Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Был табель о рангах. Система гражданских чинов в российской империи

24 января (2 февраля) 1722 г. Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи, то есть чины по старшинству и последовательность чинопроизводства. «Табель о рангах» вводила новую классификацию служащего люда: место аристократической иерархии, породы и родословных книг заняла бюрократическая иерархия, заслуги и выслуга лет. В одной из статей, присоединенных к табели, пояснялось, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит: людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут и за оные «чести и чина» не получат. Самое главное, что петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий: «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». «Табель», помимо самой таблицы, имела еще 19 пунктов поясняющего текста, в том числе о штрафах за ее нарушение.

Подготовка этого закона («Табели о рангах») была начата еще в 1719 г. и была естественным продолжением реформ, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу «Табели» были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах (во Франции, Швеции и, особенно, в Дании и Пруссии). При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. Собственноручно исправив черновой проект и подписав его, царь внес его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий. Несмотря на то, что в коллегиях был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам и окладах, введении в табель древних русских чинов и устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга, все эти замечания были оставлены без рассмотрения. Хотя при введении в действие «Табели о рангах» древние русские чины (бояре, окольничьи и пр.) не были упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось.

Все вновь учрежденные должности были выстроены по табели в три ряда: воинский, штатский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов (классов): 6 обер-офицерских чинов (от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника на гражданской службе); 5 штаб-офицерских (от майора до бригадира и от коллежского асессора до статского советника, соответственно); 3 генеральских (от генерал-майора до фельдмаршала и от действительного статского советника до действительного тайного советника). Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и для придворной службы.

Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие «чин», в силу чего одни историки последний рассматривали лишь в системе чинопроизводства, другие - как ту или иную должность (петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности). Скорее всего, «Табель» включала и те, и другие понятия. Но постепенно должности из нее исключаются и в конце XVIII в. исчезают вовсе. Названия ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины безотносительно к обязанностям их носителей. К примеру, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» сначала означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. Чин надворного советника, означавшего председателя надворного суда, не исчез с отменой в 1726 г. надворных судов.

Несмотря на принцип бюрократической выслуги, комментарии к Табели предусматривали исключение из правил: князья императорской крови имели при всех случаях председательство над остальными князьями и «высокими служителями». Согласно «Табели», военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных. Только позднее они утратили право старшинства в 1 и 2 классах. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство. Тогда как в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса (коллежский асессор).

Чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право лишь на личное дворянство. В этом плане показателен относительно низкий ранг, который полагался президенту «статской» коллегии. Однако Петр под влиянием Остермана и из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера как главы дипломатического ведомства.

Что касается гвардейских полков, то здесь старшим чином был 4-й - полковник, а младшим (12-м) - фендрик. То есть чины в гвардии первоначально на два чина опережали армию. Помимо старшинства рангов, было старшинство среди обладателей одного ранга по времени пожалования в него.

Благодаря тому, что служба открывала доступ к дворянству широким слоям населения, изменился генеалогический состав сословия. Хотя потомственное дворянское звание распространялось только на детей, рожденных после получения отцом чина. В другом случае дворянин мог просить о пожаловании дворянства одному из рожденных до получения соответствующего чина детей.

Сложилось и уставное обращение соответственно классу: Ваше высокопревосходительство для 1 и 2 классов, Ваше превосходительство - для 3 и 4, Ваше высокородие - для 5, Ваше высокоблагородие - для 6-8, Ваше благородие - для 9-14 классов. Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие чину. Замужние жены приравнивались по чинам своим мужьям, тогда как девицы считались на несколько рангов ниже отцов. За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагался штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого. При этом треть поступала в пользу доносившего, а остальное - на содержание госпиталей. Публичное наказание на площади и пытки влекли за собою утрату чина, который мог быть возвращен только за особые заслуги, публично объявленными именным указом.

Для законодательства петровского времени было характерно стремление сформировать дворянское по составу чиновничество и закрыть доступ в высшие слои бюрократии выходцам из непривилегированных сословий. Именно этим задачам отвечали новые принципы организации гражданской службы, закрепленные в указах 1720-1722 гг. и, в том числе, в «Табели о рангах». Прежде всего, для дворян гражданская служба признавалась такой же обязательной, как и военная, что стало для них неприятной новостью. В 1722 г. дворяне были вызваны в столицу на смотр для комплектования штатов новых учреждений. За отказ от службы дворян лишали имений.

Для подготовки опытных чиновников при коллегиях и других учреждениях вводилась должность коллегии-юнкера. То есть дворяне должны были обязательно пройти все ступени гражданской службы, начиная с 14-го класса Табели. Как гласил «Генеральный регламент»: «… кроме сего пути, никто в высший градус и до министерского чина произведен быти не может». Тогда как низшее звено гражданской администрации (канцелярские должности) выводились за пределы класса дворянства. При исправно действовавшей системе подготовки чиновников из коллегии-юнкеров возможность получения дворянства канцелярскими служащими сводилась до минимума.

Но при неприятии приказной службы дворянами и постоянном недостатке приказных сословные ограничения на поступление в гражданскую службу не действовали уже при Петре I. В силу этого система организации гражданской службы, направленная на создание дворянской бюрократии, на практике оказалась малоэффективной, несмотря на все меры правительства, в том числе и принудительные. К примеру, в 1724 г. из дворянских детей, обучавшихся при Академии наук, были отобраны в коллегии 100 человек. Уже указ от 31 января 1724 г. «О непроизводстве в секретари тех, которые не дворяне» нарушал монополию дворян на секретарские должности, разрешив Сенату производить в секретари тех подьячих, «кто знатное дело покажет», награждая их при этом шляхетством. Однако это не стоит рассматривать как отступление императора от принципов реформы государственного управления. Данный указ можно расценивать как уступку недворянским слоям бюрократии для поощрения наиболее опытных и достойных ее представителей. Другое дело, что закон оказался миной замедленного действия, заложенной в основание гражданской службы.

Реформы государственного управления при Петре I обеспечили, вместо традиционной организации, создание в России бюрократических высших, центральных и местных органов на основе принципов рационализма, однообразия организационного устройства и делопроизводства. Политическая элита в России получила характерную для мобилизационного типа развития дихотомическую структуру - верховная власть и правящий класс. Формировался слой людей, постоянно находящийся на государственной службе, а также административная элита России, к которой можно отнести первые четыре («генеральские») класса и с некоторыми оговорками верхушку штаб-офицерских чинов 5 и 6 классов.

Впрочем, петровская «Табель о рангах» постоянно менялась в течение почти двух веков. Мы уже говорили, что чины, означавшие должности, получили самостоятельное значение почетных титулов. Для производства в некоторые чины для дворян установились сокращенные сроки. Были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. А в 1917 г. «Табель о рангах» была упразднена.

Табель о рангах всех чинов, Воинских, Статских и Придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однакож Воинские выше прочих,
хотя б и старее кто в том классе пожалован был.

Клас-сы. Воинские. Статские. При-дворные.
Сухо-путные. Гвардия. Артилле-
рийские.
Морские.
1. Генерал-Фельд-маршал. Генерал Адмирал Канцлер
2. Генералы от Кавалерии и Инфантерии, Штатгалтер. Генерал. Фельцейг-мейстер. Адмиралы прочих флагов. Действи-тельные Тайные Советники. Обер-Маршал.
3. Генерал-Лей-тенанты, Кавалеры Св. Андрея, Генерал-Кригс-Коммисар. Генерал-Лей-тенант. Вице-Адмиралы, Генерал-Кригс-Коммисар. Генерал-Прокурор. Обер-Шталмейстер.
4. Генералы-Майоры. Пол-ковник. Генерал-Майор, Генерал-Майор от фортифи-кации. Шаутбе-нахты, Обер-Цейг-мейстер. Президенты от Коллегиев и Штатс-Конторы. Тайные Советники. Обер-Прокурор. Обер-Гофмейстер, Обер-Камергер.
5. Бригадиры Оберштер-Кригс-Коммисар. Генерал-Провиант-Мейстер. Подпол-ковники. Пол-ковники от артил-лерии. Капитаны Командоры, Капитан над портом Кронш-лотским, Обер-Сарваер от строения корабель-ного, Интендант, Цейг-мейстер, Обер-Штер-Кригс-Коммисар. Герольд-Мейстер, Генерал Рекет-мейстер. Обер-Церемоний-мейстер. Обер-Вальд-мейстер или вышний надзира-тель лесов. Вице-Президенты от Коллегиев. Генерал-Полицей-мейстер. Директор от строениев. Генерал Почт-Директор. Архиатер. Гофмейстер. Обер-Гоф-Шталмейстер. Тайный Кабинет-Секретарь. Обер-Гофмейстер при Ея Величестве Императрице. Обер-Шенк.
6. Полковники Казначеи. Обер-Провиант-мейстер. Обер-Коммисар. Генералы Адъютанты. Прокурор. Генералы Квартир-мейстеры-Лейтенанты. Майоры. Подпол-ковники от артил-лерии. Полков-ники Инженеры. Обер-Коммисар. Капитаны первого ранга. Капитаны под другими портами. Сарваер корабель-ный. Прокурор. Интендант партику-лярной верфи в Петербурге. Казначей. Обер-провиант-мейстер. Обер-Коммисар. Прокуроры в Коллегиях Статских. Президенты в Надворных Судах. Канцелярии Тайные Советники в Иностран-ной Коллегии. Обер-Секретарь Сената. Штатс-Коммисар. Обер-Рентмейстер в Резиденции. Советники в Коллегиях. Шталмейстер. Действитель-ные Камергеры. Гофмаршал. Обер-Егермейстер. Первый Лейб-Медикус.
7. Подпол-ковники, Генералы Аудиторы. Генерал. Провиант-мейстеры Лейтенанты. Генералы Ваген-мейстеры. Генералы Геваль-дигеры. Генералы Адъютанты при Генерале Фельд-маршале. Контролер. Капи-таны. Майоры. Подпол-ковники Инженеры Обер-Контролер. Капитаны второго ранга. Контролер. Вице-Президенты в Надворных Судах. Воинской, Адмирал-тейской, Иностран-ной Коллегиев Обер-Секретари. Экзекутор при Сенате. Обер-Фискал Государ-ственный. Прокуроры при Надворных Судах. Церемоний-мейстер. Гоф-мейстер при Ее Величестве Императрице. Лейб-Медикус при Ее Величестве Императрице.
8. Майоры. Генералы Адъютанты при Генералах полных. Генералы Аудиторы Лейтенанты. Обер-Квар-термистр. Обер-Фискал. Цалмейстер. Капитан. Лейте-нанты. Майор. Инженер. Капитаны. Штал-мейстер. Обер-Цейг-вартер. Контролер. Капитаны третьего ранга, Корабель-ные мастеры Цалмейстер-Обер фискал. Унтер-Штатгалтер в Резиденции. Экономии-Галтер. Регирунгс-Раты в Губерниях. Обер-Директор над пошлинами и акцизами в Резиденции. Обер-Ландрихтер в Резиденции. Президент в Магистрате в Резиденции. Обер-Коммисары в Коллегиях. Ассесоры в Коллегиях. Обер-Провиант-мейстер в Резиденции. Обер-Секретари в прочих Коллегиях. Секретари в Сенате. Обер-Берг-мейстер. Обер-Вардейн. Обер-Минц-мейстер. Надворный Советник. Надзира-тель лесов. Воеводы. Титулярные Камергеры. Гоф Шталмейстер. Надворный Интендант.
9. Капитаны. Флигель-Адъютанты при Генерале-Фельд-маршале, и при Генералах полных. Адъютанты при Генералах Лейтенантах. Обер-Провиант-Мейстер. Генерал-Штаб-Квартер-мистр. Обер Аудиторы. Полевые Почт-мейстеры. Генералы Профосы. Лейте-нанты. Капитаны. Лейте-нанты. Капитаны Инженеры. Обер-Аудитор. Квартир-мейстер. Коммисары у пороховых и селитре-ных заводов. Капитаны. Лейте-нанты. Галерные мастера. Титулярный Советник. Воинских двух, Иностран-ной Коллегий Секретари. Обер-Рент-Мейстер в Губерниях. Полицей-мейстер в Резиденции. Бурго-мистры от Магистрата, в Резиденции быть непремен-ным. Ланд-рихтеры в Провинциях. Профессоры при Академиях. Докторы всяких Факуль-тетов, которые в службе обретаются. Архиварии при обоих Государ-ственных Архивах. Переводчик и Протоколист Сенатские. Казначей при монетном деле. Ассесоры в Надворных Судах в Резиденции. Директоры над пошлинами в портах. Надворный Егермейстер. Надворный Церемоний-мейстер.Обер Кухен-мейстер. Камер-Юнкеры.
10. Капитаны Лейтенанты. Унтер-Лейте-нанты. Лейте-нанты. Капитаны Лейте-нанты Инженер-ские. Аудитор. Цейг-вартеры. Обер-Ваген-мейстер. Капитан над мастеро-выми людьми. Лейте-нанты. Секретари прочих Коллегий. Бурго-мистры от Магистрата в Губерниях. Перевод-чики Воинской, Адмирал-тейской, Иностран-ной. Прото-колисты тех же Коллегий. Обер-Экономии Коммисары в Губерниях. Обер-Коммисары в Губерниях. Ассесоры в Надворных Судах в Губерниях, Обер-Цегентнер. Берг-Мейстер. Обер Берг-Пробиер.
11. Секретари корабел-ные.
12. Лейтенанты. Фендри-ки. Унтер-Лейте-нанты. Лейте-нанты Инженер-ские. Фурлейт-ские Поручики. Ваген-мейстеры. Унтер Лейте-нанты. Шхипоры первого ранга. Секретари в Надворных Судах и Канцеля-риях и Губерниях. Камерир при Коллегиях. Ратманы в Резиденции. Минц-мейстер. Форшт-мейстер. Гитен-фервалтер. Марк-шейдер. Гоф-Юнкеры. Надворный Лекарь.
13. Унтер-Лейтенанты. Флигель Адъютанты при Генералах-Майорах. Штык-юнкеры. Унтер-Лейте-нанты Инженер-ские. Секретари в провинциях. Механикус. Почт-мейстеры в Санкт-Петербурге и в Риге. Коллеж-ские: Перевод-чики, Протоко-листы. Сентаские: Актуариус, Регистратор.
14. Фендрики. Флигель-Адъютанты при Генералах Лейтенантах и у Бригадиров Штаб Фуриеры. Инженер-ские Фендрики. Коммисары корабель-ные. Шхипоры второго ранга. Констапели. Коммисары при Коллегиях. Фискалы при Надворных Судах и Губерниях. Камериры в Провинциях. Земские Коммисары. Ассесоры в Провинци-альских Судах. Архивариус, Актуариус. Регистратор и Бухгалтеры при Коллегиях. Земские Рент-мейстеры. Почт-мейстеры, в Москве и в прочих знатных городах, где Губерна-торы. Коллегии Юнкеры. Надворный Уставщик, Гофмейстер пажев. Гоф Секретарь. Надворный Библиоте-карь. Антиквариус. Надворный Камерир. Надворный Аудитор. Надворный Квартир-мейстер. Надворный Аптекарь. Шлос. Фохт. Надворный Цейгмейстер Кабинет Куриеры. Мундшенк. Кухен-мейстер. Келлер-мейстер. Экзерциций-мейстер. Надворный-барбир.

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от Нашей крови происходят, и те, которые c Нашими Принцессами сочетаны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми Князьями и высокими служители Российского Государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чине, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу, 2 месяца жалованья; а ежели кто без жалованья служит: то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного ранга, и действительно жалованье получают; из штрафных денег имеет объявитель того, третью долю получать, а достальныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого ранга не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрые друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе Божией при Дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях; равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего ранга место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать; вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

4. Под равным штрафом, не имеет никто ранга себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение, Мы, каждому по состоянию его заслуг, охотно жаловать будем.

6. Без патента абшид никому не дает ранга, разве оной абшид за Нашею рукою дан будет.

7. Все замужния жены поступают в рангах, по чинам мужей их, и когда они тому противно поступят: то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

8. Сыновьям Российскаго Государства Князей, Графов, Баронов, знатнейшаго Дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя Мы позволяем для знатной их породы, или их отцов, знатных чинов в публичной асамблеи, где Двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однакож Мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они Нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

9. Насопротив того имеют все девицы, которых отцы в 1 ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5 ранге обретаются, а именно, ниже Генерал-Майора, а выше Бригадира; и девицы, которых отцы во 2 ранге, над женами, которые в 6 ранге, то есть ниже Бригадира, а выше Полковника; а девицы, которых отцы в 3 ранге, над женами 7 ранга, то есть ниже Полковника, а выше Подполковника, и проч против того, как следуют ранги.

10. Дамы и Девицы, при Дворе имеют, пока они действительно в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер-Гофмейстерина у Ея Величества Государыни Императрицы, имеет ранг над всеми Дамами.

Действительныя Статс-Дамы у Ея Величества Государыни Императрицы, следуют за женами Действительных Тайных Советников.

Действителныя Камер-Девицы, имеют ранг с женами Президентов от Коллегий.

Гоф-Дамы, с женами Бригадиров.

Гоф-Девицы, с женами Полковников.

Гофмейстерина и Наших Цесаревен, с Действительными Статс-Дамами, которыя при Ея Величестве Императрице.

Камер-Девицы при Государынях Цесаревнах, следуют за Гоф-Дамами при Ея Величестве Государыне Императрице.

Гоф-Девицы Государынь Цесаревен следуют за Гоф-Девицами при Ея Величестве Государыне Императрице.

11. Все служители Российские или чужестранные, которые 8 первых рангов находятся, или действительно были: имеют оных законныя дети и потомки в вечныя времена, лучшему старшему Дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от Коронованных Глав никогда в Дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

12. Когда кто из Наших высоких и нижних служителей, два чина и более действительно имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действительно управляет: то имеет он при всяких случаях, ранг вышняго его чина. Но когда он в нижнем чине свое дело отправляет: то не может он тогда на том месте, своего вышняго ранга или титла иметь, но по оному чину, которой он действительно отправляет.

13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто, или зело мало, чтоб кто надлежащим порядком с низу свой чин верхней заслужил из Дворян; а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбительно воинским людям, которые во многия лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят, без заслуги, себе равного или выше: того ради кто в которой чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сената, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет, нынешней ради нужды, с котораго времени давать имена их Обер-Фискалу, дабы могли Фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятся: того ради надлежит ныне иметь в Статских Коллегиях по 6 или по 7 человек Коллегии Юнкеров, или меньше; а ежели более надобно, то с доклада.

14. Надлежит Дворянских детей в Коллегиях производить снизу. А именно: перво в Коллегии Юнкеры, ежели ученые, и освидетельствованы от Коллегии, и в Сенате представлены, и патенты получили; а которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты: тех перво в Титулярные Коллегии Юнкеры писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действительнаго Коллегии Юнкерства.

Годы. Месяцы.
Против Капрала 1
— — Сержанта 1
— — Фендрика 1 6
— — Поручика 2
— — Капитана 2
— — Майора 2
— — Подполковника 2
— — Полковников 3 6

Капральские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучилися подлинно, что Коллежским правлениям надлежит. А именно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империи и экономии, в чем надлежит их свидетельствовать.

Которые обучаются вышеписанным наукам, тех из Коллегии посылать в чужие краи по нескольку, для практики той науки.

А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производиться ранги выше, как то чинится и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу, но сие чинить в Сенате только, и то с подписанием Нашим.

15. Воинским чинам, которые дослужатся до Обер-офицерства не из Дворян; то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть Дворянин и его дети, которые родятся в Обер-офицерстве; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда Дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские так и придворные, которые в Рангах не из Дворян, оных дети не суть Дворяне.

16. И понеже никому кроме Нас, и других Коронованных Глав принадлежит, кого в Дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насопротив того многократно оказалось, что некоторые себя Дворянами сами называют, а подлинно не суть Дворяне, иные же своевольно герб приняли, котораго предки их не имели, ниже от предков Наших, или от иностранных Коронованных Глав им дан, и при том смелость приемлют, иногда такой герб изобрать, которой владеющие Государи и иные знатнейшые фамилии действительно имеют; того ради Мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того воспоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили Мы Герольдмейстера; и тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет Дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков Наших или Нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года; а потом требовать, дабы подлинно доказал, и ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить Нам.

Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливаться, и буде из таковых явятся подлинно заслуженные, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять Нам же. А которые дослужились до Обер-офицерства, Русской или иноземец, как из Дворянства, так и не из Дворянства: тем давать гербы смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не меньше ста лет: и таким гербы давать же. В Нашей же службе обретающиеся чужестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетельствами от правительства их отечества, свое Дворянство и герб доказать.

17. Также нижеписанные чины, а именно: Президенты и Вице-Президенты в Надворных Судах, Обер-Ландрихтеры в Резиденции, Президент в Магистрате в Резиденции, Обер-Коммисары в Коллегиях, Воеводы, Обер-Рентмейстеры, и Ландрихтеры в Губерниях и в Провинциях, Казначеи при Монетном деле, Директоры над пошлинами в портах, Обер-экономии Коммисары в Губерниях, Обер-Коммисары в Губерниях, Ассесоры в Надворных Судах в Губерниях, Камериры при Коллегиях, Ратманы в Резиденции, Почт-Мейстеры, Коммисары при Коллегиях, Камериры в Провинциях, Земские Коммисары, Ассесоры в Провинциальных Судах, Земские Рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют.

18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя только обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от Нас за какия выслуги паки за собственною Нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены; и о том публично объявлено будет.

Толкование о пытанных.

В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать Нашу грамоту со обстоятельством его невинности.

19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на сопротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем Мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и ливерею имел, как чин и характер его требует. По сему имеют все поступать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегаться.

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. М., 1997.

Волков С.В. Система офицерских чинов в русской армии // Волков С. В. Русский офицерский корпус. М.: Военное издательство, 1993. С. 38-49.

Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль, 1990. 591 с.

Писарькова Л.Ф. От Петра I до Николая I: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. № 4. С. 29-43.

Шепелев Л.В. Чиновный мир России: XVIII - начало XX вв. СПб.: Искусство-СПб., 1999. 479 с.

Назовите основные чины согласно Табели о рангах?

Предусматривала ли Табель исключения из принципа выслуги?

Зачем был введен институт камер-юнкеров?

В связи с каким событиями была упразднена Табель о рангах?

В чем были различия при получении потомственного и личного дворянства при Петре I?

«Отныне знатность по годности считать» – это мнение Петра Великого нашло отражение в Табели о рангах 1722 года, ставшем сильным ударом по привилегиям наиболее родовитого дворянства. Речь о полном уравнении сословий не шла, но петровское нововведение официально открыла «путь наверх» талантливым, энергичным и преданным делу выходцам из низов.

Истоки документа

Известно, что Петра 1 с первых лет правления раздражали претензии представителей высшего боярства на различные привилегии и почет, реальными делами не заслуженные. Замечал он и то, что его «худородные», но эффективные помощники (Лефорт, Меншиков, Ягужинский) сталкиваются с почти демонстративным пренебрежением тех, кто делать ничего не умеет и не хочет, но зато имеет родословную «от ».

Изначально Петр подавлял боярскую оппозицию силой, назначая представителей знатных родов шутами и отбирая у них сыновей для службы матросами. Но нужна была более стройная система продвижения «по годности», что давала бы заслуженные привилегии отличившимся на службе и не вызывала бы дворянского недовольства (Петр все-таки был монархом и полагался на дворянство).

Петр воспользовался зарубежным (датским, шведским, французским) опытом и составил сложную таблицу чинов по разным направлениям службы, с определением правил их присвоения и прав и обязанностей получивших чин. Кое-какие предложения внесли адмиралтейская и Военная коллегии, а также ближайшие сподвижники царя, но многие замечания Петр 1 оставил без внимания. Соответствующий указ, известный как раз как «Табель рангов» (или «Табель о рангах» в более позднем произношении) был подписан 24 января 1722 года.

Сущность и назначение чиновничьего ранжира

В указе приводилась таблица, характеризующая 14 чиновничьих рангов, отдельно для армии, флота, придворной и гражданской службы. Ранг не определял конкретных должностных обязанностей чиновника, но только его «уровень допуска». Получить следующий ранг можно было только после определенного срока службы либо за личные заслуги (в исключительных случаях за заслуги можно было «перескочить» и через несколько строк Табели).

Каждому рангу соответствовали определенные обязанности и привилегии чиновника. Его чествовали по рангу, а не по тому, насколько знатного и богатого папеньки он сын. Исключение составляли только князья императорского рода. Требовать более или менее уважения, чем ему полагалось по рангу, чиновник не имел права. Несколько больше прав в сравнении с гражданскими имели военные чины.

Дворяне по рождению имели ряд придворных и экономических прав (в частности, просто являться ко двору и участвовать там в развлекательных «ассамблеях»), но и только. Мало того, достижение определенного ранга (зависело от направления службы) могло дать право на личное (только для себя) или потомственное (с передачей по наследству) дворянство человеку любого происхождения. И он тут же получал все привилегии, какими пользовались всевозможные «рюриковичи». Дворяне по рождению имели некоторые привилегии при продвижении, но незначительные.

Жизнь чиновника регламентировалась и на повседневном уровне. Устанавливалось. Как именно следует к нему обращаться, какой выезд он должен иметь и какой мундир носить (Николай 1, большой любитель мундиров, нарядил в них абсолютно всех служащих, включая гражданских).

Карьерная лестница

Табель о рангах Петра 1 просуществовал до 1917 года, хотя в него вносились многочисленные изменения. Появились казацкие чины, некоторые позиции из Табеля изымались, другие в него вносились… В разное время существовали и различные чины вне ранга (от фельдфебеля и капрала до генералиссимуса). Менялись предписанные рангом правила поведения и способы получения очередного ранга.

Но суть документа оставалась прежней, и в целом он решил поставленную перед ним Петром 1 задачу – повысил социальную мобильность, дал возможность людям способным, но бедным и незнатным, проявлять себя и добиваться высокой оценки своих усилий. Табель о рангах Российской империи стимулировал и дворян к службе, окончательно установив, что генеалогическим древом в России обеспечить себе высокий статус уже невозможно.

Поэтому и сегодня подобные схемы на законодательном уровне приняты в государственной службе. А само словосочетание «табель о рангах» превратилось в устойчивый фразеологизм, обозначающий строгую схему, где каждому определено точное место.


24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Подготовка этого закона - "Табели о рангах" была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу "Табели о рангах" были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. "Табель о рангах" помимо самой таблицы имела еще восемнадцать пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие "чин", в силу чего одни историки последний рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность. На наш взгляд, "Табель о рангах" включала и тe и другие понятия. Постепенно должности из "Табели" исключаются и в конце XVIII века исчезают вовсе (Петровская "Табель о рангах" насчитывала 262 должности). Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать" - гласила одна из описательных статей закона.

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство). По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Приведенные таблицы чинов показывают, что Петровская "Табель о рангах" менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

Табель о рангах Петра 1 — это один из ключевых документов царствования этого императора, которые потомки нарекли великим. Несмотря на то, что необходимость его принятия была осознана в начале царствования, сам документ был окончательно сформулирован и опубликован лишь в 1722 году. Разберем кратко этот документ.

Характеристика

Документ начал составляться в 1719 году. Окончательно был принят царем 24 января (4 февраля) 1722 года, такого дата его публикации. Источником для него послужили аналогичные законы в тогдашней Пруссии и Дании. Причины его принятия просты: и без того неповоротливая система государственных должностей Московского государства еще пуще усложнилась в годы правления Петра, и особенно . Не последнюю роль в этом сыграла Северная война, когда недостающие должности попросту придумывались впопыхах.

Император Петр Великий. Годы царствования 1689 — 1725

Кроме того, как вы знаете, в 1682 году было отменено местничество — система содержания должностных лиц государства на основе родовитости. Требовалась новая система, причем преимущественно учитывавшая не только родовитость, но и личную выслугу. А личная выслуга, как известно, зависит, кроме всего прочего, еще и от личных качеств человека.

Табель представляет собой список из 14 рангов. Каждому рангу соответствуют свои чины. В самом документе не раскрыто понятие чин. Поэтому не совсем понятно, соответствует ли оно только должности, или есть некая система чинопроизводства. Наиболее дальновидные, понятно, видят в нем и то и другое.

Все чины делятся на четыре вида: гражданские, военные, морские и придворные. Если вы сравните петровскую Табель с более поздними версиями, то поймете, что и должности и виды служения Отечеству увеличивались с каждым императором.


Табель о рангах. Оригинал документа

Начиная с 14 ранга при Петре, служащие получали личное , а с 8 — потомственное. Ниже мы приводим две версии Табеля: первую на момент принятия, вторую — более справедливую для второй половины XIX — начала XX века.

Значение этого документа трудно переоценить. Он не только создал новую государственную иерархию чинов, должностей, но и сформировал новый социальный слой — чиновничество. Кстати, слой это был не податный.

Текст

Более позднюю версию документа смотрите здесь=>>

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.

6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.

7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.

10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.

Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.

Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.

Гоф дамы — с женами брегадиров.

Гоф девицы — с женами полковников.

Гоф мейстерина и наших цесаревен — с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.

Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

11. Все служители российские или чужестранные, которые осми первых рангов находятся, или действително были, имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

12. Когда кто из наших высоких и нижних служителей, два чина и более действително имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действително управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышняго его чину. Но когда он в нижнем чину свое дело отправляет, то не может он тогда на том месте своего вышняго рангу или титла иметь, но по оному чину, которой он действително отправляет.

13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто или зело мало чтоб кто надлежащим порядком снизу свой чин верхней заслужил из дворян, а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбително воинским людем, которые во многие лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше: того ради кто, в которой чин и возведен, будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сенату, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет нынешней ради нужды с котораго времени, давать имена их обор фискалу, дабы могли фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятца. Того ради надлежит ныне иметь в статских колегиях по 6 или по 7 человек колегеи юнкеров, или менше. А ежели более надобно, то с докладу.

14. Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу: а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго колегеи юнкарства.

Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит. А имянно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империа и экономии, в чем надлежит их свидетелствовать.

Которые обучатца вышеписанным наукам, тех из колегеи посылать в чужие краи по несколку, для практики той науки.

А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производитца ранги выше, как то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим.

15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна.

16. И понеже никому кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насупротив того многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяня, иные же своеволно герб приняли, котораго предки их не имели ниже от предков наших, или от иностранных коронованных глав им дан, и при том смелость приемлют иногда такой герб изобрать, которой владеющие государи и иные знатнейшые фамилии действително имеют. Того ради мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того возпоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили мы геролдмейстера. И тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков наших или нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года. А потом требовать, дабы подлинно доказал. И ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить нам.

Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливатца. И буде из таковых явятца подлинно заслуженые, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять нам же. А которые дослужились до обор офицерства, руской или иноземец, как из дворянства, так и не из дворянства, тем давать гербы, смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет: и таким гербы давать же.

В нашей же службе обретающыеся чюжестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетелствами от правителства их отечества, свое дворянство и герб доказать.

17. Также нижеписанные чины, а имянно: президенты и вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиах, воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в провинциалных судах, земские рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют.

18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя толко обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от нас за какия выслуги паки за собственною нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены, и о том публично объявлено будет.

Толкование о пытанных

В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать нашу грамоту со обстоятелством его невинности.

19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует.

По cему имеют вcе поcтупать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегаться.

Дан за подписанием нашей собственной руки, и государственною нашею печатью в резиденции нашей.

Кроме военных чины носили и служащие гражданских ведомств: сыскной департамент полиции, министерство финансов, путейское ведомство, телеграфное и т.д. Отличие состояло в том, что гражданские служащие носили знаки различия на воротнике, т.н. "петличные". У гражданских чиновников было 2 типа мундира, те сюртука: служебный и парадный. К концу ХIХ века парадный сюртук у чинов обер-офицерского ранга был отменён.

Чины обер-офицерского ранга:

XIV класс: Коллежский регистратор - 1 просвет и 1 звёздочка
XIII класс: Провинциальный секретарь
XII класс: Губернский секретарь - 1 просвет и 2 звёздочки
XI класс: Корабельный секретарь
X класс: Коллежский секретарь - 1 просвет и 3 звёздочки
IX класс: Титулярный советник - 1 просвет без звёздочек

Чины штаб-офицерского ранга:

VIII класс: Коллежский асессор - 2 просвета и 2 звёздочки
VII класс: Надворный советник - 2 просвета и 3 звёздочки
VI класс: Коллежский советник - 2 просвета без звёздочек

Чины генеральского ранга:*

V класс: Статский советник - 1 большая звезда в сиянии
IV класс: Действительный статский советник - 2 большие звезды в сиянии
III класс: Тайный советник - 3 большие звезды в сиянии
II класс: Действительный тайный советник - без звёзд
I класс: Канцлер - // -

*По некоторым данным чины генеральского ранга носили узкие генеральские погоны без звёзд, указывающие на ранг, в то время как различия по чинам были на гладких петлицах без просветов.

Ниже приводятся изображения петличных знаков различия гражданских чинов.

Последняя реформа мундиров гражданского образца была в 1905 году. Мундир (парадный) остался только у высших чинов. Он указывал на место служения и ранг должности. Сюртуки же носили на воротниках петлицы по чинам.
Погоны были положены лицам, занимающим определенные должности. В этом случае они несли знаки различия по чинам.

Вот неполный список должностей, коим положены погоны:

  • Министры и их Товарищи;
  • Генерал-Губернаторы, Губернаторы и Вице-Губернаторы;
  • Чины рыбного и зверового надзора Министерства Земледелия и Гос. Имуществ (до 1910);
  • Корпус лесничих (не все чины, а "оперативные");
  • Следователи в сельской местности;
  • Чиновники военного ведомства.

ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНОЕ ВЕДОМСТВО

В 1806 году Почтовое управление вошло в состав Департамента внутренних дел. В 1808 году «почтовики» получили мундир, представлявший собой темно-зеленый кафтан с черным воротником и того же цвета обшлагами.
В 1810 году главное почтовое управление было преобразовано в Почтовый департамент Министерства внутренних дел.
В 1819 году почтовое ведомство было выведено из Министерства внутренних дел, а в сентябре 1820 года на мундире «почтовиков» появляются пуговицы «с изображением государственного герба и почтовых сигнальных труб (рожков)».
При реформе гражданских мундиров 1834 года почтовый мундир был оставлен без изменений, пуговицы по-прежнему «. . золоченыя, с изображением Государственного герба и под оным двух почтовых рожков». Такой рисунок, с незначительными вариациями, сохранялся до 1885 года.
Первоначально деятельность, связанная с телеграфной связью осуществлялась военным ведомством, затем ведомством путей сообщения и публичных зданий. Чиновники телеграфной части имели на пуговицах изображение такое же, как и Корпус инженеров путей сообщения «перекрещенные якорь и топор».
В марте 1855 года военные мундиры телеграфных служащих были заменены двубортными полукафтанами темно-зеленого сукна. Пуговицы оставались те же.
27 февраля 1858 года для Телеграфного управления был установлен специальный «телеграфный знак желтой бронзы из стрел, одна другую пересекаемых». Такой знак полагалось носить и на «гладких пуговицах одноцветным штампом».
2 августа 1867 года военная структура телеграфного ведомства была заменена на гражданскую, а в апреле 1868 года сотрудники ведомства получили форму военного покроя для гражданских чиновников.
В 1885 году произошло слияние «почтовиков» и «телеграфистов» в единую структуру - Почтово-телеграфное ведомство. В этом же, 1885 году на пуговицах нового ведомства появилось изображение герба этой организации - «почтово-телеграфного знака - две трубы и стрелы».

ВЕДОМСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

20 ноября 1809 года вместо Департамента водяных коммуникаций и Экспедиции устроения дорог были образованы Главное управление водяными и сухопутными путями сообщения, Корпус и Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Таким образом, в 1809 г. ведомство путей сообщения было составлено из двух крупных частей: гражданской (Главное управление) и военной (Корпус инженеров).
В 1809 году гражданские чиновники нового министерства на мундирах носили гладкие пуговицы, без рисунка. А в 1817 году на мундирах служащих военизированного Корпуса инженеров путей сообщения появились пуговицы с эмблемой – «перекрещенные якорь и топор».
В 1843 г. местные подразделения путейского ведомства были реорганизованы.. Существовавшие с 1817 года военно-рабочие батальоны, а также мастерская и полицейская бригады упразднялись, вместо множества разнородных команд были сформированы 52 военно-рабочие роты, которым передавались функции обслуживания и охраны коммуникаций.
С развитием железных дорог в России в 1871 году были введены пуговицы с обозначениями различных дорог страны. В то же время железнодорожникам нижних чинов разрешалось носить пуговицы Корпуса инженеров путей сообщения с эмблемой «Якорь и топор».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!