Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Большая энциклопедия нефти и газа. Воздушные массы

Отвечая на вопрос, что такое воздушная масса, можно сказать, что это среда обитания человека. Мы ею дышим, видим, ощущаем ежедневно. Без окружающего воздуха человечество не смогло бы вести свою жизнедеятельность.

Роль потоков в природном круговороте

Что такое воздушная масса? Это приносящий смену погодных условий. За счет естественного движения окружающей среды перемещаются осадки на тысячи километров по земному шару. Снег и дождь, холод и тепло приходят по установленным закономерностям. Учёные могут предсказывать изменение климата, глубже вникая в закономерности природных катаклизмов.

Постараемся дать ответ на вопрос: что такое воздушная масса? К ярким её примерам относят циклоны, перемещающиеся непрерывно. С ними приходит потепление или похолодание. Они движутся с постоянной закономерностью, но в редких случаях происходит их отклонение от обычной траектории. В результате таких нарушений в природе обнаруживают катаклизмы.

Так, в пустыне выпадает снег от встречающихся циклонов различной температуры или формируются смерчи, ураганы. Это все относится к ответу на вопрос: что такое воздушная масса? От её состояния зависит, какая будет погода, насыщенность воздуха кислородом или влагой.

Смена тепла и холода: причины

Воздушные массы — это основной участник образования климата на земле. Нагрев слоёв атмосферы происходит благодаря энергии, получаемой от солнца. Благодаря перепадам температуры меняется плотность воздуха. Более разреженные области заполняются плотными объемами.

Воздушные массы — это совокупность различных состояний газообразных слоёв атмосферы, зависящих от перераспределения тепла за счет смены дня и ночи. В тёмное время суток воздух охлаждается, появляется ветер, движущийся из более плотных слоёв в разреженные. Сила потока зависит от скорости снижения температуры, местности, влажности.

На движение масс влияют как горизонтальные перепады температур, так и вертикальные. Днём земля принимает тепло от солнца, начиная отдавать его нижним слоям атмосферы с вечера. Этот процесс продолжается всю ночь, а наутро водяной пар концентрируется в воздухе. Это становится причиной осадков: росы, дождя, тумана.

Какими бывают газообразные состояния?

Характеристика воздушных масс — это количественная величина, с помощью которой можно описать определённые состояния газообразных слоёв и дать им оценку.

Существует три основных показателя слоёв тропосферы:

  • Температура даёт информацию о происхождении смещения масс.
  • Влажность, повышенная в местах, расположенных неподалёку от морей, озёр и рек.
  • Прозрачность определяется внешне. На этот параметр влияют взвешенные в воздухе твердые частицы пыли.

Выделяют следующие виды воздушных масс:

  • Тропические — перемещаются в сторону умеренных широт.
  • Арктические — холодные массы, движутся в сторону тёплых широт с северной части планеты.
  • Антарктические — холодные, движутся с южного полюса.
  • Умеренные, наоборот, тёплые массы воздуха и движутся к холодным полюсам.
  • Экваториальные — самые тёплые, расходятся в области с более низкой температурой.

Подтипы

При движении воздушных масс происходит их преобразование из одного географического типа в другой. Существуют подтипы: континентальный, морской. Соответственно, первые преобладают со стороны суши, вторые приносят влагу с просторов морей и океанов. Наблюдается закономерность перепада температур у таких масс в зависимости от сезона: летом ветра с суши значительно теплее, а зимой греют морские.

Везде существуют господствующие воздушные массы, преобладающие постоянно за счет установленных закономерностей. Они определяют погоду в данной местности, и, как следствие, это приводит к различию растительности и животного мира. В последнее время трансформация воздушных масс существенно изменилась благодаря жизнедеятельности человека.

Преобразование воздушных масс проявляется отчётливее на побережьях, где встречаются потоки с суши и моря. В отдельных районах ветер не утихает ни на секунду. Чаще он сухой и не меняет направление длительное время.

Как происходит преобразование потоков в природе?

Воздушными массы становятся видимыми при определённых условиях. Примерами таких явлений становятся облака, тучи, туманы. Располагаться они могут как на высоте тысяч километров, так и прямо над землёй. Последние образуются при резком снижении температуры окружающего воздуха от повышенной влажности.

Солнце играет важную роль в бесконечном процессе движения воздушных масс. Смена дня и ночи приводит к тому, что потоки устремляются ввысь, поднимая с собой частицы воды. Высоко в небе они кристаллизуются и начинают падать. В летний сезон, когда достаточно тепло, ледышки успевают растаять в полёте, так наблюдают осадки в основном в виде дождя.

А зимой, когда над землей проходят холодные потоки, начинает идти снег или даже град. Поэтому в районах экваториальных и тропических широт тёплый воздух расправляет кристаллики. В регионах же северных районов эти осадки происходят практически каждый день. Холодные потоки подогреваются от нагретой земной поверхности, лучи солнца проходят сквозь воздушные слои. А вот тепло, отданное в ночное время, становится причиной образования облаков, утренней росы, тумана.

Как по определённым признакам узнают смену погоды?

Ещё в прошлом научились предсказывать осадки по явным приметам:

  • Вдали становятся едва заметными или белые области в форме лучей.
  • Резкое усиление ветра говорит о приближении холодных масс. Может пойти дождь, снег.
  • Облака всегда собираются в зонах низкого давления. Существует верный способ определить эту область. Для этого нужно развернуться спиной к потоку и посмотреть немного левее от горизонта. Если там появились сгущения, то это явный признак ненастной погоды. Не стоит путать: облака в правой части не являются признаком ухудшения погодных условий.
  • Появление белесой пелены, когда солнце начинает затуманиваться.

Ветер спадает, когда холодная область проходит. Более тёплые потоки заполняют образовавшееся разрежение, часто становится душно после дождя.

Давление атмосферы постоянно изменяется во времени. Главная причина этого - неравномерное нагревание воздуха. Изменение давления носит преимущественно непериодический характер.

Распределение давления в слое атмосферы можно наглядно показать с помощью поверхностей, проведенных через точки с одинаковым давлением и называемых изобарическими поверхностями (рис. 17).

Линии, образующиеся от пересечения изобарических поверхностей сземной поверхностью, называются изобарами. Прямолинейные изобары возникают от пересечения поверхности земли параллельными изобарическими поверхностями под некоторым углом. Замкнутые изобары образуются при пересечении поверхности земли выпуклыми или вогнутыми изобарическими поверхностями.

Система замкнутых изобар с пониженным давлением в центре образует барометрический минимум, или циклон, система замкнутых изобар с повышенным давлением вцентре - барометрический максимум, или антициклон. Незамкнутые системы изобар образуют барическую ложбину, гребень и седловину (рис. 18).

Густота расположения изобар зависит от изменения давления на единицу расстояния. Это изменение всторону убывающего давления перпендикулярного к изобаре называется барическим градиентом.


Представление о распределении давления по земной поверхности вопределенный период времени можно получить по картам изобар (рис. 19, 20). Анализ карт показывает выраженную весь год зональность в распределении давления, особенно над океаном. Над экватором расположена зона пониженного давления. В субтропиках - зона повышенного давления, которая над океаном распадается на отдельные максимумы. В умеренных широтах - зона пониженного давления, над полюсами - зона повышенного давления.

В зависимости от сезона зоны высокого и низкого давления смещаются к северу и югу, а над материками они, кроме того, меняют знак на обратный.



Барические максимумы и минимумы оказывают большое влияние на погоду и климат, поэтому их называют центрами действия атмо сферы.

Сравнение карт распределения давления на уровне моря с картами давления на разных высотах показывает, что неравномерности в распределении давления у поверхности Земли с высотой постепенно сглаживаются. Чередование поясов высокого и низкого давления исчезает; область высокого давления расположена над экватором, к полюсам давление убывает.

Ветер, или горизонтальное перемещение воздуха, характеризуется скоростью и направлением. Скорость ветра измеряется в метрах

в секунду, в километрах в час и в баллах шкалы Бофорта (от 0 до 12 баллов). Шкала Бофорта связывает силу ветра с различными эффектами (степень волнения на море, качание деревьев и ветвей и т. п.).

Направление ветра определяется положением той точки горизонта, от которой он дует. Направление ветра можно выразить азимутом или румбом. Наглядное представление о повторяемости того или иного направления ветра дают розы ветров (рис. 21). Розу ветров строят, откладывая по направлению румбов повторяемость соответствующего ветра в процентах и соединяя концы полученных отрезков.

Направление ветра зависит от направления барического градиента, отклоняющего действия вращения Земли, трения, а при движении по криволинейным изобарам - от центробежной силы.

У поверхности Земли обычная скорость ветра порядка 4 - 8 м/сек и редко превышает 15 м/сек. В штормах и ураганах умеренных широт скорости могут превышать 30 м/сек и достигать в порывах 60 м/сек. В тропических ураганах скорости доходят до 65 м/сек, а в отдельные порывы до 100 м/сек. В так называемых струйных течениях в верхней тропосфере и нижней стратосфере средняя скорость ветра за длительное время и на большой площади может доходить до 70-100 м/сек.

Если на карте короткими стрелками показать направление ветра в разных точках, а затем провести сплошные линии так, чтобы стрелки, показывающие направление ветра, были к ним касательными, получаются линии токов. При прямолинейных изобарах линии токов прямые. В циклонах они имеют вид спиралей, сходящихся в центре, в антициклонах - расходящихся от центра (рис. 22).

Простейший вид движения воздуха - прямолинейное равномерное. Оно происходит под действием двух сил: градиента и отклоняющей вращения Земли. Так как движение предполагается равномерным, то обе силы должны быть равны по величине и направлены взаимно противоположно. Поэтому движение воздуха в этом случае будет вдоль изобар, оставляя низкое давление в северном полушарии слева, а в южном - справа.

Если движение воздуха происходит криволинейно, то появляется еще центробежная сила. Тогда в случае равномерного движения должны уравновешиваться три силы, действующие на воздух - градиента, отклоняющая вращения Земли и центробежная. Допустим, что траектории движения являются окружностями. Скорость


в любой точке траектории направлена по касательной к окружности. Отклоняющая сила направлена под прямым углом к скорости, т. е. по радиусу окружности вправо (в северном полушарии). Центробежная сила также направлена по радиусу круговой траектории в сторону ее выпуклости. Сила градиента должна уравновешивать геометрическую сумму этих двух сил и лежать на одной прямой с ними, т. е. на радиусе окружности. Поскольку под прямым углом к градиенту лежит касательная к изобаре, то ветер направлен по изобаре. Такой ветер называется градиентным (рис. 23).

Центробежная сила в действительных атмосферных условиях, как правило, меньше силы градиента. Поэтому для уравновешивания действующих сил нужно, чтобы отклоняющая сила вращения Земли была направлена так же, как и центробежная сила, и чтобы они вместе уравновешивали силу градиента. Это значит, что отклоняющая сила должна быть направлена также наружу, от центра циклона. Скорость же ветра должна отклоняться на прямой угол от отклоняющей силы влево (в северном полушарии). Следовательно, ветер должен быть направлен против часовой стрелки. В антициклоне, рассуждая подобным образом, можно доказать, что ветер будет направлен по часовой стрелке.


В нижних слоях атмосферы на движение воздуха влияет еще сила трения. Она замедляет движение воздуха и меняет его направление. Представим себе равномерное прямолинейное движение воздуха при наличии силы трения. В этом случае уравновешиваются три силы: градиента, отклоняющая и трения (рис. 24). Так как сила

трения не лежит на одной прямой с отклоняющей силой, то и сила градиента, уравновешивающая сумму двух остальных сил, не может лежать на одной прямой с отклоняющей силой. Она будет составлять со скоростью ветра острый угол. Другими словами, скорость ветра будет пересекать изобары, отклоняясь от градиента вправо. Скорость ветра можно в этом случае разложить на две составляющие - по изобаре и по градиенту.

Если представить себе равномерное движение воздуха в круговых изобарах при наличии силы трения, то скорость ветра также будет отклоняться от изобар, имея составляющую, направленную по барическому градиенту. Проведя линии тока в нижних слоях циклона, увидим, что они представляют собой спирали, закручивающиеся против часовой стрелки и сходящиеся к центру циклона. В нижних слоях антициклона линии тока представляют собой спирали, расходящиеся по часовой стрелке от центра антициклона (см. рис. 22).

Воздушные массы и фронты. Воздушные массы по своим свойствам носят отпечаток той области Земли, где они сформировались. Перемещаясь в другие области, воздушные массы переносят туда и свой режим погоды. Преобладание в данной области массы определенного типа создает характерный климатический режим области. По географическому принципу можно выделить четыре типа воздушных масс с различным зональным положением очагов: арктический (антарктический), полярный (умеренных широт), тропический и экваториальный. Для каждого типа характерны свой интервал температуры, свои значения влажности, дальности видимости и пр. Основные типы воздушных масс подразделяются на морской и континентальный подтипы, различающиеся между собой прежде всего по влажности.

Воздушные массы, перемещающиеся с более холодной поверхности на более теплую, называют холодными; они вызывают похолодание в тех районах, куда они приходят. Но в пути холодная масса прогревается от земной поверхности. Поэтому в ней возникают большие вертикальные градиенты температуры и развивается конвекция с кучевыми и кучево-дождевыми облаками и ливневыми осадками. Воздушные массы, перемещающиеся на более холодную поверхность, называются теплыми. Они приносят потепление, но сами охлаждаются внизу, отчего в их нижних слоях создаются малые вертикальные градиенты температуры. Конвекция в них не развивается, преобладают слоистые облака и туманы.

Воздушные массы разделены между собой сравнительно узкими переходными зонами, сильно наклоненными к поверхности Земли (угол их наклона меньше 1°). Эти зоны называются фронтами. Длина фронтов - тысячи километров, ширина - десятки километров. Вверх фронты прослеживаются на несколько километров, нередко до стратосферы.

Фронты между указанными выше географическими типами воздушных масс называют главными. Фронт между арктическим и полярным воздухом называется арктическим, между полярным и тропическим - полярным, между тропическим и экваториаль ным - тропическим.

С фронтами связаны особые явления погоды. Восходящие движения воздуха в зонах фронтов приводят к образованию обширных облачных систем с осадками. Атмосферные волны, возникающие в воздушных массах по обе стороны от фронта, приводят к образованию атмосферных возмущений - циклонов и антициклонов, определяющих режим ветра и другие особенности погоды. Фронты постоянно размываются и возникают вновь вследствие особенностей атмосферной циркуляции. Вместе с ними формируются, трансформируются и теряют свою индивидуальность воздушные массы.

Если же воздушные течения имеют составляющую, перпендикулярную к фронту, происходит его смещение в ту или другую сторону. В соответствии с этим фронты делятся на теплые и холодные.

Теплый фронт перемещается в сторону холодного воздуха. В этом случае теплый воздух натекает на отступающий холодный, поднимаясь вверх по поверхности раздела. При отступлении холодного воздуха нижние его слои в результате трения о поверхность несколько отстают, и фронт поднимается очень полого. При медленном поднятии теплого воздуха формируются типичные облачные системы.

Холодный фронт перемещается в сторону теплого воздуха. В этом случае холодный воздух движется быстрее теплого, подтекая под него и выталкивая его вверх. При этом нижние слои холодного воздуха отстают в своем движении от верхних, и фронтальная поверхность круто поднимается над поверхностью земли. При смыкании теплого и холодного фронтов возникает фронт окклюзии.

Теплый воздух, оказавшийся в пространстве между двумя фронтами, вытесняется вверх, и холодные воздушные массы двух фронтов соединяются (рис. 25).

Большие объемы воздуха в тропосфере, обладающие более или менее одинаковыми свойствами, называются воздушными массами. Воздушная масса занимает площадь в тысячи и миллионы квадратных километров, простираясь вверх на несколько километров и даже достигая границы тропосферы. Для нее характерно общее направление перемещения, но внутри этого объема воздуха могут быть разные ветры. Свои свойства (температуру, влажность, запыленность) воздушная масса приобретает, соприкасаясь с подстилающей поверхностью, над которой задерживается. Перемещаясь над поверхностью с иными свойствами, она нагревается или охлаждается, увлажняется или становится суше и постепенно превращается в другую воздушную массу (трансформируется).

Выделяются главные (зональные) типы воздушных масс , формирующиеся в широтных поясах с разным атмосферным давлением:

экваториальная - теплая и влажная;

две тропические - теплые и над материками сухие;

две воздушные массы умеренных широт - менее теплые и более влажные, чем тропические, но более теплые и влажные, чем арктическая и антарктическая;

арктическая и антарктическая - холодные и сухие.

Все зональные воздушные массы, кроме экваториальной делятся на континентальные и морские .

Так как пояса высокого и низкого давления в течение года смещаются, смещаются и воздушные массы. Кроме поясов постоянного их пребывания, возникают пояса, в которых зимой господствует одна воздушная масса, летом - другая.

Свойства воздушных масс

Название типа ВМ

Место формирования

Температура

Влажность

Сезонные характеристики

Экваториальный (ЭВ)

В полосе пониженного давления над влажными лесами и океанами

Летом в виде экваториальных муссонов проникает до тропических широт

Континентальный тропический (КТВ)

Над тропическими пустынями (например, Сахара, Калахари)

Значительная абсолютная, но низкая относительная влажность

Морской тропический (МТВ)

В барических максимумах (антициклонах) над океанами

Большая абсолютная влажность

Континентальный умеренных широт (КПВ)

Над материками

Высокая абсолютная влажность

Господствует в северном полушарии

Низкая абсолютная влажность

Морской умеренных широт (МПВ)

В барических минимумах (циклонах) над океанами

Значительная абсолютная влажность

Летом прохладнее КПВ, зимой - теплее

Континентальный арктический и антарктический (КАВ)

Над льдами Арктики и Антарктики

Небольшая абсолютная влажность

Морской арктический и антарктический (МАВ)

Над периодически замерзающими морями

Низкая, но выше чем КАВ

Абсолютная влажность больше, чем КАВ

Атмосферные фронты

Атмосферным фронтом называется раздел между воздушными массами, обладающими разными свойствами. Главное из этих свойств - температура. Холодный воздух, встречаясь с теплым, всегда оказывается внизу. Он подтекает под теплый, стремясь вытеснить его вверх. Теплый воздух, наоборот, натекает на холодный и если теснит его, то сам при этом поднимается по плоскости раздела. В зависимости от того, какой воздух активнее, в какую сторону смещается фронт, он называется или теплым, или холодным.

Теплый фронт означает наступление теплого воздуха, медленно оттесняющего холодный. Он приносит потепление, которому предшествуют осадки, выпадающие из слоистых облаков, образующихся в поднимающемся теплом воздухе.

Холодный фронт приносит похолодание. Его приход сопровождается усилением ветра, а иногда грозами, смерчами. Осадки выпадают в основном после прохождения линии фронта.

Атмосферные процессы, связанные с фронтами, называют фронтальными процессами.

Теплые и холодные фронты обычно возникают в зонах, разделяющих главные (зональные) типы воздушных масс. Эти зоны называют фронтальными зонами , или климатологическими фронтами . Таких фронтов всего пять: арктический и антарктический, два умеренных (полярных) и один тропический . Два первых отделяют арктический (антарктический) воздух от воздуха умеренных широт, два вторых - воздух умеренных широт от тропического. Тропический фронт образуется там, где встречается воздух тропический и экваториальный, отличающиеся по влажности, а не по температуре. Он один и всегда находится в том полушарии, где лето.

С климатологическими фронтами связаны границы климатических поясов

Движение воздушных масс в атмосфере

Обусловлено следующими факторами:

Сила барического градиента (градиент давления);

Сила Кориолиса;

Геострофический ветер;

Градиентный ветер;

Сила трения.

Барический градиент приводит к тому, что ветер, возникающий благодаря движению воздуха по направлению барического градиента из области более высокого давления в область более низкого давления. Давление атмосферы составляет 1,033 кг/см², измеряется в мм рт.ст., мБ и в гПа.

Изменение давления происходит при перемещении воздуха вследствие его нагревания и охлаждения. Главная причина переноса воздушных масс – конвективные потоки – подъём тёплого воздуха и замещение его снизу холодным (вертикальный конвекционный поток). Встречая слой воздуха повышенной плотности, они растекаются, образуя горизонтальные конвекционные потоки.

Сила Кориолиса – отталкивающая сила. Возникает при вращении Земли. Под её действием ветер отклоняется в Северном полушарии – вправо, в Южном – влево, т.е. в Северном отклоняется к востоку. Ближе к полюсам отклоняющая сила возрастает.

Геострофический ветер .

В умеренных широтах сила градиента давления и сила Кориолиса уравновешиваются, при этом воздух не перемещается из области повышенного давления в область пониженного, а перетекает между ними параллельно изобарам.

Градиентный ветер - это круговое движение воздуха параллельно изобарам под воздействием центробежных и центростремительных сил.

Воздействие силы трения.

Трение воздуха о земную поверхность нарушает баланс между силой горизонтального барического градиента и силой Кориолиса, замедляет движение воздушных масс, изменяет их направление так, что поток воздуха движется не по изобарам, а пересекает их под углом.

С высотой действие трения ослабляется, отклонение ветра от градиента возрастает. Изменение скорости и направление ветра с высотой называется спиралью Экмана.

Средняя многолетняя спираль ветра у Земли составляет 9,4 м/с, она максимальна у Антарктиды (до 22 м/с), иногда порывы достигают 100 м/с.

С высотой скорость ветра увеличивается и достигает сотен м/с. Направление ветра зависит от распределения давления и отклоняющего действия вращения Земли. Зимой ветры направлены с материка на океан, летом – с океана на материк. Местные ветры называют бриз, фен, бора.

Тта земле существуют области с постоянно жаркой по - годой - экватор и часть тропиков - и области ги­гантских холодильников - Арктика и Антарктика.

На экваторе и в тропиках солнце поднимается над горизонтом очень высоко и излучает на поверхность земли очень много тепла. В Арктике и Антарктике - наоборот: зимой там солнце совсем не появляется, пол­года длится морозная полярная ночь, а летом, в поляр­ный день, лучи низко стоящего солнца скользят по ледя­ному покрову. Почти всё солнечное тепло тратится на растапливание многолетних льдов и снега, и температура здесь редко поднимается выше нуля.

Такая разность температур на земной поверхности приводит в движение огромные объёмы воздуха.

В Арктике воздух охлаждается, становится плотнее и как бы «оседает». Верхние слои атмосферы над Арктикой оказываются разрежёнными. Поэтому сюда течёт воздух из соседних районов. Пришедший воздух тоже охлаждается и «оседает» и т. д. Так в Арктике постепенно накапливается очень холодный воздух. Плотность его по мере охлаждения возрастает, и обра­зуется громадная область повышенного давления, так называемая «полярная шапка». Время от времени из этой области отделяются волны холодного воздуха и ледя­ными потоками обрушиваются в более южные широты. Такие «волны холода» могут простираться на несколько километров вверх и проходить тысячи километров в го­ризонтальном направлении. Они несут с собой «свою собственную» погоду - свой холод, высокое давление и т, д. А на их место в Арктику устремляются потоки воздуха, идущие в высоких слоях атмосферы с юга.

Часто говорят, что Арктика - «кухня погоды». Это совершенно справедливо. Прогнозы погоды стали более полноценными с тех пор, как мы узнали о климате Арктики. Арктику усиленно изучают метеорологи всех стран. Но, в то время как американские учёные стремятся в Арктику с военными целями (приблизить свои базы к границам нашей Родины), Советский Союз, верный неиз­менной политике мира, проводит арктические исследова­ния с чисто научными целями.

Громадные объёмы воздуха, которые отчётливо раз­личаются по своим свойствам и долго сохраняют их, называются воздушными массами.

Воздушные массы могут образовываться на любых участках земли. Однако подмечено, что есть места - «очаги», где они накапливаются или, как принято гово­рить, формируются особенно часто. Одним из та­ких «очагов», как мы уже говорили, является Арктика; Формируются воздушные массы и на других участках земного шара (о происхождении этих масс мы говорить не будем).

В атмосфере всё время идёт оживлённое перемещение воздушных масс. Каждая масса несёт с собой свою по­году. Вот почему смена воздушных масс часто вызывает резкие изменения погоды: зимой-оттепели после силь­ных морозов, летом - внезапное похолодание в яркий сол­нечный день.

Не нужно думать, что воздушная масса - нечто по­стоянное. Оторвавшись от своего очага и совершая путе­шествие над землёй, она постепенно изменяется. Масса, идущая к югу, прогревается, а движущаяся к северу, наоборот, охлаждается. Океаны и моря увлажняют воз­душные массы, а песчаные материки высушивают их. Особенно велико влияние земной поверхности или, как говорят, «подстилающей поверхности» в том случае, если воздушная масса движется медленно или застаи­вается. Поэтому, изучая какую-нибудь воздушную массу, нужно принимать во внимание не только её проис­хождение, но и те изменения, которые могла внести в неё подстилающая поверхность.

Теперь познакомимся более подробно с различными воздушными массами. При этом будем помнить, что здесь указаны наиболее типичные свойства масс. Воздух очень подвижен, и эти свойства иногда могут быть не так резко выражены.

Континентальный арктический воздух

Это - самый холодный воздух нашей атмосферы. Он формируется над ледяными полями Арктики. К нам этот воздух поступает через Новую Землю и Карское море, круглый год забитое льдами. Температура его низка, и поэтому в нём очень мало водяного пара. Так как в Арктике нет пыли, то континентальный арктический воздух очень чист и прозрачен. Зимой он обычно при­носит к нам сильнейшие морозы и ясную погоду, а ле­том - холодную погоду с незначительной облачностью днём.

Морской арктический воздух

Континентальный арктический воздух, сформировав­шийся над ледяными полями районов Гренландии и Шпицбергена, на пути к нам пересекает тёплое течение

Рис. 7. Арктический воздух пересекает Норвежское море.

Гольфстрим. Он соприкасается с незамерзающим Нор­вежским морем, прогревается, увлажняется и, таким образом, приобретает все свойства морского воздуха.

На рисунке 7 показано, какие изменения происходят в пути с этим арктическим воздухом. В то время как нижние слои его нагреваются всё больше и больше, в верхних слоях сохраняются большие морозы. Это вы­зывает неустойчивое состояние воздуха, в нём возникают восходящие и нисходящие потоки. Поэтому морской арктический воздух сопровождается осадками - снегом или крупой с сильным резким ветром. Такие осадки на­зываются у нас «снежными зарядами». Замечательно, что зимой на берегах Норвегии могут быть даже грозы. Их приносит морской арктический воздух. По мере дви­жения к югу этот воздух постепенно высушивается, на остаётся очень холодным и ветреным. С вторжением его часто связаны сильные весенние заморозки.

Морской полярный воздух

Он формируется над Атлантическим океаном, ближе к берегам Северной Америки, и носит все свойства мор­ского воздуха. Зимой он вызывает мягкую пасмурную погоду, иногда оттепель. Летом, попадая на нагретый материк, он часто становится неустойчивым и может сопровождаться ливнями, грозами и похолоданием.

Морской тропический воздух

Формируется он далеко от нас - в Атлантике, на ши­роте Азорских островов, и до нашей территории доходит очень редко. Это очень тёплый и влажный воздух. Зимой он чаще всего вызывает сильные оттепели, туманы и мо­рось при сильных ветрах. А летом он иногда сопро­вождается ливнями и грозами при очень жаркой погоде.

Континентальный тропический воздух

К нам этот воздух приходит чаще всего летом из Средней Азии и приносит жаркую и сухую погоду. Он содержит в себе очень много пыли, отчего небо кажется мутным (дымка). В Украине и в Нижнем Поволжье ему сопутствуют иногда пыльные бури.

Континентальный полярный воздух

Он формируется над Советским Союзом и в Западной Европе на тех же широтах, что и морской полярный воз­дух (45-70 градусов северной широты). Зимой, при ясном небе, он сильно охлаждается подстилающей по­верхностью и сопровождается значительными морозами. Летом он обычно сильно нагревается, и в нём образуются кучевые облака. Это обычная наша погода, если к нам не поступают другие воздушные массы.

Таковы характерные особенности различных воздуш­ных масс. На рисунке 8 стрелки на карте показывают излюбленные пути, по которым идут воздушные массы на нашу территорию в разные дни и в разные времена года.

По своему облику наиболее резко отличаются аркти­ческий и тропический воздух. Арктический воздух очень

Холоден и сух, в нём почти нет пыли, и когда он приходит к нам, небо становится яркоголубым. Воздух так прозра­чен, что можно отчётливо видеть предметы, удалённые на десятки километров. Тропический воздух, напротив, очень запылён, весьма тёплый и влажный, с мутным желтоватым небом. Предел видимости в нём падает вре­менами до 3-5 километров.

Оценка прозрачности и мутности воздуха оказывает большую помощь при распознавании воздушных масс. При этом, конечно, берутся в расчёт и температура, и влажность, и облачность, и другие свойства, отличающие воздушные массы. Узнать, отличить одну воздушную массу от другой - очень важно. Это означает - найти верный путь к предвидению погоды.

Проследить полностью за движением воздушных масс по наблюдениям в одном месте невозможно. С такой за­дачей может справиться только служба погоды. Познако­мимся с её работой.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!