Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Биография елены блаватской. Обвинение в плагиате

Также Г. Тиллетт писал, что концепция Учителей, или махатм, представленная Блаватской, «является сплавом западных и восточных идей; по её словам, местонахождение большинства из них было связано с Индией или Тибетом. И она, и полковник Олкотт утверждали, что видели махатм и общались с ними. В западном же оккультизме идея „сверхчеловека“ была связана, в частности, с братствами, основанными Мартинесом де Паскуалли и Луи-Клодом де Сен-Мартеном ».

  • «To form a nucleus of the Universal Brotherhood of Humanity without distinction of race, creed, sex, caste, or color».
  • «Значительная часть книг досталась бабушке Елене Павловне в наследство от её отца князя Павла Васильевича Долгорукова и деда по матери Адольфа Францевича Бандре дю Плесси».
  • «В библиотеку входила большая коллекция книг (несколько сотен) по алхимии, магии и другим оккультным наукам. Эти книги составляли обязательный круг чтения мало-мальски образованного русского масона… Можно себе представить, какое это было увлекательное чтение для девочки, свободно и непринуждённо общавшейся с представителями потустороннего мира. Сама Блаватская признавалась, что она перечитала все эти книги с острейшим интересом до пятнадцати лет».
  • «Согласие Лёли на брак с Блаватским было импульсивным решением».
  • С. Ю. Витте писал, что семейство Фадеевых узнало из газет, что Блаватская «даёт в Лондоне и Париже концерты на фортепиано».
  • «Судя по самым ранним её воспоминаниям, она иногда видела около себя своего покровителя. С раннего детства этот образ господствовал в её воображении. Он был всегда одним и тем же, его черты никогда не менялись; настало время, когда она повстречала его в облике живого человека и мгновенно узнала его, словно при нём выросла».
  • «С этого времени жизнь Блаватской приобрела новый смысл и значение. Если прежде она была в одиночестве, то теперь её брал под опеку человек, достигший высочайшего уровня духовности. И не просто помогал ей, а делал своим доверенным лицом, местоблюстительницей Гималайского братства в так называемом цивилизованном обществе».
  • А. Н. Сенкевич писал, что индийские путевые очерки, в которых Блаватская «демонстрирует завидную эрудицию и живость ума», имели в России ошеломительный успех: «В определённом смысле её книга - страноведческая энциклопедия, и по сей день не потерявшая своего научного значения. Вместе с тем стремление раскрыть Индию „изнутри“, через людей, с которыми судьба свела Блаватскую, придаёт книге по сравнению с обычными путевыми очерками особенный, совершенно новый характер психологического документа, отражающего многие грани индийского духовного мира, специфику жизни традиционного индийского общества».
  • «To most Theosophists the existence of the Masters and the contents of their teaching form the very corner-stone of their systematic faith. And ultimately they point to the wisdom and spirituality displayed in the Letters themselves as being sufficient vindication of that faith».
  • «The originals of the Mahatma letters are deposited in the Manuscripts Department of the British Library in London. A.P. Sinnett had based his books The Occult World (1881) and Esoteric Buddhism (1883) on the letters he had received».
  • «A. Trevor Barker had published the collection of The Mahatma Letters to A.P. Sinnett in 1923, much to the horror of Theosophists who, as anxious as they were to have access to these documents, considered them too sacred to be made available to the public at large».
  • С другой стороны, Вл. Соловьёв нисколько не сомневался в реальном существовании тибетских махатм: «Как могла г-жа Блаватская выдумать тибетское братство, или духовный орден келанов, когда о существовании и характере этого братства можно найти положительные и достоверные известия в книге французского миссионера Гюка , бывшего в Тибете в начале сороковых годов, значит за тридцать с лишком лет до основания теософического общества». - Соловьёв Вл. С. Рецензия на книгу Е. П. Блаватской «The Key to Theosophy» , 1890.
  • «Amongst the kinds of unusual experiences noted in the early life of Helena Petrovna von Hahn were phenomena that would appear to largely derive from spontaneous creative and imaginative activities. There are a number of anecdotes and recollections dealing with her story telling, hypersensitivity to objects and environment, conviction that there was a fluidic continuum between the worlds of the living and the dead, and that nature in its entirety was dynamically alive and active. For instance, there are recollections about her picking up stones, fossils, stuffed animals, and creating elaborate spellbinding narratives about their origins, histories, destinies, spanning millennia and successive incarnations. She also was found apparently conducting hypnotic experiments on pigeons during this time, as well as claiming to experience a variety of visions and unusual occurrences».
  • «She wrote in a letter to a relative: "The last vestige of my psycho-physical weakness is gone, to return no more. I am cleansed and purified of that dreadful attraction to myself of stray spooks and ethereal affinities. I am free, free, thanks to Those whom I now bless at every hour of my life." (Her Guardians in Tibet).
    Madame Jelihowsky writes too:
    "After her extraordinary and protracted illness at Tiflis she seemed to defy and subject the manifestations entirely to her will. In short, it is the firm belief of all that there where a less strong nature would have been surely wrecked in the struggle, her indomitable will found somehow or other the means of subjecting the world of the invisibles – to the denizens of which she had ever refused the name of "spirits" and souls – to her own control."».
  • «Eventually, the seemingly spontaneous and random manifestations of psychic energies diminished. Instead, Blavatsky now appeared to be more in control, or, at least, cognizant of, the forces of her own psyche».
  • «Блаватская не относила себя к спиритам, которых считала слепцами, принуждёнными пользоваться глазами других, чтобы познать недоступные им вещи».
  • «Разоблачённая Изида» создавалась также необычно: «Иногда же Учитель завладевал её телом и писал её рукой. Спору нет, эта помощь была очень актуальна, поскольку речь идёт о книге объёмом в полмиллиона слов. В таких случаях Олкотт наблюдал поразительные изменения в почерке Блаватской».
  • Тиллетт описал два случая доставки оккультным способом писем из Тибета: в Лондоне (в доме одного из теософов) и в вагоне идущего поезда.
  • А. Н. Сенкевич писал, что книга Соловьёва представляла собой «уничижительный памфлет, направленный против Блаватской и надолго определивший неприязненное отношение к ней в России. В этой книге Соловьёв совершенно не верит Блаватской и не понимает, для чего ей понадобилось морочить людям голову… На защиту доброго имени Елены Петровны после её смерти встала сестра, Вера Петровна Желиховская».
  • В свою очередь, д-р Калнитски писал, что скандальная известность и загадочная привлекательность Блаватской были увековечены её репутацией и усилены её
  • Писательница Елена Блаватская родилась 31 июля 1831 года в городе Екатеринославе (нынешний Днепропетровск). У нее была знатная родословная. Ее предки были дипломатами и известными чиновниками. Двоюродный брат Елены - Сергей Юльевич Витте - занимал должность министра финансов Российской империи с 1892 по 1903 год.

    Семья и детство

    При рождении Елена Блаватская имела немецкую фамилию Ган, которая ей досталась от отца. Из-за того что он был военным, семье приходилось постоянно перемещаться по всей стране (Санкт-Петербург, Саратов, Одесса и т. д.). В 1848 году девушка была помолвлена с Никифором Блаватским - губернатором Эриванской губернии. Однако брак продлился недолго. Спустя несколько месяцев после свадьбы Елена Блаватская сбежала от мужа, после чего отправилась странствовать по всему миру. Первым пунктом ее путешествия стал Константинополь (Стамбул).

    Елена Блаватская о России и своих детских годах на родине вспоминала с теплом. Семья обеспечивала ее всем необходимым, предоставив качественное образование.

    Путешествия в юности

    В турецкой столице девушка занималась тем, что выступала в цирке наездницей. Когда в результате несчастного случая она Елена решила перебраться в Лондон. Деньги у неё были: она и сама зарабатывала, и получала переводы, посылаемые ей отцом Петром Алексеевичем Ганом.

    Поскольку Елена Блаватская не вела дневников, то ее судьба во время странствий отслеживается довольно нечетко. Многие ее биографы расходятся во мнении, где она успела побывать, а какие маршруты остались только в слухах.

    Чаще всего исследователи упоминают, что в конце 40-х годов писательница отправилась в Египет. Причиной тому стали увлечения алхимией и масонством. Многие члены лож имели в своих библиотеках книги, обязательные для прочтения, среди которых были тома египетской «Книги мертвых», «Кодекса Назареев», «Мудрости Соломона» и т. д. Для масонов существовало два главных духовных центра - Египет и Индия. Именно с этими странами связаны многочисленные изыскания Блаватской, в том числе и «Разоблаченная Изида». Однако книги она напишет уже в преклонном возрасте. В молодости же девушка набиралась опыта и практических знаний, живя непосредственно в среде разных мировых культур.

    Прибыв в Каир, Елена отправилась в пустыню Сахару, чтобы изучать Древнеегипетскую цивилизацию. Этот народ не имел ничего общего с арабами, которые уже несколько столетий властвовали на берегах Нила. Знания древних египтян распространялись на самые различные дисциплины - от математики до медицины. Именно они стали предметом скрупулезного изучения Елена Блаватской.

    После Египта была Европа. Здесь она предалась искусству. В частности, девушка брала уроки игры на пианино у знаменитого богемского виртуоза Игнаца Мошелеса. Набравшись опыта, она даже давала публичные концерты в европейских столицах.

    В 1851 году Елена Блаватская побыла в Лондоне. Там ей удалось впервые встретиться с настоящим индусом. Им был Махатма Мория. Правда, до сегодняшнего дня не найдено никаких доказательств существования этого человека. Возможно, он был иллюзией Блаватской, практиковавшей различные эзотерические и теософские обряды.

    Так или иначе, Махатма Мория стал источником вдохновения для Елены. В 50-е годы она оказалась в Тибете, где изучала местный оккультизм. По разным оценкам исследователей, Елена Петровна Блаватская пробыла там около семи лет, периодически отправляясь в путешествия по другим частям света, в том числе и США.

    Формирование теософского учения

    Именно в эти годы сформировалось учение, которое исповедовала и пропагандировала в своих работах Елена Петровна Блаватская. Это была своеобразная форма теософии. Согласно ей, человеческая душа едина с божеством. Это означает, что в мире есть некие знания за пределами науки, которые доступны только избранным и просветленным. Это была форма религиозного синкретизма - помеси множества культур и мифов разных народов в одном учении. Это неудивительно, ведь Блаватская впитала в себя знания о многих странах, где она успела побывать в молодости.

    Самое большое влияние на Елену оказала которая развивалась изолированно на протяжении многих тысячелетий. Также теософия Блаватской включала в себя буддизм и брахманизм, популярные среди В своем учении Елена использовала термины "карма" и "реинкарнация". Учение теософии повлияло на таких знаменитых людей, как Махатма Ганди, Николай Рерих и Василий Кандинский.

    Тибет

    В 50-е годы Россию периодически (так сказать, наездами) посещала Елена Блаватская. Биография женщины удивляла местную публику. Она проводила многолюдные ставшие популярными в Санкт-Петербурге. В начале 60-х женщина побывала на Кавказе, Ближнем Востоке и в Греции. Тогда же она попыталась впервые организовать общество последователей и единомышленников. В Каире она принялась за дело. Так появилось «Спиритическое общество». Однако оно просуществовало недолго, зато стало еще одним полезным опытом.

    Далее последовало очередное длительное путешествие на Тибет - тогда Блаватская посетила Лаос и Каракорумские горы. Ей удалось побывать в закрытых монастырях, куда не ступала нога ни одного европейца. Зато таким гостем стала Елена Блаватская.

    Книги женщины содержали много отсылок к культуре Тибета и жизни в буддистских храмах. Именно там были получены ценные материалы, вошедшие в издание «Голос безмолвия».

    Знакомство с Генри Олкоттом

    В 70-е годы Елена Блаватская, философия которой стала популярной, начала деятельность проповедника и духовного учителя. Тогда же она перебралась в США, где получила гражданство и прошла процедуру натурализации. Тогда же ее основным соратником становится Генри Стил Олкотт.

    Это был юрист, получивший звание полковника во время Гражданской войны в США. Был назначен на должность специального уполномоченного военного министерства для расследования коррупции в компаниях, поставляющих боеприпасы. После войны стал успешным адвокатом и членом нью-йоркской коллегии, пользующейся авторитетом. Его специализация включала в себя налоги, пошлины и страхование имущества.

    Знакомство Олкотта со спиритизмом произошло еще в 1844 году. Гораздо позже он познакомился с Еленой Блаватской, с которой отправился путешествовать по миру и преподавать. Также он помог ей начать писательскую карьеру, когда женщина принялась за рукописи «Разоблаченной Изиды».

    Теософское общество

    17 ноября 1875 года Елена Блаватская и Генри Олкотт основали Теософское общество. Его главной целью было желание объединить единомышленников по всему миру, вне зависимости от расы, пола, касты и веры. Для этого была организована деятельность по изучению и сравнению различных наук, религий и философских школ. Все это делалось для того, чтобы познать неизвестные человечеству законы природы и мироздания. Все эти цели были закреплены в уставе Теософского общества.

    Помимо основателей, в него вступило множество известных лиц. Например, это был Томас Эдисон - предприниматель и изобретатель, Уильям Крукс (президент Лондонского Королевского общества, химик), французский астроном Камиль Фламмарион, астролог и оккультист Макс Гендель и т. д. Теософское общество стало площадкой для духовных споров и диспутов.

    Начало писательской деятельности

    Чтобы распространить учение своей организации, Блаватская и Олькотт в 1879 году отправились в Индию. В это время писательская деятельность Елены переживает расцвет. Во-первых, женщина регулярно издает новые книги. Во-вторых, она зарекомендовала себя как глубокий и интересный публицист. Ее талант был оценен и в России, где Блаватская печаталась в «Московских ведомостях» и «Русском вестнике». Тогда же она являлась редактором собственного журнала «Теософ». В нем, например, впервые появился перевод на английский язык главы из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Это была притча о Великом инквизиторе - центральный эпизод последней книги великого русского писателя.

    Путешествия Блаватской легли в основу ее мемуаров и путевых записок, изданных в различных книгах. В качестве примера можно привести произведения «Загадочные племена на голубых горах» и «Из пещер и дебрей Индостана». В 1880 году буддизм становится новым объектом исследований, которые проводила Елена Блаватская. Отзывы на ее труды печатались в самых разных газетах и сборниках. Для того чтобы узнать о буддизме как можно больше, Блаватская и Олькотт отправились на Цейлон.

    «Разоблаченная Изида»

    «Разоблаченная Изида» была первой крупной книгой, изданной Еленой Блаватской. Она вышла в двух томах в 1877 году и содержала огромный пласт знаний и рассуждений об эзотерической философии.

    Помимо этого, «Изида» рассматривала религиозные учения: индуизм, буддизм, христианство, зороастризм. Сначала книга задумывалась как обзор восточных школ философии. Работа началась накануне основания Теософского общества. Организация этой структуры задержала выпуск произведения. Только после того, как в Нью-Йорке было объявлено об учреждении движения, началась интенсивная работа по написанию книги. Блаватской активно помогал Генри Олкотт, который именно в то время стал ее главным соратником и сподвижником.

    Как вспоминал сам бывший юрист, никогда еще Блаватская не работала с таким усердием и выносливостью. По сути, она обобщила в своем труде весь многогранный опыт, полученный за долгие годы путешествий по разным уголкам мира.

    Поначалу книга должна была получить название «Ключ к таинственным вратам», о чем автор сообщила в письме к Александру Аксакову. Позже было решено озаглавить первый том как «Покрывало Изиды». Однако британский издатель, работавший над первым тиражом, узнал, что книга с таким наименованием уже вышла (это был распространенный теософский термин). Поэтому был принят окончательный вариант «Разоблаченная Изида». В нем нашел свое отражение юношеский интерес Блаватской к культуре Древнего Египта.

    У книги было множество идей и целей. За долгие годы исследователи творчества Блаватской по-разному формулировали их. Например, первая публикация в Великобритании содержала предисловие от издателя. В нем он сообщал читателю, что книга содержит в себе самое большое количество источников по теософии и оккультизму, какое только существовало в литературе прежде. А это означало, что читатель мог максимально приблизиться к ответу на вопрос о существовании тайного знания, которое служило истоком всех религий и культов народов мира.

    Александр Сенкевич (один из самых авторитетных исследователей библиографии Блаватской) по-своему формулировал основной посыл «Разоблаченной Изиды». В своей работе, посвященной биографии писательницы, он объяснял, что эта книга является образцом критики церковной организации, собранием теорий о психических феноменах и секретов природы. «Изида» анализирует тайны каббалистического учения, эзотерические идеи буддистов, а также их отражение в христианстве и других мировых религиях. Также Сенкевич отмечал, что Блаватской удалось доказать существование субстанций нематериального характера.

    Особое внимание уделяется тайным сообществам. Это масоны и иезуиты. Их знания стали плодородной почвой, которой пользовалась Елена Блаватская. Цитаты из «Изиды» позже стали массово появляться в оккультных и теософских трудах ее последователей.

    Если первый том издания был сфокусирован на изучении науки, то второй, наоборот, рассматривал теологические вопросы. В предисловии автор объяснила, что конфликт этих двух школ является ключевым в познании мироустройства.

    Блаватская критиковала тезис научного знания о том, что в человеке отсутствует духовное начало. Писательница пыталась найти его с помощью разных религиозных и духовных учений. Некоторые исследователи творчества Блаватской отмечают, что в своей книге она предлагает читателю бесспорные доказательства существования магии.

    Второй теологический том анализирует различные (например, христианскую Церковь) и критикует их за лицемерное отношение к собственному учению. Иначе говоря, Блаватская заявляла, что адепты предавали свои истоки (Библию, Коран и т. д.).

    Автор рассмотрела учения известных мистиков, которые противоречили мировым религиям. Исследуя эти философские школы, она пыталась найти общий корень. Многие ее тезисы были и антинаучны, и антирелигиозны. За это «Изида» была раскритикована самыми разными читателями. Но это не помешало ей приобрести культовую популярность у другой части аудитории. Именно успех «Разоблаченной Изиды» позволил Блаватской расширить ее Теософское общество, которое обзавелось членами во всех уголках мира, от Америки до Индии.

    «Голос Безмолвия»

    В 1889 году была издана книга «Голос Безмолвия», автором которой выступила все та же Елена Блаватская. Биография этой женщины гласит, что это была удачная попытка объединить под одной обложкой многочисленные теософские изыскания. Главным для «Голоса Безмолвия» стало пребывание писательницы на Тибете, где она познакомилась с учением буддистов и изолированной жизнью местных монастырей.

    На этот раз Блаватская не стала сравнивать или оценивать несколько философских школ. Она принялась за фактурное описание буддистского учения. В нем присутствует подробный разбор таких терминов, как «Кришна», или «Высшее Я». Большая часть книги была выдержана в буддистском стиле. При этом она не являлась ортодоксальным изложением этой религии. В ней присутствовала привычная для Блаватской мистическая составляющая.

    Этот труд стал особенно популярным у буддистов. Он выдержал много переизданий в Индии и на Тибете, где для многих исследователей стал настольной книгой. Ее высоко оценивали Далай-ламы. Последний из них (кстати, ныне живущий) сам написал предисловие для «Голоса Безмолвия» в сотую годовщину первого издания. Это отличный фундамент для тех, кто хочет познать и понять буддизм, в том числе и школу дзен.

    Книга была подарена писательницей Льву Толстому, который в свои последние годы усиленно изучал самые разные религии. Дарственный экземпляр и сейчас хранится в Ясной Поляне. Автор подписала обложку, назвав Толстого «одним из немногих, кто может постичь и понять то, что там написано».

    Сам граф тепло отзывался о подарке в своих публикациях, где он компилировал мудрые выдержки из повлиявших на него книг («На каждый день», «Мысли мудрых людей», «Круг чтения»). Также писатель в одном из своих личных писем сообщил, что «Голос Безмолвия» содержит много светлого, но также затрагивает вопросы, которые человек познать вообще не в состоянии. Также известно, что Толстой читал журнал «Теософ» Блаватской, который очень ценил, о чем говорил в своем дневнике.

    «Тайная доктрина»

    «Тайная доктрина» считается последним произведением Блаватской, в котором она подытожила все свои знания и умозаключения. При жизни писательницы были изданы первые два тома. Третья книга увидела свет уже после ее смерти в 1897 году.

    Первый том анализировал и сопоставлял различные взгляды на Второй рассматривал человеческую эволюцию. В нем затронуты расовые вопросы, а также исследован путь развития людей как биологического вида.

    Последний том был сборником биографий и учений некоторых оккультистов. Большое влияние на «Тайную доктрину» оказали стансы - стихи из Книги Дзиан, которые часто цитировались на страницах произведения. Другим источником фактуры стала предыдущая книга «Ключ к теософии».

    Новая публикация отличалась особенным языком. Писательница использовала огромное количество символов и образов, порожденных самыми разными религиями и философскими школами.

    «Тайная доктрина» стала продолжением «Разоблаченной Изиды». По сути, это был более глубокий взгляд на вопросы, обрисованные в первой книге писательницы. А в работе над новым изданием Блаватской помогало её Теософское общество.

    Работа над написанием этого монументально труда стала самым тяжелым испытанием, которое пережила Елена Блаватская. Книги, изданные ранее, не отбирали так много сил, как эта. Многочисленные свидетели позже в своих мемуарах отмечали, что автор доводила себя до полного исступления, когда одна страница могла переписываться до двадцати раз.

    Огромная помощь в деле издания этого труда была оказана Арчибальдом Кейтли. Он являлся членом Теософского общества с 1884 года, а на момент написания книги был генеральным секретарем его отделения в Великобритании. Именно этот человек собственноручно отредактировал кипу листов высотой в метр. В основном коррективы затронули пунктуацию и некоторые моменты, важные для будущего издания. Его финальный вариант был представлен писательнице в 1890 году.

    Известно, что «Тайную доктрину» увлеченно перечитывал великий русский композитор Александр Скрябин. Одно время ему были близки теософские идеи Блаватской. Мужчина постоянно держал книгу на своем рабочем столе и публично восхищался знаниями писательницы.

    Последние годы

    Деятельность Блаватской в Индии увенчалась успехом. Там были открыты отделения Теософского общества, которое пользовалось популярностью среди местного населения. В последние свои годы Елена жила в Европе и перестала путешествовать из-за ухудшения здоровья. Вместо этого она принялась активно писать. Именно тогда выходит большая часть ее книг. Блаватская умерла 8 мая 1891 года в Лондоне, после того как переболела тяжелой формой гриппа.

    Блаватская, Елена Петровна

    (урожденная Ган) - писательница и теософка; род. в 1831 г. в Екатеринославле, ум. 8 мая 1891 г. в Лондоне. Рано лишившись матери, известной в свое время писательницы, она воспитывалась под руководством бабушки, Елены Павловны Фадеевой, женщины весьма просвещенной, но, не отличаясь усидчивостью, ограничилась только самым поверхностным образованием. 17-ти лет от роду она вышла замуж за эриванского вице-губернатора Никифора Васильевича Блаватского, через несколько месяцев оставила мужа и уехала в Константинополь, а оттуда - на Дальний Восток, где пробыла десять лет. Этот период - самый темный в биографии Блаватской, так как на родину она не посылала никаких известий о себе, а впоследствии сообщала противоречивые факты о своих скитаниях. Вероятнее всего, что она побывала в Египте, Сев. Америке, на Цейлоне и в Индии. Объезжая страны, издавна считающиеся родиной тайных наук, Блаватская поддалась страсти к сверхъестественному, знакомилась с разными восточными мудрецами и их учениями и вернулась на родину в 1860 г. ревностной адепткой и проповедницей "оккультизма", который будто бы изучила во время двухлетнего пребывания в Тибете. Она создала вокруг себя таинственную обстановку, рассказывала, что получила дар ясновидения и совершения чудес. Проведя два года на Кавказе, Блаватская опять поехала через Италию, Грецию и Египет на Дальний Восток, прожила будто бы долгое время в Тибете, а в 1873 г. поселилась в Нью-Йорке и приняла американское гражданство. Она стала деятельно сотрудничать в нью-йоркских газетах Tribune, Sun, Daily Times, полемизируя против иезуитов и папства и помещая очерки Кавказа, а также посылала корреспонденции в "Тифлисский Вестник". В то же время Блаватская начала проповедовать мистическое "теософское" учение, которое должно было сокрушить материалистические доктрины и подкреплялось обильными чудесными "феноменами". Она выдавала себя за ученицу и посланницу великих мудрецов-буддистов, живущих в горах Тибета и обладающих сверхъестественною силой. За два года она успела собрать вокруг себя весьма значительное количество приверженцев и 17 ноября 1875 г. основала теософическое общество. В 1876 г. Блаватская напечатала в Нью-Йорке книгу "Isis Unveiled", в которой подробно излагалось ее фантастическое учение. В 1875 г. она отправилась со своим ревностным приверженцем, полковником Олькотом, в Индию, основала главную квартиру теософизма в Бомбее и стала издавать газету "The Theosophist", которая почти сплошь наполнялась ее статьями. Поддерживая оживленные сношения с индусскими учеными и выставляя себя проповедницей их мудрости, Блаватская скоро приобрела обширные симпатии среди туземцев, которые видели в ней борца за их самобытность, пригнетаемую англичанами. Зато английские власти очень косо смотрели на теософов и даже обвиняли Блаватскую в шпионстве. Позже Блаватская перенесла свое местопребывание в предместье Мадраса, Адиар, и здесь стала совершать такие чудеса, что самые упорные скептики начинали веровать в ее миссию, а ученые живо заинтересовались пророчицей теософизма, как личностью, одаренной силами, еще не известными науке. В 1883 г. Блаватская, для поправления здоровья, переселилась в Европу и жила сначала в Ницце, а затем в Париже, где также основала отделение теософического общества. Около этого же времени теософская доктрина получила с двух сторон жестокие удары, разрушившие ее обаяние в глазах всего здравомыслящего общества: почти одновременно появились статьи о теософизме в "Madras Christian College Magazine" и в отчетах английского Society for Psychical Researches. Миссионерский журнал напечатал компрометирующие письма Блаватской, сообщенные бывшей помощницей ее в Адиаре, г-жой Кулон, и доказавшие, что все адиарские чудеса были просто грубыми фокусами и устраивались для привлечения в общество богатых людей. Независимо от г-жи Кулон к тем же выводам пришел член английского психологического общества Годжсон, командированный в Адиар для научного ознакомления с "феноменами" Блаватской. После этого ученый мир совершенно перестал интересоваться теософами, а многие ревностные последователи этого учения отвернулись от него. Но влечение в область таинственного и личное обаяние Блаватской были так сильны в Западной Европе и Америке, что общее количество верующих все-таки постоянно возрастало; материалы г-жи Кулон были объявлены подлогом, а статья Годжсона - проявлением духовной слепоты ученых. В 1886 г. Блаватская поселилась в Лондоне и стала издавать газету "Lucifer", а 3 июля 1890 г. торжественно открыла в английской столице главную квартиру теософического общества. В том же году Блаватская издала в Лондоне два новых труда по теософическим вопросам: "The secret Doctrine" и "The Key to Theosophie". Вызванное ею движение не прекратилось и после ее смерти. Мало того, основанный ею в Париже "Lotus bleu" заявил, что великая учительница продолжает сотрудничать в этом журнале, присылая статьи с того света. - Если теософические писания Блаватской представляют набор туманных и произвольных вымыслов, то ее очерки индийской жизни, печатавшиеся в 80-х гг. в "Московских Ведомостях" и "Русском Вестнике" под псевдонимом Радда-Бай, обнаруживают несомненный и яркий литературный талант, наблюдательность и художественное дарование. В 1883 г. эти очерки были собраны в книге: "Из пещер и дебрей Индостана"; продолжение их печаталось в "Русском Вестнике" за 1884-86 гг. Кроме того, она поместила ряд статей в "Ребусе" 1883-85 гг. и статью "Китайские тени" в "Новом Времени" 1888 г., № 1493.

    Литература о Блаватской в Зап. Европе, Сев. Америке и Индии необычайно обширна, но с ее учением лучше всего знакомиться по ее сочинениям. Для биографических сведений важны статьи в "Rewiew of Rewiews" 1891 г. (Стэда), "Revue Encyclopédique", 1892 г., № 30, В. П. Желиховской в "Русском Обозрении", 1891 г., №№ 11 и 12, Всеволода Соловьева в "Русском Вестнике", 1892 г., №№ 1-6 ("Современная жрица Изиды") и обстоятельная статья в "Словаре" Венгерова.

    {Половцов}

    Блаватская, Елена Петровна

    (урожденная Ган) - писательница и спиритка; род. в 1831 г. в Екатеринославле. После неудачного замужества с 60-летним бароном Б. 17-летняя Б., покинув мужа, предприняла ряд полных приключений путешествий по Западной Европе, Сирии и Египту, Северной Америке, Индии и Центральной Азии. Свои путевые впечатления и наблюдения она описывала во многих журнальных статьях, отличающихся необыкновенным богатством фантазии и необычайностью приключений (в "Русском вестнике" под псевдонимом "Радда-Бай"). Обладая эксцентричным характером, Б. увлеклась мистическими учениями Востока и в 1875 вместе с англ. полковником Олькотом основала "Теософическое общество", которое имеет целью: 1) образовать ядро всечеловеческого братства без различия пола, национальностей и религии; 2) изучать все философ. и религиозн. учения, особенно Востока и древности, чтобы доказать, что во всех их скрыта одна и та же истина; 3) изучать необъяснимое в природе и развивать сверхчувственные силы человека. Для распространения своих идей Б. издавала с 1887 журналы - в Лондоне "Lucifer, the Lightbringer" при содействии Анны Безант и в Париже "La revue theosophique" и "Lotus bleu". Отдельно издала еще "Isis unveiled", "The secret doctrine, the synthesis of Science, Religion and Philosophy" и "The key to theosophy". До своей смерти († 26 апреля 1891 г.) Б. оставалась президентом Теософич. общества и среди своих немногочисленных почитателей и почитательниц пользовалась авторитетом высшего избранного для необычайных откровений существа. В сочинениях, как и в жизни, Б. трудно провести границу, где кончается сознательный или бессознательный обман и самообман и начинаются искреннее увлечение мистикой или простое шарлатанство.

    {Брокгауз}

    Блаватская, Елена Петровна

    (1831-1891, литературный псевдоним Радда-Бай) - писательница-теософка. 10 лет скиталась по Индии, Цейлону и другим местам, занимаясь оккультизмом и изучением различных мистических учений Востока. В 1873 Б. поселилась в Нью-Йорке и занялась пропагандой созданного ею теософического учения. Пропаганда Б., несмотря на шарлатанские средства, которыми она пользовалась, имела довольно значительный успех, и в 1875 Б., при содействии своих приверженцев, основала Теософическое общество. Идеи Б. находили прекрасную почву для распространения среди некоторых аристократических и интеллигентских кругов, отошедших от официальных религий, но не желавших окончательно порвать с религиозным мировоззрением. Аналогичные теософические об-ва были основаны Б. во многих городах Индии (Бомбее, Мадрасе и др.). Успех теософической пропаганды Б. был подорван разоблачениями, сделанными ее сообщницей, а также англ. об-вом психических расследований (Society for Psychical Researches), раскрывших отсутствие всякой сверхъестественной подкладки "чудес" Б. в ее шарлатанских фокусах. Несмотря на скандал, Б. удалось сохранить немалое число приверженцев и основать в Лондоне (1890) главное отделение теософического общества - Blavatsky Lodge.

    Главные сочинения Б.: на английском языке - "Isis Unveiled" ("Изида без покрывала"), New-York, 1876; "The Secret Doctrine" ("Тайная доктрина"), L., 1888; "The Key to Theosophy" ("Ключ к теософии"), L., 1891. На русском языке Б. писала рассказы о своих путешествиях ("Из пещер и дебрей Индостана", Москва, 1883, и др.).

    Лит.: Венгеров, С., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, СПб, 1892; "Вопросы Теософии", СПб, 1910; Соловьев, В., Современная жрица Изиды, в журнале "Русский Вестник", № 1-6, 1892.

    Блаватская, Елена Петровна

    [псевдоним Раддабан; 31.08(12.09).1831-26.04(08.05).1891] - писательница, основоположница теософии. Род. в Екатеринославе, в семье артиллерийского полковника фон Ган-Роттеш-терна, двоюродная сестра С.Ю.Витте. В 1848 выходит замуж за 60-летнего генерала Н.В.Блаватского, ереванского вице-губернатора. Однако через три месяца уходит от мужа и покидает Россию. Вплоть до 1870 Б. путешествует по странам Европы, Америки и Азии. В 1851 Б. встречается с Махатмой Мориа, главой эзотерической филос. школы одного из монастырей Тибета, ставшим ее Учителем. Необходимым условием ученичества было подчинение своей физ. природы целям дух. совершенствования. В 1873 принимает амер. гражданство. По поручению Учителя Б. была первым вестником сокровенного знания на Западе. С этой целью она в Нью-Йорке в ноябре 1875 создает теософическое об-во, президентом к-рого становится сподвижник Б., амер. полковник Г.С.Олькот. Теософическое об-во выдвинуло следующую программу: 1)организовать всечеловеч. братство без различия пола, национальности и религии; 2) изучать все филос. и религ. учения, особенно Древнего Востока; 3) изучать таинственные и необъяснимые явления природы и развивать сверхчувственные способности человека. В целях пропаганды своего учения Олькот и Б. выезжают в Индию и издают там газ. "Те-ософист". В 1880 на Цейлоне после долгого периода испытаний и обучения Б. получила посвящение в эзотерический буддизм. После возвращения в 1883 в Европу Б. до 1886 живет в Париже, а затем в Лондоне, где организует гл. отделение теософического об-ва. Умерла в Лондоне в 1891. Теософское учение Б. представляет собой своеобразную попытку синтеза науч., филос. и религ. идей на базе вост. филос.-мистической традиции. В центре теософии лежит идея о существовании эзотерического знания, к-рое составляет единую сокровенную суть всех языческих культов, мировых религий и наиболее глубоких филос. систем. Эзотерическое знание, носящее универсально-космич. характер, всесторонне раскрывает дух. суть и назначение человека, объясняет эволюцию Космоса в целом, а также логику и смысл существования человеч. цивилизации. Эзотерический смысл Космич. эволюции, по Б., заключается в осуществлении идеи дух. Единства на всех уровнях бытия между всеми созданиями Вселенной, т. к. все сущее в природе едино по своему происхождению, способу эволюции и целям своего развития. Это эзотерическое сокровенное знание зашифровано в мифологических символах и сюжетах, античных мистериях, оккультных текстах. Ключом к тайному знанию владеют лишь "великие посвященные", к-рые в разные ист. времена являлись человечеству для приобщения его к тайному вселенскому знанию. Посвященными были Будда и Христос, Платон и Пифагор. Единый дух.-космич. центр, к-рый питает истинным знанием всех посвященных и хранит память о давно исчезнувших земных культурах и племенах, укрыт от взора земных честолюбцев и профанов где-то в неприступных р-нах Центр. Азии. "Тайная доктрина" - центр. произведение Б. - претендует на всестороннюю интерпретацию древней символики мифов, религ. учений и филос. систем с т. зр. хранящегося в ней сокровенно-эзотерического знания. Определяя взаимоотношения теософии и религии и разъясняя задачи теософского об-ва, Б. писала в работе "Ключ к теософии": "...Теософия - это безбрежный океан всеобщей Правды, Любви и Мудрости, освещающий своим сиянием Землю, в то время как Теософское Общество только видимый пузырек воздуха на поверхности этого океана... Теософия на Земле подобна лучу белого света, а каждая религия - это только один из семи цветов радуги, получаемых с помощью призмы. Не признавая все остальные, осуждая их как фальшивые, каждый отдельный цветовой луч, т. о., провозглашает не только свое первенство, но и претензию на то, чтобы быть белым лучом, и предает анафеме даже свои собственные оттенки, как еретические. И все-таки, поскольку Солнце Истины поднимается все выше и выше над горизонтом человеч. восприятия, каждый цветной луч постепенно блекнет, пока не будет вновь полностью поглощен; человечество не будет больше страдать от искусственной разобщенности и, наконец, увидит себя купающимся в чистом бесцветном солнечном свете Истины. Это и будет Теософия... Только путем изучения разл. великих религий и философий человечества, путем беспристрастного сравнения их непредубежденным умом, человек может надеяться достичь Истины".

    Соч.: Isis unveiled. V.1-2. N.-Y. , 1887 ; Из пещер и дебрей Индостана. СПб. , 1912 (Русский В. 1883. № 1-4 ; 1885. № 11 ; 1886. № 2 , 3 , 8 ; отд. изд. - М. , 1883 ; СПб. , 1912 ); Загадочные племена. Три месяца на "Голубых горах " Мадраса. СПб. , 1893 ; Голос безмолвия. Калуга , 1908 ; Тайная доктрина. Т.1-3. Л. , 1991 (1-е изд. : Blavatsky Н.Р. Secret Doctrine. V.1-2. L , 1888 ); Из пещер и дебрей Индостана. М. , 1991 ; Закон причин и последствий , объясняющий человеческую судьбу (Карма ). Л. , 1991 ; Разоблаченная Исида. Т.1-2. М. , 1992 (1-е изд. : Blavatsky H.P. Isis unveiled. N.-Y. , 1877 ); Ключ к теософии. М. , 1993 ; Новый Панарион. М. , 1994 ; Тайная доктрина. Синтез науки , религии и философии. Т.1. Космогенезис. М. -Харьков , 1999 ; Тайная доктрина. Т.2. Антропогенезис. М.-Харьков , 1999 ; Тайная доктрина. Т.3. Эзотерическое учение. М. ,

    2000.

    А.В.Иванов


    Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

    Смотреть что такое "Блаватская, Елена Петровна" в других словарях:

      Блаватская, Елена Петровна, писательница и путешественница. Родилась в 1831 г., в очень талантливой семье. Ее мать, Е.А. Ган, была выдающаяся романистка, генерал Р.А. Фадеев приходился ей дядей, С.Ю. Витте двоюродным братом: известна в… … Биографический словарь

      - (1831 91) русская писательница и теософ. Странствовала по Европе, Сев. Африке, М. Азии, Сев. и Юж. Америке, Индии и Китаю. В 1859 возвратилась в Россию и с 1860 устраивала спиритические сеансы. Уехав в 1873 в США, печатала в американской прессе… … Большой Энциклопедический словарь

      - (1831, Екатеринославль 1891, Лондон) религиозная писательница, основательница теософии. Родилась в семье артиллерийского полковника. В 1848 г. покинула Россию и путешествовала по странам Европы, Америки и Ази … Психологический словарь

      - (род. 1831, Екатеринославль – ум. 8 мая 1891, Лондон) рус. религиозный философ, создательница базирующегося на инд. философии «Теософского общества», основанного в 1875 (место пребывания – г. Адьяр, около Мадраса, Индия). В качестве избранницы… … Философская энциклопедия

    Я не надеюсь, что когда-нибудь потомки поймут и оценят мою жизнь.
    Из одного измерения при всем желании не измерить другого.
    Из дневников Блаватской

    Вы наверняка когда-то что-то слышали о Теософском Обществе. Даже сегодня оно вызывает немалый интерес у многих: от обывателей до специалистов. А тогда в конце XIX века, а точнее в 1884 году, на пике популярности, в числе его последователей были многие образованные умы Европы, Америки, России и Индии.

    Ученые с мировыми именами и крупные религиозные деятели вступали в его ряды. Оно было очень популярным в Австралии и Новой Зеландии, открывало свои филиалы практически по всему миру… И все это процветание одним скандалом вдруг оказалось поставлено под угрозу. Экономка и ее полуграмотный муж громогласно заявили, что готовы предоставить неопровержимые доказательства шарлатанства, самого беззастенчивого жульничества и грубых спиритических махинаций главного организатора, лидера и главы Общества - мадам Блаватской.

    «Гениальная русская женщина, которая боролась с неукротимой силой против сковавшего человеческий разум материализма»; «ее духовные способности и достижения раскрывают перед нами величественный облик женщины, которая по праву считается одним из величайших адептов в истории западной цивилизации, прямым посланником транс-гималайского братства», - вот, что впоследствии писали о Елене Петровне Блаватской теософы.

    Члены правления теософского общества в индийском городке Адьяра сжигали той ночью в костре не только улики - шкаф с двойной стенкой и куклу учителя для представлений с материализацией. Будь они правдивые или ложные, главное было то, что не погибла в огне удивительная способность людей, живущая в той или иной степени в каждом, слепо утверждаться в том, в чем непременно хочется быть убежденным. Будь то вера в Блаватскую, как посвященную в сокровенный смысл мироздания. Или собственную принадлежность к высшим духовным сферам.

    Впоследствии Общество с одной стороны как знамя несло перед собой имена таких почитателей, как Эйнштейн, Штейнер, Ганди, Флоренский, Блок, Неру, Рерихи… С другой - увлечение теософией отнюдь не носило единичный характер. Не было оно и исключительной привилегией богатых духовно алчущих аристократов. Очень кстати возникший в середине XIX века спиритизм разрешал гораздо больше вопросов, чем может показаться на первый взгляд... А теософская наука, как оказалось, располагала всеми достоинствами, чтобы не только стать поистине массовой, но и не потеряться в собственных идеях, существуя и поныне. Но обо всем по порядку.

    Как все начиналось

    Перед нами прелестная девочка. Озорливая, своевольная, ужасная фантазерка, она была поразительной рассказчицей. Собрав вокруг себя младших детей, она умела заворожить историями. Однажды на пикнике, лежа на песке и рассказывая о том, какая чудесная морская жизнь когда-то наполняла это место, какие рыбки плавали вокруг, какие водоросли колыхались в такт волнам, она настолько погрузила детей в мир своего воображения, что когда вдруг закричала: «Вода! Вода! мы все утонем!», - дети в страхе разбежались, кто куда.

    Юность Елены подарила ей шанс совершать сумасбродные поступки, а биографам - возможность для разночтений фактов. По фактам в 17 лет Елена выходит замуж за 40-летнего господина, принимая от него фамилию, под которой впоследствии она так прославится в мире. Через три недели после свадьбы Блаватская от мужа бежит.

    Изредка навещая своих родных в России, она путешествует по Европе, Азии и обеим Америкам. Не совсем ясно, на какие средства она жила, хотя известно, что отец высылал ей денежное пособие, и она сама кое-что зарабатывала, в том числе и проводя спиритические сеансы.

    Согласно источникам разной степени достоверности, ей довелось «выступать наездницей в цирке, совершить турне по Сербии с фортепианными концертами, открыть чернильную фабрику в Одессе, торговать страусовыми перьями в Париже и разработать декор интерьера для императрицы Евгении».

    Встреча с учителем

    В день своего рождения, когда молодой Блаватской исполнилось 20 лет, она, по описанию преданных последователей, испытывала духовный кризис. Но неожиданно в толчее Большой лондонской Выставки 1851 года она сталкивается с ясноликим индусом с белых одеждах, и признает в нем Учителя из своих детских снов, ангела-хранителя, который не однажды спасал ее от смертельной опасности. С этого момента ее жизнь начинает подчиняться особого рода закономерностям. Ей открывается путь географически уже хорошо знакомый - в направлении Гималайских гор, Тибета.

    И вот, молодая европейская женщина, вооружившись зонтиком и твердым намерением приобщиться к тайным знаниям Великих Учителей, в одиночестве, под бдительным надзором полиций трех государств в течение нескольких лет странствовала по горам.

    Чем же занималась все это время Елена Петровна? Согласно немногословным свидетельствам из писем и личных записей, она учится медитировать, знакомится с восточными текстами и их языками, овладевает контролем над своими мощными способностями. Все это - под руководством обретенного Учителя Мория, как именовала его Елена Петровна. И вот, накопив достаточные знания для того, чтобы исполнять отныне свою миссию, Блаватская едет в Европу.

    Америка

    Европа к Блаватской, откровенно говоря, была не очень расположена. Молодая, амбициозная, яркая женщина - это, конечно, немало, но неубедительно для консервативного, крепко держащегося за науку Запада. Ее способности, скорее, готовы были оценить в Америке, где в моду входили не только нудизм и оздоровительные диеты, но и вовсю распространялся спиритизм.

    Ненадолго задержавшись в Европе, Блаватская без колебаний покидает ее и прибывает в США. Практически с корабля она, по законам своего несколько спонтанного пути, без промедлений попадает на бал. Ферма полуграмотных медиумов братьев Эдди, где регулярно собирались самые заядлые любители спиритизма, объединяла на сеансах довольно большую и разношерстную аудиторию.

    Ярко-красная гарибальдиевская блуза, привычка курить крепкий табак, остроумные шутки и оригинальные мнения по любому, даже самому бытовому поводу, незамедлительно привлекли к Блаватской внимание. Кроме того, ее широкое монгольское лицо, пронзительные глаза и копна светлорусых вьющихся волос создавали привлекательный иноземный, почти восточный образ. В тот вечер она покорила мужчину, который будет следовать за ней на протяжении всей дальнейшей жизни. Верный помощник, опора в самых сложных начинаниях и непредвиденных ситуациях - полковник Олкотт - стал своего рода осью, держась за которую, Блаватская теперь могла не только демонстрировать равновесие, но и в полной мере выполнять самые сложные фигуры. Теперь ей было на кого опереться, от проведения настоящих спиритических сеансов с материализациями и звоном колокольчиков и улаживания всевозможных скандалов до основания Теософского общества.

    Теософское общество

    За два первых года своего существования это была организация с небольшим количеством членов-поклонников. Однако их энтузиазм регулярно подкреплялся. И не столько обоснованием и углублением основных положений теософии самой госпожой Блаватской, сколько письмами-посланиями от Учителей, которые Елена Петровна периодически демонстрировала в качестве подтверждения особой миссии Общества и поддержки Высших сил.

    Кроме того, сама идея организации приписывается Им. Из альбома Елены Петровны: «Июль 1875 года. Из Индии получено указание основать философско-религиозное общество и найти для него название, также избрать Олькотта».

    Главные идеи теософии были сформулированы почти сразу же: «Движение за улучшение состояния человечества». Общество в то время буквально бурлило новыми идеями и попытками обрести гармонию и духовные прозрения нетрадиционными способами. С одной стороны рос авторитет естественных наук, с другой - подкреплялись давнишние сомнения в истинности христианского учения и традиционной церкви. Обычным поводом для разрыва с официальной церковью стало стремление восстановить истинную веру.

    Иисус оказывался не единственным уникальным Спасителем мира, а одним из многих авторитетных духовных Учителей. Он стоял в одном ряду с Буддой, Сократом, Конфуцием, Ману и Лао-Цзы. Идея Великих Учителей, приходящих на землю для выполнения своей особой духовной миссии, стала не так уж необычна для западного сознания. А истинная реальность стала переживаться как нечто, лежащее вне привычных форм религии. Истинную духовность стало возможным отождествить с мистикой или оккультизмом.

    И тут самое время появиться труду, в котором эта «нетрадиционность» могла бы обрести теоретическую базу. Это произведение и создала Блаватская. Изумляющая широта познания, грандиозный подбор фактологического материала, изобилие цитат и ссылок, и поражающий воображение объем - все вместе и так произвело огромный фурор, а тут еще Блаватская заявляет, что она не автор, а своего рода передатчик, осуществившая письмо под диктант…

    Блаватская обрела популярность, однако ее материальное положение оставалось затруднительным. Вскоре теософы возвестили, что, в свою очередь, направляются к Знаниям. Следовательно, на Восток!

    Индия

    Теософы были уже немолоды и не располагали практически никаким капиталом. Однако в Индии Блаватская и Олькотт сразу же почувствовали себя как дома. Полковник дошел до того, что по прибытии в Бомбей упал на колени и поцеловал пристань. Разумеется, именно такой настрой требовался для того, чтобы завоевать симпатии местного населения. Английское правительство в свою очередь сразу же приставило к американским гостям комично неуклюжего шпиона. Но в целом дела пошли на лад. Индийцы увидели в Блаватской освободительницу от угнетения ненавистными британцами, а англичане - возможность приобщиться к духовным тайнам Востока и вкусить настоящей экзотики.

    Компаньоны вскоре открыли журнал «Теософ», где распространяли идеи равенства и братства всех религий и конфессий, чему очень симпатизировали индусы. А в резиденции под названьем «Воронье гнездо» начались демонстрации для англичан. На цветочной клумбе внезапно появлялись брошки; чашки возникали прямо из воздуха; время от времени начинала играть музыка без видимого источника звука. В англо-индийских кругах такие феномены весьма ценили.

    Вскоре открылась известная на весь оккультный мир штаб-квартира Общества в Адъяре. Дела теософии приняли куда больший размах. Но в дальнейшей истории есть один поворотный пункт, который, по сути, и определил некую формулу взаимодействия, которую Блаватская загадочно именовала как свою «связь с Учителями», а последователи теософии приняли за возможность стать такими же избранными приобщенными.

    Скандал

    «Ужасная ведьма с морщинистым лицом, пронзительным взглядом и уродливым телом...» и «отвратительный на вид француз, похожий на помойный бак, к которому прицепили бороду» стали его причиной. Чета Куломбов, как их описал один из последователей Блаватской, сама не участвовала в управлении Обществом. Но Куломбы были причастны ко многим делам.

    1884 год. Блаватская с Олькоттом улаживают неприятности в английском филиале. А из Англии спешит представитель Лондонского Общества психических исследований - на месте изучить теософские феномены в Адьяре.

    Мадам Куломб видит в этом стечении обстоятельств очень выгодное для действий время. Сначала она решает предъявить куклу по прозвищу Кристофоло, насаженную на длинный бамбуковый шест, которую Блаватская в полумраке выдавала за явление Учителя. Затем экономка вывалила на головы теософов «мысленно переданные» письма из отверстий в потолке.

    Оказалось, что ее супруг сделал раздвижные панели и потайные двери в комнату для демонстраций, чтобы Блаватская могла незаметно входить туда и подменять брошки, блюдца и другие предметы, фигурировавшие в ее материализациях. В одном из компрометирующих писем написано, как Блаватская одурачила некоего генерала. Он остался в убеждении, что разбитое блюдце само собой восстановилось, находясь внутри шкафа, а на самом деле Эмма просто-напросто заменила его целым, убрав осколки через потайную дверь.

    Конечно, совет управляющих Адьярской резиденцией вовсю сопротивлялся. Проверить обвинения Куломбов было для них больше, чем просто дело чести. Они тщательно простучали все стенки шкафа, и, к своему несказанному разочарованию, обнаружили потайную двойную панель. Им ничего не оставалось, как на следующий же вечер сжечь компрометирующий шкаф и вступить с Куломбами в переговоры.

    Этот скандал стал чрезвычайно широко известен. К этому времени на счету Блаватской подобных разоблачений накопилось немало. Оказалось, что пока теософы, получая написанные золотыми чернилами на зеленой бумаге письма с гималайской мудростью и подписями «Учитель Мория» и «Учитель Кут Хуми», казались абсолютно счастливыми, друг с другом спорили сами Учителя.

    Так, учитель Мория, как явствует из его писем новому индийскому другу Блаватской Синнету, выдвигал в лидеры одну персону, а Кут Хуми в своем письме другому сподвижнику Хьюму настаивал на противоположном. Но всегда неизменными оставались указания заботиться и подчиняться Старой Леди.

    Вскоре Синнет и Хьюм решили обходиться без посредничества Блаватской при таком эпистолярном контакте с Учителями, о чем втайне и написали Им. Но передать письмо они могли только через мадам. Блаватская удалилась в комнату, якобы поиграть на фортепиано, пока письмо будет передаваться по назначению, но несколько минут спустя из-за двери послышалась отнюдь не музыка: разгневанная, она с криками выбежала из комнаты, прочитав письмо и обнаружив предательство.

    Таким мошенничеством ЕПБ совершенно явно профанировала все свои реальные или мнимые сверхъестественные силы, самолично отвечая на письма к учителям и выдавая эти ответы за оккультные послания. Что касается того, самого громкого скандала с Куломбами, его улаживать на месте прибыли Олькотт и мадам. Но через несколько месяцев Блаватская, тяжело больная, принимает решение покинуть свою любимую Индию. Как окажется, навсегда.

    Другое измерение

    Далее Блаватскую ждала относительно спокойная жизнь в Европе. Здесь она составила главный труд жизни, трактат «Тайная Доктрина», получивший прекрасные отзывы. Все это уже там, где завершающий этап жизни незаметно перетекает в посмертный, а легенда становится совершенно неотделима от реальности.

    Но почему бы не посмотреть за эту уникальную женщину с другой, менее сенсационной стороны, - скажут те, кто привык во всем искать середину. Сторонники Блаватской допускают, что некоторые производимые ею феномены действительно были ловкими трюками, и при этом настаивают на том, что большинство ее демонстраций - подлинные оккультные явления, и что четкую грань между ними провести невозможно. Вопрос, видимо, не в том, была ли она шарлатаном. Вопрос в том, прибегает ли она к трюкам, компрометируя свои истинные силы?

    Сама Блаватская в поздние годы поразительно великодушно допускала сразу два предположения. Либо что среди ее демонстраций действительно были как истинные, так и фальшивые, и что фальшивые порождала низменная часть ее натуры, а истинные возникали под руководством учителей. Либо что сомнительность некоторых ее трюков была частью некоего общего, недоступного пониманию простых смертных плана. В чем заключается этот план, она не уточняла.

    Дело также и в том, что ни сама Блаватская, ни многие увлеченные собственными сверхъестественными способностями так и не пришли к реальному пониманию того, чем на самом деле явилось их «служение во благо человечества». Что делать после того, как измененное состояние не позволяет больше жить старыми ценностями, а новые перестают адекватно восприниматься обществом? К этому ни Блаватская, ни Учителя не давали никаких рекомендаций. Именно потому, что для них этот вопрос, по-видимому, также остался открытым.

    Итого

    Теософское общество продекларировало:

    1. Создание универсального братства людей без различия национальности, вероисповедания, пола, касты и цвета кожи.
    2. Поощрение занятий сравнительной религией, философией и наукой.
    3. Изучение необъясненных законов природы и потенциальных сил и способностей человека.

    Для этого необходимо было пользоваться «правильными знаниями» и под руководством «правильных учителей». Блаватская открыто и самоотверженно предложила миру себя и свои духовные способности, наверное, даже не подозревая, какое количество людей, следуя за ней, никогда уже не поставят для себя куда более важный, чем «было или не было» вопрос…

    Так, 7 сентября 1875 года, день основания теософского Общества, можно считать точкой всеобщего массового смещения западного мира в сторону альтернативных духовных поисков, которые на протяжении последующего XX века не раз будут поглощать здравый смысл отдельной личности, делая ее частью толпы.

    Отправить эту страницу другу

    верховые прогулки на полуобъезженных лошадях. Она необыкновенно тонко чувствовала природу. Еще в детстве она начала сознавать, что ее жизнь станет каким-то высоким служением, что ею руководят, ее оберегают.

    Елене было всего восемнадцать лет, когда она вышла замуж за немолодого уже Никифора Васильевича Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Эривани; поступок этот в действительности был продиктован желанием обрести полную независимость. Она никогда не воспринимала свое замужество всерьез, этот брак так и остался фиктивным. Через несколько месяцев она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей присылает отец. В 1851 году, когда ей исполняется двадцать лет, в Лондоне она встречает того, кого знает по своим детским видениям — Посвященного с Востока, из раджпутов, Учителя Мориа, или М., — под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов. Мориа поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она полностью принимает его руководство — и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и в своей деятельности.

    Вскоре после этой встречи она садится на пароход, который отплывает в Канаду, чтобы совершить полное приключений путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам Вест-Индии, а в следующем, 1852, году уже спешит в Индию, — мимо мыса Доброй Надежды и через Цейлон. Ее первая попытка проникнуть в Тибет кончается неудачей. В 1853 году она возвращается в Англию, успев побывать еще и на Яве. Следующим летом она снова едет в Америку и с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые горы. В конце 1855 года она вновь отправляется в Индию, посетив по дороге Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. И вот теперь ей, наконец, удается проникнуть в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством Учителя она проходит определенные этапы своей оккультной подготовки. В 1858 году она возвращается в Европу, посещает Францию и Германию, далее едет на родину, в Россию, неожиданно объявившись в своем семействе на Рождество, а потом некоторое время гостит у сестры в Пскове. С 1860 по 1863 год она странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими оккультными способностями. Осенью 1863 года она снова покидает Россию и много путешествует по Балканам, Египту, Сирии и Италии. Не исключено, что тогда же она еще раз проникает в Тибет, но для прочего мира все ее передвижения этого периода сокрыты завесой тайны. В1870 году она возвращается в Грецию, оттуда плывет в Египет и терпит кораблекрушение близ острова Спеце, но ее спасают; затем она добирается до Каира, где основывает Спиритическое общество (Societe Spirite), которое, однако, вскоре распадается. Далее она странствует по Ближнему Востоку и в 1872 году на короткое время возвращается к своим родным в Одессу. Весной 1873 года по указанию Учителя она едет в Париж, а затем в Нью-Йорк; 7 июля 1873 года она сходит на американский берег. Примерно к этому же времени относится начало ее общественной деятельности.

    В ту пору Блаватской исполняется сорок два года, она наделена многими, самыми невероятными психическими и оккультными способностями, которые целиком подчиняются ее контролю. Как позднее отметили Махатмы, обучавшие ее, она была лучшим из доступных инструментов для осуществления задуманной ими работы — представить миру в новой форме, хотя и в общих чертах, древнюю теософию, «Знание, которое накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось многими поколениями мудрецов...», это родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых. В задачу Блаватской входило, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии и, с другой, оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени. Правда, к тому моменту в этом двойном ряду фортификаций уже была пробита брешь. И произошло это благодаря спиритизму, который захлестнул тогда всю Америку. Как говорила сама Е. П. Блаватская: «Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритической теории относительно духов».

    Вскоре после прибытия в Нью-Йорк Е. П. Блаватская обретает истинного друга и помощника в лице полковника Генри Стила Олкотта, юриста, человека высоких нравственных достоинств, который приобрел известность в годы Гражданской войны благодаря своей безупречной службе. К ним примыкает Уильям Куон Джадж, молодой ирландский адвокат, сыгравший впоследствии выдающуюся роль в теософском движении. 7 сентября 1875 года преимущественно стараниями Блаватской, Олкотта и Джаджа, а также еще нескольких человек была создана организация, которую нарекли Теософским (или Теософическим) обществом, так как перед ним ставилась цель содействовать распространению древних учений теософии, или той Мудрости в делах Божественных, которая послужила духовной основой для многих великих философских систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм и античные школы «мистерий». 17 ноября 1875 года президент-основатель полковник Олкотт официально известил о создании Теософского общества, и с тех пор эту дату принято считать днем его основания. Провозгласив целью Теософского общества «собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной», основатели вскоре изложили задачи более детально; и, претерпев лишь несколько незначительных редакционных поправок, они остаются все теми же:

    1. Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.

    2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки.

    3. Исследование необъясненных законов природы и сил,сокрытых в человеке.

    В сентябре 1877 года в одном из нью-йоркских издательств вышел в свет первый монументальный труд Е. П. Блаватской «Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теологии», и его пробный тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней, оказав мощное воздействие на умы читающей и мыслящей публики. По мнению нью-йоркской «Геральд трибюн», книга явилась одним из «выдающихся и интереснейших творений века», другие газеты и журналы высказались в таком же духе. Очертив предмет оккультных наук и историю их развития, «Разоблаченная Изида» раскрывает природу и происхождение магии, корни христианства, ошибки богословия и заблуждения признанных научных авторитетов, трактуя их в свете тех тайных учений, которые золотой витью проходят через века, проявляясь, время от времени в виде различных мистических движений. Сегодня этот труд столь же актуален, как и в те дни, когда он впервые увидел свет, и все так же велика потребность в его новых изданиях.

    8 июля 1878 года Е. П. Блаватская становится первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, и это событие широко освещается в печати.

    В декабре того же года Е. П. Блаватская и полковник Олькотт отбывают через Англию в Бомбей, в Индию, где в феврале 1979 года устраивают штаб-квартиру Теософского общества и завязывают знакомство с Алфредом Перси Синнеттом — в то время редактором правительственной аллахабадской газеты «Пайэнир». Это знакомство оказалось чрезвычайно важным. В сентябре-октябре 1880 года Е. П. Блаватская и Олкотт посетили дом А. П. Синнетта и его супруги Пейшенс в Симле, в Северной Индии. Синнетт всерьез заинтересовался Теософским учением, вследствие чего Е. П. Блаватская дала согласие на попытку установить контакт посредством переписки между ним и двумя адептами, оказывавшими содействие движению — Учителем Мориа и Учителем Кут-Хуми. Переписка продолжалась с 1880 по 1884 год, и многочисленные ответы этих мудрецов на вопросы Синнетта и другого англичанина, А. О. Хьюма, были впоследствии опубликованы в виде книги под названием «Письма Махатм к А. П. Синнетту» (London, 1923). Оригиналы писем Учителей хранятся в Британском музее как большая ценность, но к ним можно получить доступ с особого разрешения Отдела редких рукописей.

    Посетив многие города и селения Индии, основатели возвращаются в Бомбей и в октябре 1879 года приступают к изданию первого теософского журнала «Теософ» (выходящего по сей день), редактором которого становится Е. П. Блаватская. В это время Теософское общество быстро расширяется, к нему примыкает ряд выдающихся людей из Индии и других стран. В мае 1880 года основатели едут на Цейлон, где полковник Олкотт содействует возрождению буддизма в этой стране. Они оба принимают «pancha sila» [Пять добродетелей совершенства], то есть официально становятся буддистами, — факт, который Олкотт впоследствии объяснил, как «формальное подтверждение наших давних убеждений ». В мае 1882 года в Адьяре, близ Мадраса, было куплено поместье, куда в конце года переезжает штаб-квартира Теософского общества. Адьяр вскоре становится центром всемирной деятельности теософов, которой основатели вместе с небольшой группой соратников отдаются целиком. Предпринимаются поездки в самые отдаленные районы Индии, основываются филиалы общества, принимаются посетители, ведется обширнейшая переписка, готовятся к публикации ценнейшие научные материалы. Эти труды преследовали цель пробудить в индийцах интерес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе древние Священные Писания их родины.

    В это время полковник Олкотт занимался очень популярным месмерическим лечением больных. В феврале 1884 года он отбывает в Лондон с петицией к британскому правительству, направленной буддистами Цейлона. Е. П. Блаватская, состояние здоровья которой в это время резко ухудшилось, едет в Европу вместе с ним. После почти пятимесячного пребывания в Париже и Лондоне она поселяется в Германии, в Эльберфельде, на квартире у семьи Гебхардов, и с головой уходит в работу над « Тайной доктриной ».

    Между тем в Адьяре готовится заговор, в котором участвуют двое слуг Е. П. Блаватской — Алексис и Эмма Куломбы. В конце декабря Е. П. Блаватская возвращается в Адьяр, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией. Она намерена предъявить судебный иск супругам Куломбам, обвинив их в грубой клевете на нее и характер производимых ею феноменов. Однако другие члены, стоящие во главе Теософского общества, по разным причинам решают не предавать это недоразумение огласке, и Е. П. Блаватская, добившись оправдания, в марте 1885 года уезжает в Европу, чтобы уже никогда не вернуться в Индию.

    Как выяснилось впоследствии, все это «дело» было целиком состряпано иезуитами, ненавидевшими и Теософское общество, и Е. П. Блаватскую. Обвинения были построены на поддельных, как частично, так и полностью, письмах, написанных якобы Е. П. Блаватской и содержавших указания относительно подготовки всевозможных фальшивых феноменов, — документах, с которыми непредвзятым исследователям не дозволили ознакомиться. Журнал христианских миссионеров в Мадрасе публиковал наиболее компрометирующие отрывки из этих писем.

    Тем временем Лондонское общество психических исследований (ОПИ) созвало специальный комитет для расследования заявлений Е. П. Блаватской. Затем, в декабре 1884 года, в Индию прибыл Ричард Ходжсон, член комитета ОПИ, чтобы провести опрос и сделать доклад относительно выдвинутых Ку-ломбами обвинений. Основываясь на результатах расследования Ходжсона, комитет ОПИ в своем окончательном докладе в декабре 1885 года заклеймил Е. П. Блаватскую как «одного из совершеннейших, гениальнейших и интереснейших мошенников в истории». Ходжсон также обвинил Ё. П. Блаватскую в шпионаже в пользу России. Этот доклад ОПИ—Ходжсона впоследствии стал основой для дальнейших нападок на Е. П. Блаватскую в связи с ее якобы лживостью, несуществованием ее Учителей и отсутствием всякой ценности теософии. (Обвинения Ходжсона были проанализированы и опровергнуты в 1963 году Эдли Уотерманом в работе «Некролог: доклад Ходжсона о г-же Блаватской».)

    Все эти злобные нападки весьма неблагоприятно отразились на здоровье Е. П. Блаватской. В августе 1885 года она поселяется в Вюрцбурге, Германия, в июле 1886 года перебирается в Остенде, Бельгия, а в мае 1887 года по приглашению английских теософов переезжает в Лондон, в маленький дом в Верхнем Норвуде. После приезда Е. П. Блаватской в Англию теософская деятельность в этой стране ускорилась. Была основана Ложа Блаватской, началось распространение теософских идей.

    Так как Е. П. Блаватская к тому времени фактически утратила всякий контроль над журналом «Теософ», в сентябре 1887 года она основывает в Лондоне ежемесячный журнал «Люцифер», который, как гласит надпись на его титульном листе, был задуман, чтобы «пролить свет на сокрытое во тьме». В том же месяце Е. П. Блаватская поменяла лондонский адрес на Холланд-парк, Лэнсдаун-Роуд, 17.

    Не обращая внимания на свое вконец пошатнувшееся здоровье и всяческие злоключения, она все так же упорно работает над своим великим трудом; он был завершен и опубликован в двух больших томах в октябре 1888 года. Помогали Е. П. Блаватской Бертрам Китли и д-р Арчибалд Китли, они переписывали и редактировали рукописи, они же и финансировали издание. «Тайная доктрина» венчает литературную деятельность Е. П. Блаватской, это эпохальное творение только теперь обретает признание выдающихся умов современности, и не приходится сомневаться в том, что в XXI веке оно встретит еще более благожелательный отклик и получит самую высокую оценку. «Тайная доктрина» была сияющей вершиной литературной деятельности Б. П. Блаватской» Основу «Тайной доктрины» составляют станцы, переведенные из сокровенной «Книги Дзиан» с комментариями и пояснениями самой Блаватской. Также в книге подробно рассматривается фундаментальная символика, используемая великими религиями и мифологиями мира. В первом томе речь идет об образовании Вселенной. Второй том посвящен происхождению и эволюции человечества. В октябре 1888 года Б. П. Блаватская основывает так называемую Эзотерическую секцию для более глубокого изучения эзотерической философии и пишет «Наставления» для тех, кто занимался в ней.

    В октябре, 1890 года европейская штаб-квартира Теософского общества обосновывается в Лондоне, Сент-Джонс-Вуд, на Авеню-Роуд, 19, и здесь Б. П. Блаватская пишет «Ключ к теософии» — «ясное изложение (в виде вопросов и ответов) Этики, Науки и Философии, для изучения которых и было основано Теософское общество»; «Голос Безмолвия» — жемчужину мистической теософской литературы, произведение, в которое вошли переводы избранных отрывков из священной восточной «Книги золотых правил», которую она выучила наизусть за время своего оккультного обучения в Тибете.

    Е. П. Блаватская скончалась 8 мая 1891 года, пав жертвой эпидемии гриппа, которая в те дни свирепствовала в Англии; ее останки были преданы сожжению в Уокингском крематории в Серрее.

    Непредвзятое знакомство с жизнью Е. П. Блаватской, ее трудами, беззаветным служением Истине, ее духовными способностями и достижениями раскрывает перед нами величественный облик женщины, которая по праву считается одним из величайших адептов в истории западной цивилизации, прямым посланником Шамбалы.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!