Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Батарейные броненосцы.

Мой друг, находясь в местах не столь отдалённых, не теряет бодрости духа и, после присланной распечатки публикации , не смог удержаться и понарассказал мне много интересного об истории флота. Чем и делюсь с его разрешения.
Текст набран с рукописи, иллюстрации добавлены мной.

Несколько дополнительной информации про линкоры, как и обещал:)

Слово линкор означает «линейный корабль», т.е. корабль призванный сражаться в линейном строю и громить своей артиллерией идущую параллельным курсом железку противника. Само слово линкор чисто наше рассейское. Прототипом этих кораблей послужил английский корабль «Дредноут».


Надо сказать, что тогда, до 2-й мировой войны включительно, англичане были законодателями моды в военном корабельном строительстве, только после войны пальма первенства перешла к США. Так вот эти самые англичане имели право гордиться собой т.к. в отличие от нас, россиян, они очень вдумчиво проанализировали исходы морских сражений русско-японской войны 1904-1905 гг. Их было 3 крупных - прорыв из Порт-Артура с участием броненосцев, сражение 3-х русских крейсеров Владивостока с крейсерами японцев и, конечно, Цусима. Принципиально - самыми мощными кораблями тогда были броненосцы. Главный калибр 2 башни по 2 пушки по 12 дюймов, а дальше кто во что горазд. Японцы были и мощнее (быстрее, больше артиллерии среднего калибра) и лучше имели снаряды. И англичане решили, что нужно усилить главный калибр, отказаться от среднего и понизить высоту надстроек. Так появился «Дредноут» - первый в мире линкор. Он нёс 4 башни сначала по 2, потом по 3 пушки 12 дюймового калибра. Кстати, первый раз я это название узнал из романа «Железный поток» Серафимовича. Там есть сцена, когда один из героев по кличке «где моя рота» указывает на море и спрашивает: «Что это за утюг?», на что ему матрос отвечает: «Сам ты утюг, это дредноут. Как причешет из своих 12 дюймов, так и мокрого места не останется». Ну или как-то так.
Так вот, те корабли, что мы называем линкорами, во всём мире звали дредноутами. А вот настоящие линкоры появились во 2-й мировой и несли уже не 4 башни, а 3 (две на носу и одну на корме) и имели от 3 до 4 орудий на башню и калибр не 12, а 14 дюймов. И уж совсем монстрами были два японских линкора 2-й мировой - «Ямато» и «Мусаси». Эти несли в 3 башнях 12 15 дюймовых орудий. Я вот почему так подробно об этом пишу. Один из Балтийских линкоров серии «Севастополь», а именно «Полтава», который после революции ессесно переименовали в «Михаил Фрунзе», был введён в строй в 1914 году и успел повоевать на Балтике в 1-ю мировую, а потом его постигла печальная участь - в 1919 на нём случился пожар по вине экипажа (те ещё были специалисты краснофлотцы, только и могли перепоясанные патронными лентами Учредительные Собрания разгонять - Железняки хреновы). Короче линкор сгорел!


Его не стали восстанавливать. Почему - не знаю, если честно, ведь он остался на плаву. Думаю, просто не осталось технически грамотных специалистов. А вот ещё одно отступление. Война американцев с Ираком. Иракцев обстреливает Томагавками линкор ВМФ США «Миссури». Однотипный (!!!) нашим. Вот интересно, а почему такие тупые (как многие у нас считают) америкосы не порезали на металл как мы свою «Полтаву» или не превратили в плавучую мишень, как оставшиеся два в живых после 2-й мировой - «Красный Октябрь» (бывший «Гангут») и «Севастополь»? А взяли их любовно перевооружили, да так, что они ещё будут служить и служить. Но нам видно лучше, мы же умнее:(


Так вот, «Полтава» сгорела и две башни главного калибра КБ-3-12 перевезли на Дальний Восток во Владивосток и оборудовали на острове Русский батарею из 2-х башен. Она не стреляла, но должна была оборонять Владик с моря от японцев, от тех самых «Ямато» и «Мусаси». (Кстати, очень знаковые для японцев названия, как нибудь потом напишу, почему знаковые, а то уж совсем растекаюсь мыслью по древу). Конечно, линкоры были более дальнобойные, но! Это море и значит качка, и значит сложнее прицел, а во-вторых, японцы, несмотря на их калибр, не имели дальнобойных снарядов и значит им сложнее было поразить батарею, ведь она в скальном, залитом бетоном, грунте. Но не случилось и слава Богу. А вот судьба «Ямато» и «Мусаси» была хреновой, они тоже ничего не сделали и были тупо утоплены американскими самолётами когда пошли на Сингапур, чтобы разблокировать японскую сухопутную армию.


И ещё одно. Севастополь во 2-й мировой обороняла точно такая же двухбашенная батарея. Только в отличие от батареи на о. Русском она имела 360 градусов сектор обстрела и потому защищала Севастополь с суши и её судьба была печальной, но Славной. Они дали прокакаться гитлеровцам по полной программе. Так вот это были башни с «Императрицы Марии», которая по невыясненным причинам взорвана и затонула в бухте Севастополя перед 1-й мировой. Это корабль из той же серии «Севастополь». На Чёрном море было заложено 3 таких судна, но в строй введена была только «Императрицы», остальные были недостроены и потому распущены большевиками на металл!


У Черноморской базы Севастополя, по-моему, вообще слава какой то убийцы флота! Там же, в 1955 году, после ВОВ, взорвался и затонул после похода линкор «Новороссийск». Самый мощный линкор этого моря, полученный СССР по репарации у Италии. Как раз типа японского «Ямато», только калибр меньше - 14, а не 15 дюймов. Говорят, что его взорвали итальянские боевые пловцы. Но это отдельная история:) И есть у меня полно Славных и не очень историй о том, как воевали корабли России на Балтике и Чёрном Море в 1-ю мировую войну:) Фууу… Вроде всё :)


Пара уточнений по поводу линкоров типа «Севастополь».
Действительно эта серия была заложена после анализа причин поражения под Цусимой и после изучения опыта англичан по постройке корабля под названием «Дредноут», который дал позже название судам этого типа - дредноуты, которые были переименованы позже в линкоры. Кстати, слово линкор означает линейный корабль, смысл этого корабля сражаться в линии, т.е. на этих махинах до конца 2-й мировой войны предназначалось использовать сражение в линию! Это распространённый тип морских сражений парусников, когда они сходились в две линии друг параллельно другу и хреначили бортами (3-5 палубными рядами пушек) друг друга. Представляешь, какая узость мышления была тогда у англичан, как у основателей ВМФ моды?
Кстати у Серафимовича в «Железном потоке» есть упоминание того, как дредноут расстрелял с моря колонну красноармейцев железного потока…
Отвлёкся… Ну дык я про «Севастополь». Заметь, именно «Севастополь» называлась эта серия! Потому, что вместе с 3 балтийцами строились и 3 черноморца, и головной корабль черноморцев назывался «Императрица Мария». И немцы (уже тогда потенциальные противники) сильно трухались его на Чёрном море. Очень тёмная история с этим линкром. Он подорвался на рейде Севастополя и затонул мгновенно. Погибли сотни людей. Причина так и не понятна, но склоняются к мысли, что это была диверсия немцев. Может помнишь детскую книгу «Кортик», там есть упоминание этого, а из поздней беллетристики есть Акунинские фантазии на эту тему… Этот линкор был гораздо известнее «Петропавловска».
Да, ещё одно отступление от темы. После того, как был уничтожен этот линкор, немцы решили, что у них нет теперь противника на Чёрном море и их рейдер (по-моему) «Гебен», это вариант тяжёлого крейсера с вооружением близким линкорам типа «Севастополь», но с меньшим бронированием и большей скоростью хода может безнаказанно разбойничать в Чёрном море. Но обломались! У Севастополя (порта) было 3 броненосца типа «Слава», это корабли, которые были однотипны тем, что погибли в Цусиме (4 орудия 12 дюймов в двух башнях) против 12 орудий, 14 дюймов у современных линкоров, или против 9 орудий 12 дюймов у «Гебена». Но при этом они тихоходны и не очень уж бронированы по понятиям 1914 года. Так вот, «Гебен» напал на Одессу, расстрелял город, утопил один корабль и нарвался на 3 броненосца и был уверен, что раздолбает старые русские калоши за счёт своих более дальнобойных и скоростных орудий и скорости своего хода. ХрЕна!


Русские очень тщательно проанализировали причины поражения в Цусиме и придумали супер «инновационную идею» и воплотили её на этих броненосцах. Суть - все 3 корыта управлялись по огню с одного корабля и поэтому они брали «Гебен» в кольцо (а не в кильватерной линии, как немчура рассчитывала) и задолбали его так, что он спасся только за счёт своего хода:)
И ещё одно отступление. В отличие от англичан у русских была традиция именовать новую серию по выдающимся кораблям предыдущей. Поэтому у новой серии было название «Севастополь». Это броненосец, погибший в Порт-Артуре. А первенец балтийский был назван «Петропавловск» по имени броненосца, на котором погиб адмирал Макаров (тот самый, который сконструировал «Ермак», про который ты пишешь и про него есть отдельная история) и художник Верещагин, после того, как «Петропавловск» подорвался на японской минной банке в виду рейда Порт-Артура.


Ну а про «Марат» ты, наверное, знаешь уже. Та ещё история. И, кстати, участие «Марата» («Петропавловска») в боевых сражениях на Балтике в 1-ю мировую войну тоже очень небольшое:) И вообще морские сражения немцы-русские на Балтике в 1-ю мировую это отдельная тема! Там всё было скверно для русских ибо в отличии от черноморцев на Балтике было полное уныние. И немалую роль в этом сыграло то, что единственный адмирал способный надрать (и он сделал бы это!) был Н.О. Эссен, но он умер накануне, по-моему, от пневмонии.

Кстати (опять, кстати, потому что в русской морской истории всё очень тесно переплетается) Эссен был последним капитаном, который погиб в Порт-Артуре. Его подорвали японские миноносцы, когда он тайно готовился к прорыву из блокады в скрытной бухте у полуострова Тигровый мыс. Но уж очень хороша была у японцев агентура в Порт-Артуре. Так вот Эссен требовал дать сражение японцам в проливах Моонзунда, но умер. Сражение всё же состоялось, но не так и не теми силами русских и русские были разбиты. Об этом есть много литературы. Сражения русских в 1904-1905, в 1-ю и 2-ю мировую - это мой конёк и одна из любимых тем.

Для оформления использованы фотооткрытки с сайта Фотолаборатория от Steve

Понятие об атаке появилось раньше, чем понятие об обороне. Именно поэтому перевороты в боевой тактике, способах ведения войны, как правило, производят новые средства нападения.

Броненосная батарея "Первенец", Россия, 1864 г.

Максимальным успехом они пользуются в тот короткий промежуток времени, пока противник не разработал соответствующих средств защиты. История броненосного флота видимым образом противоречит такому естественному ходу дел. Здесь не новое средство нападения - пушка, - а новое средство защиты - броня, - произвело переворот, разом обесценив мощь огромных флотов, состоящих из многопушечиых деревянных линейных кораблей.

«Державы, считавшие себя могущественными на море, вдруг увидели, что они почти совсем беззащитны, если не примут решительных мер к созданию броненосных флотов...» - писал один из современников этого великого переворота.

Секрет такого кажущегося парадокса прост. Чем ближе цель, тем разрушительнее действие снаряда. А поскольку боевой корабль - гармоническое сочетание подвижной платформы и огневой мощи, защиты и нападения, то оказывается, что броня, позволяя броненосцу безнаказанно приближать свои орудия к борту противника, как бы увеличивает поражающую силу снаряда. Эффективность нападения здесь теснейшим образом связана с эффективностью защиты. Именно поэтому появление броненосцев произвело такое ошеломляющее действие на умы военно-морских специалистов.

Однако кораблестроители, которые сто с лишним лет назад решили закрыть железом деревянные борта, едва ли понимали такую зависимость. Они вряд ли догадывались, что осуществление такой идеи в скором времени произведет переворот в военно-морском деле. Для них железная броня была одним из многих изобретений, испытывавшихся тогда на боевых кораблях, не более важным, чем паровая машина, гребной винт и железный корпус. Но именно применение брони открыло тот период в развитии военного паровою флота, который даже можно назвать романтическим.

Период, лежащий между первыми экспериментами и широким признанием, период пересмотра старых канонов и рождения новых конструкций и правил, период бесконечного разнообразия типов кораблей. Короче говоря, период поисков прототипа. Для броненосного флота этот период укладывается в три десятилетия - I860-1890 годы.

Наиболее дальновидные специалисты удивительно правильно предугадывали характер грядущих изменений, ясно видели основные контуры боевых кораблей недалекого будущего. В 1841 году американцы братья Стивенс спроектировали железный корабль водоизмещением в 6000 т со скоростью хода 17 узлов, с пушками на поворотных платформах, с двумя винтами и балансирным рулем, с высокооборотной многоцилиндровой машиной и высоким по тогдашним представлениям давлением пара - 3,5 атм.

Спустя четыре года известный французский кораблестроитель де Лом изложил свои соображения о корабле будущего, который должен был быть железным, высокобортным, несущим несколько тяжелых орудий вместо множества легких. Основной двигатель - паровая машина, вспомогательный - паруса. Примерно в это же время в голове знаменитого американского изобретателя Эриксона сложилось представление о низкосидящем корабле с тяжелыми орудиями, размещенными в поворотной башне. Авторы всех трех проектов главный упор делают на броню. Но прежде чем эта идея претворилась в жизнь, должно было произойти знаменитое Синопское сражение...

18 ноября 1853 года русская эскадра под командованием адмирала П.С.Нахимова вошла в Синопскую бухту, где укрылся турецкий флот. «Это сражение было коротким и решительным, - пишет английский историк Вильсон, - турецкий флот, ие располагавший бомбическими орудиями, просто-напросто исчез... Три турецких фрегата сгорели в несколько минут, два транспорта сразу пошли на дно».




Так получила боевое крещение идея французского артиллериста Пексана. «Необходимы короткие пушки большого калибра, - писал он в 1822 году, - стреляющие с больших дистанций по деревянному флоту разрывными снарядами с большим разрывным зарядом». Успех пушек Пексана положил начало неуклонному росту калибра морских орудий, который почти не увеличивался на протяжении предшествовавших 300 лет. Дело в том, что мощность гранаты (бомбы) сильно зависит от количества содержащегося в ней разрывного заряда. При стрельбе же сплошным ядром увеличение калибра со 152 мм до 203 мм увеличивает разрушительное действие снаряда сравнительно мало, а вес ядра и орудия становится чрезмерным.

Лихорадочно ища защиту от губительного огня русских батарей, Наполеон III в сентябре 1854 года отдал приказ о постройке 5 плавучих батарей с железной броней. Именно в пылу войны родился броненосец береговой обороны - тип корабля, которого не знал парусный флот. Но для выполнения главных целей флота, которыми тогдашние адмиралы считали господство на море и блокаду вражеских портов, новые корабли не представляли никакой ценности. Капитан, руководивший бомбардировкой Кинбурна, в сердцах сравнивал плавучие батареи с черепахами. При встречном ветре их тащило назад, и тогда приходилось отстаиваться на якорях либо прибегать к буксировке. Для настоящей морской службы требовался мореходный броненосец, который бы не уступал парусным кораблям того времени.

Де Лом, взявшийся построить такой броненосец, решил воспользоваться старым опытом. Его знаменитый «Ла-Глуар» (1), спущенный на воду в 1859 году, по праву считался мощнейшим кораблем тех лет. 30 орудий 162-мм калибра, броня в 120 мм, закрывавшая весь надводный и часть подводного борта, машина в 2500 л.с. и скорость 12-13 узлов давали все основания для такой репутации. Но с точки зрения новых идей этот «лев в стаде овец», как гордо называл его сам строитель, не представлял ничего оригинального. Де Лом обшил борта деревянного корабля железными плитами. С конструктивной точки зрения «Ла Глуар» - обычный деревянный линейный корабль, у которою срезана одна палуба и уменьшено количество пушек для компенсации веса брони. Такие корабли стали называть панцирными, чтобы отличать их от истинных броненосцев, начало которым положил «Уорриор» (2), спущенный в Англии в 1861 году. Он был крупнее и быстроходнее, чем «Ла Глуар», и нес больше орудий. Правда, броня не закрывала весь его надводный борт, а образовывала в средней части корпуса прямоугольную коробку, в которой размещались батареи. Недостатком такой схемы бронирования была уязвимость рулевой машины. Но зато строители «Уорриора» - знаменитые Скотт-Рассел и И.Уатт усовершенствовали конструкцию, применив водонепроницаемые отсеки и цельножелезный корпус. Чтобы оценить важность этого решения, стоит вспомнить, что Британское адмиралтейство отказывалось строить железные корабли с 1834 года из-за сильной коррозии и обрастания подводной части.

При всем различии первых броненосцев обращает на себя внимание одна деталь: толщина брони остается примерно постоянной - 100-120 мм. Артиллеристы приняли вызов. В 1865 году нарезные 228-мм пушки Вулвичского арсенала с дистанции около 1000 м пробивали броню голщиной 254 мм. Стало очевидно, что многочисленные малые орудия необходимо стянуть в мощный кулак из небольшого числа крупных пушек и защищать его толстой броней. Воплощая эту идею в конструкцию, главный строитель английского флота Эдвард Рид предложил так называемые казематные броненосцы. Для них характерны высокий борт, полное парусное вооружение в дополнение к паровой машине, броневой пояс по ватерлинии, увенчанный в средней части броневым коробом - казематом. В нем размещается несколько тяжелых орудий. Нa верхней палубе без прикрытия иногда устанавливалась дополнительная батарея легких орудий.

Чтобы погонные и отступные пушки могли вести огонь вдоль диаметральной плоскости, каземат должен был выступать за пределы борта. Тогда тяжелые орудия могли стрелять в нос и в корму через порты, прорезанные в углах каземата.

Первый казематный броненосец английского флота «Беллерофон» (1865 год) (4) превосходил «Уорриор» толщиной брони, мощностью орудий, маневренностью.

В 1865 году газета «Тайме» писала, что «из всей своры отечественных броненосцев он будет походить на гончую собаку, способную ворваться в неприятельскую гавань, разбить флот, если он на якоре, или выгнать его в море».

Спустя десять лет появился первый броненосец с двухдечным казематам - «Александра» (6). Чтобы отличать такие корабли от обычных однодечных, их стали называть казематированными. Последним таким броненосцем в мировой практике кораблестроении стал французский «Девастасьон» (7), спущенный в 1879 году.

...«Едва успели мы похоронить наш парусный флот и только что успели соорудить достойный для России паровой флот, как непредвиденные военно-морские события... заставили морское министерство сосредоточить все свои умственные и материальные средства на создании броненосного флота», - писал официальный историограф русского флота К.Манн. Принимая решение о строительстве броненосцев, морское ведомство должно было решить три проблемы:

1. Какие корабли нужны флоту?

2. Строить ли их самим или заказывать за границей?

3. Какую систему взять за основу: французскую или английскую?

К 1860-м годам стало ясно, что броня, в мгновение ока уничтожившая строгую, выработанную столетиями классификацию парусных кораблей, привела к появлению броненосцев, для которых требуется своя, новая классификация. Русское морское ведомство решило для плавания в океанах и линейного боя оставить бортовые броненосцы с полным парусным вооружением и с броней умеренной толщины, а для атаки и обороны портов и гаваней строить броненосцы береговой обороны, способные нести самые тяжелые орудия и самую толстую броню. Поскольку первостепенной задачей для России была защита берегов, основной упор кораблестроительной программы делался на броненосцы береговой обороны.

Постройка в 1861 году небольшой броненосной лодки «Опыт» показала, что заводы царской России не в состоянии были выполнить требования морского ведомства. Поэтому первый наш броненосец - плавучая батарея «Первенец» (3) - сооружался в Англии. Ее строительство было использовано для обучения русских инженеров и мастеров, командированных с этой целью в Англию. Следующая броненосная батарея «Не тронь меня» строилась уже в Петербурге, на Галерном островке, английским заводчиком Митчеллом, но силами русских рабочих под наблюдением инженера Соболева. Третью батарею - «Кремль», несколько увеличенного водоизмещения - построили на русском частном заводе Семянникова и Полетики частью из английского, частью из русского железа.

Из двух систем постройки - французской, при которой деревянный корпус обшивали коваными железными плитами, и английской, при которой корпус строился из железа, предпочтение отдавалось английской, хотя она была дороже и требовала больше времени. На русских верфях было построено всего два панцирных броненосца (переделанные фрегаты «Севастополь» и «Петропавловск»). Все остальные строились из железа, ибо морское ведомство считало: «Железное судостроение должно прочно водвориться в России, суда должны строиться русскими и из русских материалов, чтобы нам не быть в этом важном деле в зависимости от иноземной промышленности и иностранных техников».

В результате этой дальновидной политики уже в 1864 году отечественное судостроение смогло приступить к постройке нашего первого мореходного броненосца - казематного фрегата «Князь Пожарский» (5). Он строился на Галерном островке целиком из русского железа, а на изготовление каземата пошла первая броня Ижорского завода. Пробные плавания в Балтийском море в 1869, 1870 и 1871 годах дали малоудовлетворительные результаты, и это обстоятельство позволило знаменитому нашему кораблестроителю адмиралу А.Попову лишний раз блеснуть своим талантом. Проведя испытания, он убедился, что недостатки фрегата кроются не в конструкции его, а в неправильном размещении грузов и рангоута. Произведенные по указаниям А.Попова переделки дали прекрасные результаты, и летом 1873 года «Князь Пожарский», успешно перенеся ряд штормов, отправился нести службу в Средиземное море. Он стал нашим первым броненосцем, вышедшим из Кронштадта за пределы Балтийского моря.


1. «Ла Глуар», Франция, 1859 г.

Водоизмещение 5600 т, длина 77 м, ширина 16,1 м, осадка 8 м. Мощность силовой установки 2500 н.л.с. Скорость 12,8 узл. Толщина брони 120 мм. Вооружение - 30 162-мм орудий.

2. «Уорриор», Англия, 1861 г.
Водоизмещение 8950 т, длина 116 м, ширина 17,8 м, осадка 8 м. Мощность силовой установки 5470 н.л.с. Скорость 14,4 узл. Толщина брони 114 мм. Вооружение - 48 203-мм орудий.

3. «Первенец», Россия, 1864 г.
Водоизмещение 3277 т, длина 68 м, ширина 16,1 м, осадка 4,4 м. Мощность силовой установки 1067 н.л.с. Скорость 8 узл. Толщина брони 114 мм. Вооружение - 24 196-мм орудий.

4. «Беллерофон», Англия, 1865 г.
Водоизмещение 7550 т, длина 92 м, ширина 17,2 м, осадка 8 м. Мощность силовой установки 6520 н.л.с. Скорость 14,17 узл. Толщина брони 152 мм. Вооружение - 10 229-мм орудий, 5 175-мм орудий.

5. «Князь Пожарский», Россия, 1867 г.
Водоизмещение 4505 т, длина 83 м, ширина 15,6 м, осадка 6,1 м. Мощность силовой установки 2835 н.л.с. Скорость 11,7 узл. Толщина брони 114 мм. Вооружение - 8 203-мм орудий, 2 152-мм орудий.

6. «Девастасьон», Франция, 1879 г.
Водоизмещение 9600 т, длина 94,9 м, ширина 21,3 м, осадка 7 м. Мощность силовой установки 8000 н.л.с. Скорость 15 узл. Толщина брони 380 мм. Вооружение - 4 320-мм орудий, 3 270-мм орудия.

7. «Александра», Англия, 1875 г.
Водоизмещение 9490 т, длина 99 м, ширина 19,4 м, осадка 8 м. Мощность силовой установки 8610 н.л.с. Скорость 15 узл. Толщина брони 305 мм. Вооружение - 2 280-мм орудия, 10 254-мм орудий.

Эволюция, начавшаяся в 50-х годах 19 века установкой паровых машин в корпусах деревянных трехпалубных линкоров, подобных французской «Бретани», уже через 40 лет привела к созданию грандиозных линейных кораблей-дредноутов. Такие корабли создавались для господства на море. Впрочем, то же можно сказать и о предшественниках дредноутов, сколь угодно уступавших им по размерам. Следует учесть, что термин «линейный корабль» означает самый крупный, лучше всего вооруженный и защищенный корабль своего времени - будь то парусный «Арк Ройял» (XVII в.) или броненосец Конфедерации Южных штатов «Стоуну-олл».

Логическую преемственность эволюции проектов можно проследить в истории кораблей. К примеру, броненосец «Эджинкорт», построенный в 1862 году, все еще имел бортовое расположение орудий, - как и «Арк Ройял», построенный за 300 лет до него. На «Эджинкорте» стояла паровая машина, но она использовалась лишь для маневров на рейде, в море же корабль по-прежнему ходил под парусами. Броня корабля представляла собой железные плиты, установленные на толстой деревянной подкладке поверх бортов, что делало корабль «железнобоким» в буквальном смысле этого слова. Однако, как и ряд других кораблей того времени, «Эджинкорт» уже был вооружен нарезными орудиями, заряжавшимися с казенной части. Эти пушки имели гораздо большую точность и дальность стрельбы, чем старые дульнозарядные гладкоствольные. Кроме того, новые орудия стреляли разрывными снарядами. Изобретенные во Франции в 1840-х годах, такие снаряды впервые продемонстрировали свою разрушительную мощь в 1853 году, во время Синопского сражения.

Словом, орудия становились все эффективнее, а их боеприпасы - разрушительнее. Следующим шагом должно было стать усиление защиты корабля. В 1859 году на французском фрегате «Глуар» появился железный пояс, начинавшийся ниже ватерлинии, доходивший до верхней палубы и уложенный прямо на 650-миллиметровый (25,6 дюйма) деревянный корпус корабля. Но дерево как кораблестроительный материал уже отходило в прошлое. Ровно через год в Англии был спущен на воду Уорриор , ставший первым в мире военным кораблем с железным корпусом. Он был вооружен четырьмя 110-фунтовыми нарезными и 68-фунтовыми гладкоствольными орудиями; эти пушки сделали Уорриор самым мощным кораблем своего времени. Правда, ненадолго.

Офицер британского Королевского флота Купер Коулз в 1861 году сообщил Адмиралтейству, что сконструированный им корабль, вдвое дешевле Уорриор и с вдвое меньшим экипажем, сможет в течении часа подавить сопротивление Уорриор и принудить его к капитуляции. Секретом этого корабля было размещение артиллерии в орудийных башнях. Лорды Адмиралтейства решили принять предложение Коулза. В 1864 году на воду был спущен броненосец «Принц Альберт», наглядно доказавший эффективность орудийных башен, - ведь они позволяли наводить орудия на цель значительно быстрее, чем это было возможно на кораблях с бортовым расположением артиллерии.

Однако новый броненосец не мог соревноваться с Уорриор в мореходности, поскольку нес только легкое парусное вооружение, а его паровая машина была недостаточно мощной для столь большого судна с тяжелой броней. Каждая из двух бронированных башен корабля весила 112 тонн и поворачивалась вручную.

Отказавшись признать свое поражение, Купер Коул вновь попытался доказать жизнеспособность мореходного башенного корабля. В 1869 году по его проекту был построен Кэптен . Корабль был оснащен полным парусным вооружением; чтобы мачты не мешали стрельбе, башни располагались совсем низко над водой. Это конструкторское решение оказалось неудачным: Кэптен перевернулся во время шторма прямо на испытаниях, унеся на дно большую часть команды и своего капитана Купера Коулза.

К началу 1870-х бронированные башенные корабли уже показали себя в бою. В 1862 году, во время Гражданской войны в США, броненосный корабль северян «Монитор» одержал победу над броненосцем конфедератов «Мерримак». Это был первый бой между полностью бронированными паровыми судами. Бой проходил на мелководье, когда же впоследствии «Монитор» вышел в открытое море в плохую погоду, его постигла судьба «Кэптена» и он затонул у мыса Гаттерас. Казалось, что уделом подобных кораблей навсегда останется береговая оборона и действия в мелководных акваториях.

Однако все эти неудачи не отпугнули кораблестроителей, поскольку им были очевидны преимущества паровых машин, броневых плит и больших орудий; установление правильного соотношения между этими элементами конструкции являлось лишь вопросом времени. Боевой корабль должен иметь мощную броню для защиты от вражеского огня, достаточно большой корпус, чтобы поставить машины, способные придать этой громаде необходимую скорость, и мощные орудия, превосходящие огневую мощь аналогичных кораблей противника - или, по крайней мере, ей не уступающие. Эта техническая головоломка надолго увлекла лучшие инженерные умы мира и привела к появлению в 70-80-х годах XIX столетия огромного количества самых разнообразных проектов.

Отдельной проблемой стало размещение артиллерии - особенно до середины 1870-х, пока большинство боевых кораблей еще несли полное парусное вооружение, а пушки и башни приходилось буквально втискивать среди мачт и такелажа. Орудия нужно было хорошо защитить, но при этом расположить достаточно высоко над водой во избежание попадания брызг или затопления при крене. На некоторых кораблях (например, на турецком «Лютфи-Джелиль») ставился фальшборт. На других - в частности, на французском «Каймане» - орудия располагались в приподнятых броневых редутах, которые назывались барбетами. Еще один вариант размещения артиллерии продемонстрировал французский броненосец «Девастасьон», основное вооружение которого было расположено не в башнях, а в центральной батарее.

В 1869 году по проекту видного русского кораблестроителя вице-адмирала А.А. Попова в Петербурге был заложен первый корабль типа броненосец, получивший впоследствии наименование Петр Великий . Из-за неимения опыта постройки таких крупных кораблей, оснащенных самой совершенной по тому времени боевой техникой и вооружением, строительство броненосца затянулось до 1877 года, но тем не менее в течение целого ряда лет после окончания строительства Петр Великий считался лучшим и сильнейшим кораблем в мире.

Большинство океанских броненосцев этого периода объединяло наличие тарана. На кораблестроителей большое впечатление произвел эпизод сражения при острове Лисса в 1866 году, когда итальянский броненосец «Ре д"Италия» был протаранен и потоплен австрийским броненосцем «Фердинанд Макс». Несмотря на то, что крупнейшие морские орудия тех времен уже имели дальность стрельбы до 3000 ярдов, судьба «Ре д"Италия» доказала, что древняя тактика тарана может найти применение и в век железных кораблей. Поэтому следующие 30 лет почти все крупные боевые корабли мира оснащались таранами. Некоторые из них, подобно рейдеру конфедератов «Стоунуолл», вообще строились исключительно как таранные броненосцы.

Однако период поиска наилучшего конструктивного решения не мог продолжаться бесконечно, флот, состоящий из кораблей различных типов, с абсолютно разными ходовыми качествами, разной броней и разными калибрами орудий, не слишком эффективен в бою. В 1889 году британское Адмиралтейство заказало полностью новый флот из 70 кораблей, включая 8 эскадренных броненосцев первого класса. Первым был построен Ройял Соверин . Его корпус и орудия были изготовлены из стали, борт защищен броней толщиной до 450 мм, а калибр орудий составлял 343 мм. Несмотря на полное водоизмещение в 16 000 тонн, этот корабль мог развивать скорость в 16 узлов.

Наступала эра броненосцев с крупнокалиберными орудиями. Но стоимость этих кораблей оказалась поистине чудовищной. Военно-морские расходы Британии только в течение 1890-х годов возросли на 290 процентов; к концу десятилетия стоимость нового броненосца уже приблизилась к полутора миллионам фунтов стерлингов. Мир был втянут в первую гонку вооружений. Каждая индустриально развитая страна (и даже многие из тех, которые, подобно Бразилии, еще не имели развитой промышленности) видела в постройке броненосцев возможность продемонстрировать свою мощь. Соревновательный дух особенно ярко проявлялся у молодых мировых держав, таких, как имперская Германия и Соединенные Штаты, которые наращивали свои флоты даже стремительнее, чем Великобритания.

Эра броненосцев закончилась в 1906 году, когда был спущен на воду Дредноут - корабль, давший имя новому классу боевых кораблей и отправивший броненосцы на слом.

Модель первого батарейного броненосца La Gloire

Батарейный бронено́сец - боевой корабль парусной эпохи со слабой паровой машиной, защищенный железной броней и вооруженный пушками, установленными по всему борту. Заменил парусный линейный корабль и вооружённый бомбическими орудиями паровой винтовой фрегат в качестве сильнейшего боевого корабля.

Появление броненосцев

Плавучие батареи

Первый глава государства, кто указал создать броненосные корабли, был Император Наполеон 3. Главный кораблестроитель французского флота Дюпюи-де-Лом, испытав стрельбой железные плиты, создал плавучие батареи Lave , Tonnante и Devastation . Эти корабли были обшиты 120 мм железными листами и несли вооружение 18 пушек калибра 240 мм. Эти 3 корабля 17 октября 1855 года принудили к сдаче русское береговое укрепление Кинбурн.

Дюпюи-де-Лом при проектировании своих броненосных кораблей с тяжелыми орудиями, взял в основу опыты (1822г.) французского генерала от артиллерии Пексана.

Бомбическое орудие Пексана

Новизна идеи состояла в том, что стрелять надо не в палубы кораблей по навесной траектории, а в борта по настильной. Для такой стрельбы А. Пексан разработал бомбические пушки, у которых казенная часть была утолщена для придания большей прочности, устранено дульное утолщение, изменена форма каморы для размещения уменьшенного заряда и для удобства заряжания сделан распал . Испытания в Бресте и Кронштадте в начале 1830-х показали, что разрыв бомбы в борту деревянного корабля делает брешь площадью более квадратного метра и на дистанции 500-1000 метров топит деревянный корабль с 20-25 выстрелов. 18 ноября 1853 года адмирал Нахимов уничтожил в Синопе турецкий флот. Здесь впервые были опробованы в бою бомбические пушки.

Что касается брони, то о ней забыли почти на 20 лет. Это произошло потому, что французский морской министр адмирал Мако, проверив идею Пексана и убедившись в высокой эффективности брони, засекретил результаты испытаний, с тем чтобы в случае войны с Англией внезапно забронировать свои корабли. Англия начала опыты с броней в конце 1840-х. Но оказалось, что ядра, пробивая железный лист, порождают рой осколков. Их вид и рваные зазубренные края поразили участников испытаний и в английском флоте сложилось резко отрицательное мнение о броне. Но за осколками англичане не увидели два принципиальных момента. Во-первых, удар о тонкую броню нередко раскалывал бомбы, а во вторых - англичане не довели толщину броневых листов до толщины, при которой ядро не в состоянии пробить их.

Безусловный успех французских плавучих бата­рей под Кинбурном, где русские ядра и бомбы ниче­го не смогли сделать с их 110-мм железной броней, оказался лучшей рекламой для бронированных ко­раблей. Капитан 3 ранга Дюперр, командо­вавший Tonnante , предложил, используя приоритет Франции, немедленно приступить к постройке море­ходного броненосца. Раньше Франция сильно отставала от «владычицы морей» по мощи своего линейного фло­та, поэтому приход «железной эры» давал ей отлич­ный шанс. Один бронированный корабль мог успеш­но выдержать сражение с несколькими «деревяшка­ми», что позже успешно продемонстрировал в ходе гражданской войны в США броненосец южан CSS Virginia . Следовательно, строительство нового флота можно было начинать почти с нуля.

Но одних только передовых идей недостаточно для достижения поставленных целей. Требуется еще и материальная база. Дюпюи-де-Лом предполагал строить проектируемые им океанские броненосцы из железа, с бортовой броней до 165-мм, но это оказалось не по силам французской промышленнос­ти. Пришлось сразу же прибегнуть к полумерам. Для ускорения дела взяли недостроенный корпус дере­вянного линейного корабля La Gloire , разо­брали его верхнюю палубу, а на борт навесили плиты кованой железной брони толщиной до 200-мм. Хотя он и был неуязвим для бомбических орудий, но под своим железным «панцирем» сохра­нил главные недостатки, свойственные деревянным кораблям: огнеопасность и низкую живучесть, обус­ловленную отсутствием водонепроницаемых перебо­рок между отсеками.

Строительство батарейных броненосцев в разных странах

Заканчивалась эпоха парусов, и начиналась эпоха пара и железа. Парусные линейные корабли и фрегаты утратили свое превосходство, и морские державы стали все в относительно равных условиях.Поэтому все заложенные деревянные корабли стали оснащать паровой машиной, прикреплять броню и вооружать бомбическими и нарезными орудиями.

Франция

Броненосец типа Provence

После Крымской войны 1853-1856 гг. где Франция и Англия являлись союзниками, соперничество между этими странами вновь обострилось. Французы, как первооткрыватели броненосцев закладывают в 1858 году серию броненосцев из трех кораблей типа La Gloire . Корабли этого типа несли тридцать шесть орудий калибра 164-мм и закрыт броней из кованного железа до 200-мм. Неся полное парусное вооружение La Gloire имел так же паровую машину, дававшую 12,5 узлов . Следующий тип батарейных броненосцев La Couronne французы заложили из железа, опередив англичан, но спустили на воду позже. Вооруженный тридцатью нарезными орудиями калибра 164-мм и десятью гладкоствольными орудиями калибра 280-мм.В 1859 году главный кораблестроитель французского флота Дюпюи-де-Лом закладывает два двухпалубных батарейных броненосца типа Magenta . Деревянный корпус обшит 119-мм броней. На двух палубах размещалось две 224-мм нарезные гаубицы, тридцать четыре 164-мм нарезных и шестнадцать 280-мм гладкоствольных орудия. Головной корабль серии погиб по причине пожара и взрыва кормовой крюйт-камеры.

После постройки La Gloire французы закладывают самый многочисленный тип своих броненосцев. Это десять броненосцев типа Provence . Только один был построен, из-за нехватки материала, из железа. Provence был улучшенной версией La Gloire . Броненосец Belliquese должен был стать головным в серии недорогих броненосцев для охраны береговой линии, но недостаток мореходности и разнокалиберная артиллерия не удовлетворили французское Адмиралтейство, и проект признали не удачным. Для зашиты своих колониальных владений Франция создала семь небольших броненосцев типа Alma . Этот броненосец имел хорошую мореходность и управляемость как под парами, так и под парусами, но нес всего шесть нарезных пушек калибра 193-мм.

Великобритания

Первый железный броненосец HMS Warrior

Появление броненосных кораблей заставило встрепенуться "Владычицу морей", ведь появилась угроза морским коммуникациям империи. В ответ на создание извечной соперницей La Gloire , Англия в 1859 закладывает два броненосца типа HMS Warrior . Эти броненосцы были полностью изготовлены из железа, несли четыре 203-мм, двадцать восемь 178-мм нарезных и четыре 84-мм орудия, развивали 13,5 узлов. При большем числе орудий угол обстрела был лучше, чем у La Gloire , из-за того, что пушки стояли на поворотных платформах. Однако строительство броненосцев типа HMS Warrior было сочтено слишком дорогим, и поэтому Адмиралтейство следующую серию из четырех кораблей типа HMS Defence решили строить с меньшим водоизмещением. В результате эти броненосцы были хуже прототипа, превосходя HMS Warrior только в маневренности. Вооружение состояло из двух 203-мм и четырнадцати 178-мм пушек. Следующий батарейный броненосец HMS Achilless был введен в строй в 1865 году и нес четыре 203-мм и двадцать два 178-мм орудия.

Однако англичане строили не только полностью железные корабли. Для создания броненосного флота они использовали и недостроенные деревянные корабли. Такими броненосцами стали шесть кораблей типа HMS Royal Oak с вооружением четыре 203-мм и двадцать 178-мм орудий и броней 114 мм. В 1866 году вошел в строй броненосец HMS Zealous . Помимо батарейной палубы в шестнадцать 178-мм орудий имел и четыре полубарбета на верхней палубе. Кроме броненосцев, переоборудованных из уже имевшихся деревянных кораблей, англичане специ­ально построили два больших броненосца с деревянн­ыми корпусами. Это были броненосцы типа HMS Lord Clyde вооруженных двадцатью четырьмя 178-мм орудиями. Последним деревянным броненосцем был HMS Repulse . В стой он вошел в 1870 году и батарейная палуба состояла из двенадцати 203-мм орудий. Корабль получил по образцу казематного броне­носца HMS Bellerophon центральную батарею. Последними из батарейных броненосцев были три корабля типа HMS Minotaur с вооружением четыре 229-мм и двадцать четыре 178-мм орудия. Эти пяти мачтовые корабли имели просторные помещения и использовались как флагманские корабли, хотя ход под парусами не превышал 9 узлов.

Re d ltalia тонет после тарана

Первые два броненосца типа Salamander были спущены на воду в 1861 году. Вооружение состояло из четырнадцати 203-мм и четырех 196-мм орудий. Бронирование 114-мм, скорость не превышала 9 узлов. Следующие три броненосца типа Kaiser Max были улучшенной версией Salamander . В 1866 году вступили в строй два батарейных броненосца типа Erzherzog Ferdinand-Max . Головной корабль серии вошел в историю, как первый броненосец, потопивший другой броненосец таранным ударом.

Италия

До появления броненосцев Италия не считалась сильной морской державой. В 1861 году спущены на воду два броненосца типа Formidabile вооруженных четырьмя 203-мм и шестнадцатью 164-мм орудиями. Бронирование 114-мм, скорость 10 узлов. Броненосцы типа Re d"ltalia являлись самыми крупными кораблями итальян­ского флота в 60-х гг. XIX века. Броня прикрывала борта этих кораблей от носа до кормы, однако рулевое управление осталось незащи­щенным. Также корабли не имели водонепроницаемых переборок. Поэтому их боевая ус­тойчивость была невелика, что и показало сражение возле острова Лисса, где первый из них погиб. Эти броненосцы несли шесть 203-мм и тридцать два 164-мм орудия. Следующие два броненосца типа Regina Maria Pia несли парусное вооружение трех ­мачтовой шхуны , затем были превращены в бриги . Последними батарейными броненосцами были три корабля типа Principe di Carignano вооруженных десятью 203-мм и двенадцать 164-мм орудиями.

Испания

Первый батарейный броненосец Испании

Практически все испанские батарейные броненосцы были вооружены устаревшими 68-фунтовыми орудиями (214-мм)и появились они достаточно поздно.Два первых броненосца типа Numancia и Vitoria вступили в строй в 1865 и 1867 годах соответственно. Были практически однотипны, хотя и строились в разных странах, были построены из железа и имели таран. Батарейная палуба насчитывала по сорок устаревших орудий калибра 214-мм. Броненосец Numancia участвовал в войне с колониями и принимал участие в Гражданской войне в Испании 1873 года, где получил серьезные повреждения. Броненосец типа Arapiles изначально строился как параходофрегат, но в процессе строительства Адмиралтейство решило создать палубный броненосец. Вооружение состояло из двух 254-мм, пяти 203-мм и 10 200-мм нарезных орудий. Броненосец Tetuan был построен в Испании из дерева и обшит броней. Вооружение состояло из сорока устаревших орудий калибра 214-мм.Броненосец был взорван во время Гражданской войны. Последними из испанских батарейных броненосцев была серия из трех кораблей типа Zaragosa . Все три броненосца данного типа были заложены в качестве трехдечных парусно-­винтовых линейных кораблей, но еще на стапелях их начали перестраивать в броненосцы. Вооружение составляло двадцать одно орудие калибра 214-мм.

Турция

Все свои батарейные броненосцы Турция строила во Франции. Всего было две серии таких броненосцев. Первая серия состояла из четырех кораблей типа Osmanieh . Корпуса железные вооружение состояло из двух 229-мм и четырнадцати 177-мм орудий. В стой вступили с 1865 года. Вторая серия состояла из трех кораблей типа Assari Shevket . Изначально это были железные корабли с барбетно-батарейным размещением орудий, но барбеты увеличивали вес, и остойчивость уменьшалась. Поэтому барбеты демонтировали, оставив только батарейную схему вооружения в восемь 229-мм орудий. Хотя броненосцы типа Osmanieh были позже перестроены в барбетно-батарейные.

Германия

Первый немецкий батарейный броненосец SMS Friedrich Karl был спроектирован в Германии, а построен во Франции. Вооружен шестнадцатью 210-мм орудиями. Вступил в строй в 1867 году. В этом же году вступил в строй броненосец SMS Kronprinz вооружение шестнадцать орудий калибра 210-мм. Броненосец SMS König Wilhelm строился изначально для Турции под именем Fatikh но нехватка средств не позволила приобрести его и корабль купили немцы. Двадцать четыре года броненосец был флагманом флота. SMS König Wilhelm 31 мая 1878 года протаранил и утопил в Ла-Манше SMS Grosser Kurfurst , броненосец немецкой построй­ки, вступивший в строй за 25 дней до рокового столкновения. На вооружении состояли восемнадцать 240-мм и пять 210-мм орудий.

Россия

Формально в составе российского флота кораблей такого типа не было, но фактически к ним можно отнести (по совокупности ТТХ) плавучие батареи типа "Кремль" (3 ед), а так же броненосные фрегаты "Севастополь" и "Петропавловск".

Типы батарейных броненосцев разных стран

Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/батарея), мм
Броненосцы типа La Gloire 3 1860 - 1879 5630 12,5 36х164 120/ / 110
La Couronne 1 1862 - 1910 5983 12,5 30х164, 10х280 81-102/13 /
Броненосцы типа Magenta 2 1862 - 1882 6715 13 2х224, 36х164, 16х280 119/ / 109-119
Броненосцы типа Provence 10 1865 - 1893 6715 13 2х224, 36х164, 16х280 109-152/ / 109
Belliquese 1 1866 - ? 3717 11 4х194, 6х164, 5х140 152/ / 119
Броненосцы типа Alma 7 1867 - 1895 3513 11 6х193 152/ / 119
Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/батарея), мм
Броненосцы типа Warrior 2 1862 - 1979 9140 13,5 4х203, 28х178 114 / /114
Броненосцы типаDefence 4 1864 - 1935 6150 11,6 2х203, 14х178 114 / /114
HMS Achilless 1 1864 - 1925 6150 14,3 4х203, 22х178 114 / /114
Броненосцы типа Royal Oak 6 1864 - 1875 6700 12,5 4х203, 20х178 114 / /114
HMS Zealous 1 1865 - 1875 6096 11,7 20х178 114 / /114
Броненосцы типаLord Clyde 2 1866 - 1887 7750 13,4 24х178 114 / /114
HMS Repulse 1 1870 - 1885 6190 12,5 12х203 152 / /152
Броненосцы типа Minotaur 3 1867 - 1928 10600 14,3 4х229, 24х178 140 / /140

Список типов батарейных броненосцев Австро-Венгрии

Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/батарея), мм

Бронено́сец - основной класс боевых кораблей во 2-й половине 19 - начале 20 вв. с башенной артиллерией крупного калибра и сильной броневой защитой. Он заменил парусный линейный корабль как сильнейшее военное судно. С 1848 года во Франции и Англии началось строительство линейных кораблей, которые наряду с парусами имели и паровые двигатели. Еще одной новинкой, тесно связанной с появлением броненосцев стали бомбические орудия, разработанные французским артиллерийским офицером генералом Г.-Ж. Пексаном (1783-1854). Для защиты от огня бомбических орудий тот же Пексан предложил использовать железные бортовые листы. Однако внедрение этого новшества задержалось невысоким уровнем металлургической промышленности. Лишь после Синопского боя (1853), в котором русская эскадра под командованием адмирала П. С. Нахимова зажигательными бомбами уничтожила турецкий флот, во всех флотах окончательно пришли к убеждению в необходимости замены деревянных кораблей с парусным вооружением кораблями из железа с паровыми машинами.

Первым броненосным паровым кораблем нового типа (для плавания в открытом море) был французский панцирный броненосец «Глуар», спущенный на воду в 1859 году, киль и шпангоуты которого были металлическими, а обшивка - деревянной. В 1860 году в Англии на воду был спущен цельнометаллический броненосец «Уорриор». Первое боевое столкновение между бронированными паровыми кораблями произошло во время Гражданской войны в США на Хэмптонском рейде 9 марта 1862 года, между броненосцами «Монитор» и «Вирджиния».

Первые артиллерийские башни появились еще на заре броненосной эры - одной двухорудийной башней оснащался легендарный «Монитор». Однако для возможности кругового обстрела он был снабжен заваливающимися трубами, что не могло нравиться морякам, не желавшим терять ход во время боя. Для обеспечения кругового обстрела нужно было по крайней мере две башни. Впервые это было сделано в 1872 году на русском корабле «Петр Великий», снабженном четырьмя 12-дюймовыми пушками в 2 башнях. Тогда же броненосцы расстались с парусами - паровые машины стали достаточно надежны и экономичны.

К концу 19 века взгляды на новые корабли постепенно устоялись, приведя к возникновению эскадренных броненосцев - тяжелых артиллерийских кораблей, приспособленных к ведению артилерийского боя в составе эскадр. Крупнейшим сражением эскадренных броненосцев было Цусимское сражение 14 мая 1905 года. Опыт русско-японской войны выявил недостаточность числа орудий главного калибра, большую разнокалиберность вспомогательной артиллерии, слабость бронирования броненосцев и их низкую живучесть. Поэтому их строительство прекратилось, и взамен их во многих флотах мира стали строить линейные корабли (линкоры). Последними кораблями, официально называемыми броненосцами, стали немецкие корабли типа «Дойчланд», которые в 1940 году были переименованы в тяжелые крейсеры. Однако, в некоторых флотах, главным образом скандинавских стран, небольшое количество броненосцев сохранялось до конца

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!