь. – С. В.] и люди») Тропари Вышшую Небес поются только на молебне в честь Пресвятой Богородицы. Во время пения тропарей совершается каждение. Если молебен совершается какому-либо святому, сразу после Достойно есть читается Трисвятое.
Трисвятое по Отче наш... Возглас: Яко Твое есть Царство…
Тропари, глас 6-й: Помилуй нас, Господи, помилуй нас... Слава: Господи, помилуй нас... И ныне: Милосердия двери... На общем молебне в честь Пресвятой Богородицы по Трисвятом поются покаянные тропари, на других молебнах (напр., какому-либо святому) поются следующие тексты: тропарь святого; Слава: кондак святого; И ныне: Богородичен воскресный по гласу кондака (приложение 3-е).
Ектения: Помилуй нас, Боже... Возглас: Услыши ны, Боже... В последовании молебна в Часослове ектения после тропарей указывается малая сугубая (как по 3-й песни). Согласно Октоиху, после прошения Еще молимся о милости, жизни... добавляется прошение: Еще молимся и о еже сохранитися граду сему... (см. 3-е прошение на литии в Служебнике), на которое хор поет: Господи, помилуй (40 раз). Возглас ектении – Услыши ны, Боже... (см. на литии в Служебнике). Требник в последовании молебна содержит в составе сугубой ектении еще дополнительные прошения (напр., о болящих), произносящиеся в случае необходимости.
Молитва ко Пресвятой Богородице: О, Пресвятая Госпоже… В случае совершения молебна в честь святого, читается молитва святому. После молитвы может петься величание.
Окончание: Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую Херувим... Слава Тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды) Благослови. Отпуст. Отпуст на молебне должен произноситься великий, подобно отпусту утрени, с поминовением святого, которому совершался молебен (ср.: Триодь Цветная, «Подобает ведати, како поется молебен на Святую Пасху»).

Заключение

Завершая обзор существующих в богослужебной практике Русской Церкви молебных пений, а также рассмотрение порядка общего молебна, необходимо заметить, что эти чинопоследования своим содержанием и формой приобщают каждого верующего к бесценному сокровищу Православия – опыту живого Богообщения, каким является наше богослужение. Ведь за содержанием служб, за уставными, зачастую чисто практическими, указаниями богослужебных книг обнаруживаются сокровища догматического, нравственного и литургического богословия. Вот почему для православного христианина естественно благоговейное отношение к богослужению, как к многоценной жемчужине (Мф. 13:45-46), которую необходимо трепетно хранить и оберегать. Пример именно такого возвышенного отношения к богослужению нам являет видный литургист XX века и великий молитвенник священноисповедник Афанасий (Сахаров): «Неисчислимые богатства духовные, заключающиеся в нашем богослужении, в наших книгах церковных, в своем сочетании представляют дивную гармонию, заключены в чудную оправу священной поэзии. Здесь и величественные хвалебные гимны дивному и высокому, паче всех царей земных, Творцу и Промыслителю Богу. Здесь же за сердце хватающие, способные заставить плакать и зачерствелую душу скорбные элегии, покаянные вопли грешного человечества, на стране далече тоскующего об утраченном отечестве. Богатство смысла и разнообразие содержания наших церковных песнопений облечено в изящные формы изложения, и сила мысли соединяется со стройностью и звучностью слова, с легкостью и красотой выражений».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!